Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ С МНОГОУРОВНЕВЫМИ ПОДЗЕМНЫМИ СТРУКТУРАМ В КРУПНЫХ И КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ С МНОГОУРОВНЕВЫМИ ПОДЗЕМНЫМИ СТРУКТУРАМ В КРУПНЫХ И КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / Е-КОММЕРЦИЯ / AR/VR-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ С ПОДЗЕМНЫМИ УРОВНЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Е.В.

В статье рассматривается актуальная проблема необходимости модернизации объёмно-планировочных решений общественно-торговых комплексов с многоуровневыми подземными структурами в крупных и крупнейших городах, вызванных изменениями социально-экономических условий, связанных с цифровизацией экономики. Целью статьи является выявление особенностей формирования архитектурной среды комплексов с подземными уровнями в новых социально-экономических условиях вовлечения покупателей в Интернет пространство. Впервые проведён комплексный анализ влияния на проектирование, строительство и эксплуатацию многоуровневых общественно-торговых центров с активным использованием подземного пространства в крупных и крупнейших городах таких новых социально-экономических факторов как: внедрение цифровизации экономики; объединение "оффлайн" и "онлайн" сфер деятельности человека; развитие электронной коммерции тесно связанной с формированием "AR/VR-технологий" для киберфизических систем; развитие омниканальности поведения покупателей комплексов; снижение посещаемости торговых центров на фоне перехода значительного объёма торгового сектора в электронную коммерцию в условиях как последствий пандемии COVID-19, так и введения пакета западных экономических санкций 2022 года; снижение нового строительства и введение в эксплуатацию комплексов в условий как последствий пандемии, так и вступления в действие очередного этапа экономических западных санкций 2014 года. В результате проведённого исследования сделаны следующие выводы, что внедрение цифровой экономики требует активного развития "AR/VR-технологий" для киберфизических систем, которое повысит эффективность функционирования е-коммерции. В результате это будет способствовать ещё большему оттоку покупателей из торговых комплексов крупных и крупнейших городов, а также сокращению в них торговых площадей ориентированных на реализацию потребительских товаров (электроника, продукты питания, индустрии моды). Наряду с этим следует создавать рациональные пространственные решения торговых центров, учитывающие омниканальность поведения покупателей для повышения их посещаемости. Западные санкции негативно сказываются как на новом строительстве комплексов, так и на их посещаемости. Пандемийные ограничения приостановили экономическое развитие центров, но их отмена позволяет торговому сектору восстановиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY ON THE SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC SHOPPING CENTERS WITH MULTI-LEVEL UNDERGROUND STRUCTURES IN LARGE AND LARGEST CITIES

The article deals with the urgent problem of the need to modernize the space-planning solutions of public shopping complexes with multi-level underground structures in large and major cities caused by changes in socio-economic conditions associated with the digitalization of the economy. The purpose of the article is to identify the features of the formation of the architectural environment of complexes with underground levels in the new socio-economic conditions of customer involvement in the Internet space. For the first time, a comprehensive analysis of the impact on the design, construction and operation of multi-level public shopping centers with the active use of underground space in large and major cities of such new socio-economic factors as: the introduction of digitalization of the economy; the unification of "offline" and "online" spheres of human activity; the development of e-commerce closely related to the formation of "AR/VR technologies" for cyber-physical systems; development of omnichannel behavior of buyers of complexes; a decrease in the attendance of shopping centers against the background of the transition of a significant volume of the retail sector to e-commerce in the conditions of both the consequences of the COVID-19 pandemic and the introduction of a package of Western economic sanctions in 2022; a decrease in new construction and commissioning of complexes in the conditions of both the consequences of the pandemic and the entry into force of the next stage of Western economic sanctions in 2014. As a result of the conducted research, the following conclusions are made that the introduction of the digital economy requires the active development of "AR/VR technologies" for cyber-physical systems, which will increase the efficiency of e-commerce. As a result, this will contribute to an even greater outflow of buyers from shopping malls in large and major cities, as well as a reduction in retail space in them focused on the sale of consumer goods (electronics, food, fashion industry). Along with this, it is necessary to create rational spatial solutions of shopping centers that take into account the omnichannel behavior of buyers to increase their attendance. Western sanctions have a negative impact on both the new construction of complexes and their attendance. Pandemic restrictions have suspended the economic development of the centers, but their cancellation allows the trade sector to recover.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ С МНОГОУРОВНЕВЫМИ ПОДЗЕМНЫМИ СТРУКТУРАМ В КРУПНЫХ И КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ»

Влияние цифровизации экономики на социально-экономические аспекты развития общественно-торговых центров с многоуровневыми подземными структурам в крупных и крупнейших городах

сч сч о сч

о ш Ш X

<

m о х

X

Михайлова Елена Владимировна

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры, НИУ МГСУ, mikhaylovaev@inbox.ru

В статье рассматривается актуальная проблема необходимости модернизации объёмно-планировочных решений общественно-торговых комплексов с многоуровневыми подземными структурами в крупных и крупнейших городах, вызванных изменениями социально-экономических условий, связанных с циф-ровизацией экономики.

Целью статьи является выявление особенностей формирования архитектурной среды комплексов с подземными уровнями в новых социально-экономических условиях вовлечения покупателей в Интернет пространство.

Впервые проведён комплексный анализ влияния на проектирование, строительство и эксплуатацию многоуровневых общественно-торговых центров с активным использованием подземного пространства в крупных и крупнейших городах таких новых социально-экономических факторов как: внедрение цифровизации экономики; объединение "оффлайн" и "онлайн" сфер деятельности человека; развитие электронной коммерции тесно связанной с формированием "AR/VR-технологий" для киберфи-зических систем; развитие омниканальности поведения покупателей комплексов; снижение посещаемости торговых центров на фоне перехода значительного объёма торгового сектора в электронную коммерцию в условиях как последствий пандемии COVID-19, так и введения пакета западных экономических санкций 2022 года; снижение нового строительства и введение в эксплуатацию комплексов в условий как последствий пандемии, так и вступления в действие очередного этапа экономических западных санкций 2014 года.

В результате проведённого исследования сделаны следующие выводы, что внедрение цифровой экономики требует активного развития "AR/VR-технологий" для киберфизических систем, которое повысит эффективность функционирования е-коммер-ции. В результате это будет способствовать ещё большему оттоку покупателей из торговых комплексов крупных и крупнейших городов, а также сокращению в них торговых площадей ориентированных на реализацию потребительских товаров (электроника, продукты питания, индустрии моды). Наряду с этим следует создавать рациональные пространственные решения торговых центров, учитывающие омниканальность поведения покупателей для повышения их посещаемости. Западные санкции негативно сказываются как на новом строительстве комплексов, так и на их посещаемости. Пандемийные ограничения приостановили экономическое развитие центров, но их отмена позволяет торговому сектору восстановиться. Ключевые слова: цифровая экономика, е-коммерция, AR/VR-технологии, проектирование, строительство и эксплуатация общественно-торговых комплексов с подземными уровнями.

Актуальность изучения социально-экономического влияния цифровизации экономики на проектирование, строительство и эксплуатацию общественно-торговых комплексов с подземными уровнями (ОТК) определяется тем, что она стала мощным драйвером мировой экономики.

Существенное влияние на социально-экономические факторы модернизации архитектурных решений ОТК оказывает поставленная Правительством России актуальная стратегическая задача ускоренного внедрения цифровых технологий в социальной сфере и экономике. С целью решения этой задачи сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Основными целями документа являются повышение финансовых затрат на развитие цифровой экономики в более чем три раза по сравнению с 2017 годом, а также создание устойчивой, безопасной, общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных [2]. Таким образом, значительное влияние на изменение экономических факторов, определяющих новые направления в развитии пространственной структуры комплексов, особенно в течение последних пяти лет, оказывает цифро-визация экономики.

Принципиальное значение на изменение социально-экономических аспектов, определяющих трансформацию архитектурных решений центров, оказывает объединение "оффлайн" и "онлайн" сфер деятельности человека. Этот процесс стал возможен на основе развития таких факторов как: всеобщая включённость населения в систему Интернет; активное распространение сен-сортных устройств в мире; развитие рынка сервисов для хранения больших данных информации "Big Data"; рост скорости передачи данных по сотовой сети; развитие "AR/VR-технологий".

Исследование цифровой сферы специалистами "Digital 2022" демонстрирует значительную включённость населения в сеть Интернет, а также широкое распространение сенсорных устройств [3]. Численность пользователей сети Интернет к 2022 года достигла 4,95 млрд. человек, что соответствует 62,5% населения планеты, из которых 57% это городские жители. Наряду с этим аудитория социальных сетей в мире насчитывает 4,62 млрд. человек, за 2021 год к ним присоединилось 424 млн. новых пользователей. В то же время число уникальных абонентов мобильных сенсорных устройств достигло 5,31 млрд. человек, наряду с этим за год прирост пользователей составил 95 млн. покупателей. В результате больше чем две трети населения планеты (67,1%) используют мобильные сен-

сорные телефоны с доступом в Интернет. Глобальный обзор "Digital 2022", показывает, что в 2022 году пользователи проведут в сети Интернет более 12,5 трлн. часов. В исследовании "GWI" выявлено, что «типичный» абонент подключён к сети до 7 часов в сутки, то есть 40% времени бодрствования [3]. Следовательно, на современном этапе наблюдается тенденция широкой включённости населения особенно крупных и крупнейших городов в сеть как по количеству пользователей, так и по времени его использования, на основе доступности сенсорных устройств с входом в Интернет.

Анализ сервисов больших цифровых данных в статье экспертов группы «Деловой профиль» показывает активное развитие рынка сервисов для хранения больших данных информации "Big Data". В соответствии с оценкой "IDC" в 2019 году объём информационного рынка увеличился за год на 12% и достиг 189,1 млрд. долл. США [4]. По прогнозам аналитиков к 2025 году общий объём цифровых данных генерируемых во всём мире вырастёт более чем вчетверо, достигнув 175 ЗБ. "ResearchAndMarkets" также прогнозируют, что в период с 2019 - 2025 годы ожидаемые темпы роста глобального рынка "Big Data" будут соответствовать уровню в 19,7% ежегодно [4]. Вывод следующий, что в настоящее время рынок сервисов для хранения больших данных информации "Big Data"стремительно развивается.

На современном этапе развитие IT-технологий сфокусировано на увеличении скорости передачи данных по сотовой сети в целях активной разработки "AR/VR-техноло-гий". Исследование специалистов "Ookla" показывает, что средняя скорость скачивания через мобильные соединения за 2021 год увеличилась почти на одну треть, наряду с этим более чем у половины пользователей мобильного Интернета в мире скорость передачи данных превышает 29 Мбит/с (Рис. 1)[5]. На данном этапе российский показатель скорости передачи информации соответствует отметке в 17,84 Мбит/с, что почти в два раза ниже среднемирового уровня. Следует отметить, что высокие скорости передачи цифровых данных обеспечат условия для развития "AR/vR-технологий", которые создадут доступ через мобильные соединения к киберфизическим системам. "AR" ("Augmented reality" - расширенная реальность) - это технология дополняет реальный мир за счёт добавления сенсорных данных. "VR" ("Virtual reality" - виртуальная реальность) - это компьютерный мир с доступом через им-мерсивные устройства (очки, перчатки и т.п.) [5]. Киберфи-зическая система - это система основана на интеграции компьютерных вычислений "онлайн" с физическими процессами "оффлайн" [6].

Аналитическая компания "Gartner" прогнозирует, что в 2022 году объём рынка автоматизации процессов на основе искусственного интеллекта вырастет за год до отметки в 596,6 млрд. долл. США (+10%), при этом в 2021 году этот показатель соответствовал 532,4 млрд. долл. США (+9,5%), а в 2020 году - 481,6 млрд. долл. США [7]. Таким образом, наблюдается мировая тенденция развития "AR/VR-технологий", требующая увеличения скорости передачи данных по сотовой сети Интернет.

Можно сделать вывод, что новые социально-экономические факторы, требующие развития объёмно-планировочных решений ОТК, связаны с развитием "AR/VR-технологий" для киберфизических систем на базе массовой онлайн-включённости населения, особенно городского, распространения сенсорных устройств, а также активного роста сервисов больших данных наряду с увеличением скорости мобильного Интернета.

В современных социально-экономических условиях цифровизации экономики в мире большое влияние на поиски новых объёмно-планировных решений комплексов в крупных и крупнейших городах оказывает электронная коммерция. Термин "е-коммерция" ("е-commerce") объединяет все площадки и сервисы, где оплата производится онлайн в сети Интернет. На данном этапе темпы внедрения е-коммерции в соответствии с отчётами "Digital 2021" после пандемии COVID-19 не снижаются, а только увеличиваются [8]. По данным "GWI" среднемировой уровень еженедельных он-лайн-покупок «типичных» пользователей в возрасте от 16 до 64 лет в 2021 году составил 58,4%, наряду с этим в течение всего 2021 года данный показатель только возрастал (Рис. 2)[3]. Каждую неделю в России покупки в сети совершили 42,5% аналогичных покупателей, при этом в мире по данному показателю наша страна находится на последних позициях. Следовательно, развитие пространственных решений центров в крупных и крупнейших городах должно учитывать переход большого объёма торговли в сектор е-коммерции в Интернет пространство, где будет продолжать расти.

Рис. 1. Средняя скорость мобильных интернет-соединений, в странах мегабит в секунду (Мбит/с).

Рис. 2. Количество пользователей от 16 до 64 лет, совершающих онлайн-покупки еженедельно, в странах в процентах (%).

Мировая прибыль электронной коммерции от покупок в сети Интернет потребительских товаров согласно исследованию аналитиков "Digital 2022" достигла за 2021 год 3,85 трлн. долл. США, при этом годовой прирост составил 18% (0,5 трлн. долл. США). По финансовой доходности в категории потребительских товаров за 2021 год по убыванию идут следующие группы товаров: электроника, индустрия моды, продукты питания, мебель, игрушки и пред-

I I О ГО А П.

I ГО гп

о

го о го го

<

GQ О

меты хобби, бытовая химия и личная гигиена, компьютерные носители (Рис. 3)[3]. Лидирующие позиции в мировой е-коммерции по объёму рынка в размере 1,143 трлн. долл. США занимают близкие по типу товаров группы электроники и компьютерных носителей. Максимальную динамику развития за 2021 год с приростом в 36% демонстрирует потребительская группа по продаже в сети Интернет продуктов питания. Наряду с этим наблюдается активное развитие сектора индустрии моды. Следовательно, рост объёмов е-коммерции в мире привёл к необходимости модернизации существующих либо сокращению проектируемых торговых площадей в ОТК крупных и крупнейших городов, предназначенных для продажи потребительских товаров, в частности электроники, продуктов питания и индустрии моды.

Рис. 3. Годовая прибыль за 2021 год е-коммерции в категории потребительские товары, в миллиардах долларов США (только B2C).

На современном этапе значимым социальным аспектом интеграции электронной коммерции с торговлей в центрах крупных и крупнейших городов является омниканаль-ность поведения "типичных" онлайн-покупателей. Омника-нальность - это смешанный подход к процессу выбора товара или услуги с анализом информации о нём на базе использования как "оффлайн", так и "онлайн" форматов торговли. Например, в "оффлайн" формате покупатель посещает магазин в комплексе для сбора информации о продукте, наряду с этим на "онлайн" платформах потребитель изучает отзывы о товаре или услуге, сравнивает их стоимость, при этом покупку продукта совершает в сети Интернет. Таким образом, омниканальность посетителей центров крупных и крупнейших городов требует активного развития функции репрезентации товаров и услуг в "оффлайн" формате в ОТК, обеспечивая продвижение продукта одновременно как в сфере "оффлайн", так и на "онлайн" платформах.

Рис. 4. Уровень посещаемости ОТК в Москве, за год в процентах (%).

В условиях новых социально-экономических факторов развития е-коммерции, влияния последствий пандемии СОУЮ-19, а также введения экономических санкций Западом наблюдается снижение посещаемости комплексов в крупных и крупнейших городах. В странах Европы при увеличении доли онлайн-продаж на 1% наблюдается снижение в среднем на 1,5% посещаемости торговых центров. Продажи в сети Интернет от общего объёма торговли составляли в Великобритании в 2007 году - 3,4%; в России в 2017 году - 3,5%; в Москве в 2017 году - 5%. За десять лет в Великобритании с 2009 - 2019 годы по мере увеличения доли е-коммерции, посещаемость комплексов сократилась в среднем на 15%. По прогнозу ожидается снижение посещаемости ОТК в Москве к 2030 году в пределах 11%. (Рис. 4)[9]. Следовательно, активное развитие е-коммерции приведёт к сокращению посещаемости комплексов в крупных и крупнейших городах.

По исследованиям компании '^а^от" в 2020 году в условиях пандемии посещаемость торговых центров в России упала почти на 30%, наряду с этим за 2021 год она снизилась ещё на 18%. В Москве за 2021 год посещаемость комплексов уменьшилась на 19%, в Санкт-Петербурге она сократилась на 17,5% [10]. В некоторых регионах страны в марте 2022 года отменили антиковид-ные меры, что благоприятно повлияло на посещаемость комплексов. Вместе с тем в тех регионах, где продолжают действовать ограничения, наблюдается дальнейшее падение посещаемости ОТК. Таким образом, отмена антиковидных мер действующих в крупных и крупнейших городах для комплексов обеспечивает частичное восстановление их посещаемости.

Определяющее влияние на снижение посещаемости центров в 2022 году оказало закрытие в них значительного количества магазинов. Это было связано с введением очередных западных санкции в виду спецоперации на Украине. Под действием санкций из ОТК ушли или временно приостановили работу в нашей стране более 200 крупнейших западных брендов. Вместе с тем, они не освободили арендные площади комплексов, что негативно отразилось на функционирование центров. Это привело к снижению их товарооборотов, а также к ещё большему оттоку из ОТК посетителей. В результате полное освобождение торговых площадей зарубежными компаниями, а на их место приход отечественных производителей приведёт к повышению посещаемости комплексов.

Можно сделать вывод, что значительное влияние на необходимость модернизации пространственной структуры центров крупных и крупнейших городов оказывает показатель их посещаемости, на который влияют как негативные факторы оттока покупателей в е-коммер-цию, ввода санкций западными компаниями, так и позитивные процессы отмены антиковидных ограничений, дальнейшее развитие импортозамещения.

В современных социально-экономических условиях сокращения инвестиций в строительство торгового сектора коммерческой недвижимости наблюдается снижение в крупных и крупнейших городах строительства и введения в эксплуатацию новых ОТК. Причиной этого стало введение дополнительных санкций Западом в 2014 году в связи с вхождением Крыма и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации. Заметный спад объёмов строительства торговых комплексов начался в 2015 году с того, что торговый сегмент получил на 57% меньше инвестиций, чем в

среднем за последний пятилетний период, а именно 731 млн. долл. США. Иностранные инвесторы, согласно анализу "Cushman & Wakefield", в этот год снизили до 30 млн. долл. США объёмы своих вложений в торговую недвижимость нашей страны, что в двадцать четыре раза меньше по сравнению со средним уровнем инвестиций за последнюю пятилетку [11].

пандемия COVID-19

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис, 5, Ежегодный ввод в эксплуатацию новых торговых площадей в России, в тысячах кв. м.

При этом российские инвесторы в 2015 году поддержали наш торговый сегмент, увеличив свои вложения по сравнению с 2014 годом, но падение объёмов нового строительства центров это не остановило. Введённые в эксплуатацию новые комплексы в 2021 году на 70% состоят из объектов, открытие которых было отложено в пандемийный 2020 год (Рис. 5) [12]. В России в 2021 году введено в эксплуатацию торговых площадей на 901 800 кв. м., что сопоставимо с показателями периода с 2017 -2019 годы. Вместе с тем, результат 2021 года более чем в два раза меньше, чем показатели периода с 2014 -2016 годы с введением торговых площадей в размере более 1,5 млн. кв. м в год [13]. Таким образом, сокращение нового строительства ОТК в большей мере связано с сокращением инвестиций в связи с западными санкциями, чем с пандемийными ограничениями.

Общими выводами по статье являются следующие:

- новые социально-экономические условия формирования пространственной структуры ОТК с подземными уровнями в крупных и крупнейших городах характеризуются глобальным процессом цифровизации экономики направленным на развитие "AR/VR-технологий" для киберфизических систем обеспечивающих эффективное функционирование е-коммерции;

- отток покупателей в сектор е-коммерции требует сокращения торговых площадей в пространственных решениях комплексов в категории потребительских товаров (электроника, продукты питания, индустрии моды);

- для повышения эффективности архитектурно-планировочных решений центров в крупных и крупнейших городах должна учитываться омниканальность их посетителей, что благоприятно повлияет на посещаемость ОТК;

- западные санкции привели к сокращению инвестиций в строительство новой торговой недвижимости, а также в целом негативно сказываются на посещаемости комплексов. Вместе с тем они дают в нашей стране толчок для развития импортозамещения. Антиковидные меры затормозили экономическое развитие торговых центров, но их отмена позволяет торговому сектору восстановиться.

Литература

1. Цифровая экономика РФ от 04.06.2019 №7 // URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 21.03.2022).

2. Решетникова М. Что такое е-commerce и как устроена онлайн-торговля // URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/607fe4549a7947027eaf fbe6 (дата обращения: 05.04.2022).

3. Чуранов Е. Статистика интернета и соцсетей на 2022 год - цифры и тренды в мире и в России // URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 01.02.2022).

4. BIG DATA: перспективы развития, тренды и объёмы рынка больших данных // URL: https://delprof.ru/upload/iblock/f03/DelProf_Analiticheskaya -statya_Rynok-Big-Data.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

5. Скрынникова А. Всё, что нужно знать при VR/AR-технологии // URL: https://rb.ru/story/vsyo-o-vr-ar/ (дата обращения: 28.06.2017).

6. Смышляева А.А., Резникова К.М., Савченко Д.В. Современные технологии в Индустрии 4.0 - киберфизи-ческие системы. Интернет-журнал «Отходы и ресурсы» 2020, №3, Том 7 // URL: https://resources.today/PDF/02IN0R320.pdf (дата обращения: 01.02.2022)

7. Уткина А. Развитие информационных технологий в 2022 году// URL: https://tproger.ru/articles/tendencii-razvitija-it-2022/ (дата обращения: 22.12.2021).

8. Сергеева Ю. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год - цифры и тренды в мире и в России // URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 02.02.2021).

9. Малышев О. и др. Как изменится лицо рынка торговой недвижимости в 2020-х г.г. // URL: https://www. pwc.ru/ru/publications/kak-izmenitsa-litso-rynka-torgovoy-nedvizhimosti.pdf (дата обращения: 02.02.2021)

10. Романова Т. Маркетплейсы и фудхоллы: как меняются торговые центры, чтобы вернуть посетителей // URL: https://www.forbes.ru/biznes/424637-marketpleysy-i-fudholly-kak-menyayutsya-torgovye-centry-chtoby-vernut-posetiteley (дата обращения: 26.03.2021).

11. Коммерческая недвижимость - аналитический обзор по итогам 2015 года // URL: https://zdanie.info/2393/2467/news/6465 (дата обращения: 01.03.2016).

12. Беркетова Т. Что ждёт торговые комплексы уже этой осенью? //URL: https://f.partnerkin.com/blog/interview/trade_centers_2020 (дата обращения: 24.07.2020).

13. В России введён рекордный объём новых торговых площадей за последние 5 лет. // URL: https://www.retail.ru/news/v-rossii-vveden-rekordnyy-obem-novykh-torgovykh-ploshchadey-za-poslednie-5-let-4-fevralya-2022-213459/ (дата обращения: 04.02.2022).

The impact of digitalization of the economy on the socio-economic aspects of the development of public shopping centers with multilevel underground structures in large and largest cities. Mikhaylova E.V. NRU MGSU

JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_

The article deals with the urgent problem of the need to modernize the space-planning solutions of public shopping complexes with multi-level underground structures in large and major cities caused by changes in socio-economic conditions associated with the digitalization of the economy.

I I О го А П.

I ГО m

о

ю о го го

The purpose of the article is to identify the features of the formation of the architectural environment of complexes with underground levels in the new socio-economic conditions of customer involvement in the Internet space.

For the first time, a comprehensive analysis of the impact on the design, construction and operation of multi-level public shopping centers with the active use of underground space in large and major cities of such new socio-economic factors as: the introduction of digitalization of the economy; the unification of "offline" and "online" spheres of human activity; the development of e-commerce closely related to the formation of "AR/VR technologies" for cyber-physical systems; development of omnichannel behavior of buyers of complexes; a decrease in the attendance of shopping centers against the background of the transition of a significant volume of the retail sector to e-commerce in the conditions of both the consequences of the COVID-19 pandemic and the introduction of a package of Western economic sanctions in 2022; a decrease in new construction and commissioning of complexes in the conditions of both the consequences of the pandemic and the entry into force of the next stage of Western economic sanctions in 2014.

As a result of the conducted research, the following conclusions are made that the introduction of the digital economy requires the active development of "AR/VR technologies" for cyber-physical systems, which will increase the efficiency of e-commerce. As a result, this will contribute to an even greater outflow of buyers from shopping malls in large and major cities, as well as a reduction in retail space in them focused on the sale of consumer goods (electronics, food, fashion industry). Along with this, it is necessary to create rational spatial solutions of shopping centers that take into account the omnichannel behavior of buyers to increase their attendance. Western sanctions have a negative impact on both the new construction of complexes and their attendance. Pandemic restrictions have suspended the economic development of the centers, but their cancellation allows the trade sector to recover.

Keywords: digital economy, e-commerce, AR/VR technologies, planning, building and exploitation of public and shopping centre with underground levels.

References

1. Digital Economy of the Russian Federation from 04.06.2019 №7 // URL:

https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (date of application: 21.03.2022).

2. Reshetnikova M. What is e-commerce and how does online trading work //

URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/607fe4549a7947027eaffbe6 (date of application: 05.04.2022).

3. Churanov E. Internet and social media statistics for 2022 - figures and

trends in the world and in Russia // URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (date of application: 01.02.2022).

4. BIG DATA: development prospects, trends and volumes of the big data

market // URL:

https://delprof.ru/upload/iblock/f03/DelProf_Analiticheskaya-statya_Rynok-Big-Data.pdf (date of application:02.02.2022).

5. Skrynnikova A. Everything you need to know about VR/AR technology //

URL: https://rb.ru/story/vsyo-o-vr-ar/ (date of application: 28.06.2017).

6. Smyshlyaeva A.A., Reznikova K.M., Savchenko D.V. Modern technologies

in Industry 4.0 - cyber-physical systems. Online magazine "Waste and Resources" 2020, №3, Том 7 // URL: https://resources.today/PDF/02IN0R320.pdf (date of application: 02.02.22)

7. Utkina A. Development of information technologies in 2022 // URL:

https://tproger.ru/articles/tendencii-razvitija-it-2022/ (date of application: 22.12.2022).

8. Sergeeva Yu. All statistics of the Internet and social networks for 2021 -

figures and trends in the world and in Russia // URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (date of application: 02.02.2022).

9. Malyshev O. et al. How the face of the retail real estate market will change

in the 2020s. // URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/kak-izmenitsa-litso-rynka-torgovoy-nedvizhimosti.pdf (date of application: 02.02.2022).

10. Romanova T. Marketplaces and food halls: how shopping centers are changing to bring back visitors // URL: https://www.forbes.ru/biznes/424637-marketpleysy-i-fudholly-kak-menyayutsya-torgovye-centry-chtoby-vernut-posetiteley (date of application: 26.03.2021).

11. Commercial real estate - analytical review following the results of 2015 //

URL: https://zdanie.info/2393/2467/news/6465 (date of application: 01.03.2016).

12. Berketova T. What awaits shopping malls this autumn? //URL: https://f.partnerkin.com/blog/interview/trade_centers_2020 (date of application: 24.07.2020)

13. A record amount of new retail space has been introduced in Russia over the past 5 years. // URL: https://www.retail.ru/news/v-rossii-vveden-rekordnyy-obem-novykh-torgovykh-ploshchadey-za-poslednie-5-let-4-fevralya-2022-213459/ (date of application: 04.02.2022)

СЧ СЧ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

СЧ

о ш m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.