Научная статья на тему 'Влияние ценностных ориентаций граждан на их репродуктивное поведение'

Влияние ценностных ориентаций граждан на их репродуктивное поведение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РОЖДАЕМОСТЬ / VALUE ORIENTATIONS / POPULATION REPRODUCTION / REPRODUCTIVE BEHAVIOR / BIRTH RATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Устинова Оксана Вячеславовна, Артюхов Андрей Викторович

Представлены результаты исследования значимости для граждан ценности «желания иметь детей», а также ее влияния на репродуктивное поведение граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE VALUE ORIENTATIONS OF CITIZENS UPON THEIR REPRODUCTIVE BEHAVIOR

The article presents the results of study of importance of citizens’ «will to have children» value and its influence on their reproductive behavior.

Текст научной работы на тему «Влияние ценностных ориентаций граждан на их репродуктивное поведение»

УДК 316.752.

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ГРАЖДАН НА ИХ РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

INFLUENCE OF THE VALUE ORIENTATIONS OF CITIZENS UPON THEIR REPRODUCTIVE BEHAVIOR

О. В. Устинова, А. В. Артюхов

О. V Ustinova A.V. Artyukhov

Ключевые слова: ценностные ориентации> воспроизводство населения, репродуктивное поведение, рождаемость Key words. value orientations, population reproductiont reproductive behavior, birth rate

Представлены результаты исследования значимости для граждан ценности «желания иметь детей», а также ее влияния на репродуктивное поведение граждан.

The article presents the results of study of importance of citizens' «will to have children» value and its influence on their reproductive behavior.

Репродуктивное поведение граждан представляет систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака.

При условии, что число детей в семье соответствует потребности супругов в детях, то никакое улучшение условий жизни не приведёт к повышению этого числа. Но если имеющееся число детей меньше уровня потребности, тогда улучшение условий реализации этой потребности способно ПОВЫСИТЬ число деторождении [ 1 ].

Потребность В детях ВО МНОГОМ зависит ОТ ценностных ориентаций Граждан, В СВЯЗИ с чем актуальным становится выявление места ценности «желания иметь детей» в общей системе ценностных ориентаций личности.

С целью выявления степени значимости ДЛЯ граждан ценности желания иметь детей, авторами статьи проведен опрос 526 жителей г. Тюмени в возрасте от 16 до 40 лет. Выборка соответствует критериям репрезентативности, определенным в соответствии методиками расчета Э. Ноэль [2] и В. Ядова [3] Ошибка выборки не превышала 5%.

Респондентам предложили проранжировать в порядке убывания ценностные ориентации личности. Исходной гипотезой исследования выступал тезис О ТОМ, ЧТО в современной системе ценностей граждан деторождение не является приоритетным.

Анализ ответов респондентов позволил установить, что рождение одного ребенка в семье, как ценность, жителями г. Тюмени отнесено на пятое место (таблица).

Распределение ответов респондентов ни вопрос о преобладающих ценностных ориентациях личности, %

Ценностные ориентации Ранг Доминантная группа В том числе

Женщины Мужчины

Ранг(% упоминаний данной позиции)

Карьерный рост 1 Ж 20-24 1 (69,0) 2 (60,8)

Материальное благополучие 2 М 15-24 2 (57,3) 1 (66,3)

Решение жилищного вопроса 3 Ж 25-39 4 (49,5) 5 (48.6)

Профессиональная самореализация 4 М 20-24 6 (34,9) 3 (56,7)

Один ребенок 5 Ж 20-24 5 (40,3) 7 (38,8)

Крепкий брак 6 Ж 15-29 3 (51,2) 10(24,1)

Занятие любимым делом 7 М 25-29 10(15,1) 4 (50,2)

Личная свобода 8 М 20-29 9(19,1) 6 (40,7)

Хорошее здоровье 9 МЖ 25-40 8 (29,7) 8 (33,4)

Два ребенка 10 Ж 25-29 7(32,1) 11 (12,3)

Общественное признание и уважение 11 М 30-34 11 (9,5) 9(30,0)

Три ребенка и более 12 МЖ 30-34 12(4,4) 12(6,1)

Процент к выборке - 54,4 45,6

Очевидно, что желание иметь двух и более детей женщины и мужчины, среди ценностных ориентаций ставят в конец списка. При этом в разрезе возрастных групп наблюдаются различия, которые, тем не менее, не привносят оптимизма в сложившуюся ситуацию. 26,2% молодежи в возрасте до 25 лет не хотят иметь детей, а 39% хотят иметь не более одного ребенка (рис. 1).

Всего 15-19 20-24 25-29 30-34 35-40

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос о желаемом количестве детей, % к общему числу респондентов в возрастной группе

Опираясь на данные статистики, пик рождаемости в России приходится на женщин в возрасте от 20 до 24 лет. В то же время, согласно проведенному опросу, большинство женщин этой возрастной группы (80,6%) высказались в пользу рождения одного (32,8%) или двух (47,8%) детей.

Также прослеживается тенденция сокращения доли респондентов, указывающих на нежелание иметь детей, по мере увеличения возраста, а также рост доли лиц, желающих иметь двух детей. Примечательно, что доля лиц, предпочитающих иметь одного ребенка в разрезе возрастных групп не меняется, однако, в индивидуальном разрезе наблюдается следующая значимая закономерность: по мере увеличения возраста жители г. Тюмени «увеличивают» свои ожидания по поводу количества детей. Тем не менее, говорить о позитивной динамике воспроизводства населения в перспективе не приходится, так как доля респондентов, желающих иметь трех и более детей, не велика.

Анализ причин сложившейся ситуации позволил сделать ряд выводов. По мнению авторов, факторы, оказывающие негативное влияние на воспроизводство населения, можно систематизировать в две группы. Первая группа представлена первичными факторами, связанными с социально-экономическими условиями воспроизводства и порождающими ценностные установки, не способствующие рождаемости. В их числе низкое качество жизни населения, особенно ярко выраженное в малообеспеченных и неполных семьях. Вторая группа включает вторичные факторы, непосредственно связанные с процессом «выращивания» детей: наличие детских садов, доступных и качественных медицинских услуг.

Проведенный опрос позволил установить, что респонденты готовы находить консенсус между ценностью карьерного роста и материального благополучия, с одной стороны, и рождением детей, с другой. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство мужчин и женщин, принимавших участие в опросе, в качестве сдерживающего фактора рассматривают отсутствие детских садов, что косвенно указывает на готовность обзаводиться потомством, если это не будет препятствовать карьере (рис. 2).

Рис. 2. Распределение мнений респондентов по поводу факторов, препятствующих росту рождаемости, % к общему числу респондентов в возрастной группе

Полученные результаты согласуются с выводами ВЦИОМ, по данным которого основными проблемами материнства и детства в России являются низкий уровень жизни и высокие цены (20%), недостаточные детские пособия (19%), нехватка мест в детских садах (17%), неудовлетворительное функционирование системы здравоохранения (13%). Несколько менее выраженными, но столь же

существенными. ЯВЛЯЮТСЯ проблемы ЖИЛИЩНОЙ обеспеченности, безработицы, социальных заболеваний [4].

В то же время усиленный акцент государства на социально-экономических механизмах реализации ПОЛИТИКИ в области репродуктивного поведения (материнский капитал, выделение земли И выплата дополнительных пособий многодетным семьям и т.д.) не дают столь ожидаемого положительного эффекта. Более того, у разных людей критерии оценки различны, поэтому одни и те же условия жизни могут восприниматься одними как благоприятные, другими - как неблагоприятные для реализации потребности в детях [1]. Поэтому, нельзя с уверенностью говорить (и это подтверждают многочисленные исследования) о наличии корреляционной зависимости уровня материального благосостояния граждан и их репродуктивного поведения.

Большинство современных ученых [4, 5, 6] говорят о приоритетности социокультурного, ценностного (аксиологического) фактора в управлении процессом воспроизводства населения в целях повышения рождаемости. Необходимо учитывать, что репродуктивное поведение зависит от ценностей, принятых в обществе норм детности, потребностей и субъективного восприятия обстоятельств (ситуаций образа жизни, воспринимаемых через систему диспозиций).

В современном обществе ценности детности потеряли свою значимость, оказались размыты в «системе диспозиций», социальных мотивах потребности в детях и понятии репродуктивных норм. Иногда само понятие ценности как принципа или идеи подменяется важностью, значимостью (детей, семьи) или «потребностью высокого уровня» в уважении, любви, самореализации и пр.

Ценности всегда действуют опосредованно, их влияние косвенно. Ценности, интерпретируемые как социокультурные, репродуктивные нормы, могут оказывать влияние на репродуктивное поведение. Это влияние будет куда менее значимо, нежели влияние общекультурных ценностей, как неизменных абсолютных «принципов, идеалов, понятий добра и зла» [7]. В таком понимании они оказывают непосредственное и зачастую определяющее влияние на жизнь человека, в частности, на его репродуктивное поведение.

Учитывая вышеизложенное, особая роль в социальной политике по воспроизводству населения должна уделяться системному воздействию на процесс формирования ценностных ориентаций личности со смещением акцента в сторону культуры созидания, укрепления семейных ценностей и института брака, а также многодетности.

Список литературы

1. Антонов А. И. Социология рождаемости. - М.. 1980.

2. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии: Пер. с нем. - М : АВА-ЭСТРА, 1993

3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Омега - Л., 2007.

4. Исследование проблем материнства и детства в России // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // Интернет-ресурс: http://wciom.ru/

5. Борисов В А Демография - М : Издательский дом NOTABENE, 2001. - 272 с.

6. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». - Рос-тов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

7. Словарь по этике. /Под ред. И. С. Кона. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1983.

Сведения об авторах

Устинова Оксана Вячеславовнау кс.н. доцент кафедры маркетинга и .муниципального управления. Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел.: 89028133343, e-mail: sema_79@bk.ru

Артюхов Андрей Викторович, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления ТюмГНГУ. 8(3452)208456

Ustinova О. V., Candidate of Sociological Sciences, associate professor of the chair of marketing and municipal management, phone: 89028133343, e-mail: sema_79@bk.ru

Artyukhov A. V., professor of the chair «Marketing and municipal administration», Tyumen State Oil and Gas University phone: 8(3452)208456

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.