Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СЕРВИТИЗАЦИИ НА ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИРМЫ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СЕРВИТИЗАЦИИ НА ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дорога знаний
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / сервитизация / стратегический потенциал / финансовые показатели фирмы / digitalization / servitization / strategic potential / financial performances of the company

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакирева Кристина Евгеньевна, Матвичук Влада Вячеславовна, Петухова Дарья Александровна

Цифровизация и сервитизация все чаще становятся ключевыми факторами успеха современного бизнеса. В данной работе содержится исследование влияния цифровых и сервитизационных технологий на финансовые показатели фирмы. При этом выявляются положительные и отрицательные воздействия как на экономику фирмы в целом, так и на ее отдельные финансово-экономические показатели. Особое внимание уделено синергетическому эффекту от комплексного сочетания цифровизации и сервитизации в компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITALIZATION AND SERVITIZATION ON THE FINANCIAL PERFORMANCE OF THE COMPANY

Digitalization and servicization are increasingly becoming key factors for the success of modern business. This paper contains a study of the impact of digital and sterilization technologies on the financial performance of the company. At the same time, positive and negative impacts are identified both on the economy of the company as a whole and on its individual financial and economic indicators. Special attention is paid to the synergetic effect of the complex combination of digitalization and servitization in the company.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СЕРВИТИЗАЦИИ НА ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИРМЫ»

5.2. - ЭКОНОМИКА

УДК 658 ББК 65.05

Балакирева К.Е., Матвичук В.В., Петухова Д.А. Научный руководитель: к.э.н., доцент Чугумбаев Р.Р.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СЕРВИТИЗАЦИИ НА ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИРМЫ

THE IMPACT OF DIGITALIZATION AND SERVITIZATION ON THE FINANCIAL PERFORMANCE OF THE COMPANY

БАЛАКИРЕВА Кристина Евгеньевна — студент 2 курса факультета экономики, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: kebalakireva02@ mail.ru).

МАТВИЧУК Влада Вячеславовна — студент 2 курса факультета экономики, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: vlada.familya@ yandex.ru).

ПЕТУХОВА Дарья Александровна — студент 2 курса факультета экономики, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: petuhova_ dasha@bk.ru).

Научный руководитель:

ЧУГУМБАЕВ Роман Рыспекович — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и налогообложения, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: romanry@yandex.ru).

Kristina E. BALAKIREVA — 2nd year student at the Economics Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (email: kebalakireva02@mail.ru).

Vlada V. MATVICHUK — 2ndyear student at the Economics Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: vlada.familya@yandex.ru ).

PETUKHOVA Darya Aleksandrovna — 2nd year student at the Economics Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: petuhova_dasha@bk.ru).

Research supervisor:

CHUGUMBAEV Roman Ryspekovich — Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance, Accounting and Taxation, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: romanry@yandex.ru).

Аннотация. Цифровизация и сервитизация все чаще становятся ключевыми факторами успеха современного бизнеса. В данной работе содержится исследование влияния цифровых и сервитизационных технологий на финансовые показатели фирмы. При этом выявляются положительные и отрицательные воздействия как на экономику фирмы в целом, так и на ее отдельные финансово-экономические показатели. Особое внимание уделено синергетическому эффекту от комплексного сочетания цифровизации и сервитизации в компании.

Ключевые слова: цифровизация, сервитизация, стратегический потенциал, финансовые показатели фирмы.

Annotation. Digitalization and servicization are increasingly becoming key factors for the success of modern business. This paper contains a study of the impact of digital and sterilization technologies on the financial performance of the company. At the same time, positive and negative impacts are identified both on the economy of the company as a whole and on its individual financial and economic indicators. Special attention is paid to the synergetic effect of the complex combination of digitalization and servitization in the company.

Keywords: digitalization, servitization, strategic potential, financialperfor-mances of the company.

Производственные фирмы активно используют возможности для повышения прибыльности и роста за счет процессов сервитизации и циф-ровизации. Процесс цифровизации и сервитизации сегодня является ключевым трендом в прогрессивном развитии бизнеса: все больше и больше отраслей запускают стратегию активного внедрения цифровых инструментов (цифровые трансформации) в свои бизнес-процессы. В цифровой экономике сервитизация и оцифровка являются основными инструментами для бизнеса, позволяющими получить конкурентное преимущество. В то же время, текущий объем исследований дает противоречивые результаты о влиянии сервитизации и цифровизации на финансовые показатели фирмы. Работы ряда исследователей одновременно говорят о положительном и отрицательном влиянии данных процессов на финансовые показатели. В современном мире цифровизация и сервитизация являются

одной из актуальных проблем, поскольку они необходимы фирмам для улучшения бизнес-показателей, повышения их конкурентоспособности и взаимодействия со своими клиентами и поставщиками. Цель данного исследования — выявить особенности влияния цифровых и сервитизаци-онных технологий на финансовые показатели фирм.

Под сервитизацией следует понимать концепцию, согласно которой предприятия выходят за рамки продажи определенных товаров или услуг и предоставляют комплексное решение, способное удовлетворить потребности клиента. Также в соответствии с данной концепцией предприятие полностью пересматривает всю цепочку производства предлагаемых товаров, внедряет дополнительные услуги для клиентов с целью обеспечить полное сопровождение собственных продуктов [1]. За счет значительного расширения предложения, стоит отметить, также увеличиваются собственные потоки выручки. Переход к сервитизации позволяет трансформировать конкурентную среду в связи к предоставлению сочетания «товар-услуга».

Предыдущие эмпирические исследования, изучавшие влияние серви-тизации на финансовые показатели фирмы, дали противоречивые результаты и рассмотрели «парадокс сервитизации». Этот парадокс заключается в том, что увеличение инвестиций в бизнес для улучшения предлагаемых услуг приводит к увеличению расходов и снижению соответствующей отдачи [24]. В одном из исследований [8] было обнаружено, что производственные фирмы, которые включили в свое предложение ряд услуг, часто не достигали поставленных результатов, примерно равных с результатами от продажи товаров. Услуги не достигли цели с точки зрения роста выручки, нормы прибыли и рентабельности собственного капитала. Только 21% компаний преуспели в реализации стратегий роста, основанных на услугах, по словам ряда исследователей [8].

С другой стороны, несколько эмпирических исследований подтвердили положительное влияние введения услуг в предложение компании на продажи и доходы производителей [9; 10]: услуги могут представлять собой более прибыльный долгосрочный источник дохода, чем товары [3]. Однако известно, что услуги требуют больших знаний, трудоемки и их трудно стандартизировать, что может увеличить операционные издержки и снизить прибыльность [12]. Предыдущие исследования показали, что сервитизация является выгодной стратегией, с помощью которой производители могут отличаться от конкурентов [13]. Кроме того, было показано, что это приводит к повышению прибыльности [14], увеличению рыночной стоимости и повышению лояльности клиентов [15]. Од-

нако эти исследования не предоставили убедительных доказательств реального влияния сервитизации на эффективность деятельности фирмы [16; 17; 18]. Следует добавить к этому необходимость разработки детальной эмпирической модели для выяснения истинной природы взаимосвязи сервитизации и ростом прибыльности [19]. Ряд исследователей утверждают, что стратегии сервитизации могут создавать ценность, но при этом фирмам необходимо перепроектировать свои продукты, услуги и организацию [20].

Таким образом, исследования, показывающие положительное влияние сервитизации на финансовые показатели фирмы, выделяют четыре эффекта [21]. Во-первых, в отраслях с высокой капиталоемкостью существует более высокий потенциал роста прибыли от внедрения сервитизации [21]. Во-вторых, услуги являются стабильным источником прибыли, который может компенсировать падение дохода от продуктов, поскольку они более устойчивы к экономическим кризисам [24]. В-третьих, услуги менее чувствительны к ценовой конкуренции и поэтому могут приносить более высокие показатели прибыли, чем только промышленная продукция. В-четвертых, рост прибыльности от введения в предложение фирмы услуг происходит в случае, когда сначала вводятся услуги, непосредственно связанные с продукцией, а затем услуги, которые поддерживают клиента.

Несмотря на многочисленные усилия, сервитизацию все еще можно рассматривать как только зарождающуюся область [11], которая нуждается в дальнейшем развитии, и необходимы дополнительные эмпирические данные о ее влиянии на показатели эффективности фирмы [2].

Под цифровизацией понимается внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни общества для повышения её качества, развития экономики, а также получения преимуществ в вопросах финансовой и операционной эффективности. С точки зрения инноваций цифровиза-цию можно считать одной из основных тенденций современного производства [22]. Цифровизация производственных процессов, особенно за счет использования больших данных, в настоящее время прокладывает компаниям путь к улучшению прогнозирования спроса, увеличению использования активов и оптимизации ресурсов в производственном процессе [23].

Текущая цифровая инициатива, в рамках которой производственные компании могут собирать, анализировать, интегрировать и интерпретировать высококачественные данные в режиме реального времени, способствует автоматизации процессов, прогностической аналитике, искусственному интеллекту и робототехнике на производстве [23]. Ис-

пользование новых цифровых технологий, таких как блокчейн, укрепляет сотрудничество между сторонами и помогает отслеживать потоки товаров и услуг, что укрепляет доверие между предприятиями [25]. Также стоит обратить внимание на то, что возможности цифровизации будут играть все более важную роль в успехе производителей, позволяя получать информацию о продуктах и клиентах, а также предлагать дополнительные услуги для повышения времени безотказной работы, безопасности, аналитики в режиме реального времени и устойчивого конкурентного преимущества [26]. В современной литературе также подчеркивается, что производители внедряют возможности и технологии цифровизации для повышения эффективности предоставления услуг и усиления интеграции с клиентами, что в следствие может привести к повышению ценности предлагаемых ими продуктов и услуг и улучшению долгосрочных отношений [27]. Исследования также показали, что инвесторы предоставляют больше капитала компаниям, которые оцифровывают свою деятельность [28]. Компании, которые придерживаются стратегии цифровизации, в среднем на 26% более прибыльны и приносят на 9% больше дохода [29].

Однако стоит отметить и негативное влияние цифровизации. Так, среди недостатков цифровизации с точки зрения ее влияния на финансовые показатели фирмы можно выделить возникновение дополнительных затрат как на введение новых технологий, так и на повышение квалификации персонала [30]. Также стоит отметить, что некоторые ИТ-системы могут иметь перегруженные функции, которые являются дорогостоящими, но не приносят существенной пользы для фирмы производителя или клиента [5].

Во внедрении передовых цифровых технологий, связанных со сбором, хранением, аналитикой и внедрением данных, технологических возможностей недостаточно для роста финансовых показателей фирмы (парадокс цифровизации) [31; 32]. Таким образом, можно предположить, что сервитизация, которая отражается в расширении предлагаемого объема услуг, позволяет преодолеть парадокс цифровизации.

Потенциальная ценность цифровизации должна быть отражена в количестве предлагаемых товаров и услуг, продаваемых клиентам. Чтобы оказать значительное положительное влияние на финансовые показатели, производственная компания должна инвестировать достаточно средств в цифровизацию и сервитизацию, так называемую цифровую сервитиза-цию. Значительные инвестиции в цифровую сервитизацию выводят эти новые инновации на передний план, делая цифровую сервитизацию заметной для исследований и разработок, продаж и доставки решений [5].

Сочетание цифровизации и сервитизации может обеспечить наилучшую конфигурацию для работы в сложной и неопределенной "совместной сфере" индивидуальных интегрированных решений, где широкий спектр предложений позволяет такой настройке в полной мере изучить и использовать преимущества цифровизации [5]. Компании, ориентированные на сервитизацию, могут быть более способны адаптировать новые цифровые технологии. Таким образом, рост цифровизации должен поддерживаться сервитизацией и расширением спектра предлагаемых услуг для получения финансовых выгод от цифровизации, то есть сбора данных, аналитики и внедрения [5].

В данном исследовании отмечено как положительное, так и отрицательное влияние цифровизации и сервитизации на финансовые показатели компании. При этом фокус внимания настоящего исследования ограничен влиянием цифровизации и сервитизации на показатели финансово-экономической деятельности компании. Большинство фирм в настоящее время активно внедряют цифровизацию и сервитизацию — это объясняется несколькими факторами. Прежде всего большей устойчивостью услуг к экономическим кризисам, высоким потенциалом роста прибыли от внедрения сервитизации в отраслях с высокой капиталоемкостью, предоставлением от инвесторов большего капитала компаниям, оцифровывающим свою деятельность, а также помощью в получении информации о продукции и клиентах и укреплении доверия между предприятиями [24]. Несмотря на наличие негативных эффектов от введения стратегий цифровизации и сервитизации, велико их положительное влияние на финансовые показатели фирмы. Также в исследовании установлено, что системное взаимодействие цифровизации и сервитизации приводит к лучшим результатам, чем отдельно друг от друга взятые процессы. Очевидно, что внедрение таких инновационных форм функционирования имеет существенное воздействие на стратегический потенциал компании, предполагающий более высокий уровень развития компании [2]. Необходимо продолжить изучение влияния цифровизации и сервитизации на показатели устойчивого развития и других аспектов стратегического уровня функционирования компании.

Список литературы

1. Корнеев В.Ю., Литвиненко И.Л. Роль предприятий в формировании инновационной модели экономики России // Вестник Москов-

ского государственного гуманитарно-экономического института. 2014. №4 (20). С. 65-74.

2. Литвиненко И.Л. Региональная система в условиях инновационного сценария развития: управленческий аспект I Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 180 с.

3. Трубачеев Е.В. Совершенствование управленческого процесса в условиях цифровизации экономики II Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1415-1426.

4. Чугумбаев P.P., Чугумбаева H.H. Основы анализа взаимосвязи "активы - потенциал - гудвилл"!! Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 3 (402). С. 29-39.

5. Adrodegari F. PSS business model conceptualization and application II Production Planning & Control. 2017. Т. 28. №. 15. С. 1251-1263.

6. Ambroise L. Servitization strategy and financial performance of manufacturing SMEs: a necessary alignment between the service concept and the operational service system II 14th International Research Conference in Service Management. 2016.

7. Antioco M. Organizational antecedents to and consequences of service business orientations in manufacturing companies II Journal of the Academy of Marketing Science. 2008. Т. 36. №. 3. С. 337-358.

8. Baines T., Lightfoot H. Made to serve: How manufacturers can compete through servitization and product service systems II John Wiley & Sons. 2013.

9. Baveja S.S., Gilbert J., Ledingham D. From products to services: why it's not so simple II Harvard Management Update. 2004. Т. 9. №. 4. С. 3-5.

10. Benedettini O., Neely A., Swink M. A risk-based explanation II International Journal of Operations & Production Management. 2015.

11. Crozet M., Milet E. The effect of servitization on manufacturing firm performance II Journal of Economics & Management Strategy. 2017. Т. 26. №. 4. С. 820-841.

12. Eggert A. et al. Revenue and profit implications of industrial service strategies II Journal of Service Research. 2014. Т. 17. №. 1. С. 23-39.

13. Ionaçcu I. Digital Transformation, Financial Performance and Sustainability: Evidence for European Union Listed Companies II Amfiteatru Economic. 2022. Т. 24. №. 59. С. 94-109.

14. Gebauer H., Fleisch E., Friedli T. Overcoming the service paradox in manufacturing companies II European management journal. 2005. Т. 23. №. 1. С. 14-26.

15. Gebauer H., Friedli T., Fleisch E. Success factors for achieving high service revenues in manufacturing companies // Benchmarking: An International Journal. 2006.

16. Cenamor J., Sjodin D. R., Parida V. Adopting a platform approach in servitization: Leveraging the value of digitalization // International Journal of Production Economics. 2017. T. 192. C. 54-65.

17. Golzer P., Fritzsche A. Data-driven operations management: organisational implications of the digital transformation in industrial practice // Production Planning & Control. 2017. T. 28. №. 16. C. 13321343.

18. Coreynen W., Matthyssens P., Van Bockhaven W. Boosting servitization through digitization: Pathways and dynamic resource configurations for manufacturers //Industrial marketing management. 2017. T. 60. C. 4253.

19. Kharlamov A.A., Parry G. The impact of servitization and digitization on productivity and profitability of the firm: a systematic approach // Production Planning & Control. 2021. T. 32. №. 3. C. 185-197.

20. Kohtamaki M. Non-linear relationship between industrial service offering and sales growth: The moderating role of network capabilities // Industrial Marketing Management. 2013. T. 42. №. 8. C. 1374-1385.

21. Kohtamaki M. The relationship between digitalization and servitization: The role of servitization in capturing the financial potential of digitalization // Technological Forecasting and Social Change. 2020. T. 151. C. 119.

22. Kowalkowski C. Servitization and deservitization: overview, concepts, and definitions // Industrial Marketing Management. 2017. T. 60. C. 4-10.

23. Lenka S., Parida V., Wincent J. Digitalization capabilities as enablers of value co creation in servitizing firms // Psychology & marketing. 2017. T. 34. №. 1. C. 92-100.

24. Litvinenko I.L., Grabar A.A., Tikhomirov E.A., Tupchienko V.A., Yudenkov Y.N., Gabidullina C.F. Conditions and Factors of the Positive Investment climate formation of Social and Economic System of the Region // International Review of Management and Marketing. 2016. T. 6. № 6. C. 253-260.

25. Kataeva V.I. Tendencies and features of innovation management in the activities of business. // International Business Management. 2016. T. 10. № 22. C. 5397-5405.

26. Oliva R., Kallenberg R. Managing the transition from products to services II International journal of service industry management. 2003.

27. Pawar K.S., Beltagui A., Riedel J.C. The PSO triangle: designing product, service and organisation to create value II International Journal of Operations & Production Management. 2009.

28. Stanley J.E., Wojcik P.J. Better B2B selling II McKinsey Quarterly. 2005. Т. 38. №. 3. С. 15.

29. Suarez F.F., Cusumano M.A., Kahl S.J. Services and the business models of product firms: An empirical analysis of the software industry II Management Science. 2013. Т. 59. №. 2. С. 420-435.

30. Vendrell-Herrero F. Servitization, digitization and supply chain interdependency II Industrial Marketing Management. 2017. Т. 60. С. 69-81.

31. Visnjic I., Van Looy B. Servitization: Disentangling the impact of service business model innovation on the performance of manufacturing firms II ESADE Business School Research Paper. 2012. №. 230.

32. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. Leading digital: Turning technology into business transformation. Harvard Business Press. 2014.

33. Zhou D. Performance implications of servitization: Does a Manufacturer's service supply network matter II International Journal of Production Economics. 2020. Т. 219. С. 31-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.