Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ДАННЫХ О ДЕТЯХ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ-СИРОТЫ / УСЫНОВЛЕНИЕ / STATE DATABASE OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE / ORPHANS / ADOPTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмина Е.А.

В данной статье проведен анализ влияния цифровизации на усыновление. Выделена модель информационной системы усыновления, которая имеет четырехуровневую иерархию. Дана характеристика уровням сбора, хранения и распространения информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Отражены изменения 2020 года в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE QUANTITATIVE INDICATOR OF PUPILS OF RESIDENTIAL INSTITUTIONS

This article analyzes the impact of digitalization on adoption. This article identifies a model of the adoption information system, which has a four-level hierarchy. The levels of collection, storage and dissemination of information about children without parental care. The changes of 2020 in the state data bank on children left without parental care are reflected.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА»

УДК 575.1

Кузьмина Е. А. аспирант

Волгоградский государственный университет

Россия, Волгоград

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Аннотация: В данной статье проведен анализ влияния цифровизации на усыновление. Выделена модель информационной системы усыновления, которая имеет четырехуровневую иерархию. Дана характеристика уровням сбора, хранения и распространения информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Отражены изменения 2020 года в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты, усыновление.

Kuzmina E.A. graduate student Volgograd State University Russia, Volgograd

THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE QUANTITATIVE INDICATOR OF PUPILS OF RESIDENTIAL INSTITUTIONS

Abstract: This article analyzes the impact of digitalization on adoption. This article identifies a model of the adoption information system, which has a four-level hierarchy. The levels of collection, storage and dissemination of information about children without parental care. The changes of2020 in the state data bank on children left without parental care are reflected.

Keywords: state database of children without parental care, orphans, adoption.

С развитием и популяризацией IT-технологий в мировом сообществе виртуальные движения в общественной жизни россиян набирают колоссальную популярность. Благодаря своим безграничным информационным возможностям, общедоступности и актуальности они позволяют освещать в ином ключе проблемы политической, экономической, социальной и иных сфер, привлекают внимание заинтересованных в решении данных проблем лиц, объединяют их в

сообщества и распределяют их возможное участие. Использование информационного пространства имеет огромное значение для такой формы семейного устройства, как усыновление. Современные информационные технологии позволяют осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также о потенциальных родителях. Ускоряются и упрощаются этапы поиска ребенка, консолидируется информация о потенциальных усыновителях, акцентируется внимание на неблагонадежных гражданах, имеющих негативный родительский опыт. Модель информационной системы усыновления имеет четырехуровневую иерархию.

Первый уровень - федеральный - характеризуется размещением информации из официальных источников и аккумулирует данные со всей территории Российской Федерации. Данный уровень включает в себя сведения Министерства науки и высшего образования РФ, Федеральной службы государственной статистики, государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, веб-сайтов общественных благотворительных организаций и фондов. Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, (далее - государственный банк данных о детях) представляет собой «совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональные банки данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях)»81. Стоит отметить, что с 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Семейный кодекс РФ, согласно которым в государственном банке данных будут храниться не только анкеты детей, но и информация о гражданах, желающих принять ребенка на воспитание, а также о гражданах, в отношении которых применялась отмена усыновления или опекунства (попечительства), лишение родительских прав или ограничение82. Реестр недобросовестных родителей и опекунов станет единым на всей территории Российской Федерации и позволит избежать вторичного социального сиротства, а именно гражданин, лишенный родительских прав, в одном регионе, не сможет стать опекуном или усыновителем, переехав в другой регион.

Второй уровень - региональный - носит информационный характер и содержит сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, о количественном распределении показателей в отношении форм их устройства, о порядке и условиях передачи детей на воспитание в

81 Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

82 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 319-Ф3 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"»

семью, о требованиях, предъявляемых к усыновителям, и иные нормативно-правовые рекомендации. Сведения второго уровня размещаются в региональных банках данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ, территориальных органов опеки и попечительства, информационных порталах, например, «Дети Ждут», «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и других.

Третий уровень - муниципальный или локальный - информация имеет прикладной характер и размещается на веб-сайтах учреждений интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, приюты, дома-ребенка, школы-интернаты). Помимо сведений о воспитанниках на них размещены методические рекомендации для потенциальных родителей, тесты на совместимость по темпераментам, видео уроки для принимающих семей, советы психолога для облегчения периода адаптации и многое другое.

Четвертый уровень - общедоступный - представляет собой фрагментарную информацию, вызывающую наибольший интерес общественности, и размещается как в групповых пространствах телекоммуникационной сети «Интернет», так и в индивидуальных. Наибольшую популярность представляют посвященные данной теме блоги, форумы, группы в социальных сетях, например, «Малыш ищет маму», «Поиск родителей» и размещение информации на личных страницах. На данном уровне происходит освещение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разъяснение отличительных особенностей форм их устройства, проблем адаптационного периода, обмен опытом усыновителей, поиск потенциальных семей.

В современных условиях цифровизации общества становится актуальной проблема поиска и внедрения релевантных инструментов для популяризации и упрощения процедуры усыновления. В данных целях благотворительные фонды и общественные организации реализуют проекты по внедрению инноваций в способы тиражирования анкет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из примеров является социальный проект «Одно лицо» благотворительного фонда «Измени одну жизнь». Его уникальность содержится в использовании технологии распознавания лиц, что позволяет потенциальным родителям подобрать ребенка со схожими чертами лица из базы данных фонда. Кроме того, проект рассчитан на неравнодушных граждан, которые не смогут спокойно воспринимать факт нахождения похожего на себя ребенка в учреждениях интернатного типа и примут активное участие в устройстве его судьбы, став «ангелом хранителем». Это статус означает размещение ссылки на видео-анкету ребенка на своих страницах в социальных сетях, что привлекает внимание общественности и способствует тиражированию информации как о самих детях, так и о возможности оказать им помощь в

поиске семьи. Поскольку проект поддерживается крупными кампаниями OK.RU (Одноклассники), F (Facebook), VK (ВКонтакте), это упрощает процесс и позволяет использовать приложение внутри социальных сетей. Проект способен пробудить желание стать усыновителем у граждан, которые об этом еще не задумывались.

Стоит отметить, что внедрение информационных технологий в механизмы усыновления способствует дополнительному контролю на всех этапах усыновления, выявляет отношение общественности и акцентирует внимание на данной социальной проблеме. В современных условиях действительности для ускорения процесса выявления и устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо мобилизовать население в рамках виртуальной реальности. По словам директора по маркетингу и развитию бизнеса социальной сети OK.RU Арсена Исрапилова, «усыновление - это не какая-то абстрактная проблема, а вполне конкретная задача, и каждый может внести вклад в ее решение. Люди и технологии - самый правильный симбиоз для подобных инициатив. Возможно, это тот самый случай, когда станет возможным продемонстрировать, что технологии способны не только развлекать, но и помогать решать важные социальные проблемы»83. Кроме того, обязательным условием трансформации института усыновления является процесс создания, апробирования и массового тиражирования инновационных пилотных проектов, которые способны внести изменение в информационное пространство и, как следствие, сформировать устойчивое положительное отношение к усыновлению. Исходя из того, что социальные технологии представляют собой практическое применение теоретическим выводам, направленным на достижение конкретных целей и решение тех или иных социальных проблем, усыновление возможно рассматривать как составляющую глобальных социальных технологий, направленную на решение общечеловеческих проблем.

Хотя количественные показатели социального сиротства характеризуют конкретное государство и напрямую зависят от его экономического, политического, духовно-нравственного состояния, проблема не перестает быть общечеловеческой. Ее решение зависит от целого комплекса факторов, однако особую актуальность оно приобретает с привлечением общественного интереса и внедрением информационных и инновационных технологий в отношении усыновления.

83 Федосова Е. Проект «Одно лицо»: Как технологии могут помочь усыновлению детей-сирот // Измени одну жизнь. - 2015. - URL: https://changeonelife.ru/2015/04/09/odno-litso-kak-tehnologii-mogut-pomoch-usy-novleniyu-detej-sirot/ (дата обращения: 10.01.2020)

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

2. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 319-Ф3 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"»

3. Федосова Е. Проект «Одно лицо»: Как технологии могут помочь усыновлению детей-сирот // Измени одну жизнь. - 2015. - URL: https://changeoneHfe.ru/2015/04/09/odno-Htso-kak-tehnologii-mogut-pomoch-usy-novleniyu-detej-sirot/ (дата обращения: 10.01.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.