DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_2_139 УДК 336.71
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
Сорокина Мария Мстиславовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]
Преображенская Ангелина Сергеевна,
студент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]
В статье проведен анализ цифровизации банковского сектора РФ. Методологической основой исследования послужили методы аналогии, обобщения, сравнительного анализа, изучения и анализа литературы, а также практические методы математического моделирования и описания. В результате исследования было определено понятие цифровизации банковского сектора, предложен методический подход проведения цифровизации в банке, а также авторская методика оценки влияния цифровизации на финансовый результат деятельности банка.
Ключевые слова: банковский сектор; цифровые технологии; цифровая трансформация; цифровизация банковского сектора.
UDC 336.71
IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE FINANCIAL PERFORMANCE
OF THE BANK
Sorokina Maria Mstislavovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Financial Market and Financial Institutions, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected]
Preobrazhenskaya Angelina Sergeevna,
student, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the digitalization of the banking sector of the Russian Federation. The methodological basis of the study was the methods of analogy, generalization, comparative analysis, study and analysis of literature, as well as practical methods of mathematical modeling and description. As a result of the study, the concept of "digitalization of the banking sector" was defined, a methodological approach to digitalization in the bank was proposed, as well as the author's methodology for assessing the impact of digitalization on the financial result of the bank's activities.
Keywords: banking sector; digital technologies; digital transformation; digitalization of the banking sector.
Важнейшим фактором поддержания конкурентоспособности банка является степень внедрения им цифровых технологий. Они позволяют не только удовлетворять потребности уже существующих клиентов, но и привлекать новых. Использование цифровых
технологий повышает эффективность работы банка и сокращает время на проведение операций, позволяет решать возникающие проблемы и внедрять новые продукты. Внедрение цифровых технологий лежит в основе цифровизации банковского сектора.
Проблема цифровизации банковской сферы усиливает свою актуальность, так как затраты на ее проведение возрастают в течение последних лет. Международная исследовательская и консалтинговая компания IDC прогнозирует, что глобальные расходы на систему искусственного интеллекта вырастут с 85,3 млрд долл. в 2021 году до более чем 204 млрд долл. в 2025 году [7]. Одновременно с ростом затрат на проведение цифровизации остро стоит вопрос оценки влияния данного процесса на финансовый результат деятельности банка.
Исследование дефиниции «цифровизация банковского сектора» в научной литературе выявило отсутствие единства трактовок среди авторов. Так, К. В. Павлов, О. В. Носова,
От теоретических исследований цифровизации банковского сектора перейдем к рассмотрению методического подхода к оценке влияния цифровизации на финансовый результат деятельности банка.
Проблема цифровизации банковского сектора в российском научном сообществе активно исследуется. В рамках данной работы авторами предложен методический подход проведения банковской цифровизации, а также предложена методика оценки влияния цифровизации на финансовый результат деятельности банка.
Методический подход включает в себя несколько этапов, представленных на рис. 2. Этот подход является стоимостно-ориен-тированным, так как сначала определяется цель, которую необходимо достичь, а затем под нее подбирается инновация.
Любому банку, чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо проводить цифровизацию. Она проводится поэтапно на основе цифровой бизнес-модели банка.
На первом этапе выявляется пробел: жа-
Н. Р. Асадуллина характеризуют ее как степень применения цифровых технологий [4], Л. А. Петрова и Т. Е. Кузнецова как преобразование информации в цифровую форму [5], а Н. А. Демура и Н. П. Путивцева как сложный многогранный процесс, который несет в себе ряд рисков [2]. Сравнительный анализ представлен в табл. 1.
После проведенного анализа было составлено авторское определение цифрови-зации банковского сектора.
Цифровизация банковского сектора -сложный многогранный процесс трансформации банковского сектора, основанный на финансовых инновациях и цифровых технологиях, который несет в себе как положительные последствия, так и ряд рисков.
лобы клиентов на работу какого-то сервиса, возможность автоматизации части рабочих процессов, улучшение клиентоориентиро-ванности, сокращение времени на проведение операций, глобальные банковские тенденции (например, ESG-банкинг), в целом все, что может быть улучшено в работе не только фронт-, но и бэк-офиса банка, а также мобильного и онлайн банкинга.
Проведение цифровизации делится на несколько этапов, к каждому из которых строится модель. Далее определяется уровень затрат и источники финансирования. Затем проводится цифровизация какого-либо этапа и оценивается ее влияние на финансовый результат. К этапу, выделенному на рис. 2, предложена авторская методика оценки влияния цифровизации на финансовый результат деятельности банка.
Успех цифровизации зависит от правильного ее проведения, как следствие, от цельной последовательной стратегии. Нельзя назвать полноценной цифровую трансформацию, если банк автоматизирует только
Таблица 1 - Сравнительный анализ дефиниций цифровизации различных авторов
Аспекты сравнения Автор подхода
Павлов К.В., Носова О.В., Асадуллина Н.Р Петрова Л.А., Кузнецова Т.Е. Демура Н.А., Путивцева Н.П. Авторское определение
Сложный многогранный процесс - - + +
Преобразование информации в цифровую форму - + - -
Цифровые технологии + + + +
Наличие риска - - + +
1. Разработка стратегии проведения цифровой трансформации
2. Создание бизнес-модели цифровизации банка *—
▼ 3. Определение источников финансирования
▼ 4. Проведение цифровизации^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^И X
▼ 5. Оценка влияния цифровизации на финансовый результат деятельности банка^^1 X
▼ 6. Формирование рекомендаций и предложений по повышению уровня цифровизации банка
Рисунок 2 - Методический подход к проведению цифровизации банка
один бизнес-процесс вместо комплексной автоматизации: от бэк-офиса до мобильного банкинга [6].
Последовательная цифровая трансформация ведет к закрытию отделений, однако здесь возникает другая проблема: уровень финансовой грамотности населения.
Согласно исследованию Института фонда «Общественное мнение» (ФОМ), заказанному Банком России, уровень финансовой грамотности населения в 2020 году составил 54 % против 53 % в 2018 году, что свидетельствует о среднем уровне финансовой грамотности населения России. Цифровые каналы обслуживания подходят для высокого уровня финансовой грамотности [1].
Стоит отметить, что согласно исследованию аналитического центра НАФИ, в 2020 году 56 % россиян пользуются цифровыми каналами управления личными финансами, такими как мобильный банкинг или интернет банкинг против 26 % в 2018 году [3]. Однако обусловлен этот рост в значительной степени ограничениями на передвижение, вызванными пандемий COVID-19.
Таким образом, цифровизация позволяет автоматизировать процессы и увеличить прибыль, однако на рынке огромное количество инноваций, и банкам необходимо понимать, какую пользу принесет та или иная технология, в противном случае это принесет денежные и временные потери.
В рамках 5-го этапа методического подхода была разработана авторская методика оценки влияния цифровизации на финансовый результат деятельности банка.
Гипотеза методики заключается в том, что цифровизация приводит к увеличению прибыли в долгосрочной перспективе, но на данном этапе цифровой трансформации прибыль банка сокращается, поскольку внедрение цифровых технологий в банковской сфере не завершено.
В основе методики лежит уравнение максимизации прибыли банка: г = ахх + + ух3
где z - чистая прибыль банка;
а, р, Y - весовые коэффициенты переменных х1, х2, х3 соответственно;
х1, х2, х3 - факторы, влияющие на прибыль банка.
К факторам, влияющим на чистую прибыль банка при проведении цифровизации, относятся: чистые процентные доходы, чистые комиссионные доходы и операционные расходы. Однако их рост обеспечивается цифровой трансформацией не полностью, а через доли, подверженные влиянию.
В качестве экспертных весовых показателей в методике предполагается использование исследования аналитической компании МсК^еу о влиянии цифровизации на чистую прибыль банка, проведенного в 2020 году. По оценкам аналитической компании МсК^еу, доходы от новых продуктов, цифровых продаж, цифровой обработки данных в чистых процентных доходах составляет 10 %. Доходы от инновационных предложений входят в чистые комиссионные доходы и составляют 5 % [8].
Как уже было указано, применение цифровых технологий приводит к увеличению
прибыли, но в долгосрочной перспективе. Поскольку процесс цифровизации в банке еще не завершился, то операционные расходы увеличиваются. Согласно исследованию М <^еу, цифровизация может снизить
операционные расходы банков на 30-50 % [8].
Таким образом, методику можно представить в виде нескольких последовательных этапов, представленных на рис. 4.
Рисунок 4 - Этапы авторской методики
Проведем расчет влияния цифровизации на финансовый результат деятельности ПАО «Сбербанк».
Определим доли чистого процентного дохода, чистого комиссионного дохода и опера -ционных расходов, подверженных влиянию цифровизации.
Приток новых клиентов напрямую влияет на прибыль банка через чистые процентные доходы. Чтобы определить долю чистых про -центных доходов, подверженных влиянию цифровизации, обратимся к отчетности Груп-
пы «Сбербанк» за 2021 год, а также к раскрытию информации, касающейся внедрения онлайн-платформ. Одним из источников роста процентного дохода стал рост розничного кредитного портфеля почти на 20 % по сравнению с 2020 годом (табл. 2).
Рост жилищного кредитования в 2021 году составил 26,4 %, который был в том числе обусловлен онлайн-платформой «Дом-клик»: доля кредитов, привлеченных через онлайн-платформу «Дом-клик», составляет 25» % всей ипотеки ПАО «Сбербанк» в 2021 году.
Таблица 2 - Розничный кредитный портфель (Группа «Сбербанк», МСФО), 2018-2021 гг., млрд руб.
Наименование 2018 2019 2020 2021
Розничный кредитный портфель в том числе: 6 751,2 7 857,4 9 255,3 11 384,2
Жилищное кредитование 3 850,6 4 291,2 5 219,3 6 598,9
Потребительское кредитование 2 113,1 2 631,6 3 055,1 3 685,8
Кредитные карты и оведрафты 657,5 794,0 828,7 905,3
Автокредитование 130,0 140,6 152,2 194,2
Поскольку в других составляющих розничного кредитного портфеля ПАО «Сбербанк» также разрабатываются и внедряются аналогичные цифровые платформы, предположим, что цифровизация влияет на 20 % чистых процентных доходов.
ПАО «Сбербанк» не раскрывает информацию о доли комиссионных доходов, полученных от мобильных приложений. Однако если обратиться к годовому отчету АО «Тинь-кофф Банк» за 2021, то доля комиссионных
доходов, полученных от одних только СМС-оповещений, составляет 6,7 %, отсюда можно предположить, что полностью мобильные приложения обеспечивают как минимум 10 % комиссионных доходов.
Из-за автоматизации процессов и внедрения цифровых технологий, а именно в связи с переходом на новую цифровую платформу, операционные расходы ПАО «Сбербанк» увеличились на 16,2 % по сравнению с 2020 годом (табл. 3). Поскольку операционные
расходы возросли, коэффициент будет отрицательный.
Следующий этап - определение весовых коэффициентов. Согласно исследованию аналитической компании МсК^еу о влиянии цифровизации на чистую прибыль банка, проведенного в 2020 году, = 10 %, = 5 %, для
рассмотрим максимально возможное значение - 50 %.
Изменение чистых процентных доходов, чистых комиссионных доходов и операционных расходов за 2021 год представлено в табл. 3.
Таблица 3 - Чистая прибыль, чистый процентный и комиссионный доходы и операционные расходы (Группа «Сбербанк», МСФО), 2018-2021 гг., млрд руб.
Год Чистая прибыль Чистый процентный доход Чистый комиссионный доход Операционные расходы
2018 831,7 1 397,0 445,3 -664,8
2019 845,0 1 416,0 497,9 -724,6
2020 761,1 1 589,0 545,3 -738,5
2021 1 251,0 1 802,0 616,8 -858,6
Изменение (20212020) 489,9 213,0 71,5 -120,1
Тогда уравнение влияния цифровизации на финансовый результат деятельности Сбербанка будет иметь вид:
Аг = 0,2 • 0,1 • 213 + 0,1 • 0,05 • 71,5 - 0,5 • (-120,1) = -64,67 млрд руб.
Отсюда следует, что чистая прибыль ПАО «Сбербанк», обусловленная проведением цифровизации, сократилась на 13,2 %.
Таким образом, гипотеза заключалась в том, что цифровизация приводит к увеличению прибыли в долгосрочной перспективе, но на данном этапе цифровой трансформации прибыль банка сокращается, поскольку внедрение цифровых технологий в банковской сфере не завершено. Гипотеза подтвердилась.
К недостаткам методики можно отнести приблизительную оценку переменных, подверженных влиянию цифровизации, поскольку банки не раскрывают информацию, касающуюся расходов на внедрение цифровых технологий или прибыли от автоматизации процессов и сокращения расходов.
Кроме того, экспертные оценки дают усредненный параметр оценки для всей банковской отрасли, в то время как в рамках конкретного банка данные могут отличаться. Следовательно, существует необходимость разработки такого метода расчета весовых показателей, при котором будут учтены особенности отдельного банка, а не отрасли в целом.
Список литературы _
1. Банк России: Изменение уровня финансовой грамотности: 3 этап. URL: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_ l iteracy/fi n_ed_i ntro/ (дата обращения: 26.05.2022).
2. Демура Н.А., Путивцева Н.П. Цифровизация: сущность и роль в развитии национальной экономики // Научный результат. Экономические исследования. 2021. № 1. С. 22-30.
3. НАФИ: Более половины россиян пользуются цифровым банкингом. URL: https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-polzuyutsya-tsifrovym-bankingom/ (дата обращения: 22.05.2022).
4. Павлов К.В., Носова О.В., Асадуллина Н.Р. Проблемы и перспективы цифровизации экономики на постсоветском пространстве // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1. С. 407-410.
5. Петрова Л.А., Кузнецова Т.Е. Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 91-101.
6. Рудакова О.С. Механизмы цифровой трансформации бизнес-моделей банковской деятельности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. № 5. С. 154-164.
7. Investment in Artificial Intelligence Solutions Will Accelerate as Businesses Seek Insights, Efficiency and Innovation, According to a New IDC Spending Guide. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS48191221 (дата обращения: 20.05.2022).
8. Sales automation: The key to boosting revenue and reducing costs. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/growth-marketing-and-sales/our-insights/sales-automation-the-key-to-boosting-revenue-and-reducing-costs (дата обращения: 11.05.2022).
References_
1. The Bank of Russia: Changing the level of financial literacy: Stage 3. URL: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/ fin_ed_intro / (accessed: 05/26/2022).
2. Demura N.A., Putivtseva N.P. Digitalization: the essence and role in the development of the national economy. Scientific result. Economic research. 2021. No. 1. pp. 22-30.
3. NAFI: More than half of Russians use digital banking. URL: https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-polzuyutsya-tsifrovym-bankingom / (accessed: 05/22/2022).
4. Pavlov K.V., Nosova O.V., Asadullina N.R. Problems and prospects of digitalization of the economy in the postSoviet space. Russia: trends and prospects of development. 2021. No. 16-1. pp. 407-410.
5. Petrova L.A., Kuznetsova T.E. Digitalization of the banking system: digital transformation of the environment and business processes. Financial Journal. 2020. Vol. 12. No. 3. pp. 91-101.
6. Rudakova O.S. Mechanisms of digital transformation of business models of banking activity. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2019. No. 5. pp. 154-164.
7. According to IDC's New Spending Guidance, investments in artificial intelligence solutions will accelerate as companies strive for Understanding, Efficiency and innovation. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS48191221 (accessed: 05/20/2022).
8. Sales automation: the key to increasing revenue and reducing costs. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/growth-marketing-and-sales/our-insights/sales-automation-the-key-to-boosting-revenue-and-reducing-costs (accessed: 05/11/2022).