Научная статья на тему 'Влияние цифровой трансформации на муниципальное управление'

Влияние цифровой трансформации на муниципальное управление Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное управление / цифровая трансформация / цифровизация / цифровые технологии в муниципальном управлении / местное самоуправление / municipal management / digital transformation / digitalization / digital technologies in municipal management / local self-government

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каратуева Е.Н.

Влияние цифровой трансформации, через механизмы цифровизации, на органы муниципального управления отражается в изменении образа действий и общения с жителями муниципальных образований с целью достижения интеграции институтов гражданского общества и власти. Цель работы заключается в определении основных направлений внедрения цифровых технологий в муниципальное управление. На основе анализа научных публикаций выделены некоторые направления цифровой трансформации муниципального управления. Отмечено, что цифровая трансформация муниципального управления является новым этапом развития местного самоуправления, дает возможность значительного повышения обоснованности и эффективности деятельности органов местного самоуправления в рамках общего тренда на становление цифрового общества. Сделан вывод, что цифровизация муниципального управления будет способствовать повышению его результативности. Для муниципального управления цифровое преобразование является стратегической программой действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of digital transformation on municipal governance

The impact of digital transformation, through digitalization mechanisms, on municipal government bodies is reflected in changing the way of actions and communication with residents of municipalities in order to achieve integration of civil society institutions and authorities. The purpose of the work is to determine the main directions of the introduction of digital technologies in municipal administration. Based on the analysis of scientific publications, some areas of digital transformation of municipal management are identified. It is noted that the digital transformation of municipal government is a new stage in the development of local self-government, which makes it possible to significantly increase the validity and effectiveness of the activities of local self-government bodies within the framework of the general trend towards the formation of a digital society. It is concluded that the digitalization of municipal management will contribute to improving its effectiveness. For municipal government, digital transformation is a strategic action program.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровой трансформации на муниципальное управление»

Каратуева Е.Н.

Кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.

Влияние цифровой трансформации на муниципальное управление

Введение

Активное накопление в последнее десятилетие цифровых технологий в конце концов привело к качественному изменению тренда мирового развития и определило черты новой технологической революции, которая в рамках концепции «длинных волн Кондратьева» означает переход от информационного к цифровому обществу. Происходит закономерный объективный процесс, при котором научно-технологические изменения обеспечивают изменения в экономической и политической системах, обусловливают изменение компетентностей людей и влияют на их личную жизнь [4].

Экспоненциальный рост количества информации в базах данных и внедрение широкого доступа к скоростному интернету сделало рост и распространение цифровых технологии лавинообразным. Цифровая трансформация, как общий мировой тренд, помимо прочего привела к изменению форм и методов публичного управления, роли государства и местного самоуправления. В общем смысле термин «цифровая трансформация» означает не только техническое переоснащение, но и, более глубинно, относится к переосмыслению способов организации работы организаций и учреждений для их эффективного взаимодействия за счет использования современных технологий и анализа данных [4].

Вместе с тем, хотя цифровая трансформация и охватывает все сферы общественной жизни, она происходит неравномерно как в разных странах, так и на территории каждой отдельной страны. И если на федеральном уровне реализуются значительные высокотехнологичные проекты, то в муниципальной сфере на уровне муниципальных образований ситуация значительно сложнее и разнообразнее [8].

Можно согласиться с мнением, что муниципальное управление (далее - МУ) является той сферой, где с развитием и освоением именно циф-

ровых технологий связаны возможности достижения значительных результатов в развитии муниципальных образований и, соответственно, всей страны. Иными словами, этот процесс тесно связан с пониманием направлений цифровой трансформации МУ в России и мире [6].

Цель работы заключается в определении основных направлений внедрения цифровых технологий в муниципальное управление в России.

Обзор исследований

Распространенным является видение цифровой трансформации МУ как внедрения в работу соответствующих органов местного самоуправления и муниципальных структур определенного набора новейших цифровых технологий наряду с электронным управлением, электронным документооборотом, электронными сервисами, ИТ системами и т.п. [1]. Под цифровой трансформацией МУ также понимают процесс создания электронных сервисов для более эффективных управленческих решений и предоставления качественных услуг на территории муниципальных образований [2].

При анализе проблемы цифровой трансформации МУ следует отметить работу Демидова А.Ю. и Лукашова А.И.[9], в которой на основе исследования зарубежного опыта дан глубокий анализ процесса цифровой трансформации публичного управления и его особенностей. Среди других публикаций, можно выделить исследование Меконнена Г. о роли и значении искусственного интеллекта как инструмента социально-экономического развития [10], в котором автор доказывает, что искусственный интеллект становится все более востребованным как в государственном управлении, так и в практике организации работы органов МУ, при разработке и реализации планов эффективного использования муниципальных ресурсов. (Усова Н.В. и Логинов М.П. отмечают [7]) В работе [7] отмечено, что в условиях цифровой трансформации общества особую актуальность приобретает использование цифровых технологий в системе МУ.

В исследовании Селезнёвой М.П., Кочетковой А.С. и Чиркуновой Е.К. [5] показано, что значительное влияние на состояние цифрового развития муниципальных образований оказывает уровень цифровых компетентностей работников муниципальных учреждений. Там, где среди служащих значительное количество лиц имеют, по меньшей мере, базовые цифровые навыки и понимание продвижения цифровых технологий, цифровое развитие территорий идет значительно быстрее

и эффективнее. Так, авторами показано, что в муниципальных образованиях, в которых (согласно [5]) подавляющее количество работников муниципальных структур составляют лица в возрасте до 50 лет и с высшим образованием, наблюдается более активная цифровизация и значительный прогресс местного экономического развития и усовершенствования МУ. В противном случае продуцируется стагнация муниципалитетов и падение эффективности МУ [5].

Результаты исследования

На сегодняшний день в научных кругах сложилось определенное представление об общих проблемах цифровизации МУ. Так, существует осознание того, что преимущества цифровизации в МУ возможно реализовать, только обеспечив доступность цифровых технологий и максимальное привлечение к ним большинства населения. Возможным вариантом решения этой проблемы является расширение возможностей мобильного доступа к глобальной сети [8]. По данному вопросу являются ценными выводы исследователей, относительно оценки электронной готовности отдельных административно-территориальных единиц, согласно которым цифровой разрыв между территориями в этом направлении остается проблемой, и, прежде всего. в возможностях доступа к Интернету и его использования. Органы МУ, разрабатывая и реализуя планы «цифрового обустройства» районов, не могут и не должны заменять собой операторов, предоставляющих сетевые услуги. Их роль - координация усилий различных участников цифровизации общественной жизни для достижения синергетического эффекта их действий, рациональное использование объектов местной собственности, предоставляемых различным частным операторам для развития необходимой инфраструктуры [8].

Значительное количество российских муниципалитетов уже имеют собственные концепции и программы цифрового развития. Однако, говорить о том, что они реализуются в полной мере, пока не приходится. Сейчас речь идет об актуальных попытках понять и попытаться воспроизвести в муниципальных образованиях мировой тренд к созданию цифрового общества, что, в свою очередь, предполагает переход на цифровые механизмы управления.

В первую очередь, речь идет о внедрении цифровых технологий, предоставляющих возможность осуществления качественного изменения муниципального управления. К ним относятся как «классические»

цифровые технологии - больших данных, распределенного реестра, искусственного интеллекта, интернета вещей и машинного обучения, так и собственные местные цифровые разработки, которые внедряются на местном уровне.

Опыт крупных мировых мегаполисов свидетельствует о том, что при внедрении цифровых технологий в МУ, все больше внимания уделяется использованию больших баз данных. Муниципалитет собирает и поддерживает данные о различных мерах, включая оперативную информацию о лицензиях, запросы на услуги или жалобы от общественности, а также планирование капитала и инвестиций, административные данные о доходах и закупках, показатели эффективности и данные опросов. Также, используются встроенные сенсоры, социальные медиа и данные, созданные с помощью краудсорсинга. В целом, именно муниципалитет располагает большим количеством данных о состоянии и развитии территории, и поэтому анализ этих данных имеет огромный потенциал, который способен определяюще влиять на эффективность МУ.

Одной из важных областей использования больших данных при внедрении цифровых технологий на местном уровне является управление чрезвычайными ситуациями. Основная цель этой деятельности - подготовка и реагирование на чрезвычайные события, которые активируют городские ресурсы новыми способами, заставляя создавать новые данные и операционные процессы, которых раньше не было. Доступ к высококачественным данным для ответа на эти новые вопросы, в условиях быстро меняющихся обстоятельств и противоречивой или неполной информации, является именно такой ситуацией, которая требует создания цифровой инфраструктуры, протоколов и организационных единиц в муниципальном управлении [10].

Также важным направлением внедрения цифровых технологий являются открытые данные. Так, еще в 2009 году муниципальные власти Нью-Йорка начали публиковать административные данные в открытом доступе, поддерживаемые городскими агентствами. Открытые данные, помимо прочего, рассматриваются как возможность привлечь технологическое сообщество в качестве ключевого ресурса для поддержки местного предпринимательства. Местная администрация приняла стратегический документ, в котором определена программа и порядок выдачи данных города. Это было сделано с целью превратить открытые данные в часть инструмента расширения прав и возможностей жителей. Стратегия «открытых данных для всех» обязала создавать обрат-

ную связь в процессе раскрытия данных. Кроме того, это приложение дает возможность местным властям, отслеживать, кто и как использует открытые данные [9].

В целом, цифровая трансформация МУ состоит из комплекса действий, направленных на улучшение и модернизацию процессов, которые включают процедуры реинжиниринга технологической и организационной баз. Они основаны на внедрении и развитии цифровых коммуникаций формирования и передачи данных с целью более тесного взаимодействия с гражданами в процессе удовлетворения потребностей и ожиданий последних. В условиях нового цифрового общества государственные служащие и должностные лица МУ берут на себя новые роли и обязанности, и, следовательно, должны иметь соответствующие цифровые навыки, знания, умения и компетентности.

Планируя проведение цифровых преобразований в муниципальных образованиях, органы МУ должны учитывать культурные и образовательные изменения, с которыми они сталкиваются. Поскольку, как роль, так и структура самой системы МУ должна меняться именно на условиях цифровой трансформации, актуальной задачей является определение приоритетных направлений цифровой трансформации МУ и их перспектив с учетом внедрения цифрового управления.

Исходя из анализа научных публикаций и учитывая опыт внедрения цифровых технологий в мире можно выделить дополнительные векторы влияния цифровой трансформации МУ, наиболее значимыми из которых являются формирование цифровых компетенций должностных лиц МУ [5] и развитие цифрового взаимодействия МУ и местного бизнеса [3].

Формирование цифровых компетенций должностных лиц МУ включает в себя информационную грамотность и использование данных, коммуникацию и сотрудничество, создание цифрового контента (включая программирование), безопасность (включая цифровое благополучие и компетентность, связанные с кибербезопасностью) и решение проблем. Должностному лицу необходимо понимать общие принципы, механизмы и логику, лежащую в основе развивающихся цифровых технологий, а также знать основы функционирования и использования различных устройств, приложений и сетей.

Еще одним важным аспектом влияния цифровой трансформации МУ является изменение вектора взаимоотношений с бизнесом, как таким общественным актором, который опережает власть в освоении и при-

менении цифровых технологий. В этой ситуации возникает актуальная потребность сосредоточить внимание на возможности и необходимости использования цифровых технологий для обеспечения ориентации МУ на конечный результат при взаимодействии с бизнесом. Между тем, существует определенный риск, что цифровизация экономики и общества, которая сейчас активно декларируется на разных политических уровнях, может ограничиться лишь некоторыми «улучшениями», а не кардинально изменить сам процесс взаимодействия органов власти муниципального образования с бизнесом, как наиболее заинтересованной движущей силой цифрового прогресса. При этом, цифровой трансформацией МУ в сфере взаимодействия власти и бизнеса может признаваться только изменение содержания всей системы МУ [3]. В первую очередь это касается снижения необоснованного вмешательства в деятельность бизнеса.

Подводя итоги, следует отметить, что постепенная цифровая модернизация является естественным процессом эволюции системы управления. Но, нужно понимание, что цифровая трансформация является глобальной цивилизационной революцией, которая трансформирует информационное общество в цифровое. Все сферы и отрасли от экономики до личной жизни человека претерпевают коренные изменения и такой переход, по концепции «длинных волн», продолжится примерно до 2030 года. Исходя из этого, цифровые технологии, как и любые предыдущие инновационные результаты научно-технических революций, создают потенциальные возможности или почву для совершенствования деятельности органов муниципальной власти.

Цифровая трансформация МУ в России постепенно происходит, но, на наш взгляд, очень медленно. Между тем, из всех секторов общественного управления именно местные органы власти могут извлечь наибольшую выгоду из инвестиций в цифровые технологии, а именно: удаление бумажных процессов способствует повышению эффективности и производительности; документы хранятся в облаке, защищенном от кибер- и физических угроз; широкая сеть WiFi и мобильных устройств означает, что сотрудники могут получить доступ к данным и обновить их в любое время из любого места; ранее потраченное время на поиск бумажных файлов и ввод данных может быть направлено на решение актуальных вопросов более высокого уровня; услуги могут предоставляться жителям более быстро и прозрачно.

Важное преимущество заключается и в том, что цифровая трансфор-

мация муниципального управления обеспечит улучшение отношений с жителями, получающими услуги по требованию в режиме 24/7. Вместе с тем, очевидно, еще предстоит пройти долгий путь внедрения цифровых технологий, поскольку многие органы МУ используют широкий спектр устаревших систем и технологий, которые нуждаются в замене.

Заключение

Цифровая трансформация МУ является новым этапом развития местного самоуправления, дает возможность значительного повышения обоснованности и эффективности деятельности органов местного самоуправления в рамках общего тренда на становление цифрового общества.

С другой стороны, цифровизация МУ будет способствовать повышению его результативности. Если в бизнесе цифровая трансформация происходит очень быстро, то для МУ цифровое преобразование является стратегической программой действий. Цифровая трансформация происходит поэтапно и постепенно - новые технологии внедряются и постоянно совершенствуются, сотрудники обучаются и применяют новые цифровые решения, организационная культура переходит от «ручных» способов управления к цифровым системам. В мире на сегодняшний день существует множество технологий и программных продуктов, призванных сделать переход муниципальной сферы к цифровому управлению как можно более плавным и понятным.

Исходя из этого, открывается широкое поле исследований многочисленных аспектов деятельности, касающихся цифровизации МУ. Следующие исследования могут быть направлены на проблему процесса взаимодействия жителей муниципального образования с органами местного самоуправления на муниципальной цифровой платформе.

Список литературы:

1. Ватлина Л.В. Цифровые инструменты в системе муниципального самоуправления // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4 (130). С. 135-139.

2. Куценко Д.О. Диджитализация муниципального управления в крупном городе: инструменты, барьеры и стратегии // Управленческое консультирование. 2020. № 6. С. 158-171.

3. Митрофанова И.В., Пьянкова С.Г., Ергунова О.Т. Цифровизация муниципальной экономики: глобальные тренды и практика российских муниципалитетов // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 10 (87). С. 48-55.

4. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Изд. второе, испр. и доп. - М.: КомНьюс Груп,2019. 368 с

5. Селезнёва М.П., Кочеткова А.С., Чиркунова Е.К. Цифровая трансформация системы муниципального управления в регионе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 11-1 (81). С. 200-203.

6. Ульянов А.Ю. Цифровая трансформация муниципального управления: способы оптимизации и оценки эффективности // Информационное общество. 2022. № 2. С. 43-52.

7. Усова Н.В., Логинов М.П. К оценке цифровой зрелости управления муниципалитетом // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 2. С. 41-52.

8. Belyakova O.V. Digital Transformation Of Public Administration: Achievements And Problems // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 106. P. 174-180. // URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.04.02.22

9. Demidov A.Yu., Lukashov A.I., Selected approaches to digital transformation of public administration // Public Administration. 2021. № 1 (129). P. 28-34.

10. Mekonnen J.G. Digital Transformation in the Public Sector: IT Alignment as a Moderator // ACIS 2020 Proceedings. 2020. 95 p. // URL: https://aisel.aisnet.org/acis2020/95

Bibliography

1. Vatlina L.V. Digital tools in the system of municipal self-government // Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. 2021. № 4 (130). P. 135-139.

2. Kutsenko D.O. Digitalization of Municipal Management in a Large City: Tools, Barriers and Strategies // Administrative Consulting.

2020. № 6. P. 158-171.

3. Mitrofanova I.V., Pyankova S.G., Ergunova O.T. Digitalization of the municipal economy: global trends and practice of Russian municipalities // Society: politics, economics, law. 2020. № 10 (87). P. 48-55.

4. Prokhorov A., Konik L. Digital transformation. Analysis, trends, world experience. Ed. second, rev. and additional - M.: ComNews Group, 2019. 368 p.

5. Selezneva M.P., Kochetkova A.S., Chirkunova E.K. Digital transformation of the system of municipal management in the region // Economics and business: theory and practice. 2021. № 11-1 (81). P. 200-203.

6. Ulyanov A.Yu. Digital transformation of municipal management: ways to optimize and evaluate efficiency // Information society. 2022. № 2. P. 43-52.

7. Usova N.V., Loginov M.P. On the assessment of the digital maturity of municipal management // Municipality: economics and management. 2022. № 2. P. 41-52.

8. Belyakova O.V. Digital Transformation Of Public Administration: Achievements And Problems // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 106. P. 174-180. // URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.04.02.22

9. Demidov A.Yu., Lukashov A.I., Selected approaches to digital transformation of public administration // Public Administration.

2021. № 1 (129). P. 28-34.

10. Mekonnen J.G. Digital Transformation in the Public Sector: IT Alignment as a Moderator // ACIS 2020 Proceedings. 2020. 95 p. // URL: https://aisel.aisnet.org/acis2020/95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.