Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2022. № 3. С. 41-48.
УДК 159.944.3
DOI: 10.24147/2410-6364.2022.3.41-48
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТИ ОТДЫХА НА СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
И. И. Спиридонова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
В данной статье раскрывается проблема субъективного благополучия личности и его факторов и рассматриваются результаты исследования влияния ценностного компонента личности на компоненты субъективного благополучия специалистов по физической подготовке на разных стадиях профессионализации. Отмечен более высокий уровень субъективного благополучия специалистов, находящихся на основной стадии профессионализации, по сравнению со специалистами, находящимися на ее начальной стадии, а также низкая значимость ценности отдыха и низкая степень его доступности для специалистов по физической подготовке. Описано влияние ценности отдыха на различные компоненты субъективного благополучия у специалистов по физической подготовке на разных этапах профессионализации.
Ключевые слова: субъективное благополучие; отдых; профессионализация; ценностные ориентации; специалисты по физической подготовке.
IMPACT OF REST VALUE ON SUBJECTIVE WELL-BEING OF SPECIALISTS IN PHYSICAL TRAINING AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONALIZATION
1.1. Spiridonova
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
This article reveals the problem of the subjective well-being of the individual and its factors and presents the results of a study of the influence of the value component of the individual on the components of the subjective well-being of physical training specialists at different stages of professionalization. A higher level of subjective well-being of specialists at the main stage compared to specialists at the initial stage, and a low significance of the value of rest for specialists in physical training, as well as a low degree of achievability of the value of rest were noted. The influence of the value of rest on various components of subjective well-being of physical training specialists at different stages of professionalization is described.
Keywords: subjective well-being; relaxation; professionalization; value orientations; physical training specialists.
Современный человек сталкивается со множеством обстоятельств, которые могут обуславливать негативные оценки удовлетворенности жизнью в данный момент и в перспективе (экономические и политические трансформации, изменение или утрата культурных ориентиров, экологическая обстановка) [1]. В то же время оценка, которую человек дает своей жизни в целом и отдельным ее сферам, оказывает влияние на многие аспекты его деятельности. Негативное изменение уровня удовлетворенности жизнью проявляется в
© Спиридонова И. И., 2022
снижении уровня субъективного благополучия личности, что создает риск для эффективного выстраивания стратегий поведения и деятельности и оптимизации регуляции психофизиологического состояния личности. Субъективное благополучие - это понятие, которое выражает собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде, и характеризует ощущение удовлетворенности [2].
Р. М. Шамионов выделяет 5 основных параметров, по которым можно оценить общий уровень субъективного благополучия: эмоциональное благополучие, отражающее радость, оптимизм, счастье, хорошее расположение духа, воодушевление; экзистенциаль-но-деятельностное благополучие, объединяющее характеристики прилагаемых усилий для достижения благополучия, их результативность и событийно-смысловую насыщенность жизни; эго-благополучие, отражающее удовлетворенность личности различными своими проявлениями, своим характером, внешностью, уверенность в себе и самосогласованность личности; гедонистическое благополучие, отражающее степень удовлетворения базовых потребностей - в безопасности, приемлемых жилищных условиях, доходе и экологических условиях проживания; социально-нормативное благополучие, выражающееся в степени соответствия жизни (действий, поступков) социальным нормам, нравственным ценностям личности в их интериори-зированном виде [3].
Уровень субъективного благополучия во многом определяется ценностным компонентом структуры личности. По мнению Е. Б. Фанталовой, важна не только значимость ценностей как ведущего компонента мотивационной системы, но и степень возможности их реализации [4]. Расхождение между оценками значимости и доступности ценностей представляется основным фактором, определяющим успешность и гармоничность жизнедеятельности. Ценностное отношение к различным объектам действительности определяет направленность той или иной деятельности, а осознание явления или процесса как ценного и значимого связывает мо-тивационно-потребностный компонент личности со способом выполнения деятельности [5]. Таким образом, чем большую ценность тот или иной объект представляет для личности, тем более планомерно будет выстроена стратегия действий в отношении данного объекта. Поскольку поиск оптимальных стратегий регуляции состояния является существенной задачей для достижения цели повышения оценки удовлетворенности людей своей жизнью, важно затронуть вопрос восстановления работоспособности и жизненных ресурсов и вопрос отдыха как деятельности, способствующей реализации данной цели. Отдых представляет собой процесс восста-
новления работоспособности (умственной и физической), происходящий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей переутомление [6]. Уровень благотворного влияния отдыха на эффективность деятельности и общее состояние человека также зависит от того, каково его значение для человека, насколько значимым последнему представляется отдых.
Исследуя вопрос регуляции работоспособности, следует также говорить о проблемах в области профессиональной деятельности личности. Профессиональное развитие представляет собой целостный, динамически развертывающийся во времени процесс - от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности [7]. Личность, проявляя себя в ведущей деятельности, претерпевает различные трансформации, что приводит к изменению ценностно-смысловой сферы, отношения ко многим сферам жизнедеятельности, к переоценке своей успешности. Истощение энергетических ресурсов в процессе реализации профессионального потенциала ведет к столкновению с дополнительными сложностями в деятельности, и именно поэтому ценностная основа, связанная с процессом регуляции собственного состояния, играет важную роль в жизнедеятельности профессионала на любой стадии его развития. Согласно К. М. Левитану, в процессе профессионального становления личности выделяется три основных этапа, или стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности; основная (послевузовская) стадия, когда развитие всех сущностных характеристик личности достигает высшего уровня и связывается с целью наиболее полной самореализации в профессиональной деятельности [8]. Наиболее актуальным процесс формирования ценностной основы профессионала, в том числе ценностного отношения к отдыху, представляется на начальной и основной стадиях, при этом на основной стадии предполагается достижение равновесия и гармонии в отношении реализации ценностных ориентиров.
Наличие знаний и навыков в сфере регулирования функционального состояния является профессионально значимой характери-
стикой представителей специальностей, напрямую связанных с повышением качества жизни личности. Так как период студенчества предполагает процесс формирования ценностных основ, а процесс дальнейшей профессионализации - совершенствование профессионального сознания, важным представляется проследить динамику включения ценностного отношения к отдыху в структуру личности профессионалов, чья специализация связана с повышением качества жизни людей. К их числу в первую очередь относятся профессионалы в области физической подготовки, для которых наличие знаний о регулировании функционального состояния человека является основополагающей частью профессиональной компетентности. Формирование представлений об отдыхе как о важном регуляторе работоспособности в данном случае необходимо и для личной продуктивности и эффективности профессионалов, и для их профессионального развития [9].
Таким образом, становится необходимым изучение вопросов ценностного отношения к отдыху, возможностей регуляции состояния и оценки качества жизни через изменение ценностных характеристик отдыха как процесса, важного для восстановления эффективности личности. В фокусе нашего исследования - ценность отдыха как фактор субъективного благополучия специалистов по физической подготовке. Перед нами была поставлена цель изучения влияния ценности отдыха на субъективное благополучие специалистов по физической подготовке, находящихся на разных стадиях профессионализации. Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:
1) изучение уровня субъективного благополучия специалистов по физической подготовке, находящихся на разных стадиях профессионализации;
2) изучение субъективного отношения специалистов по физической подготовке, находящихся на разных стадиях профессионализации, к отдыху;
3) определение места отдыха в системе ценностей, его значимости и доступности для
специалистов по физической подготовке, находящихся на разных стадиях профессионализации;
4) изучение влияния ценности отдыха на компоненты субъективного благополучия у специалистов по физической подготовке, находящихся на разных стадиях профессионализации.
В исследовании приняли участие 58 человек: 30 студентов факультета физической культуры, реабилитации и спорта Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (11 юношей и 19 девушек в возрасте от 18 до 20 лет) и 28 тренеров Хоккейной академии «Авангард» (все тренеры - мужчины в возрасте от 24 до 64 лет).
Для решения поставленных задач мы воспользовались «Методикой диагностики субъективного благополучия личности» Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой [10], авторской анкетой, составленной на основе анкеты М. С. Лузяниной [11], методикой С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций» [12] и методикой Е. Б. Фанталовой «Свободный выбор ценностей» [4]. В процессе статистической обработки эмпирических данных использовались первичные описательные статистики, ¿-критерий Стьюдента для независимых выборок, критерий Фишера (ф-критерий) и однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Мы выяснили, что специалисты по физической подготовке в большей степени ощущают себя благополучно в части эмоционального, экзистенциально-деятельностного и социально-нормативного компонентов. Наиболее низкий уровень субъективного благополучия наблюдается у представителей, находящихся на начальной и основой стадиях профессионализации, в отношении гедонистического компонента. Таким образом, специалисты по физической подготовке сталкиваются с затруднениями, препятствующими высокой оценке степени удовлетворенности базовых потребностей, и испытывают недостаточную защищенность и неудовлетворенность условиями жизни в целом (рис. 1).
л е; е; та ю
о ^
о к к
X
ч <в о.
о
4,2
3,7
05 О
СО
5.
сц
О
ГО С
ю
4,2
3,5
3,6
о 05 05 и
н о 05 ч
ь н и >
л т ч л
а с > о
и о л С
^ н о о
н ь С 1_
05 л о а
т 05 1_ л
с т а Ю
и я л
со ^ СО 05 д Ю £ со
3,5
2,5
05 О
о £
4,3
05 О
т
Й £ ? §
5 я
го ю
о О
Компоненты субъективного благополучия
□ Начальная стадия
□ Основная стадия
Рис. 1. Оценка компонентов субъективного благополучия у специалистов по физической подготовке, находящихся на разных стадиях профессионализации
5
4
4
4
3
2
1
0
Однако специалисты по физической подготовке, находящиеся на основной стадии профессионализации, в целом ощущают себя более благополучно по сравнению со специалистами на начальной стадии профессионализации. У специалистов по физической подготовке, находящихся на основной стадии профессионализации, наблюдается более высокий уровень благополучия в отношении чувств, обусловленных результативностью прилагаемых для достижения целей усилий (4мп = 4,007 при р < 0,05) и степени удовлетворенности базовых потребностей (4мп = 5,084 при р < 0,05), а также в показателях эмоционального благополучия, эго-благополучия и социально-нормативного благополучия. Это говорит о том, что специалисты на данной стадии профессионализации в большей мере испытывают оптимистические настроения, способны наиболее успешно справляться с возникновением негативных эмоций, в большей степени удовлетворены собой, своим характером, внешностью, более уверены в своих мотивах и действиях, а их поступки, по их собственным ощущениям, согласуются с разделяемыми ими нравственными общественными ценностями и нормами. Это представляется закономерным, учитывая характеристики, присущие профессионалам на данной стадии (приближенность к
полной самореализации в профессиональной деятельности, большая степень приверженности профессиональной деятельности, уверенность в своем выборе и нацеленность на личностный рост в контексте профессионального развития). Специалисты на начальной стадии профессионализации только вступают на путь освоения профессии и личностного развития, что создает сложности в оценке ими уровня соответствия своих действий разделяемым ими ценностям и в обеспечении себя необходимым уровнем безопасности. Учитывая, что специалисты на начальной стадии профессионализации удовлетворены уровнем своих способностей справляться с ситуациями разного рода, мы можем говорить о позитивных тенденциях в отношении путей, которые специалисты по физической подготовке на данной стадии будут выбирать для того, чтобы повышать степень удовлетворенности своих базовых потребностей.
Изучая субъективное отношение специалистов по физической подготовке к отдыху, мы обнаружили сходство в представлениях об отдыхе у специалистов, находящихся на разных стадиях профессионализации. Специалисты на обеих стадиях профессионализации склонны соглашаться с утверждением о том, что от любого отдыха в конечном счете
можно устать, показывая сходство в количестве тех, кто демонстрирует уверенность при ответе на данный вопрос (ф = 1,02 при p < 0,05). Это говорит о неготовности специалистов по физической подготовке, находящихся на разных этапах профессионализации, посвящать отдыху чрезмерно большое количество времени и о понимании того, что целью отдыха является достижение состояния готовности к эффективному продолжению учебной и рабочей деятельности.
С утверждением о том, что отдых является процессом, доставляющим удовольствие, специалисты, находящиеся на разных этапах профессионализации, соглашаются также в сходном количестве (ф = 1,59 при p < 0,05). Опрошенные в основном согласны и с тем, что отдых является процессом, необходимым для восстановления сил и дальнейшей успешной работы и учебы: такого мнения придерживаются 96,7 % специалистов по физической подготовке на начальной стадии профессионализации и все опрошенные специалисты на основной стадии профессионализации. Оценивая утверждение о том, что отдых является необходимостью и тратой времени, которой просто нельзя избежать, вынужденность этого процесса признают 73,4 % специалистов на начальной стадии профессионализации и 57,2 % специалистов на основной стадии профессионализации (ф = 1,3 при p < 0,05). Специалисты по физической подготовке в большинстве своем расценивают отдых в качестве внешне заданного, не несущего личностного смысла условия поддержания работоспособности. Это может являться причиной отсутствия намерения обеспечить серьезный подход к организации отдыха, что способно привести к негативным последствиям в отношении эффективности отдыха. Специалисты по физической подготовке на разных стадиях профессионализации осознают ценность отдыха в их жизнедеятельности, но представляют его скорее как инструмент поддержания состояния, позволяющего осуществлять учебную и профессиональную деятельность, а не как самоценный процесс. Такое отношение рассматривается нами как препятствие на пути к качественному восстановлению психофизиологических ресурсов и регуляции работоспособности.
Переходя к освещению результатов исследования ценностного отношения к отдыху в системе ценностных ориентаций специали-
стов по физической подготовке, мы отмечаем особое значение решения данной задачи, поскольку признаем важную роль ценностного отношения к процессу отдыха для грамотной и плодотворной его организации и реализации. У специалистов по физической подготовке, находящихся на начальной стадии профессионализации, отдых занимает второе место в системе ценностей, а у специалистов, находящихся на основной стадии, - восьмое. В то же время у специалистов по физической подготовке, находящихся на основной стадии профессионализации, наблюдается значительный разрыв в оценке значимости отдыха и других ценностей. Специалисты данной группы не готовы признавать высокую ценность отдыха в их жизнедеятельности и поставить его в ряд с фундаментальными общечеловеческими ценностями, из чего можно сделать вывод о том, что их стихийный подход к организации отдыха определяется низкой оценкой значимости данного процесса.
Анализ соотношения значимости и доступности отдыха для специалистов по физической подготовке на разных стадиях профессионализации позволил сделать вывод о том, что большая часть специалистов по физической подготовке находится в состоянии нейтральной зоны, т. е. в состоянии, при котором актуальная и значимая ценность успешно и регулярно реализуется в жизнедеятельности. Такое состояние в большей степени характерно для специалистов, находящихся на основной стадии профессионализации, по сравнению со специалистами, находящимися на начальной стадии профессионализации (71 % и 57 % соответственно). Помимо этого, у специалистов по физической подготовке отмечается состояние внутреннего конфликта в отношении отдыха, когда доступность ценности ниже, чем ее значимость, из-за чего потребность в отдыхе оказывается блокированной. В этом состоянии находятся 43 % специалистов на начальной стадии профессионализации и 29 % специалистов - на основной. В состоянии внутреннего вакуума, для которого характерно ощущение доступности ценности и возможность ее реализации при отсутствии интереса и значимости ценности для личности, не пребывает ни один из опрошенных специалистов при том, что у специалистов, находящихся на основном этапе профессионализации, наблюдаются низкие оценки значимости отдыха. Это может быть следствием
отсутствия возможностей реализации данной ценности (отдыха) в их жизни, низкой оценки доступности отдыха при низкой оценке его значимости.
Однофакторный дисперсионный анализ свидетельствует о влиянии ценности отдыха на компоненты субъективного благополучия. У специалистов, находящихся на начальной стадии профессионализации, обнаружено влияние ценности отдыха на компоненты субъективного благополучия, оценки которых были низкой и средней: гедонистическое ^ = 5,491 при р < 0,05) и экзистенциально -деятельностное благополучие ^ = 3,949 при р < 0,05). Обнаруженное нелинейное влияние позволяет сделать вывод о том, что место отдыха в системе ценностей, уровень его значимости оказывают влияние на эмоциональную сферу специалистов, на ощущение радости и счастья и на то, в какой мере они ощу-
щают удовлетворенность условиями жизни и реализацией базовых жизненных потребностей. Следовательно, изменение ценностного отношения к отдыху может повлечь за собой изменение уровня субъективного благополучия специалистов по физической подготовке, находящихся на начальной стадии профессионализации, по тем параметрам, по которым специалисты ощущают себя менее благополучно. При средних оценках значимости отдыха наблюдается повышение субъективного благополучия за счет появления возможности организовать отдых таким образом, чтобы он имел полезный эффект ввиду повышения его значимости. При дальнейшем повышении ценности отдыха возможен спад уровня субъективного благополучия ввиду центрации на данном процессе и игнорирования других ценностей, значимых для осуществления деятельности (рис. 2).
у
А
о 4
1,9
2,1
-в— Экзистенциально-деятельностное благополучие - ♦-- Гедонистическое благополучие
Низкие оценки Средние оценки Высокие оценки Ценность отдыха
Рис. 2. Нелинейное влияние ценности отдыха на субъективное благополучие специалистов по физической подготовке, находящихся на начальной стадии профессионализации
5
3
2
0
У специалистов, находящихся на основной стадии профессионализации, обнаружено влияние ценности отдыха на эмоциональное ^ = 3,156 при р < 0,05) и экзистенциально-деятельностное благополучие ^ = 6,861 при р < 0,05), а также на эго-благополучие ^ = 3,156 при р < 0,05). Это компоненты, отражающие общий уровень удовлетворенности, эмоциональное состояние специалистов, оценки успешности усилий, прилагаемых для достижения значимых целей, и оценки, кото-
рые специалисты дают самим себе в различных своих проявлениях. Нелинейное влияние, обнаруженное в данном случае, также указывает на то, что при средней оценке значимости отдыха специалисты ощущают себя более благополучно по отношению к указанным компонентам, чем при низкой ценности отдыха, а при повышении оценки значимости данного процесса уровень субъективного благополучия также снижается (рис. 3).
у
е; о
та е; ю
0
и
1 5
<и ю
О
о ш о
о.
>
Эмоциональное благополучие
- • Экзистенциально-деятельностное благополучие
Эго-благополучие
Низкие оценки Средние оценки Высокие оценки Ценность отдыха
Рис. 3. Нелинейное влияние ценности отдыха на субъективное благополучие специалистов по физической подготовке, находящихся на основной стадии профессионализации
Полученные результаты указывают на динамику характера влияния ценностной структуры личности на субъективное благополучие: на основном этапе, когда специалист в большей степени нацелен на самореализацию в выбранной области профессиональной деятельности, ценность отдыха становится фактором тех компонентов, которые более важны для общей оценки удовлетворенности жизнью на данном этапе профессионального развития.
Проведенное нами исследование имеет практическое значение для повышения эффективности специалистов по физической подготовке. Мы выяснили, что специалисты, находящиеся на начальной стадии профессионализации, осознают ценность отдыха и его роль для успешного функционирования в большей мере, чем специалисты, находящиеся на основной стадии. Это является благоприятной тенденцией для будущего профессионального развития специалистов, находящихся на начальной стадии профессионализации, и негативной - для специалистов, находящихся на основной стадии. Оценка доступности отдыха у представителей разных стадий профессионализации при этом сходна. Специалисты по физической подготовке на начальной и на основной стадиях профессионализации имеют мало возможностей для реализации данной ценности (отдыха) в жизни. Причины такой ситуации мы видим в отношении к отдыху скорее как к инструменту,
необходимой детали для поддержания рабочего состояния, а не как к самостоятельному процессу по восстановлению ценных ресурсов жизнедеятельности. Нами было доказано, что ценность отдыха оказывает влияние на уровень субъективного благополучия специалистов в тех аспектах, которые более значимы для оценки общей удовлетворенности жизнью и деятельностью на разных этапах профессионализации. Дальнейшее исследование заявленной нами проблемы может привести к разработке совершенных систем регуляции деятельности и состояния личности, к увеличению степени достижимости важных для личности целей, повышению ее удовлетворенности жизнью, а следовательно, к повышению субъективного благополучия и качества жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Идань Сюй. Психологические предикторы субъективного благополучия (на примере китайских студентов) : дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2020. - 477 с.
2. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, и 2004. - 180 с.
3. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности в профессиональной сфере // Проблемы социальной психологии личности. -Саратов : Изд-во СГУ, 2008. - URL: https:// psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30341_full.s html (дата обращения: 12.05.2022).
5
4
3
2
1
0
4. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара : БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.
5. Алексеева Е. М. Смысловая детерминация психических состояний: общие закономерности и тендерные особенности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: психологические науки. Гендерная психология. -2006. - Т. 12, № 1. - С. 90-94.
6. Медицинская энциклопедия. - 1^1.: ИИрэ:// gufo.me/dict/medical_encyclopedia (дата обращения: 05.04.2022).
7. Сивак А. Н., Зюкин И. Н. Обоснование модели воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в процессе профессионального становления // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. -2012. - № 1. - С. 275-279.
8. Левитан К. М. Личность педагога: становление и развитие. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 163 с.
Информация о статье Дата поступления 3 июня 2022 Дата принятия в печать 15 сентября 2022
Сведения об авторе
Спиридонова Ирина Игоревна - студентка 4-го курса факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: hanamiir20@yandex.ru.
Для цитирования
Спиридонова И. И. Влияние ценности отдыха на субъективное благополучие специалистов по физической подготовке на разных этапах профессионализации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2022. -№ 3. - С. 41-48. - DOI: 10.24147/24106364.2022.3.41-48.
9. Петрова А. С. Обучение студентов принципам тайм-менеджмента // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. -№ 4. - С. 124-127.
10. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. - 2018. - Т. 11, № 60. - URL: https:// psystudy.ru/index.php/num/article/view/277 (дата обращения: 20.05.2022).
11. Лузянина М. С. Способы оптимизации функциональных состояний студентов в учебной деятельности // Отечественная психология в контексте мировой науки и практики : материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ - 2004». Секция «Психология» / под ред. А. И. Донцова, Т. Ю. Базарова. - М. : Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. - C. 123-131.
12. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 339 с.
Article info
Received June 3, 2022 Accepted
September 15, 2022 About the author
Spiridonova Irina Igorevna - 4th year student of the Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: hanamiir20@yandex.ru.
For citations
Spiridonova I.I. Impact of Rest Value on Subjective Well-Being of Specialists in Physical Training at Different Stages of Professionalization. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2022, no. 3, pp. 41-48. DOI: 10.24147/2410-6364.2022.3.41-48. (In Russian).