Научная статья на тему 'Влияние цифровой трансформации на бизнес-процессы в лизинговых компаниях'

Влияние цифровой трансформации на бизнес-процессы в лизинговых компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / лизинговые компании / цифровые трансформации / бизнес-процессы / риски / финансовая аренда / цифровые активы / digital economy / leasing companies / digital transformation / business processes / risks / financial leasing / digital assets

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермаков Михаил Юрьевич

В статье цифровые трансформации рассматриваются как феномен современного социума; определяется, чем обусловлены особенности современных лизинговых организаций; приводится описание лизинговой деятельности; приведено авторское понимание цифровизации в лизинговых компаниях; выявлено, на что нацелены бизнес-процессы в лизинговых компаниях; охарактеризовано состояние бизнес-процессов, которые влияют на деятельность лизинговых компаний; охарактеризованы тренды, которые являются прямым следствием цифровизации; состояние бизнес-процессов охарактеризовано через такие аспекты, которые можно спроецировать на деятельность лизинговых компаний – такие, как повышение роли финансовых платформ и финтех-организаций; ликвидация разница между финтех-услугами и продуктами финансового менеджмента; открытие для ритейлеров платежных сервисов, основанные на местных платформах; повышение потребительского спроса на онлайн-транзакции, электронную коммерцию, бесконтактные платежи; определены риски лизинговой деятельности; предложен ряд мер по оцифровке процессов финансовой аренды для обеспечения соответствия лизинговых компаний современному уровню технологичности рынка услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON BUSINESS PROCESSES IN LEASING COMPANIES

In this article digital transformation is considered as a phenomenon of modern society; it is determined, what are the features of modern leasing organizations; a description of leasing activity is given; the author’s understanding of digitalization in leasing companies is given; it is revealed what business processes in leasing companies are aimed at; the state of business processes that affect the activities of leasing companies is characterized; trends that are a direct consequence of digitalization are characterized; the state of business processes is characterized through such aspects that can be projected on the activities of leasing companies – such as the increasing role of financial platforms and fintech organizations; elimination of the difference between fintech services and financial management products; opening for retailers payment services based on local platforms; increasing consumer demand for online transactions, e-commerce, contactless payments; risks of leasing activity were determined; a number of measures on digitization of financial lease processes were proposed to ensure compliance of leasing companies with the current level of technological sophistication of the service market.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровой трансформации на бизнес-процессы в лизинговых компаниях»

Влияние цифровой трансформации на бизнес-процессы в лизинговых компаниях

Ермаков Михаил Юрьевич,

аспирант, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации

E-mail: ermakov.michael.j@gmail.com

В статье цифровые трансформации рассматриваются как феномен современного социума; определяется, чем обусловлены особенности современных лизинговых организаций; приводится описание лизинговой деятельности; приведено авторское понимание цифровизации в лизинговых компаниях; выявлено, на что нацелены бизнес-процессы в лизинговых компаниях; охарактеризовано состояние бизнес-процессов, которые влияют на деятельность лизинговых компаний; охарактеризованы тренды, которые являются прямым следствием цифровизации; состояние бизнес-процессов охарактеризовано через такие аспекты, которые можно спроецировать на деятельность лизинговых компаний - такие, как повышение роли финансовых платформ и финтех-организаций; ликвидация разница между финтех-услугами и продуктами финансового менеджмента; открытие для ритейлеров платежных сервисов, основанные на местных платформах; повышение потребительского спроса на онлайн-транзакции, электронную коммерцию, бесконтактные платежи; определены риски лизинговой деятельности; предложен ряд мер по оцифровке процессов финансовой аренды для обеспечения соответствия лизинговых компаний современному уровню технологичности рынка услуг.

Ключевые слова: цифровая экономика, лизинговые компании, цифровые трансформации, бизнес-процессы, риски, финансовая аренда, цифровые активы.

Введение

В современных условиях все цифровые трансформации, так или иначе, связаны с процессом развития цифровой экономики.

Важнейшей государственной задачей, в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика РФ» [3] и Программой развития цифровой экономики РФ [2], является инвестиционная (финансовая поддержка, формирование новых механизмов поддержки и др.) и информационная (обучение новым бизнес-моделям, популяризация, навигация и др.) поддержка предпринимателей в сфере внедрения (разработки) цифровых технологий.

Ключевая особенность современных лизинговых организаций заключается в их доступности в качестве определенной сферы деятельности широкому кругу физических и юридических лиц [4].

Сегодня развитие цифровой экономики привело к значительному сокращению объемов (количества) денежных переводов без открытия банковского счета.

Наряду с этим, негативное воздействие на возможность оплаты услуг лизинговых компаний оказали пандемические потрясения.

Перечисленные аспекты определяют актуальность темы данной статьи.

Основной раздел

Как феномен социума, цифровые трансформации тесно взаимосвзаны с различными аспектами социальной жизнедеятельности, а также эволюционными трансформациями, разворачивающимися в них.

Цифровые трансформации в современных условиях являются основополагающей тенденцией разнообразных изменений в обществе, они переводят структуру образования в качественно новое состояние. Цифровизация меняет структуру целых отраслей, требует решения новых задач, смены системы управления и ведения бизнеса.

Цифровая трансформация выходит за рамки традиционных ролей, таких как продажи, маркетинг или даже обслуживание клиентов и играет важнейшую роль в стратегии компаний, стремящихся опередить конкурентов в достижении основной цели - привлечении и удержании клиентов, О удовлетворении их потребностей

В литературе под цифровыми трансформациями понимается процесс применения (внедрения) цифровых технологий для создания новых и изменения текущих бизнес-процессов. Несмотря на то, что большинство современных предприятий цифровую трансформацию понимают как революци-

онный прорыв, нельзя отрицать тот факт, что они этим приносят преимущества любому бизнесу, добавляют организации невероятную ценность [10].

Для обеспечения высокого уровня конкуренции компаниям необходимо применять в своих бизнес-процессах инструменты цифровой трансформации. Так, получая удобные и простые в оформлении услуг в различных отраслях (покупки, оплата услуг, получение государственных сервисов в режиме онлайн), клиенты ожидают соответствующего уровня обслуживания и при взаимодействии с лизинговыми компаниями. Поэтому, в соответствии с современными трендами цифровизации, для привлечения и удержания клиентов лизинговым компаниям необходимо совершенствовать свои сервисы и использовать персональный подход в коммуникациях с клиентами. Кроме того, внедрение инноваций должно обеспечить компаниям возможность развивать бизнес и конкурировать на рынке.

Невзирая на то обстоятельство, что конкуренция с цифровой трансформацией усиливается, лизинговые компании могут воспользоваться тем фактом, что теперь они достигли более широкой аудитории. Для этой ниши продуктов и услуг существует рынок, поскольку у клиентов есть способ легко получить к ним доступ. Кроме того, внедрение инноваций гарантирует, что ваш бизнес будет в авангарде получения прибыльной доли в отрасли [9, с. 305].

В последнее время игроки лизинговой отрасли используют инструменты цифровой трансформации. При цифровой трансформации лизинговые компании фокусируются на задачах улучшения клиентского опыта и повышения эффективности управления расходами. Далее следуют такие направления трансформации, как управление рисками и стимулирование роста, за ними - внедрение передовых технологий и инновации, повышение качества операций и развитие культуры в лизинговой отрасли.

Цифровизацию в лизинговых компаниях можно рассматривать как удобный, рациональный и эффективный способ продвижения современных высококачественных финансовых продуктов, отвечающих требованиям и безопасности. Современную лизинговую компанию на данный момент невозможно представить только как офлайн-процесс.

Бизнес-процессы в лизинговых компаниях нацелены на достижение наибольшей персонализации, а также в удаленном доступе обслуживать клиента в любое подходящее для него время. Несомненно, цифровая трансформация лизингового сектора будет активно развиваться в ближайшие годы, а также эффективное управление цифровизацией будет важным компонентом в условиях высокой конкуренции в сфере финансовой аренды.

Цифровизация процессов управления данным видом финансовой аренды положительно влия-Е ет на финансовое состояние, повышая точность £ оценки и сокращая время обработки информации, — а также поможет лизинговым компаниям справить-^ ся с давлением, обусловленным постоянным ужесточением нормативных требований со стороны Ц ЦБ и ожиданиями инвесторов.

Вместе с тем лизинговая деятельность неразрывно связана с рисками, многие из которых присущи исключительно ей. В процессе функционирования лизинговых компаний снижение специфических рисков финансовой аренды в условиях цифровизации современной экономики имеет ряд особенностей. Наличие различных рисков оказывает непосредственное влияние как на деятельность компании, так и на всю экономику, и приводит к необходимости разработки и использования новых цифровых технологий по управлению рисками в условиях трансформации экономики страны.

Для соответствия современному рынку услуг лизинговым компаниям необходимо оцифровать свои процессы предоставления клиентам сервисов финансовой аренды.

Цифровая трансформация в управлении кредитным риском повысит прозрачность оценки. Это поможет обеспечить более быстрое обслуживание клиентов, не жертвуя объективностью оценки уровня риска, и, тем самым, повысить эффективность управления существующими портфелями лизинговых компаний [1].

При использовании цифровых технологий и моделей для оценки риска лизинговая компания может сформировать более оптимальные условия для создания такого портфеля лизинговых договоров, при котором риски будут снижены. Подобный подход может учитывать сферу деятельности пользователя лизинга, периоды деловой активности, если речь идет о предприятии, сезонность деятельности предприятия, если оно выступает в качестве потребителя кредитной услуги [7].

Именно поэтому при объективной оценке лизинговых рисков необходимо учитывать все факторы, которые могут иметь дальнейшее негативное влияние: определение кредитоспособности заемщика на начальном этапе, создание оптимального кредитного портфеля с учетом благосостояния лизингопользователей и возможность покрытия потерь в перспективе, наличие у клиентов ликвидных активов на случай компенсации или невозврата средств финансовой аренды.

В целом, стоит отметить, что лизинговая компания самостоятельно устанавливает уровень риска, основываясь на данных о собственном финансовом состоянии, экономической ситуации в целом на определенный момент и своих стратегических целях [6, с. 87].

Управление рисками подразумевает соблюдение требований регулятора, создание консолидированной инфраструктуры по контролю и регулированию, ведению отчетности. В лизинговой отрасли полностью избежать функциональных рисков не удастся, но в современных условиях трансформации экономики с вектором на цифровое развитие, можно их минимизировать (ограничить) посредством использования инновационных технологий, например ВРМ-систем.

Одним из дополнительных преимуществ лизинговой компании может стать использование цифрового рубля, построенного на технологии распре-

деленных реестров (DLT), что будет способствовать улучшению деятельности лизинговых компаний, поскольку наличие инструментов работы с национальной цифровой валютой может стать одним из показателей развития экономики компании.

Важную роль в лизинговых компаниях может сыграть объединяющая всех сотрудников в едином цифровом поле «Облачная» платформа. На практике данный инструмент позволяет использовать преимущества удаленного доступа к корпоративным ресурсам. Каждый сотрудник может заниматься собственным развитием, проходя онлайн-обучение при помощи любого устройства и в любое удобное время.

Руководство, в свою очередь, может максимально эффективно получать достоверную информацию о команде, вовлеченности в достижение целевых результатов компании, удовлетворенности сотрудников, наличии мотивации (от коллег - оценку), а также принимать решения в области развития персонала [8].

На основе исследуемой платформы менеджеры отслеживают динамику деятельности каждого работника, оценивают его компетенции и навыки, формируют команду с целью решения значимых задач, независимо от территориального местонахождения сотрудников.

На базе аккумулируемых данных администрация компании принимает тактические и стратегические решения (планирование компетенций, важных для предприятия, развитие персонала, потенциальные и текущие зоны роста).

Выявленные тренды являются прямым следствием цифровизации. Совершенствование цифровой экономики в современной РФ выступает одним из ключевых государственных приоритетов. Для финансового сектора не предусмотрено специальной программы. Однако, подобные финансовые организации использовали первыми цифровые технологии с целью обслуживания клиентов (например, банковские компании).

Можно охарактеризовать состояние бизнес-процессов следующими аспектами, которые можно спроецировать на деятельность лизинговых компаний:

1) Повышается роль финансовых платформ и финтех-организаций, ликвидируется разница между финтех-услугами и банковскими продуктами, для ритейлеров открываются платежные сервисы, основанные на местных платформах.

2) Повышается потребительский спрос на онлайн-транзакции, электронную коммерцию, бесконтактные платежи.

В практике современной РФ представленные явления приобретают стабильные тенденции развития.

Заключение

Потребители сегодня от лизингодателей ждут качественного, оперативного сервиса. Именно поэтому совершенствование и легкость использования

услуг являются важнейшим источником инноваций на лизинговом рынке.

С помощью применения возможностей, обеспечивающих цифровые трансформации, внедряются новые форматы применения финансовой аренды. При этом главной целью служит уменьшение времени обслуживания клиентов, увеличение прозрачности, минимизация затрат, формирование прямой связи путем ввода данных о финансовых потоках.

Данные и ранее перечисленные в статье аспекты и обуславливают значение влияния цифровой трансформации на бизнес-процессы в лизинговых компаниях.

К основным трендам цифровых трансформаций бизнеса лизинговых процессов можно отнести:

1. На современном рынке финансовых услуг, в условиях которого лизинговые фирмы реализуют свои продукты, наблюдается более широкий спектр возможностей для успешной цифровизации соглашений с клиентами и проведения соответствующих операций.

Характерными признаками цифровых трансформаций являются: работа в формате «единого окна»; бесшовная передача информации внутри сервисов; единый интерфейс для различных лизинговых продуктов, сервисов и услуг; унифицированный механизм идентификации и др.

2. Переход к новому поколению лизингового бизнеса - персонализации - основан на цифровых ожиданиях и актуальных потребностях клиентов, прозрачности и скорости предоставления услуг, аккумулировании уникального опыта.

Главный источник ценности - не личная коммуникация, а отношения, формируемые на ее основе. Важнейшими факторами успеха служат цифровые омниканальные взаимодействия, а также предугадывание потребностей клиентов. Отрасль сегодня переживает необратимый, глубинный переход от той эпохи, когда персонифицированные отношения (личный контакт) выступали ключевым источником дифференциации (ценности), к новой эпохе, когда факторами успеха признаются цифровые омниканальные взаимодействия, понимание клиентов.

3. Совершенствование электронной инфраструктуры позволяет современным лизинговым организациям повысить скорости работы и расширить охват клиентской базы. позволяет. Интеграция лизинговых предприятий с другими сервисами, в частности государственными, меняет подход к анализу (обработке) заявок.

4. Лизингодатели, оптимизируя бизнес-процессы, должны стремиться к дистанционному решению различных проблем, которые появляются в процессе оформления лизинговой сделки, цифровизации всех стадий взаимодействия с партнерами и клиентами.

Литература

1. Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.

«О Центральном Банке РФ» (с изм. и доп.,

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

вступ. в силу с 15.07.2023) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37570/ (дата обращения: 10.11.2023).

2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика РФ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 10.11.2023).

3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_319432/ (дата обращения: 11.11.2023).

4. Долгосрочная программа деятельности акционерного общества Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://corpmsp. ru/about/deyatelnost/programma-deyatelnosti/?y sclid=losc52pxx6224168864 (дата обращения: 11.11.2023).

5. Голохвастов Д.В. Экосистема как инструмент сбалансированной интеграции интересов экономических агентов в условиях цифровой экономики. В сборнике: Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента. // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 21-23.

6. Зайцев В.Б., Ларионова И.В., Мешкова Е.И. Антикризисное управление в коммерческом банке. М. Кнорус, 2020. 180 с.

7. Киреев В.Л. Банковское дело. Краткий курс. М: Лань, 2019. 208 с.

8. Сергеев Л.И. Цифровая экономика / Под редакцией Л.И. Сергеева. М.: Издательство Юрайт, 2020. 332 с.

9. Построение комбинированной облачной платформы на базе OpenStack и Kubernetes - обзор решений сетевой интеграции [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russian-blogs.com/article/32251601179/ (дата обращения: 11.11.2023)

10. Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования. Избранные статьи: материалы конференции / под редакцией М.М. Мусарского [и др.]. М.: МПГУ, 2018. 375 с.

IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON BUSINESS PROCESSES IN LEASING COMPANIES

Ermakov M. Yu.

Russian foreign trade academy Ministry of economic development of Russian Federation

In this article digital transformation is considered as a phenomenon of modern society; it is determined, what are the features of modern leasing organizations; a description of leasing activity is given; the author's understanding of digitalization in leasing companies is given; it is revealed what business processes in leasing companies are aimed at; the state of business processes that affect the activities of leasing companies is characterized; trends that are a direct consequence of digitalization are characterized; the state of business processes is characterized through such aspects that can be projected on the activities of leasing companies - such as the increasing role of financial platforms and fintech organizations; elimination of the difference between fintech services and financial management products; opening for retailers payment services based on local platforms; increasing consumer demand for online transactions, e-commerce, contactless payments; risks of leasing activity were determined; a number of measures on digitization of financial lease processes were proposed to ensure compliance of leasing companies with the current level of technological sophistication of the service market.

Keywords: digital economy, leasing companies, digital transformation, business processes, risks, financial leasing, digital assets.

References

1. Federal Law No. 86-FZ of 10.07.2002. "On the Central Bank of the Russian Federation" (with amendments and additions, effective from 15.07.2023) [Electronic resource]. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (access date: 10.11.2023).

2. Order of the Government of the Russian Federation from 28.07.2017 № 1632-r On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation". [Electronic resource] Mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_221756/ (access date: 10.11.2023).

3. Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Minutes of 24.12.2018 № 16) [Electronic resource] Mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432/ (access date: 11.11.2023).

4. Long-term program of activities of the joint-stock company Federal Corporation for the Development of Small and Medium Enterprises for 2021-2025 years [Electronic resource] Mode of access: https://corpmsp.ru/about/deyatelnost/programma-deyatel nosti/?ysclid=losc52pxx6224168864 (access date: 11.11.2023)

5. Golokhvastov D.V. Ecosystem as a tool for balanced integration of economic agents' interests in the digital economy. In collection: Modern view on the problems of economics and management. // Collection of scientific papers on the results of the international scientific-practical conference. 2017. C. 21-23.

6. Zaitsev V.B., Larionova I.V., Meshkova E.I. Anticrisis management in a commercial bank. M. Knorus, 2020. 180 c.

7. Kireev V.L. Banking business. Short course. M: Lan, 2019. 208 c.

8. Sergeev L.I. Digital economy / Edited by L.I. Sergeev. Moscow: Yurait Publishing House, 2020. 332 c.

9. Building a combined cloud platform based on OpenStack and Kubernetes - a review of network integration solutions [Electronic resource] Mode of access: https://russianblogs.com/arti-cle/32251601179/.(access date: 11.11.2023)

10. Modern education: vectors of development. Digitalization of economy and society: challenges for the education system. Selected articles: conference materials / edited by M.M. Musarsky [and others]. M.: MPGU, 2018. 375 c.

Q.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.