19. Аминов И.Б., Ходжаева Д.Ф. Алгоритм решения задач на курсах информатики с помощью современных программных средств. // Матрица научного познания. № 3, 2017. С. 318-323.
20. Ходжаева Д.Ф., Богомолова Е.С. Совершенствование продвижения туристского продукта республики Узбекистан в условиях цифровизации технологий обслуживания // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы, 2020. Т. 17. № 2. С. 175-179.
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Шамшатова Г.К.
Шамшатова Гулсим Каракулкызы - магистрант, кафедра русского языка и литературы, Кызылординский университет им. Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье анализируется вопрос о взаимосвязи цифровой грамотности с формированием цифровой компетенции будущих учителей. Акцент внимания делается на непрерывный процесс развития цифровых инструментов, что обновляет содержание цифровой компетенции учителей.
Ключевые слова: будущие учителя, формирование, цифровая грамотность, цифровая компетенция.
Научно-педагогическая и популярная литература освещает современное состояние применения цифровых технологий в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. Методологическй аспект и практико-ориентированное направление соверешенствования использования в учебно-воспитательном процессе в системе образования непрерывно освещается в научно-популярных публикациях.
Ученые-методисты и преподаватели-практики отмечают то, что внедрение цифровых технологий в процесс подготовки будущих учителей носит фрагментарный характер, а практическое использование в обучений русскому языку показывает бессистемное педагогическое действие. Кроме того, цифровые образовательные ресурсы, разработанные на основе технических средств практический малопопулярны и не находят регулярного использования в формирований и развитий компетенций обучающихся. В то же время новые цифровые программы представляются практико-ориентированными и перспективными для разработки ресурсов обучения. В создании цифровых программных продуктов за основу берется принципы коммуникативного подхода, личностно-деятельностного подхода, где учитываются психолого-педагогические особенности обучающихся, опора делается на симулятивный подход во взаимосвязи с технологией игрового обучения.
Цифровые технологий программного обучения требуют алгоритмизации и автоматизации процесса раработки практико-ориентированных самостоятельных заданий средствами компьютера и глобальной Интернет ресурса [1]. Конструктивной является задача создания всевоможных легко доступных в самотоятельном освоений разнообразных пргорамм, нацеленных на успешное достижение образовательных целеустановок и решение методических задач.
С появлением компьютера и информационно-коммуникативных технологий существенно расширился и одновременно усложнился методический инвентарь наглядности и ресурсов, что требуют систематического внимания к непрерывно совершенствующемуся цирфовым программам и контенту [2]. Здесь необходимо иметь не только навыки и умения использования информационно-коммуникативных
технологии, но и быть компетентным в систематизации многорецепторных средств наглядности, имеющихся в базе Интернет -ресуросов.
На сегодняшний сформировалась библиотечная база специальной литературы по формированию и развитию цифровой компетентности учителей. Учебно-методическая литература и научно-популярные издания раскрывают не только рамочные, но и содержание технологического подхода, охватываемые цифровой кометентций, где излагаются требуемые знания и навыки в области применения цифровых технологий в подготовке будущих педагогов. Мы хотели бы обратить внимание на тот факт, что в научно-практической литературе систематизированы базовые навыки, которые должен демонстривовать учитель, владеющий цифровой грамотностью, а именно:
1- выполнять основные компьютерные программные операции для получения доступа к Интернент ресурсам;
2- подбирать и делать выборку Интернет материала, критический оценивать и анализировать содержание контента;
3- загружать с Интернета, адаптировать и сохранять информацию;
4- эффективно использовать программный ресурс, должен ориентироваться в цифровых сетях;
5- подбирать и практически применять соответсвующие технологические инструменты или программные функций для выполнения установленных задач и создания собственной разработки по учебно-практическим заданиям;
6- Вступать в диалог, налаживать контакт с субъектами деятельности;
7- Сотрудничать, принимать участие в сетевых обучениях [1 ].
Базовые навыки цифровой компетенций формируют цифровую компетенцию, содержание которой можно раскрыть в следующем:
1. Организация безопасной работы с интернет ресурсным контентом: находить и извлекать запрашиваемую информацию по ключевым словам, анализировать, критически оценивать контент, адаптировать и сохранять ресурсные материалы;
2. Организация продуктивной коммуникации в цифровой среде: вступать онлайн-диалог в открытом пространстве с помощью цифровых программных инструментов, продуктивный дистанционный контакт с сообществами с целью повышения осведомленности и саморазвития и самопродвижения;
3. Организация продуктивной творческой деятельности: разработка собственного контента и создание презентации с анимациями, видеоматериал, выкладывание на Интернет пространстве с указанием на интеллектуальную собственность.
От цифровой грамотности к цифровой компетентности: сам педагогический процесс перехода и взаимодействия требуют практико-ориентированного подхода. Цифровая грамотность основывается на знаниях, навыках иумениях продуктивно использовать базовый Интернет-контент, практический использовать цифровые ресурсы. Перед системой профессиональной многоуровневой подготовки будущих учителей Республики Казахстан определены задачи, которые указаны в Государственной программе «Цифровой Казахстан», где установлен целевой индикатор по повышению уровня цифровой грамотности населения к 2022 году до 83%.,что требует повышения на три процента по сравнению с 2020годом [4]. Содержание цифровой грамотности с появлением новых ресурсов и инструментов систематический обновляется, что усложняет процесс подготовки будущих учителей, так как наполняемость структуры цифровой компетенций непрервыно расщиряется.
Список литературы
1. Битэм Хелен, Шарл Рона. Переосымысление педагогики для цифровой эпохи.
ULTTYQ AYDARMA BLYROSY. Нур-Султан, 2019.
2. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. Учебное пособие. М.: Владос, 2001.
3. Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. «Информационные технологии». Учебное пособие. М., 2007.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitalkz.kz/cifrovaya-gramotnost/ (дата обращения: 28.02.2022).
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Умнова М.К.
Умнова Махсума Кобулжон кизи - магистрант, направление: теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование), Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические особенности повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Развитие науки и техники, широкое проникновение инновационных технологий в новые области научной и практической деятельности предъявляют к образованию новые требования. А также анализируется значимость андрагогики как науки об образовании взрослых.
Ключевые слова: информационно-коммуникационных технологий, цифравизация, повышение квалификации, непрерывное образование, андрагогика, электронное обучение, дистанционное образование.
Распространение цифровых технологий ведёт к качественным изменениям не только в сфере производства, на глобальных рынках, перемены также захватывают социальную сферу и образование. Использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой составляющей частью всех сфер. Развитие науки и техники, широкое проникновение инновационных технологий в новые области научной и практической деятельности предъявляют к образованию новые требования. В настоящее время с каждым днем развивается наука, принципы и методы образования, современному педагогу-воспитателю становится необходимым повышать квалификацию всё чаще, чем обычно.
Модернизация системы образования происходящая в последнее время ставит перед педагогами работающими в системе дополнительного профессионального образования новые стратегические задачи. В Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, разработанная во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года N ПП-3955 "О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием" [1] отведена значительная роль развитию системы дополнительного профессионального образования работников ДОО: «- внедрение в систему дошкольного образования инноваций, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий; - внедрение в систему дошкольного образования принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников системы дошкольного образования;...»
Непрерывность образования на сегодняшний день - объективное требование времени. В соответствии с законом «Об образовании» Республики Узбекистан [2] система непрерывного образования включает в себя: дошкольное образование и
79