Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
859
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ПРИБЫЛЬ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ВЛИЯНИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН / PRICE / PRICING / PROFIT / SUPPLY AND DEMAND / IMPACT / PRICE CHANGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиуллина А.Р.

В связи с конкуренцией проблема влияния ценообразования на формирование прибыли имеет особую актуальность. Рассматривается прибыль как гибкий элемент цены. На формирование прибыли оказывает влияние система как внутренних, так и внешних факторов. В статье изучены различные экономические подходы к формированию оптимальных цен, основанных на минимизации затрат и цен, росте конкурентоспособности продукции в интересах увеличения прибыли предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PRICING ON THE PROFIT OF THE ENTERPRISE

In connection with competition, the problem of the influence of pricing on the formation of profit is of particular relevance. Profit is considered as a flexible price element. The formation of profits is influenced by a system of both internal and external factors. The article examines various economic approaches to the formation of optimal prices based on minimizing costs and prices, increasing the competitiveness of products in the interests of increasing the profits of enterprises.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 33

Сафиуллина А.Р. студент 5 курса заочного отделения Башкирский Государственный Университет научный руководитель: Фаттахов А.А., к.э.н.

доцент

Россия, г. Нефтекамск ВЛИЯНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В связи с конкуренцией проблема влияния ценообразования на формирование прибыли имеет особую актуальность. Рассматривается прибыль как гибкий элемент цены. На формирование прибыли оказывает влияние система как внутренних, так и внешних факторов. В статье изучены различные экономические подходы к формированию оптимальных цен, основанных на минимизации затрат и цен, росте конкурентоспособности продукции в интересах увеличения прибыли предприятий.

Ключевые слова: цена, ценообразование, прибыль, спрос и предложение, влияние, изменение цен.

Safiullina A.R.

5th year student of the correspondence department

Bashkir State University Russia, Neftekamsk Supervisor: Fattakhov A.A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Russia, Neftekamsk INFLUENCE OF PRICING ON THE PROFIT OF THE ENTERPRISE

Abstract: In connection with competition, the problem of the influence of pricing on the formation of profit is of particular relevance. Profit is considered as a flexible price element. The formation of profits is influenced by a system of both internal and external factors. The article examines various economic approaches to the formation of optimal prices based on minimizing costs and prices, increasing the competitiveness of products in the interests of increasing the profits of enterprises.

Keywords: price, pricing, profit, supply and demand, impact, price changes.

Жесткие условия конкурентной борьбы определяют пути ценообразования на всех шагах жизненного цикла продуктов, производимых и реализуемых компаниями. Процесс ценообразования многогранен и труден, в связи с тем, что подвержен действию внешних и внутренних факторов. Необходимо подчеркнуть, что цены и политика цен являются одной из ролевых составляющих маркетинга, значение которого в текущее время увеличивается. А

именно, конечный итог работы будет зависеть от того, как рациональна,

продуктивна и эластична политика цен компании, так как она может оказать длительное (положительное либо отрицательное) действие на всю финансово-хозяйственную деятельность. Политика цен взаимосвязана с целями компании. Целенаправленность ценовой политики состоит в том, что на продукцию компании нужно устанавливать подобные цены, которые могли бы безболезненно для его экономической работы проявлять реакцию на мельчайшие изменения рынка и при всем этом не уменьшать запланированные объемы доходов, а решать оперативные и стратегические задачи.

Если в стоимость продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой следующей стадии кругооборота капитала компания будет владеть все наименьшими денежными средствами, что в итоге скажется и на размерах производства, и на финансовом состоянии компании. Одновременно в критериях конкурентной борьбы время от времени приемлемо использовать убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих компаний и привлечения новых покупателей. Предприятие в целях внедрения на новые рынки время от времени осознанно идет на понижение выручки от продаж продукции, чтоб в следующем восполнить утраты за счет переориентации спроса на свою продукцию [2, с. 45].

Если на себестоимость продукции предприятие может влиять только в чрезвычайно маленьких пределах, так как гибкость компании ограничена, обычно, разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, также внутренними резервами производства по понижению материалоемкости продукции, то стоимость реализации на свою продукцию компания может устанавливать в фактически

неограниченных границах. Но возможность установления неограниченной цены не тянет за собой обязанностей пользователя получать продукцию компании за назначенную им стоимость.

В критериях рынка нередко складывается положение дел, когда компании снижают либо увеличивают цены, что обосновано полностью объективной предпосылкой - изменением конъюнктуры рынка и является обычной практикой в ценообразовании [4, с. 19].

Изменение цен по-разному будет влиять на объемы реализации и прибыль зависимо от эластичности спроса (рынка). В критериях неэластичного либо слабо эластичного рынка компания может дать возможность для себя наращивать цены, повышая долю дохода в стоимости, тогда как понижение цен не приведет к росту продаж и неблагоразумно. Эластичный рынок очень чувствителен к изменению цен, и деяния компании должны быть обусловлены. Увеличение цен на нем приводит к переключению спроса на остальные

продукты либо на продукты конкурентов. Снижая цены, нужно выполнить изучение изменения выручки, издержек и дохода [1]. Существует ряд закономерностей выявляющих зависимость между переменами цен и

изменением величины получаемой дохода (рисунок 1) [5, с. 17].

Прибыль Рост цен Снижение цен

Прибыль увеличивается Наличие неудовлетворенного спроса. Необоснованно низкая первоначальная цена в сравнении с той, которую согласны заплатить при покупке. Рынок нечувствителен к ценам. Конкуренты также повышают цены. Более высокая цена делает товар привлекательным в глазах потребителей или приводит к расширению сегмента покупателей. Складывается ситуация. когда возрастает вместительность рынка. Высокая эластичность спроса на товар, в результате чего объем продажи возрастает быстрее, чем уменьшается относительная прибыль. Цена в базовом варианте была необоснованно завышенная, и ее снижение расширило сегмент потребителей. из рынка и рост спроса. Затраты на единицу продукции снижаются большими темпами, чем прибыль. Снижение цены содействует выходу на новые рынки сбыта.

Прибыль уменьшается Высокая инфляция, обусловленная ростом цен на факторы производства: они растут быстрее, чем цена на товар, в результате снижается относительная прибыль в единице. Высокая чувствительность спроса покупателей: темп роста цены ниже, чем темп снижения объема продажи. Первоначальная цена была обоснованной в глазах потребителей- и ее рост приводит к отказам от покупок. Конкуренты оставляют цены на бывшем уровне. Рост цен опережает доходы потребителей. Наличие товаров-субститутов довольно большое, и цены на них растут меньшими темпами или постоянные. Рынок совсем нечуткий к изменению цены или эластичность спроса слабая, поэтому не меняется объем продажи. Конкуренты также снижают цены. Первоначальная цена была обоснованной, и покупатели рассматривают ее снижение как ухудшение качественных характеристик товара. Предприятие ставило задачу расширения частицы рынка, не обращая внимания на прибыль, щи путем снижения цены старалось не допустить на рынок конкурентов. Ситуация в экономике настолько кризисная, что снижение цен не компенсирует снижение доходов потребителей.

Рисунок 1 - Воздействие изменения цен на прибыль Общий уровень цен располагается в прямой зависимости от действий закона спроса и предложения. Лучшая стоимость обязана учесть баланс между затратами и доходами. Она обязана быть довольно низкой, чтобы удовлетворить покупателей-клиентов и сразу довольно высочайшей, чтоб бизнес был доходным [3].

Часто в критериях рынка стоимость, которая сложилась под

действием огромного количества рыночных причин, диктует величину издержек, размер дохода и остальных частей цены. В данном случае издержки на создание и другие составляющие цены «подстраиваются» под тот уровень цены, который диктует рынок и при котором продукт быть может продан. В итоге, существует как ровная, так и обратная связь и взаимозависимость денежных характеристик и цены.

Однако остается основная цель коммерческой компании - получение дохода. Основное назначение дохода в современных критериях хозяйствования - отражение продуктивности производственно-сбытовой работы компании. Это обосновано тем, что в величине дохода должно отыскивать отражение соответствие личных издержек компании, которые связаны с созданием и реализацией собственной продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых расходов, опосредованным выражением которых обязана явиться стоимость изделия [6, с. 90].

Использованные источники:

1. Бесфамильный, А.С. Ценообразование как инструмент финансового анализа деятельности предприятий [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru -Научная электронная библиотека «Киберлиника» - Электр. дан. - URL: http://cyberleninka.ru tsenoobrazovanie-kak-instrument-finansovogo-analiza-deyatelno-sti-predpriyatiy (дата обращения 14.11.2018). - Загл. с экрана.

2. Иванов, А.С. Эффективная ценовая политика как фактор успеха в конкурентной борьбе // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 1. -С. 45-56.

3. Киюцен, Л.И. Ценовая политика и управление уровнем спроса // Планово-экономический отдел. - 2018. - № 5. - С. 14-27.

4. Михайлушкина, Е.Н. Ценовая политика как фактор повышения доходности предприятия // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2017. - № 4. - С. 19-31.

5. Серегин, Д.А. Влияние изменения цен на результаты деятельности предприятия // Планово-экономический отдел. - 2018. - № 4. - С. 17-20.

6. Фролова, В.А. Ценовая политика предприятия, её совершенствование и взаимосвязь с денежным потоком // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 5 (60). - С. 90-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.