Научная статья на тему 'Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в России'

Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2493
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ИНДУСТРИЯ 4.0 / INDUSTRY 4.0 / ECONOMIC MODERNISATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Димитров И. Д.

Проанализировано понятие «цифровая экономика». Рассмотрены планы реализации соответствующих программ на транспорте за рубежом и в России. Намечены основные направления совершенствования нормативной базы и методологии подходов к дальнейшему развитию цифровой экономики в транспортном комплексе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of digital economy on development of transport industry in Russia

The paper offers an analysis of the digital economy concept. Plans for implementation of corresponding programmes on the transport in Russia and abroad are considered. Main directions for improving legislative and regulatory framework and methodology of approaches to further development of digital economy in Russia’s transport system.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в России»

Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в России

И. Д. Димитров,

омбудсмен по вопросам развития цифровой экономики, член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

создание цифровой экономики является стратегической целью, которая стоит перед россией. для ее достижения необходимо единое понимание сущности этой задачи, а также системная детальная проработка различных аспектов цифровой экономики, выявления ее влияния на развитие в том числе транспортной сферы.

Сегодня мы вошли в четвертую технологическую революцию, известную также как индустрия 4.0, в которой выделяют следующие составляющие:

• полная оцифровка пространства, субъектов и процессов;

• новые материалы;

• новое производство;

• новые системы управления.

В мозаике технологий индустрии 4.0 представлены такие часто упоминаемые технологии, как Интернет вещей, квантовые вычисления, беспилотный транспорт, 3D-печать, большие массивы данных и распределенные реестры.

Одна из производных четвертой технологической революции — цифровая экономика. Основная разница между нынешней экономикой и цифровой состоит в том, что в первой основным показателем для оценки ее эффективности служит ВВП. Предприятия сначала производят продукцию, а после этого занимаются поиском рынков сбыта.

В новой экономике ключевую роль приобретает прогнозирование: сначала определяется прогноз спроса, затем формируется предложение. Иными словами, происходит формирование товарных пар в реальном времени. Можно составлять прогноз продажи или покупки, риска или события. Таким образом, цифровизация экономики в отношении управленческих систем позволит более информированным хозяйствующим субъектам принимать правильные решения.

Реалии нынешнего дня наглядно свидетельствуют о возрастании ценности точного прогноза, на основе математических моделей, опирающихся на большие массивы данных. Так, указанные возможности используются, чтобы получить подробную информацию, например, о деловом партнере, о его надежности с целью регулировки баланса спроса и предложения и снижения издержек на продажи и логистику. Необходимо отметить следующее: чем ближе срок прогнозируемого события, тем выше вероятность того, что оно произойдет в максимальном соответствии с полученным прогнозом.

Итак, цифровая экономика — прогностическая и персонализированная. Подчеркну, что полный переход на рельсы новой цифровой экономики будет обозначен существенным ростом значений экономических показателей — в несколько раз, а не на несколько процентов (последнее означает лишь временную оптимизацию посредством информатизации).

Цифровизация

транспортной сферы за рубежом

Вопрос модернизации транспортной сферы занимает серьезные позиции во многих зарубежных стратегиях

развития цифровой экономики.

Начнем с Сингапура, где в проекте «Умная мобильность» наиболее четко обозначены варианты решения задачи цифровизации транспорта. Например, в документе прописана необходимость аналитики по трем базовым направлениям, которые касаются операционного планирования, оптимизации ресурсов, а также доступности соответствующей информации в режиме реального времени.

В качестве инструментария предлагается использовать наземные сенсоры, управление спросом, симуляции, предикативную и мультимодальную аналитику. Согласно стратегии, основу цифровой транспортной системы в Сингапуре будут составлять беспилотные поезда, роботизированные погрузчики, автономные колонны грузовиков, автономные такси, краткосрочная аренда автомобилей и велосипедов, устройства для персональной мобильности, автономные автобусы. В числе предполагаемых вызовов в проекте «Умная мобильность» указаны проблема безопасности, анонимизация и ре-идентификация, юзабилити и агрегирование [1].

Во Франции в рамках профильной стратегии представлены планы по развитию транспортной инфраструктуры, которые содержат программы инвестиций в будущее (IAP). Отметим, что две из них предусматривают значительные финансовые вложения (в форме погашаемых авансов) в новые конструкции самолетов Airbus Group. Программы IAP включают в себя поддержку проектов в области НИОКР. В частности, в космической сфере программы инвестирования способствовали финансированию исследований, касающихся разработки пусковых установок нового поколения и новых телекоммуникационных спутников.

Программа «Транспортное средство будущего» мобилизовала автомобильные, морские и железнодорожные перевозки с целью технологического структурирования соответствующих отраслей, связанных, в частности, с производством пусковых механизмов (тепловых, гибридных или электрических), а также с уменьшением веса и разработкой автономных транспортных средств.

Наряду с этим программа «Транспортное средство будущего» в контексте IAP внесла значительный финансовый вклад в создание системы электрических заправок для автомобилей и в мо-

дернизацию паромного парка во Франции. В дополнение к данной программе автомобильный, железнодорожный и морской виды транспорта в рамках реализации концепции разумной мобильности и логистики должны получить:

• помощь в средствах исследования и совместного тестирования;

• поддержку проектов совместного развития;

• поддержку в области разведки через исследовательские организации;

• вспомогательные средства, имеющие отношение к производственному процессу, в рамках программы модернизации промышленного производства по направлению к «Фабрике будущего».

Завершая краткий обзор французских решений, следует отметить, что технологические дорожные карты для указанных секторов являются частями программы «Новая промышленная Франция» — «Экологическая мобильность» и «Транспорт завтрашнего дня». Программа предусматривает содействие проектам в области НИОКР и включает в себя следующие пункты [2]:

• продолжение работы в области исследований и разработок программ для ключевых игроков (крупных автопроизводителей и поставщиков, судостроителей и железнодорожников) по производству транспортных средств в контексте возросших технических требований, включая интеллектуальные транспортные средства (автономные и подключенные);

• продолжение целевой поддержки инноваций МСП;

• продолжение поддержки испытаний транспортных средств и развертывание инфраструктуры для автономных транспортных средств.

В стратегических планах развития транспортной системы Австралии указано, что технологические инновации в транспортной сфере помогут повысить эффективность, производительность и безопасность транспорта, уменьшить его негативное влияние на окружающую среду. Расширение доступа к большим массивам данных дает возможность получить более точные результаты анализа для совместной работы государственного и частного секторов экономики.

Например, дорожные камеры и датчики обеспечивают эффективное управление инфраструктурой, обнаруживая заторы и дорожные работы, посылая автомобилистам предупреждения и заново выстраивая маршруты. Это спо-

собствует сокращению времени в пути, уменьшает количество потребляемого топлива и энергии, а также позволяет эффективнее использовать существующую инфраструктуру. К слову, беспилотные грузовики Rio Tinto уже перевезли более 100 млн т земли в Пилбаре [3].

В Великобритании одна из главных задач стратегии развития транспортной инфраструктуры — повышение уровня покрытия сетями Wi-Fi пассажирского транспорта. Предполагается, что к 2018 г. почти во всех пассажирских транспортных средствах (около 90 %) будет доступ к Wi-Fi.

Наряду с этим отмечается значительный охват сотовой связью на автомагистралях — 97 % голосового покрытия, предоставляемого действующими операторами. Тем не менее, в перспективе необходимо улучшить качество соединения, чтобы потребители могли оперативно получать сообщения о проблемах на дороге, а также для надлежащего функционирования таких новых технологий, как подключенные и автономные транспортные средства, интеллектуальные автомагистрали [4].

В Соединенных Штатах Америки в ноябре 2017 г. закончилось публичное обсуждение стратегического плана развития транспортной отрасли на период 2018-2022 гг., где во главу угла поставлены четыре составляющие: безопасность, инфраструктура, инновации и управляемость.

Безопасность подразумевает повышение эффективности государственно-частного партнерства, учет человеческого фактора, улучшение анализа данных для управления принятием решений, обеспечение автоматизации, а также разработку регулирования, основанного на результатах деятельности.

Инфраструктура предполагает обеспечение мобильности и доступности, а также стимулирование экономического роста, производительности и конкурентоспособности для американских рабочих и предпринимателей. Для реализации приведенных постулатов планируется предоставить техническую помощь и провести необходимые исследования. Полученные результаты будут способствовать ускорению реализации профильных проектов, сокращению затрат на жизненный цикл доставки, оптимизации работы имеющихся объектов. С целью повышения эффективности указанных процессов будут использованы инновационные формы финансиро-

вания и реализации проектов, а также поощрение государственно-частного партнерства.

В области инноваций в американском стратегическом плане развития транспортной отрасли внимание направлено на руководство разработкой и внедрение инновационной практики и технологий, повышающих безопасность и эффективность транспортной системы. Ключевое направление инвестиций

— проведение исследований с целью ускорения развертывания новейших транспортных технологий.

Четвертый пункт — управляемость

— означает снижение бремени регулирования и повышение эффективности. Под этим подразумевается упрощение правил и повышение эффективности организационной деятельности Департамента транспорта в США [5].

Таким образом, можно констатировать, что за рубежом на уровне стратегических планов уделяется достаточное внимание развитию транспортной сферы в условиях цифровой трансформации экономики. Необходимо тщательно изучать международный опыт и лучшие практики использовать у нас.

Цифровая логистика в РФ

Новые требования, предъявляемые цифровой экономикой к транспортной отрасли, выражаются в усилении персонализированного, распределенного (согласно географической специфике)

потребления. Чтобы соответствовать новым реалиям, логистика должна стать цифровой и как следствие — прогностической.

Более того, цифровая логистика обязана одновременно развиваться во взаимосвязи с другими отраслями. В группу драйверов быстрого развития цифровой логистики входит электронная торговля. За последние годы ее объем очень быстро растет не только в России, но и по всему миру. Перед транспортной инфраструктурой это ставит новые задачи, которые необходимо решить как можно скорее.

Первая задача связана с тем, что значительно возрастает скорость передвижения товаров. Потребитель получает позитивный пользовательский опыт в отношении сроков доставки (доставка в тот же день или на следующий) и не готов мириться с длительным ожиданием. При этом высокая стоимость доставки неприемлема, так как выступает фактором поражения в конкурентной борьбе.

Вторая задача. В электронной торговле фактически стираются границы между субъектами и странами: многие товары и услуги в сети Интернет становятся доступными по всему миру посредством одного клика. В рамках этой новой парадигмы в Стратегии развития электронной торговли в РФ до 2025 г., опубликованной для общественного обсуждения Минпромторгом в сентябре

2017 г., цифровой логистике отводится одна из ключевых ролей. Очевидно, что расширение трансграничной электронной торговли продолжится, и быстрая, недорогая, прогнозируемая логистика будет иметь решающее значение.

На примере электронной торговли хорошо видна необходимость синхронизировать развитие цифровой логистики в рамках цифровой трансформации с развитием других отраслей, чтобы инфраструктура успевала отвечать новым требованиям.

По оценкам экспертов, базой для цифровой логистики может стать ГГ-поддержка гармонизированных систем и производственно-торгово-экономических процессов по движению товарных, материальных потоков в «цепочках создания стоимости» [6]. В прикладные задачи цифровой логистики, в свою очередь, входит сокращение временных, трудовых, финансовых потерь, связанных с поиском данных и ГГ-приложений для формирования оптимальных схем бизнес-партнерства на основе эффективного моделирования горизонтальных производственно-экономических и торгово-экономических связей между организациями [7].

Наряду с этим ряд специалистов совершенно справедливо отмечает, что для управления бизнес-процессами, для формирования эффективной среды ведения бизнеса в России необходимо не только создание и использование адекватных условиям ГГ-систем, но и внедрение «сквозных» ГГ-технологий на основе единой транспортно-логистиче-ской и торговой инфраструктуры, обеспечивающей сетевое взаимодействие бизнес-процессов и создание «цепочек ценностей для клиентов» [7].

Таким образом, чтобы управлять логистической инфраструктурой, представляется необходимым создание единого ситуационного центра для прогнозирования транспортной ситуации, который позволит котролировать скорость движения транспортных потоков и риски на новом уровне — посредством нейронных сетей (а в дальнейшем — искусственного интеллекта). Ситуационный центр сможет прогнозировать нестандартные ситуации и способствовать их скорейшему выявлению и предотвращению нежелательных последствий.

К сожалению, сегодня в разработанной Минкомсвязи и утвержденной 28 июля 2017 г. правительством про-

грамме «цифровая экономика Российской Федерации» [8] не описаны системные подходы к трансформации всей экономики и таких важных ее составляющих, как торговля, финансы и транспортная сфера. В то же время транспорт представляет собой неотъемлемый элемент любой экономической системы. Его полезный эффект обусловлен перемещением созданной другими отраслями материального производства продукции от места производства к местам потребления, что априори исключает существование транспортной продукции вне процесса, где ее производство, реализация и потребление слиты воедино. Особую актуальность оптимизация транспортной системы приобретает в сфере цифровой экономики, где логистика по праву занимает лидирующие позиции. Поэтому, на наш взгляд, программа «цифровая экономика РФ» нуждается в глубоком переосмыслении и переработке.

В заключение следует отметить, что в условиях текущего технологического вызова у России есть все шансы создать передовые транспортные сети, полно-

стью соответствующие потребностям участников рынка. □

литература

1. Howe-Teo R. Singapore's Smart Mobility 2030: Big Data and Car-Lite Society. URL: https://www.nscs.gov.sg/public/ download.ashx?id=1005 (дата обращения 15.11.2017).

2. Présentation du 3e Programme d'investissements d' avenir. URL: http:// www.gouvernement.fr/sites/default/files/ contenu/piece-jointe/2016/06/pia3vl.pdf (дата обращения 15.11.2017).

3. Digital Australia: State of the Nation The 2017 edition. URL: https:// digitalaustralia.ey.com (дата обращения 15.11.2017).

4. Transport Investment. Moving Britain Ahead. Presented to Parliament by the Secretary of State for Transport by Command of Her Majesty. URL: https:// www.gov.uk/government/uploads/ system/uploads/attachment_data/ file/624990/transport-investment-strategy-web.pdf (дата обращения 15.11.2017).

5. U.S. Department of Transportation.

Strategic Plan for FY 2018-2022. Draft for Public Comment, October 19, 2017. URL: https://www.transportation. gov/sites/dot.gov/files/docs/mission/ administrations/office-policy/287816/ draft-dot-strategic-plan-fy-2018-2022-public-comment.pdf (дата обращения 15.11.2017).

6. Дунаев О. Н. Доклад «Логистика как современный метод управления в индустрии 4.0» // Гайдар. форум 2017 «Россия и мир: выбор приоритетов». Секция «Управление изменениями: глобальные цепи поставок и индустрия 4.0». 14 января 2017 г. РАГС.

7. Бубнова Г. В., Левин Б. А. Цифровая логистика - инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов // Int. J. Open Inf. Technol. ISSN 2307-8162 2017. Vol. 5. № 3. P. 73-74.

8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static. government.ru/media/files/9gFM4FHj4 PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 15.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.