Научная статья на тему 'Влияние ценностей на осуществление позитивной экстремальности'

Влияние ценностей на осуществление позитивной экстремальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
228
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРИМ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чудина-Шмидт Наталья Витальевна

В статье рассматривается необходимость формирования жесткой системы ценностных ориентиров, которые влияют на отношение человека к окружающему его миру и, особенно, к поведению в конкретной жизненной ситуации названной в рамках исследования экстремальной. Особое внимание обращается на определение возрастных групп, что связано, во-первых, с уровнем развития и устойчивости системы жизненных ориентиров, во-вторых с тем, что именно молодежь (подростки) наиболее склонны к созданию экстремальной ситуации или с тем, что именно с этой группой населения связано большее число возникающих экстремальных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние ценностей на осуществление позитивной экстремальности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

ISSN 2410-700Х

№6/2015

Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ч. II. - М.: «АР-Консалт», 2014. - С.54-56.

© А.Б.Тугаров. Э.А.Шевцова, 2015

УДК 141:159.923

Чудина-Шмидт Наталья Витальевна

канд.философ.наук Крымского филиала Краснодарского университета МВД России

г. Симферополь, РФ e-mail: frog-79@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается необходимость формирования жесткой системы ценностных ориентиров, которые влияют на отношение человека к окружающему его миру и, особенно, к поведению в конкретной жизненной ситуации названной в рамках исследования - экстремальной. Особое внимание обращается на определение возрастных групп, что связано, во-первых, с уровнем развития и устойчивости системы жизненных ориентиров, во-вторых с тем, что именно молодежь (подростки) наиболее склонны к созданию экстремальной ситуации или с тем, что именно с этой группой населения связано большее число возникающих экстремальных ситуаций.

Ключевые слова

Экстрим, экстремальность, экстремальное поведение, ценность, ценностные ориентиры.

Современное общество переживает один из ключевых моментов своего развития, поскольку в нем происходят процессы трансформации и перестройки на всех уровнях и сферах жизнедеятельности. Много проблем возникает в общественном сознании, связанных с процессом перехода из общества с одной формой норм и правил поведения к обществу с совершенно иной формой морально-нравственных отношений.

Современный этап развития социума, и, особенно, общества постсоветского пространства находится на этапе перехода, то есть в том «граничном», «предельном» состоянии когда уже есть ситуация выхода из системы общественных и структуры морально-нравственных отношений свойственных предшествующему обществу, и, в то же время, еще не выработана собственная. Такая ситуация нахождения общественных отношений относится к «граничному», «предельному», а следовательно к экстремальному. Примером такого общества может являться общество государств постсоветского пространства, что вносит их в реестр экстремальных.

Именно поэтому экстремальность в качестве «граничности» имеет свои проявления, как на внешних (общественных), так и на внутренних (внутриличностных) уровнях. Указанное можно определить в качестве актуальности заявленной проблемы, поскольку в условиях существования современного общества, к сожалению, проявления экстремальности приобретают негативный оттенок, и проявляются в преступных, агрессивных, дестроерских настроениях и поступках индивида.

В таком случае, рассматривая личность, которая совершает экстремальные действия, следует обратить внимание на то, что общество условно можно разделить на разные группы, о чем свидетельствуют разные теории социальной стратификации. Это имеет особое значение в рамках исследования, поскольку одно и то же событие, переживание или действие могут вызвать у лиц, относящихся к разным группам совершенно разную реакцию. Однако, в статье предлагается обратить особое внимание на деление по возрастному признаку, как одной из границ в рамках исследования становления и появления субъекта экстрима [4].

В виду сказанного приведем следующее деление:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

♦♦♦ Молодежь, состоит из тех, кто учится в учебных заведениях или может быть включенной в эту группу с учетом возраста. Представители этой группы находятся в измерении построения собственной системы ценностных ориентиров, поэтому являются наиболее адаптивной группой, поскольку с одной стороны еще не имеют возможности влиять на социальную действительность, а с другой являются важным элементом ее будущего;

♦♦ Люди среднего возраста, группа, состоящая из людей, которые уже имеют устойчивую систему ценностных ориентиров, но могут их корректировать в зависимости от изменений, происходящих в обществе для обеспечения себе и своим близким необходимого уровня жизни. Это группа, которая является медиумом между двумя остальными группами, поскольку создает условия для жизни.

♦♦ Пожилые люди (пенсионеры, группа 3 возраста) та группа людей, у которых уже выработалась устойчивая система ценностных ориентиров в связи с чем, ее изменения и коррекция невозможны.

Таким образом, можно сделать вывод, что ради будущего общества особое внимание необходимо обратить на изучение проблем связанных с ценностными ориентирами молодежи, поскольку именно она будет ключевым звеном общественной жизни и той движущей силой, которая сможет повлиять на ее развитие.

В связи с чем, в эпоху Интернета, большого количества компьютерных игр и прогрессивных информационных технологий от молодежи требуется приобретения более активного и креативного подходов к пониманию и отражению действительности. А ускорение ритма жизни, в то же время приводит к необходимости обращаться к компенсаторным механизмам.

С этого момента в действие вступает проблема экстрима и его проявления экстремальности, которая проявляется в повышенной активности индивида, связанной с деятельностью человека. Такое действие может иметь множество проявлений и иметь оценку в зависимости от устоявшихся и общепринятых норм и правил поведения.

Таким образом, можно отметить положительную и отрицательную общественную оценку экстремальному поведению человека. Здесь возникает вопрос, каким образом можно прийти не только к пониманию, что является негативным экстремальным проявлением во всем его разнообразии, но и к тому каким образом можно их предупредить и вообще существует ли такая возможность. Следует определить, что для возможности у адаптивной и движущей молодежи предотвратить негативное проявление экстремальности в виде молодежного экстремизма [1], обратить в позитивную сторону существует несколько условий. Одним из таких условий может быть четко сформированная устойчивая система ценностных ориентиров, поскольку - это система отношений личности к социально - психологическим, социально-политическим, правовым, экономическим и моральным нормам общества.

Система ценностей должна формироваться в момент социализации личности путем проникновения социальной информации в индивидуальный мир человека. Самым главным в процессе формирования ценностных ориентиров заключается в том, что в процессе освоения любого предмета как определенного фрагмента ценностной картины мира личность, в то же время обогащает свой внутренний мир, находит в себе способность творить, то есть становится для общества уже не дестроером, а конструктором его будущего.

Список использованной литературы:

1. Буткевич С. А., Смолша М. М. Профшактика протиправно! дiяльностi неформальних молодiжних радикально налаштованих угруповань // тези доп. учасниюв Мiжнар. наук.-практ. конф. [«Боротьба з молодiжною злочиншстю»] (м. Одеса, 27 верес. 2013 р.). - Одеса : ОДУВС, 2013. - С. 41-45.

2. Котельник А. Социально-психологические факторы формирования ценностных ориентаций старшеклассников / А. Котельник // Социальная психология. - 2007. - №6 (26). - С. 146 - 154

3. Маслов А. Самоактуализация / А. Маслов // Психология личности: Тексты. - М.: Прогресс, 1994. - 480с.

4. Чудина Н.В. Homo extremality - человек XXI века // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Философия. Социология». - 2013. - Том 21 (60). - № 3. - С.83 - 88

© Н.В. Чудина-Шмидт, 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 316.3

Шолохов Андрей Витальевич

д-р филос. наук, профессор РГЭУ (РИНХ),

г. Таганрог, РФ E-mail: andvi61@mail.ru

ДЕНЕЖНОЕ БОГАТСТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Аннотация

В настоящей статье представлен анализ денежной формы богатства и её роли в детерминации социального статуса субъекта в «дорыночных» социумах и в обществе с рыночной системой хозяйственных отношений.

Ключевые слова

Предпринимательство, денежное богатство, социальный статус, социальная группа, эволюция, революция.

Abstract

This article presents an analysis of the monetary form of wealth and its role in the determination of the social status of the subject in "pre-market" societies, and society with a market system of economic relations.

Keywords

Entrepreneurship, money wealth, social status, social group, evolution, revolution.

Предпринимательство зарождается в глубокой древности вместе с возникновением торгово-денежных отношений в ещё родоплеменных обществах, когда в качестве денег апробировались самые различные ценности. Именно обращение накопленного имущества в денежную форму позволяет быстро и практически без всяких потерь реструктурировать при необходимости накопления по различным альтернативным направлениям использования, а также сохранять накопления гораздо более надёжно, чем какой бы то ни было вид ресурса. Обладание деньгами позволило их владельцам коррелировать свое социальное положение с социальным статусом представителей властных и, как правило, богатых социальных групп. Даже в условиях европейского феодального социума, когда самые выскостатусные дворяне, включая короля, не всегда располагали свободными денежными средствами, представители третьего недворянского сословия, но обладавшие крупными денежными средствами, даже такие гонимые, как представители еврейских общин, имели потенциал занять в обществе достаточно высокую социальную позицию, укрепить её и формировать достаточно сильное, говоря современным языком, лоббистское влияние на власть, включая и церковную, и королевскую.

Именно некоторая автономность денежного богатства от богатства, представленного в материальном ресурсе или во властном ресурсе позволяла представителям низкоранговых социальных групп подниматься с самого дна сословных или кастовых обществ. Отсюда возникает спрос на виды деятельности, приносящие денежное богатство. В условиях рабовладельческой хозяйственной системы или феодальной, когда производство продукции как товара в какой-то мере затруднено самой природой этих хозяйственных систем, развитие получают непроизводственные виды предпринимательства. В первую очередь, торговое — в форме купечества, и финансовое - в форме ростовщичества. Такое своего рода финансовое предпринимательство как деятельность откупщиков также имеет место, но оно презираемо еще более чем ростовщичество. Но всё же и ростовщичество позволяло поднимать в итоге статус его субъектам.

Таким образом, можно видеть на примере всей истории развития этих видов предпринимательства в условиях хозяйственных систем, для которых оно не было атрибутивным или хотя бы главным видом экономической активности, что предпринимательство как деятельность, нацеленная на денежную прибыль, было одним из своеобразных лифтов восходящей социальной мобильности (прежде всего за счёт появления и роста денежного богатства). Но вплоть до становления протестантизма как ведущей идеологии в Северной Европе, предпринимательство рассматривается в европейском обществе как вполне себе ремесло наравне с другими видами ремёсел, то есть в качестве профессионального занятия, достойного именно для третьего, то есть низшего сословия. Именно такое отношение к себе со стороны феодальной аристократии как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.