Научная статья на тему 'Влияние цифровизации в образовании на историческое сознание общества'

Влияние цифровизации в образовании на историческое сознание общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
цифровизация / образование / историческое сознание / массовое сознание / общество / сознание / digitalization / education / historical consciousness / mass consciousness / society / consciousness

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пичугин Виталий Григорьевич

В статье рассматриваются теоретические вопросы влияния цифровизации в образовании на историческое сознание общества. Актуальность темы исследования определяется важностью исторического сознания для современной России как фактора сплочения людей на основе великого исторического прошлого, понимания процессов настоящего и формирования вектора будущего развития. Основная цель исследования – выявление роли цифровых технологий в позитивном и негативном влиянии на историческое сознание общества. Сформулированы основные цели цифровизации как инструмента влияния с определением положительных и отрицательных сторон этого процесса. В результате исследования представлены выводы о возможностях, эффективности и ограничениях влияния цифровых технологий на историческое сознание. Обозначены пути дальнейшего изучения проблемы влияния цифровизации на историческую память и сознание общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITALIZATION IN EDUCATION ON THE HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF SOCIETY

The article considers the theoretical issues of the influence of digitalization of education on the historical consciousness of society. The relevance of the research topic is determined by the importance of historical consciousness for modern Russia as a factor of uniting people on the basis of the great historical past, understanding the processes of the present and the formation of the vector of future development. The main purpose of the study is to identify the role of digital technologies in the positive and negative impact on the historical consciousness of society. The main goals of digitalization as an instrument of influence are formulated with the definition of the positive and negative sides of this process. As a result of the study, conclusions about the possibilities, effectiveness and limitations of the digital technologies influence on historical consciousness are presented. The further ways of studying problem of the digitalization impact on historical memory and public consciousness are outlined.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровизации в образовании на историческое сознание общества»

Влияние цифровизации в образовании на историческое сознание общества

Пичугин Виталий Григорьевич,

кандидат психологических наук, доцент департамента «Психологии и развития человеческого капитала», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются теоретические вопросы влияния цифровизации в образовании на историческое сознание общества. Актуальность темы исследования определяется важностью исторического сознания для современной России как фактора сплочения людей на основе великого исторического прошлого, понимания процессов настоящего и формирования вектора будущего развития. Основная цель исследования - выявление роли цифровых технологий в позитивном и негативном влиянии на историческое сознание общества. Сформулированы основные цели цифровизации как инструмента влияния с определением положительных и отрицательных сторон этого процесса. В результате исследования представлены выводы о возможностях, эффективности и ограничениях влияния цифровых технологий на историческое сознание. Обозначены пути дальнейшего изучения проблемы влияния цифровизации на историческую память и сознание общества.

Ключевые слова: цифровизация, образование, историческое сознание, массовое сознание, общество, сознание.

Введение

Цифровизация в образовании предоставляет большие возможности для неограниченного доступа к историческим данным, например документам, архивам, исследованиям, что, несомненно, позволяет глубоко изучать историю, анализировать прошлое, формировать представление о связи ретробытия с настоящим и его влиянии на будущее.

С другой стороны, проблема заключается в том, что цифровизация в образовании не всегда является благом, поскольку цифровые материалы, особенно касающиеся исторических событий, часто представлены без контекста и анализа, недостоверно, с существенными фактическими ошибками. Более того, игровые интернет-технологии, используемые с образовательными целями, зачастую создают симулятивные исторические образы в массовом сознании, героизируют вымышленное, конструируют реальность, которая никоим образом не отражает факты прошлого, искажает настоящее, но эмоциональная привлекательность виртуального начинает претендовать на замещение реального. Начиная использовать виртуальный образ в игровой деятельности, пользователь переносит его на социальные сети и в реальный мир. Виртуализация интернет взаимодействий сказывается на социальных отношениях в социуме [1]. Фальшивые исторические образы в массовое сознание внедряются тем эффективнее, чем больше цифровая информация замещает естественное и устоявшееся общение ученика и учителя. В этой связи многие исследователи отмечают необходимость полноценного эмоционально-образного подхода к преподаванию истории как основы непосредственного живого общения педагога и ученика на уроках истории [2]. Поэтому представляется достаточно актуальной проблема влияния цифровизации в образовании

249

на формирование и развитие исторического сознания общества.

Цифровые технологии и память о прошлом

Человек, теряющий память, в силу разных обстоятельств, перестаёт адекватно ориентироваться в настоящем. Остатки образов не составляют единой мозаики бытия, что ведёт к потере собственно «Я» и утрате социальной коммуникации. Те же процессы, пусть и не тождественно, происходят в массовом сознании. Социальная память в различных философских концепциях признаётся сферой конкуренции многих сил влияния, которые используют определённые инструменты в соответствии с техническим уровнем развития на разных исторических этапах.

До появления информационно-коммуникационных технологий любые концепции памяти основывались на крайне ограниченных инструментах передачи информации. Интернет позволил сделать быстрым и удобным поиск сведений о любых исторических фактах, документах, текстах и т.п. Соответственно, данные технологии объективно стали необходимостью в образовательном процессе, во многом влияя на фиксацию в памяти событий прошлого.

В массовое сознание эффективно и уверенно стали внедрять мифы и ложную историческую информацию, пользуясь мощным инструментом (информационно-коммуникационными технологиями) для пропаганды и замены реальных фактов прошлого на частично или полностью выдуманные, искажённые, с целью достижения определённых идеологических или политических целей. Массовый потребитель получает любую, в том числе историческую информацию, в основном посредством виртуального пространства интернета. Это формирует поле «массового создания и переработки исторических смыслов, значений и критериев интерпретации, переставших быть уделом «признанных» и традиционных исторических институций» [3, с. 22]. Общеизвестно, что из всего объёма увиденного и прочитанного лучше запоминаются

яркие образы, несущие эмоциональный заряд, при этом, изложенные кратко, не более трёх - пяти минут. На первый план выходит не правдивость и достоверность информации, а быстрое запоминание понравившегося визуального ряда. Процесс выбора не достоверного, а яркого характерен для глобального социума. В этом плане российское массовое сознание на отличается от такового в других странах. В поле всемирного исторического дискурса, в котором нет пространственных ограничений, память о прошлом также опосредована восприятием истории как комикса, только уже в цифровом формате. Это общая меди-асреда, которая, «втягивая в свою орбиту человека, предлагает ему не только принципиально новые коммуникативные средства и практики постижения социальной реальности, социализации и социальной интеграции, но также создает серьезные риски и угрозы, связанные с формированием искаженной картины мира, ложной интерпретацией исторических событий, фальсификацией истории» [4, с. 21].

Как в массовой индустрии развлечений, так и образовательном процессе стали активно использовать технологии виртуальной реальности, посредством которых можно произвести реконструкцию исторических событий, сконструировать заново факты и места сражений, причём персонажи и действия будут легко запоминаемы в памяти за счёт яркого восприятия и как бы «оживления» события прошлого, происходящего по принципу «здесь и сейчас». Эта технология, безусловно, позволяет лучше и качественнее представлять историю, а также фальсифицировать любые исторические материалы, что оставит в памяти массового сознания убедительное доказательство «реальности нереального», поскольку всё было увидено своими глазами, как правило, без критического осмысления и понимания.

Наглядность и упрощения восприятия формирует память отсутствующего бытия прошлого, которое создаётся в настоящем посредством компьютерных программ через визуализацию исто-

250

рических данных, через доступную репрезентация в виде картинок, графиков, таблиц, 3D-моделей, диаграмм и т.п. При отсутствии возможности или желания проверять историческую информацию на достоверность, память о прошлом в массовом сознании представляет собой набор определённых постулатов, формулировок, тезисов, которые связаны со множеством сконструированных образов и легко воспроизводятся, создавая иллюзию знания истории. Особенно эффективно такие технологии воздействуют на молодое поколение, которое привыкло довольствоваться «сжатой» информацией в виде коротких роликов, анимации или краткой презентации, картинки. Возникает вера в истинность и правдивость материалов, изложенных на тех или иных интернет-ресурсах, платформах, программах, играх. Такая вера поддерживается привычкой обращаться за «исторической правдой» к «Википе-дии», поисковым роботам, определённым сайтам. «Интернет память» трансформируется в память о прошлом в массовом сознании.

В концепции живой памяти Р. Кол-лингвуда, память - это всего лишь мысль, созданная историческим воображением: «...Прошлое не может стать объектом чьей бы то ни было перцепции, так как оно уже не существует в настоящем, но с помощью исторического воображения оно становится объектом нашей мысли» [5]. Это «историческое воображение» в массовом сознании детерминировано репрезентацией исторических событий не собственно человеком, а посредником, неким «информационным интеллектом» через систему информационно-коммуникационных технологий. Память современного человека с его включённостью в социум превращается в производную от суммы влияющих технологий, которые действуют как на сознание, так и в обход его. Другими словами, память о прошлом в массовом сознании лишь отчасти принадлежит человеку, а основное - производство виртуальной реальности, в которой события можно создавать, отменять, переписывать, сама история становится некой

виртуальностью, отменяемой силои воображения или прихотью искусственного интеллекта. Например, компьютерные игры с историческим содержанием -это продукт эпохи постмодерна, который не считает историю наукой, не верит в ее познаваемость, отрицает историческую реальность и считает, что она конструируется [6].

История, познаваемая как игра -идеальный механизм внушения ложных исторических представлений. Сама игра является процессом, полностью поглощающим сознание субъекта через совершение определённых действий, то есть происходит депотенциализа-ция сознательного контроля, при этом в подсознании (или вне сознания)легко встраиваются образы несуществующих, выдуманных исторических событий, которые в силу отсутствия сознательного критического контроля не могут быть проанализированы, осмыслены, как-то проверены на достоверность. Если у человека отсутствует значимый жизненный опыт, знание истории, то, что помогает отделить правду от лжи, то в памяти остаются любой исторический обман, фальсификация, часто, фантасмаго-ричное представление о прошлом. При этом, стоит также отметить, что многие компьютерные игры с исторической тематикой, созданные на основе научно обоснованной информации, безусловно полезны и познавательны.

Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии существенно оказывают влияние на процесс создания коллективной памяти о прошлом, используя все инструменты и возможности интернет-платформ, социальных сетей, игр, и т.п.

Цифровизация в образовании как инструмент влияния на историческое сознания общества

Цифровизации в государстве и социуме не должна являться абстрактной целью, движение к которой вызывает эйфорию от количества новых электронных сервисов для общества потребления. Поэтому правильно рассматривать цифровиза-

251

цию в общем и в образовании, в частности, как полезный и нужный инструмент, имеющий свои определённые функции.

Важно отметить, что любой инструмент влияния должен быть под грамотным и целенаправленным управлением, что подразумевает наличие программ управления, а когда необходимо и политических решений, чтобы система образования имела возможность позитивно и эффективно влиять на формирование и развитие исторического сознания в обществе.

Это касается не только профессионального образования, но и массового исторического просвещения в различных формах с использованием цифровых технологий, которые действительно могут быть эффективным инструментом для создания условий качественного, научно обоснованного и в то же время доступного распространения исторических знаний. Такое информационно-историческое влияние должно включать и воспитание, основанное на формировании чувства патриотизма, исторической памяти и гордости за подвиги предков, героическое прошлое страны.

Использование цифровых технологий в образовании как инструмента необходимо сопровождать выработкой умений получать и анализировать любую историческую информацию на предмет её достоверности, объективности, проявлять критическое отношение к интерпретации исторических событий, что должно приводить не просто к получению знаний, но и появлению у молодёжи (и не только) понимания и принятия значимости и важности исторического наследия, уважения к историческим ценностям и традициям.

В связи с этим представляется, что основными целями цифровизации в образовании как средства влияния на историческое сознание общества являются: 1. Формирование и реализация мер противодействия созданию искусственной исторической реальности, которая основана на манипуляции фактами и фальсификации исторических процессов.

2. Вместо практики спонтанной реакции на отдельные факты фальсификации истории, представить системную и научно обоснованную модель противодействия манипуляции прошлым, реализованную в цифровом формате с использованием интернет-платформ.

3. Сохранение традиционных ценностей, памяти об историческом прошлом всех народов большой страны, памятных дат, мест трудовых и ратных подвигов, то есть, того, что объединяет многонациональное общество.

4. Создавать проактивность в выявлении, анализе и выработке мер противодействия негативному влиянию на историческое сознание российского общества с учётом постоянно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Цифровизация в образовании как инструмент влияния на историческое сознание общества может быть эффективной при наличии технических возможностей, то есть доступности интернета на всё пространстве большой страны.

Таким образом, хотя цифровые технологии обладают большим потенциалом для сохранения памяти о прошлом, они также представляют ряд вызовов: информационное пресыщение, качество материала и его доступность, сохранность и достоверность исторической информации, что важно учитывать в инструментальном подходе, сочетая его с традиционными методами в образовательной деятельности.

Выводы

Цифровизация в образовании как инструмент влияния может быть эффективным механизмом сохранения исторического сознания и поддержания социальной стабильности в обществе. Одновременно с этим процесс цифровизации необходимо соотносить с возможностями данного инструмента для манипуляции массовым сознанием, искажения исторической реальности и, в итоге, негативного влияния на историческое сознание общества. В противном случае

252

цифровые технологии не будет иметь духовно-нравственного исторического содержания. Цели цифровизации в образовании определяются, в том числе, необходимостью позитивного влияния на формирования исторического сознания общества, а именно - сохранении исторической памяти, противодействии манипуляциям и созданию искусственной исторической реальности, фальсификации исторических процессов.

Теоретические вопросы влияния цифровизации в образовании на историческое сознание общества требуют дальнейшего пристального изучения ввиду своей актуальности. Это подтверждается множеством социально-политических и экономических вызовов современности. Важны нравственно-духовные последствия такого влияния, проблемы допустимости и ограничения роли государства в выработки политических решений по защите исторического сознания общества, а также противодействия деструктивным и опасным тенденциям в процессе развития информационно-коммуникационных технологий.

Литература

1. Колодина А.А. Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России: дис. док. филос. наук. М., 2017. 373 с.

2. Сомов, В.А. История как учебный предмет в советской системе школьного воспитания во второй половине 1930-х гг. / В.А. Сомов. - URL: https://histrf.ru/uploads/media/de-fault/0001Z08/4c36fbb01 b127fe606d-2d9e13703a97c8a8d03f3.pdf?ys-clid=lepdzbov71686888899 (дата обращения 06.10.2023)

3. Хмелевская Ю.Ю. Медиатизация истории // Учебно-методические материалы кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ. - Челябинск, 2017. - 22 с.

4. Мерзлякова И. Л., Кошман М.В., Ка-ирова И.А. Специфика формирования исторического сознания в современной медиасреде // Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - Т. 88. -№ 5. - С. 18-25.

5. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980. С. 231.

6. Чернова Н. В., Макарова Н.Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. -2018. - № 6 (36). - С. 105-113.

THE IMPACT OF DIGITALIZATION IN EDUCATION ON THE HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF SOCIETY

Pichugin V.G.

Financial University under the government of the Russian Federation

The article considers the theoretical issues of the influence of digitalization of education on the historical consciousness of society. The relevance of the research topic is determined by the importance of historical consciousness for modern Russia as a factor of uniting people on the basis of the great historical past, understanding the processes of the present and the formation of the vector of future development. The main purpose of the study is to identify the role of digital technologies in the positive and negative impact on the historical consciousness of society.

The main goals of digitalization as an instrument of influence are formulated with the definition of the positive and negative sides of this process. As a result of the study, conclusions about the possibilities, effectiveness and limitations of the digital technologies influence on historical consciousness are presented. The further ways of studying problem of the digitalization impact on historical memory and public consciousness are outlined.

Keywords: digitalization, education, historical consciousness, mass consciousness, society, consciousness.

References

1. Kolodina A.A. The process of continuity of cultural values in modern transitive Russia: dis. doc. Philosopher Sci. M., 2017. 373 p.

2. Somov, V.A. History as an academic subject in the Soviet school system in the second half of the 1930s. / V.A. Somov. -URL: https://histrf.ru/uploads/media/de-fault/0001Z08/4c36fbb01b127fe606d-2d9e13703a97c8a8d03f3.pdf?ysclid=lep-dzbov71686888899 (date accessed 10/06/2023)

253

3. Khmelevskaya Yu. Yu. Mediatization of history // Educational and methodological materials of the Department of Domestic and Foreign History of SUSU. - Chelyabinsk, 2017. - 22 p.

4. Merzlyakova I. L., Koshman M.V., Kairo-va I.A. Specifics of the formation of historical consciousness in the modern media envi-

ronment // Humanitarian and social sciences. - 2021. - T. 88. - No. 5. - P. 18-25.

5. Collingwood R.J. The Idea of History. M., 1980. P. 231.

6. Chernova N.V., Makarova N.N. Visual teaching methods and design techniques in the history lesson // Perspectives of science and education. - 2018. - No. 6 (36). -pp. 105-113.

254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.