Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоприменение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ / ПРАВО НА ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ / ПРИНЦИП ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костюков А. Н., Черепанова Т. С.

Выдвинута гипотеза о влиянии цифровой трансформации на конституционно-правовые основы государства. Проведен анализ возможного изменения их формы, содержания и системы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The subject. The impact of digital transformation on the foundations of the constitutionalsystem, namely the possibility of its influence on their form, content and implementation system, has been studied in this article. The authors put forward a hypothesis about the formation of the principle of the digital state, which underlies the interaction of society and the state in the conditions of building a digital economy in Russia. Active implementation of this principle was observed during the COVID-19 pandemic. Also, the factors that can give an obvious and non-obvious impetus to the transformation of the constitutional identity of the foundations of the constitutional system are identified.The main functions of the constitutional principles are to preserve the stability of the foundations of the constitutional system and constitutional identity. We believe that modern legal science needs to comprehend the formation of new principles of interaction between society and public authorities, under the influence of digital technologies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

THE LAW ENFORCEMENT BY PUBLIC AUTHORITIES

УДК 342.7

DOI 10.52468/2542-1514.2023.7(1).25-32

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОМ ТРАНСФОРМАЦИИ НА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. Костюков, Т.С. Черепанова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия

Выдвинута гипотеза о влиянии цифровой трансформации на конституционно-правовые основы государства. Проведен анализ возможного изменения их формы, содержания и системы реализации.

Информация о статье

Дата поступления -28 сентября 2022 г. Дата принятия в печать -10 января 2023 г. Дата онлайн-размещения -20 марта 2023 г.

Ключевые слова

Цифровая трансформация, цифровое государство, основы конституционного строя, трансформация конституционных принципов, право на доступ в Интернет, цифровой профиль, принцип цифрового государства, информационное общество

THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alexander N. Kostyukov, Tatyana S. Cherepanova

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received -

2022 September 28 Accepted -

2023 January 10 Available online -2023 March 20

Keywords

Digital transformation, digital state, foundations of the constitutional system, transformation of constitutional principles, the right to access the Internet, digital profile, the principle of the digital state, information society

The subject. The impact of digital transformation on the foundations of the constitutional system, namely the possibility of its influence on their form, content and implementation system, has been studied in this article. The authors put forward a hypothesis about the formation of the principle of the digital state, which underlies the interaction of society and the state in the conditions of building a digital economy in Russia. Active implementation of this principle was observed during the COVID-19 pandemic. Also, the factors that can give an obvious and non-obvious impetus to the transformation of the constitutional identity of the foundations of the constitutional system are identified.

The main functions of the constitutional principles are to preserve the stability of the foundations of the constitutional system and constitutional identity. We believe that modern legal science needs to comprehend the formation of new principles of interaction between society and public authorities, under the influence of digital technologies.

1.Введение

В мире наступил новый виток исторического развития, ознаменовавший себя как четвертая промышленная революция. Встречая 2019 г., никто в мире и подумать не мог, что к 2022 г. //"-специалисты станут самыми востребованными в мире. Ни одна государственная услуга (медицинская, образовательная, правоохранительная, налоговая, нотариальная и др.) не сможет быть оказана на высоком уровне без использования информационно-коммуникационных технологий. Толчком к мгновенному вынужденному переходу на новый принцип взаимодействия человека, государственного органа, органа государственной власти, общества явилась пандемия коронавирусной инфекции СОУ/О-19. В целях сокращения распространения вирусной инфекции ряд органов государственной власти, государственных органов, образовательных, медицинских учреждений по Указу Президента РФ от 20 октября 2021 г. № 5951 и на основании Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 407-ФЗ2 ушли на удаленный режим работы («удаленка»). Сферы частного бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности тоже не остались в стороне. Россия не стала первооткрывателем в этом направлении, «удаленка» охватит весь мир, как и пандемия. В рамках нашего исследования назовем принцип, лежащий в основе реализации электронного удаленного взаимодействия органов публичной власти с человеком и обществом, - принцип цифрового государства.

Целью исследования является изучение влияния принципа цифрового государства на конституционно-правовые основы Российской Федерации. Объектом исследования послужили изменения содержания правового регулирования общественных отношений под влиянием цифровизации. Цель предопределила задачи исследования:

- проанализировать влияние цифровой трансформации на конституционно-правовые основы Российской Федерации;

- определить правовую природу принципа цифрового государства как основы конституционного строя.

1 Указ Президента РФ от 20 октября 2021 г. № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 43. Ст. 7240.

2 Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Феде-

- ISSN 2542-1514 (Print)

Для проведения глубокого изучения, анализа и сравнения эмпирического, практического, теоретического и научного материалов были использованы частно-научный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.

2. Влияние цифровой трансформации на конституционно-правовые основы Российской Федерации

Конституционно-правовые основы Российской Федерации являются конституцией в конституции, поскольку гл. 1, 2, 9 Конституции РФ не подлежат пересмотру Федеральным Собранием РФ. Эта особенность характеризует жесткий порядок изменения нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой в национальной правовой системе России. С точки зрения объективной действительности де-юре цифровая трансформация не в силах изменить основы конституционного строя России, но де-факто основы конституционного строя переживают изменение формы и процедуры их реализации и без разумной модификации выступают инструментом стагнации развития общественных отношений, консервируют развитие взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и публичной власти.

По мнению А.В. Блещика, Е.Г. Калининой, С.Э. Несмеяновой, существует несколько типов трансформации конституционной идентичности, в рамках нашего исследования интересна внезапная трансформация - «это, по общему правилу, ответная реакция идентичности на некоторые факторы, очевидные и неочевидные» [1, с. 92]. Пандемия коронавирусной инфекции - прямой и очевидный фактор. Распространение Интернета, цифровизация носят отсроченный характер, являясь неочевидными факторами.

Между тем информационно-цифровые технологии изменяют фундаментальные принципы, лежащие в основе формирования диалога общества и власти (см., напр.: [2-12]). Текст Конституции РФ не содержит понятие «информационно-цифровое пространство (киберпространство)», но при этом ежедневно миллионы людей, имеющие устойчивую правовую связь с различными государствами, включая Россию, вступают в правоотношения, в том числе конституцион-

рации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 50. Ст. 8052.

ISSN 2658-4050 (Online) -

ные, именно в нем. В науке конституционного права не сложилась единая точка зрения на содержание конституционных правоотношений, основ конституционного строя, конституционных принципов.

Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин под основами конституционного строя Российской Федерации предлагают понимать устои государства, его основные принципы, обеспечивающие России характер конституционного государства [13, с. 125]. А.Л. Захаров считает, что принципы могут быть одновременно основными идеями и нормами права [14, c. 24]. Наиболее многосторонней видится позиция В.В. Невин-ского - по его мнению, принципы можно рассматривать в трех категориях:

1) система научных идей, учений, доктрин;

2) основные цели развития общества и государства;

3) правовые категории, закрепленные в Основном законе государства [15, с. 11-12].

В рамках нашего исследования конституционными правоотношениями будем определять общественные отношения, урегулированные Конституцией РФ в сфере основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства и организации системы органов публичной власти, а основами конституционного строя - основные цели развития общества и государства, обоснованные научно. Сама юридическая природа конституционных правоотношений, включающая в себя частные и публичные начала, затрагивает основополагающие ценности для общества и государства.

С.А. Мосин описывает триединое начало основных свойств конституционных принципов: аксио-матичность, презумптивность и догматическая фиктивность, - сквозь призму которых достигаются конституционные цели и сохраняются ценности [16].

На сегодняшнем этапе развития российского общества взят курс на построение «информационного общества», основными ценностями которого становятся информация и знания. Последние, в свою очередь, черпаются при наличии доступа:

- в информационно-цифровое пространство, базирующееся на всемирной системе (сети) передачи и хранения информации «Интернет»;

- к цифровым и компьютерным технологиям.

Среди новых конституционных ценностей выделим доступ к сети «Интернет» как одно из основных прав человека. Опыт закрепления такого права как основного имеется у Франции и Эстонии [17].

Таким образом, для того чтобы ощущать себя полноправным членом общества, обладающим ин-

формацией и знаниями, необходимо затратить финансовые средства для приобретения указанных мощностей. Автоматически реализация прав и свобод человека и гражданина, таких как право на образование, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, спотыкается о наличие финансовых возможностей гражданина. Отдельно обратим внимание на право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Сегодняшние должностные обязанности в подавляющем большинстве профессий и квалификаций неразрывно связаны с каждодневной ежеминутной деятельностью человека за компьютером, что в свою очередь пагубно отражается на его физическом и психическом здоровье. Итак, информационно-цифровое пространство становится новой сферой человеческого бытия и объектом правового воздействия (см., напр.: [18-20]).

По мнению Н.С. Бондаря, информационно-цифровое пространство (киберпространство) формирует новые принципы взаимоотношений публичной власти с человеком и обществом [21, с 30]. В рамках нашего исследования назовем один из них «принцип цифрового государства». Он не нашел своего прямого отражения в Конституции РФ и конституциях зарубежных государств. Тем не менее современные цели развития российского и зарубежных обществ требуют правовой регламентации этого феномена.

Внедрение системы электронного голосования совершенно очевидно повлекло трансформацию демократии в электронную демократию, как следствие, высшим и непосредственным выражением власти народа становятся электронные выборы.

Отдельно остановимся на понятии государственного суверенитета. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории нашей страны (ст. 4). Тем не менее информационно-цифровое пространство (киберпространство) обладает свойством экстерриториальности. Суверенитет в киберпространстве - это тема отдельного исследования [22]. Базой для реализации «принципа цифрового государства» в данном случае станет принцип распространения суверенитета и единства государственной целостности на российский сегмент сети «Интернет» - «Рунет» [17].

Целесообразно отметить, что, в условиях построения цифровой экономики в России, цифровая трансформация неизбежно захлестнула изменение принципов единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, свободы

конкуренции, точнее - расширила сферу их правового регулирования [23]. Экономическая деятельность теперь осуществляется в том числе в «Рунете».

3. Правовая природа конституционно-правовых основ цифрового государства

С.В. Малюгин под правовой природой предлагает понимать «набор постоянных, существенных характеристик юридического объекта, проявляющихся в процессе его познания, позволяющих определить смысловое значение правового явления, а также установить принадлежность юридического факта гипотезе нормы права или иного объекта, связанного с правом, соответствующей юридической категорией» [24, с. 53]. Данный параграф посвятим исследованию содержания принципа цифрового государства, позволяющего описать смысловое значение этого правового явления для развития общества и государства в России. Итак, под влиянием внешнеэкономических и международных процессов в условиях пандемии во всем мире коммуникации между гражданами, органами государственной власти, между государственными учреждениями и гражданами складывались при помощи информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Конечно, оказание государственных услуг при помощи информационно-коммуникационных технологий в России многие получали и до пандемии, не выходя из дома, зарегистрировавшись на сайте «Государственные услуги». Тем не менее в условиях распространения смертельно опасного вируса СОУ/Э-19 ряд государственных органов и органов государственной власти на законных основаниях перешли к реализации своих отдельных полномочий исключительно при помощи цифровых технологий3. Понятия «электронный больничный», «электронная трудовая книжка», «ОЯ-код» - в качестве сертификата о вакцинации - прочно вошли в нашу жизнь. Гарантия общедоступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях становится условной, так как реализуется только при возможности получить удаленный доступ к оплачиваемому цифровому взаимодействию с преподавателем.

3 См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 г. № 821 (ред. от 29 апреля 2020 г.) «О приостановлении личного приема граждан в судах»; Письмо Судебного департа-

мента при Верховном Суде РФ от 7 мая 2020 г. № СД-АГ/667 «О деятельности судов и органов Судебного департамента в полном объеме с 12 мая 2020 года».

- ISSN 2542-1514 (Print)

Такие перемены разделили общество в России на сторонников и противников цифровизации. Очень часто антипатия к термину «цифра» обусловливается:

- религиозными убеждениями граждан;

- страхом прошлого - присваивания номеров взамен личных имен узникам концентрационных лагерей в нацистской Германии;

- исторической памятью тоталитарного политического режима с его контролем всех сфер жизнедеятельности общества;

- недоверием представителям органов публичной власти.

Неотъемлемой частью основ конституционного строя Российской Федерации является набор характеристик государства. Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 - как светское. «Принцип цифрового государства» базируется на выстраивании диалога между органами государственной власти и народом при реализации общепризнанных прав и свобод человека и гражданина с помощью информационно-коммуникационных, цифровых технологий. При реализации данного принципа государство гарантирует защиту персональных данных и бесплатный доступ к сети «Интернет». Персональные данные граждан становятся объектом права и содержанием единого федерального информационного регистра4. В юридическую практику введено новое понятие - «цифровой профиль». Согласимся с мнением Е.В. Виноградовой об отсутствии целевого и качественного характера формирования совокупности данных, включенных законодателем в понятие «цифровой профиль» [25]. На наш взгляд, требует осмысления соотношение цифрового и правового статуса личности.

Демократия в цифровом государстве обретает новую форму - цифровой демократии: формирования органов публичной власти при помощи электронных выборов. Информация в цифровом государстве становится основным ресурсом, источником власти.

4 Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 24. Ст. 3742.

ISSN 2658-4050 (Online) -

Цифровой документооборот вытесняет бумажный, становится базой для закрепления, подтверждения и реализации основных прав и свобод человека и гражданина с использованием электронной цифровой подписи (смарт-контракт, электронный больничный, электронная трудовая книжка и др.). Право на доступ в Интернет становится базой для осуществления власти народа, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Денежная единица обретает цифровую форму: цифровые финансовые активы, цифровая валюта, цифровой рубль5. Свободное перемещение товаров и услуг, информации в кибер-пространстве является частью развитой цифровой экономики (см., напр.: [26-30]). Появляются новые качества и свойства принятия политических решений в автоматизированном режиме, иногда без участия человека. Государственные органы становятся координаторами развития онлайн-сервисов, удовлетворяющих потребности граждан.

4. Заключение

Под воздействием цифровой трансформации конституционно-правовые основы становятся не только инструментом, обеспечивающим гарантии социального бытия, но и объектом цифровизации, в результате чего они претерпевают изменение формы, содержания и системы своей реализации. Происходит упрощение формальных процедур осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина, базирующихся на праве на доступ в Интернет как основном праве человека в современном информационном обществе, обеспечивающем реализацию «принципа цифрового государства». Главным условием преодоления стагнации в развитии цифрового государства и информационного общества становится государственная гарантия, обеспечивающая каждому гражданину реализацию права на доступ к информации в сети «Интернет».

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Блещик А. В. Трансформация конституционной идентичности государства в условиях вызовов современности / А. В. Блещик, Е. Г. Калинина, С. Э. Несмеянова // Правоприменение. - 2021. - Т. 5, № 3. - С. 87100. - Р01: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).87-100.

2. Авакьян С. А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право / С. А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 7. - С. 23-28.

3. Боброва Н. А. Цифровизация: плюсы и минусы / Н. А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 10. - С. 23-25.

4. Шахрай С. М. Цифровая конституция. Основные права и свободы личности в тотально информационном обществе / С. М. Шахрай // Вестник Российской академии наук. - 2018. - Т. 88, № 12. - С. 1075-1082. -Э01: 10.1134/Б1019331618060126.

5. Безруков А. В. Современная модель конституционного правопорядка: Контуры формирования / А. В. Безруков, И. В. Тепляшин // Журнал российского права. - 2021. - № 1. - С. 77-88. - Э01: 10.12737/ jrl.2021.008.

6. Бочков А. А. Современное государство и право в условиях цифровой реальности / А. А. Бочков // Право. Экономика. Психология. - 2019. - № 1 (13). - С. 3-9.

7. Государство и право в новой цифровой реальности : моногр. / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. И. А. Умновой-Конюховой и д-ра техн. наук, проф. Д. А. Ловцова. - М. : ИНИОН РАН, 2020. - 259 с.

8. Киричек Е. В. Информационно-цифровая сфера общественной жизни: взгляд через призму конституционно-правовой действительности / Е. В. Киричек // Труды Академии управления МВД России. - 2020. -№ 4 (56). - С. 23-29.

9. Киричек Е. В. Цифровизация в конституционно-правовом измерении / Е. В. Киричек // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. - № 4 (95). - С. 29-40. - Э01: 10.24411/2312-3184-202010078.

5 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп.,

вступ. в силу с 1 декабря 2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 31.07.2020. № 0001202007310056.

Правоприменение 2023. Т. 7, № 1. С. 25-32

- ISSN 2542-1514 (Print)

10. Киричек Е. В. Цифровизация конституционно-правовой и общественно-политической жизни современной России: положительные и отрицательные стороны / Е. В. Киричек // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2020. - № 3 (53). - С. 33-40.

11. Федорова П. А. Глобализация и ее влияние на право / П. А. Федорова // Юрист. - 2020. - № 10. -С. 12-17. - DOI: 10.18572/1812-3929-2020-10-12-17.

12. Саурин А. А. Цифровизация как фактор трансформации права / А. А. Саурин // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 8. - С. 26-31.

13. Козлова Е. И. Конституционное право России : учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2022. - 585 с.

14. Захаров А. Л. Принципы права / А. Л. Захаров, К. С. Захарова, С. Н. Ревина. - Самара : Офорт, 2010. -

598 с.

15. Невинский В. В. Основы конституционного строя Российской Федерации как система конституционных принципов / В. В. Невинский // Российский юридический журнал. - 2004. - № 1 (41). - С. 9-14.

16. Мосин С. А. Свойства конституционных принципов / С. А. Мосин // Правоприменение. - 2021. - Т. 5, № 3. - С. 126-136. - DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).126-136.

17. Лунгу Е. В. Тенденции развития конституционных правоотношений в свете перехода к Digital state / Е. В. Лунгу // Российская юстиция. - 2020. - № 2. - С. 61-63.

18. Кириллова Е. А. Институт цифровых прав в гражданском праве России / Е. А. Кириллова, Т. Э. Зульфу-гарзаде, С. Е. Метелев // Правоприменение. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 245-256. - DOI: 10.52468/2542-1514. 2022.6(1).245-256.

19. Липень С. В. Законы о нормативных правовых актах стран СНГ - индикаторы процессов информатизации и цифровизации системы законодательства / С. В. Липень // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 8. - С. 22-33. - DOI: 10.17803/1994-1471.2019.105.8.022-033.

20. Овчинников А. И. «Цифровой Левиафан» и права человека: риски инноваций в праве и государственном управлении / А. И. Овчинников // Юридическая техника. - 2021. - № 15. - С. 227-229.

21. Бондарь Н. С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации / Н. С. Бондарь // Журнал российского права. - 2019. - № 11. -С. 25-42.

22. Шахназаров Б. А. Территориальный принцип охраны интеллектуальной собственности и действие государственного суверенитета в цифровом пространстве / Б.А. Шахназаров // Lex russica. - 2018. - № 12. -С. 132-144. - DOI: 10.17803/1729-5920.2018.145.12.132-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики : моногр. / под ред. И. А. Цинделиани. -М. : Проспект, 2019. - 320 с.

24. Малюгин С. В. Категория «правовая природа»: понятие, детерминанты, основные характеристики и подходы к определению / С. В. Малюгин // Российский юридический журнал. - 2016. - № 3 (108). - С. 46-58.

25. Виноградова Е. В. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации / Е. В. Виноградова, Т. А. Полякова, А. В. Минбалеев // Правоприменение. - 2021. - Т. 5, № 4. - С. 5-19. - DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(4).5-19.

26. Кравец И. А. Информационный и цифровой конституционализм и конституционные общественные инициативы в условиях российского правового пространства / И. А. Кравец // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 9. - С. 9-15.

27. Balayan E. The Impact of Globalisation on the Constitutional Regulation of Human Rights / E. Balayan // BRICS Law Journal. - 2021. - Vol. 8, no. 1. - P. 63-85. - DOI: 10.21684/2412-2343-2021-8-1-63-85.

28. Kharitonova Yu. Digital Platforms in China and Europe: Legal Challenges / Yu. Kharitonova, L. Sannikova // BRICS Law Journal. - 2021. - Vol. 8, no. 3. - P. 121-147. - DOI: 10.21684/2412-2343-2021-8-3-121-147.

29. Василевич Г. А. Пандемия коронавируса как основание ограничения прав и свобод человека / Г. А. Ва-силевич, И. Ю. Остапович, Е. Г. Калинина // Правоприменение. - 2021. - Т. 5, № 2. - С. 62-76. - DOI: 10.52468/ 2542-1514.2021.5(2).62-76.

30. Лаптев В. А. Цифровая трансформация инструментов управления современными корпорациями: состояние и пути развития / В. А. Лаптев, С. Ю. Чуча, Д. Р. Фейзрахманова // Правоприменение. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 229-244. - DOI: 10.52468/2542-1514.2022.6(1).229-244.

Правоприменение 2023. Т. 7, № 1. С. 25-32

ISSN 2658-4050 (Online) -

REFERENCES

1. Bleshchik A.V., Kalinina E.G., Nesmeyanova S.E. Transformation of constitutional identity due to contemporary challenges. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2021, vol. 5, no. 3, pp. 87-100. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).87-100. (In Russ.).

2. Avakyan S.A. The information space of knowledge, digital world and constitutional law. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2019, no. 7, pp. 23-28. (In Russ.).

3. Bobrova N.A. Digitalization: pros and cons. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2019, no. 10, pp. 23-25. (In Russ.).

4. Shakhrai S.M. Digital Constitution: Fundamental Rights and Freedoms of an Individual in a Totally Informational Society. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2018, vol. 88, no. 6, pp. 441-447. DOI: 10.1134/ S1019331618060126.

5. Bezrukov A.V., Teplyashin I.V. The modern model of constitutional law: the contours of the formation. Zhur-nal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2021, no. 1, pp. 77-88. DOI: 10.12737/jrl.2021.008. (In Russ.).

6. Bochkov A.A. Modern state and law in the digital reality. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya = Law. Economy. Psychology, 2019, no. 1 (13), pp. 3-9. (In Russ.).

7. Umnova-Konyukhova I.A., Lovtsova D.A. (eds.). State and law in the new digital reality, Monograph. Moscow, INION RAS Publ., 2020. 259 p. (In Russ.).

8. Kirichek E.V. Information and digital sphere of public life: a view through the prism of constitutional and legal reality. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the Management Academy of the Ministry of Interior of Russia, 2020, no. 4 (56), pp. 23-29. (In Russ.).

9. Kirichek E.V. Digitalization in the constitutional and legal dimension. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii = Vestnik of the East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020, no. 4 (95), pp. 29-40. DOI: 10.24411/2312-3184-2020-10078. (In Russ.).

10. Kirichek E.V. Digitalization of constitutional-legal and socio-political life of modern Russia: positive and negative aspects. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika = Legal science and law enforcement practice, 2020, no. 3 (53), pp. 33-40. (In Russ.).

11. Fedorova P.A. Globalization and Its Influence on Law. Yurist = Jurist, 2020, no. 10, pp. 12-17. DOI: 10.18572/1812-3929-2020-10-12-17. (In Russ.).

12. Saurin A.A. Digitization as a law transforming factor. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2019, no. 8, pp. 26-31. (In Russ.).

13. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Constitutional law of Russia, Textbook, 3rd ed. Moscow, Yurist Publ., 2022. 585 p. (In Russ.).

14. Zakharov A.L., Zakharova K.S., Revina S.N. Principles of law. Samara, Ofort Publ., 2010. 598 p. (In Russ.).

15. Nevinsky V.V. Fundamentals of the constitutional system of the Russian Federation as a system of constitutional principles. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian juridical journal, 2004, no. 1 (41), pp. 9-14. (In Russ.)

16. Mosin S.A. Properties of constitutional principles. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2021, vol. 5, no. 3, pp. 126-136. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).126-136. (In Russ.).

17. Lungu E.V. Trends in the development of constitutional legal relations in the light of the transition to digital state. Rossiiskaya yustitsiya, 2020, no. 2, pp. 61-63. (In Russ.).

18. Kirillova E.A., Zulfugarzade T.E., Metelev S.E. The institution of digital rights in Russian civil law. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2022, vol. 6, no. 1, pp. 245-256. DOI: 10.52468/2542-1514.2022.6(1).245-256. (In Russ.).

19. Lipen S.V. Laws on normative legal acts of the cis countries - indicators of informatization and digitalization processes in the legislation system. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2019, no. 8, pp. 22-33. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.105.8.022-033. (In Russ.).

20. Ovchinnikov A.I. Digital Leviathan and human rights: risks of innovations in law and public administration. Yuridicheskaya tekhnika = Juridical Techniques, 2021, no. 15, pp. 227-229. (In Russ.).

21. Bondar N.S. Information and digital space in the constitutional dimension: from the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2019, no. 11, pp. 2542. (In Russ.).

Правоприменение 2023. Т. 7, № 1. С. 25-32

- ISSN 2542-1514 (Print)

22. Shakhnazarov B.A. Territorial Principle of Intellectual Property Protection and the Effect of State Sovereignty in the Digital Space. Lex russica, 2018, no. 12, pp. 132-144. DOI: 10.17803/1729-5920.2018.145.12.132-144. (In Russ.).

23. Tsindeliani I.A. (ed.). Financial law in the conditions of digital economy development, Monograph. Moscow, Prospekt Publ., 2019. 320 p. (In Russ.).

24. Malyugin S.V. A category of legal nature in jurisprudence: the notion, determinants, key features, and approaches to understanding. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian juridical journal, 2016, no. 3 (108), pp. 46-58. (In Russ.).

25. Vinogradova E.V., Polyakova T.A., Minbaleev A.V. Digital profile: the concept, regulatory mechanisms and enforcement problems. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2021, vol. 5, no. 4, pp. 5-19. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(4).5-19. (In Russ.).

26. Kravets I.A. Informational and digital constitutionalism and constitutional public initiatives in conditions of the Russian legal framework. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2020, no. 9, pp. 9-15. (In Russ.).

27. Balayan E. The Impact of Globalisation on the Constitutional Regulation of Human Rights. BRICS Law Journal, 2021, vol. 8, no. 1, pp. 63-85. DOI: 10.21684/2412-2343-2021-8-1-63-85.

28. Kharitonova Yu., Sannikova L. Digital Platforms in China and Europe: Legal Challenges. BRICS Law Journal, 2021, vol. 8, no. 3, pp. 121-147. DOI: 10.21684/2412-2343-2021-8-3-121-147.

29. Vasilevich G.A., Ostapovich I.Yu., Kalinina E.G. Coronavirus pandemic as a reason for limitation of human rights and freedoms. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2021, vol. 5, no. 2, pp. 62-76. DOI: 10.52468/ 2542-1514.2021.5(2).62-76. (In Russ.).

30. Laptev V.A., Chucha S.Yu., Feyzrakhmanova D.R. Digital transformation of modern corporation management tools: the current state and development paths. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2022, vol. 6, no. 1, pp. 229-244. DOI: 10.52468/2542-1514.2022.6(1).229-244. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Костюков Александр Николаевич - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой государственного и муниципального права Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 1428-1209; AuthorlD: 353695

Черепанова Татьяна Сергеевна - аспирант 3-го

курса юридического факультета

Омский государственный университет

им. Ф.М. Достоевского

644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

SPIN-код РИНЦ: 8665-3050

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Alexander N. Kostyukov - Doctor of Law, Professor,

Honoured Lawyer of the Russian Federation; Head,

Department of State and Municipal Law

Dostoevsky Omsk State University

55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected]

RSCI SPIN-code: 1428-1209; AuthorlD: 353695

Tatyana S. Cherepanova - 3rd year postgraduate

student, Faculty of Law

Dostoevsky Omsk State University

55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected]

RSCI SPIN-code: 8665-3050

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Костюков А.Н. Влияние цифровой трансформации на конституционно-правовые основы Российской Федерации / А.Н. Костюков, Т.С. Черепанова // Правоприменение. - 2023. - Т. 7, № 1. - С. 2532. - РО!: 10.52468/2542-1514.2023.7(1).25-32.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kostyukov A.N., Cherepanova T.S. The impact of digital transformation on the constitutional and legal foundations of the Russian Federation. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2023, vol. 7, no. 1, pp. 25-32. DOI: 10.52468/2542-1514.2023.7(1).25-32. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.