Научная статья на тему 'Влияние ценностных ориентаций на развитие личности'

Влияние ценностных ориентаций на развитие личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3195
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / EDUCATION VALUE / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлудеева Ирина Викторовна

Построение человеком научной личностной картины мира, поиск путей реализации себя в жизни предполагает широкую образованность личности. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социальнопедагогический феномен, который находит свое отражение в основных его идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств. Выстраивание учебного процесса с позиции ценностно-смыслового значения представляет системообразующую функцию в образовании, которая может служить задающим вектором развития личности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF VALUE ORIENTATIONS ON PERSONAL DEVELOPMANT

The forming of the personal scientific world picture, searching for the ways of implementation of a person in life supposes wide education of this person. The choice of axiological approach as methodological framework of the modern pedagogy considers education as a social and pedagogical phenomenon, that is reflected in its basic ideas: universality and fundamentality of humanistic values, unity of purpose and its means. Building of the learning process from the position of value and semantic meaning represents the system-forming function in education, which can serve as setpoint vector of learner’s personal development.

Текст научной работы на тему «Влияние ценностных ориентаций на развитие личности»

УДК 13+37.01

И. В. Хлудеева

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Построение человеком научной личностной картины мира, поиск путей реализации себя в жизни предполагает широкую образованность личности. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социальнопедагогический феномен, который находит свое отражение в основных его идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств. Выстраивание учебного процесса с позиции ценностно-смыслового значения представляет системообразующую функцию в образовании, которая может служить задающим вектором развития личности учащихся.

Ключевые слова: ценность образования, личностное развитие.

I. V. Khludeyeva

INFLUENCE OF VALUE ORIENTATIONS ON PERSONAL DEVELOPMANT

The forming of the personal scientific world picture, searching for the ways of implementation of a person in life supposes wide education of this person. The choice of axiological approach as methodological framework of the modern pedagogy considers education as a social and pedagogical phenomenon, that is reflected in its basic ideas: universality and fundamentality of humanistic values, unity of purpose and its means. Building of the learning process from the position of value and semantic meaning represents the system-forming function in education, which can serve as setpoint vector of learner’s personal development.

Keywords: education value, personal development.

Построение человеком научной личност- блемы реализации личностного потенциала и

ной картины мира, определение им способов внутренних потребностей. Назначение обра-

адаптации к быстро изменяющимся усло- зования состоит в обеспечении условий для

виям среды, поиск путей реализации себя в свободного самоопределения каждого уча-

жизни предполагает развитое теоретическое щегося, для принятия им собственных цен-

мышление и широкую образованность лич- ностей в форме жизненных целей.

ности. В связи с этим на первое место выхо- Источник развития изначально заложен

дит задача развития личности учащегося на во внутренней природе индивида в виде гене-

основе его внутреннего потенциала и в со- тических программ, которые разворачивают-

ответствии с гуманистическими культурно- ся и наполняются социальным содержанием

историческими традициями общества. в результате воздействия двух факторов: био-

Существуют различные представления о логического начала и социального воздей-

природе развития. В настоящее время образо- ствия, благодаря которому индивид усваива-

вание ориентируется на взгляды ученых, по- ет определенную систему норм и ценностей,

лагающих, что именно окружение учащегося позволяющих функционировать в качестве

направляет его развитие. С рассматриваемой члена общества.

точки зрения, личностная самоактуализация Исследования Д. А. Леонтьева показы-

в жизни как образовательная ценность слу- вают, что классические механизмы развития

жит регулятивом для учета и решения про- личности определяются разнообразием мо-

тивационных отношений. Мотивация выполняет функцию критерия, который направляет, отбирает, побуждает, то есть организует активность в учебной ситуации. Особенность человека состоит в том, что он осознает, старается понять и отрефлексировать собственную деятельность, а значит, в определенной ситуации выбирает предметы, явления, имеющие для него ценность [1].

Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (то есть реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу. Нечто может признаваться целью деятельности только в том случае, если оно воспринимается как ценное, как способное удовлетворить ту или иную потребность или же сделать человеческую жизнь осмысленной, достойной. Если что-либо признано, выбрано целью, то тем самым оно признано ценным, обладающим или ценностью самоцели, или ценностью средства достижения какой-то другой цели, инструментальной ценностью. Это означает и то. что целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-казуально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом [2].

Сократ считал, что знание - благо, так как оно позволяет отличить реальное добро от мнимого. Тезис Сократа «Никто не ошибается добровольно» подчеркивает ценность знания, позволяющего отличить реальное добро от того, что таковым не является. Он отмечал, что действия преподавателя в процессе передачи ученику знаний должны быть продуманы с точки зрения социальной ценности и личного блага учащегося [3].

Ценность знания для личности рассматривалась в двух аспектах: внешнем - как

средство достижения личного успеха (софисты) и внутреннем - как средство самопознания и самосовершенствования (Сократ, Платон, Аристотель).

Говоря о ценности образования, Гегель подчеркивал, что образованный человек как существо духовное в большей степени способен управлять своими чувствами. Образование важно для развития внимания, представлений и мышления. Важным является признание Гегелем воспитания и образования не как результата формирования личности, а как процесса [4].

В. Ратке обосновал двойственную заинтересованность в образовании: индивида, которому образование необходимо, и государства, которое нуждается в образованных гражданах. Образованный индивид обладает целостным и гармоническим знанием, добытым в процессе непосредственной деятельности, а также путем обобщения, позволяющим благополучно существовать человеку в обществе [3].

Я. А. Коменский вслед за В. Ратке осуществил ценностные подходы к педагогическому знанию. Ценность образования чешский педагог видел в улучшении дел человеческих (образование для жизни), совершенствовании личности (образование для саморазвития) [3].

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци в своих работах отстаивал ценность развивающего обучения.

В условиях быстроразвивающегося индустриального общества ценность образования рассматривалась с точки зрения его практической пользы. Школа была в большей степени призвана осуществлять передачу суммы знаний, пренебрегая задачей развития ученика, формирования его познавательной активности. В то же время внимание педагогов, психологов (Д. Дьюи, У. Джемс и др.)

продолжали привлекать проблемы развития личности ребенка.

Появившиеся работы Д. Дьюи «Психология и педагогика мышления», «Искусство как опыт», Б. Рассела «Религия и наука», Б. Кроче «Философия как наука о духе», а позднее - работы Ж. Пиаже, Л. Кольберга и др. поколебали представление об универсальности исторически выработанных традиционных подходов к образованию.

Различное истолкование ценности в аксиологии реализуется в различных типах образовательных систем Запада.

1) Традиционно-консервативное направление, сохраняющее верность идее цементирующей роли школы, призванной вооружать детей знаниями, умениями, навыками, формировать поведение, основанное на морально-этических нормах.

2) Рационалистическое направление уделяет внимание наиболее эффективным способам усвоения учащимися различных видов знаний, а также проблемам адаптации школьников к существующим общественным условиям.

3) Феноменологическое направление (неогуманистическая стратегия обучения) акцентирует внимание на внутреннем мире личности ребенка в процессе его обучения. Представители этого направления отстаивают значимость обучения посредством деятельности, позволяющей ребенку самому формулировать цели, принимать решения, оценивать собственный субъективный опыт.

4) Методология гуманистического образования основывается на взглядах А. Маслоу, который считает, что сущность образования в том, чтобы помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, и создать благоприятные условия для самореализации личности.

5) Социал-реконструктивистское направление имеет различные ориентации: первая

делает акцент на поддержку индивидуальных нужд и запросов ребенка в стенах школы, на его «психологический рост» и на соответствующую адаптацию школьных программ; вторая во главу угла ставит вопросы свободы, творческого саморазвития и самовыражения ребенка (В. Я. Пилиповский).

6) Направление, которое ставит задачу формирования у ребенка ценностного отношения к самому себе, окружающим людям, процессу учения на протяжении всей жизни, культуре, собственной профессиональной деятельности, окружающей среде [3].

В контексте заявленной проблематики представляет интерес шестое направление, появившееся в рамках общегуманистических взглядов, в центре которых находится мысль об абсолютной ценности человека, о ценностном отношении личности к знаниям. Развитие личности - это прогрессирующее, опосредованное социальными общностями и их ценностями развитие ценностной сферы. Усвоение социальных ценностей и их трансформацию в личностные ценности необходимо рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, как движение от ценностей социальных групп (социальное, внешнее) к личностным ценностям (социальное, внутреннее) - интериоризация. Во-вторых, как движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях (биологическое, внутреннее), к структуре, в которой главенствующую роль играют ценности (социальное, внутреннее) -социализация.

Вступая в систему образовательных отношений, учащийся оценивает ее с позиции собственных ценностных ориентаций. При этом он выясняет степень соответствия новых требований собственным взглядам, меру их сходства или расхождения. Совпадение ценностных ориентаций коллектива и входя-

щей в него личности является основой развития личности учащегося.

Зарубежная педагогика рассматривает образование как базовую ценность, определяющую последующий профессиональный и социальный успех личности. Аксиологический подход к образованию отражает значимость формирования ценностного сознания, отношения, поведения человека в противовес индивидуальным и общественным ценностям.

В российской философии находят отражение общие закономерности ценностного миропонимания. Распространение образования повлекло за собой развитие отечественной педагогической мысли. Большую роль в ее развитии сыграли Л. Ф. Магницкий («Арифметика, сиречь наука числительная»); В. Н. Татищев («Разговор о пользе наук и училищ»); М. В. Ломоносов, труды которого имели ярко выраженную практическую направленность: он рассматривал человеческий разум как ценность. Концепция отечественных философов была ориентирована именно на личность [5].

К. Э. Циолковский рассматривал образование как ценностную категорию. Ученый отстаивал необходимость отношений учителя и учеников, способствующих развитию у последних самостоятельности, творческого поиска, стремления к знанию. Поддержание этого стремления - главная задача образования.

Современная философия рассматривает исторический процесс развития общества как образовательный, а образование - как средство формирования личности. Постоянное взаимодействие, взаимопроникновение образовательных и общественных ценностей предъявляют все более высокие требования к педагогической теории.

В процессе исторического развития общества образовательная система претерпева-

ет изменения. На направление развития образования кроме других влияет и фактор смены ценностей в общественном сознании. По мнению Н. С. Розова, направление развития образования определяют новые общественные ценности [6].

Выделены следующие мировые тенденции образования: фундаментализация, ставящая основной задачей не полноту знаний в силу того, что они быстро устаревают, а формирование способностей воспринимать новые знания в течение всей жизни индивида; индивидуализация предполагает на основе обязательной фундаментальной подготовки развитие творческих способностей, адекватных различным профилям специализации. Причем учащийся сам выбирает индивидуальную направленность обучения; тео-ретизация вызвана тем, что при современной информатизации общества все больше будет цениться умение мыслить и принимать решения в условиях множества различных точек зрения (ведение дискуссий, преодоление конфликтов, достижение партнерского согласия). Функционализация вытекает из необходимости знания о мире не только для решения частных проблем в различных сферах деятельности, но и для поддержания развития общества как совокупности социальных систем; аксиологизация состоит в учете ценностных систем с установленными нормами.

Н. С. Розов назвал также шесть групп альтернативных ценностных представлений о назначении образования: с целью формирования утилитарных умений и навыков; для развития умений преодолевать жизненные препятствия; формирования моральных качеств индивида; личностного роста; эстетического развития; достижения личной автономии и счастья [6].

Как отмечают М. С. Бургин, Н. С. Кузнецов, внимание философов к проблеме ценности в настоящее время усилилось. Это

вызвано значимостью понятия ценности при анализе структуры человеческой деятельности, которая определяется ценностными ориентирами для постановки цели, определения программ действий, принятия решений, оценки окружающих предметов и явлений.

Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит свое отражение в основных его идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.

Исходя из аксиологических идей, можно выделить следующие культурногуманистические функции образования:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

- обеспечение возможностей для личностного роста и осуществления самореализации;

- овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций [7].

Образование внутренне закономерно, законосообразно, но закон, с которым сообразуется образовательный процесс, не навязан ему извне, а продиктован самой целью образования. Образование - созидание посредством нового типа закономерности, определенная законосообразность, подразумевающая «свободную необходимость». Образование обязательно направлено на созидание таких ценностей, потребность в которых до этого не ощущалась; образование есть не только созидание знаний, но и созидание потребностей в ценности этих знаний.

Таким образом, выстраивание учебного процесса с позиции ценностно-смыслового значения представляет системообразующую функцию в образовании, которая может служить задающим вектором развития личности учащихся.

Литература

1. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

2. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. - Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1984.

3. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

4. Гегель Г. Т. Собр. соч. - Т. 4. - М., 1959.

5. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания: сб. науч. тр. - М., 1993.

6. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1998. - 292 с.

7. Блинов Л. В. Аксиологические аспекты постдипломного образования педагогов: монография. - М.: МПГУ 2001. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.