Урбанистика
Правильная ссылка на статью:
Соколова М.В., Голубкина Т.М., Петросян Д.И. — Влияние трудовых ценностей на потенциальное экономическое поведение студентов города Владимира // Урбанистика. - 2020. - № 2. DOI: 10.7256/23108673.2020.2.33281 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=33281
Влияние трудовых ценностей на потенциальное экономическое поведение студентов города Владимира
Соколова Марина Владимировна
кандидат исторических наук
доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Владимирский филиал Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
600017, Россия, Владимирская область, г. Владимир, уп. Горького, 59
El rags33marina@yandex.ru Голубкина Татьяна Михайловна
кандидат исторических наук
доцент, кафедра Истории, археологии и краеведения, Владимирский государственный университет
имени АГ. и Н.Г. Столетовых
600000, Россия, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, 87, оф. 1
И golubkina@vtsnet.ru
Петросян Дмитрий Ильич
кандидат философских наук
доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Владимирский филиал Российской академии
народного юзяйства и государственной службы при Президенте РФ
600017, Россия, Владимирская область, г. Владимир, уп. Горького, 59
И ilyich87@yandex.ru
Статья из рубрики "Социология и демография"
DOI:
10.7256/2310-8673.2020.2.33281
Дата направления статьи в редакцию:
22-06-2020
Дата публикации:
01-07-2020
Аннотация.
Предметом исследования являются трудовые ценности студентов высших и средних специальных учебных заведений города Владимира и их влияние на потенциальное
экономическое поведение молодежи. Эмпирическую базу исследования составило онлайн анкетирование учащихся областного центра. Опрос проводился с помощью кластерного отбора по квотной выборке. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как: активистский, предпринимательский и патерналистский тип социально-трудовой мотивации. Особое внимание в работе уделяется приоритетным сферам занятости, представлению студентов о достойном уровне заработной платы, влиянию типа трудовой мотивации на выбор основных жизненных стремлений молодых людей. Основным выводом проведенного исследования является то, что достижительные ориентации преобладают в трудовых ценностях студентов. Молодые люди нацелены на высокую заработную плату, карьерный рост, профессиональную самореализацию. Для повышения уровня своего благосостояния они готовы пойти на увеличение интенсивности своего труда. Наличие благоприятных условий на рабочем месте и работа по полученной специальности являются вторичными факторами. Приоритетными сферами деятельности являются занятие собственным бизнесом, работа в органах власти и управления, силовых структурах. Особым вкладом авторов в изучение темы является выявление зависимости между разным типом мотивации и трудовыми ценностями молодежи.
Ключевые слова: экономическое поведение, трудовая мобильность, труд, трудовые ценности, молодежь, социологический опрос, профессиональная реализация, карьера, собственный бизнес, экономическая ситуация
В последние десятилетия значительной трансформации подверглись трудовые ценности молодого поколения. В свою очередь трудовые ценности оказывают существенное влияние на экономическое поведение молодых людей в целом. Изменение приоритетов трудовой деятельности характерно для большинства возрастных групп, но именно среди молодых людей это наиболее заметно. Теоретические вопросы ценности человеческого
труда рассмотрены в статьях Б. Н. Черникова О. А. Немовой и Т. В. Свадьбиной-^. Проблемы интеграции молодежи в сферу труда и занятости в условиях современного
российского общества стали темой исследования Ю. М. Пасовец ^—101—— Профессиональное самоопределение молодых людей закладывается еще в школьные годы и продолжается на этапе получения среднего профессионального или высшего образования. Целый ряд исследователей, опираясь на социологические опросы выпускников школ и студентов, анализирует формирование трудовых ценностей молодых людей в разных регионах Российской Федерации. Здесь необходимо отметить работы В. А. Гневашевой ^ С. В. Гончаровой И. А. Кох и В. А. Орлова-5!, О. А. Немовой-6!. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи рассматриваются в работах В. В. Ретивиной —15—16], А. Н. Тарасовой, Е. В. Андриановой, И. Ф. Печеркиной 18].
В ноябре - декабре 2019 года методом онлайн-анкетирования были опрошены студенты высших и средних специальных учреждений г. Владимира, в котором приняли участие обучающиеся очной формы. Опрос проводился с помощью кластерного отбора по квотной выборке. Кластерами явились отдельные учебные заведения, внутри которых учитывались квоты по полу, а также по направлению и курсу обучения. В итоге в выборку попали студенты, обучающиеся по таким направлениям, как инженерные, естественно-научные, педагогические, гуманитарные, экономические и юридические специальности.
Объем выборки составил 566 чел. В ходе онлайн-анкетирования были опрошены
студенты: Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирского авиамеханического колледжа и Владимирского политехнического колледжа. Статистическая погрешность составила 3,2%.
Трудовые ценности студентов определяются в ходе исследования по таким показателям, как: а) иерархия трудовых мотивов: ориентация на тот или иной уровень интенсивности труда в сочетании с различными формами его оплаты; б) представления о наиболее привлекательных чертах предпочитаемой работы; в) предпочтения в выборе сферы занятости.
Потенциальное экономическое поведение характеризуется ответами респондентов на вопросы об: а) основных жизненных устремлениях и целях, б) ориентации на жизненный успех, г) представлениях о факторах достижения успеха в жизни, д) готовности следовать профессиональному выбору родителей.
Результаты исследования показывают, что среди студентов выделяются три примерно равные по удельному весу группы с разными трудовыми мотивами. Около трети - 29,4% -выбирают активистский тип мотивации: «много работать и хорошо зарабатывать, пусть даже без особых гарантий на будущее». Четверть студентов проявляют предпринимательский тип мотивации: «иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск» (25,1%). Другая четверть студентов привержена патерналистскому мотиву социальной защищенности: «иметь небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне» (24,7%).
Предпринимательский и активистский типы можно рассматривать в качестве двух разновидностей достижительной мотивации. «Предприниматели» ориентированы на достижение независимости, которую обеспечивает наличие своего собственного дела, а готовые много работать - хотят достичь за счет активного труда материального благополучия. Еще один вид достижительной мотивации демонстрируют 15,8% студентов, которые обращают внимание, прежде всего, на содержание труда, а не на величину заработка: «интересная работа, вне зависимости от заработка». Для них достижением является не столько материальное благополучие, сколько творческая самореализация посредством трудовой деятельности.
Таким образом, студенты, мотивом труда для которых является социальная защищенность (патерналистский тип мотивации), оказались в меньшинстве. Отрадно, что студентов, которых можно отнести к числу немотивированных, ориентированных на то, чтобы иметь «небольшой заработок, но больше свободного времени, более легкую работу» - совсем мало (лишь 5%).
Аналогичные исследования, проводимые в регионе, показывают, что старшее поколение жителей Владимирской области гораздо чаще молодежи характеризуется патерналистским типом мотивации (46%) и заметно реже проявляет как активистскую
(17,5%), так и предпринимательскую мотивацию (9%) [13, Сш 146"". Так что совершенно не факт, что преобладание достижительной мотивации сохранится у сегодняшних студенты по мере вхождения в самостоятельную «взрослую» жизнь.
Оценивая наиболее привлекательные характеристики работы, которой они хотели бы заниматься в жизни, студенты выделяют, прежде всего, два требования: «работа должна хорошо оплачиваться» (74,7%) и «работа должна быть интересной» (63%). Социологи
обращают внимание, что соотношение этих двух требований может меняться в зависимости от профессии. Исследуя трудовые ценности и профессиональную идентичность молодых инженеров И. М. Козина и Е. В. Виноградова обращают внимание на доминирование профессионального интереса и содержания работы для этой группы респондентов Г4, с-2231.
Две другие черты привлекательной работы, связанные с возможностью проявить себя и профессионально развиваться, а также с возможностью продвинуться по служебной лестнице, упоминаются почти вдвое реже (34,9% и 39,1%, соответственно).
Третью группу черт «хорошей работы» составляют характеристики, отмеченные четвертью студентов: «работа должна пользоваться уважением, «должна быть возможность больше заработать за счет более эффективного и интенсивного труда» (23,8%), престижем» (25,6%), «хотелось бы работать в дружном коллективе» (23,5%).
Ориентацию на легкую работу, на нежелание излишне напрягаться на рабочем месте проявляют лишь 7,5% опрошенных.
Таким образом, наиболее важные требования к работе вновь отражают преобладание достижительных ориентаций в трудовых ценностях студентов. Большинство нацелено не только на высокую зарплату, но и на содержание труда, не только на простой карьерный рост, но и на возможность профессиональной самореализации, на возможность самостоятельно повысить доходы за счет интенсивного труда, наконец, на уважение со стороны окружающих.
Обратим внимание на то, что студенты в целом индифферентны по отношению к условиям труда (наличие благоприятных условий на рабочем месте отметили лишь 17,5% респондентов).
Нельзя не отметить и того, что студенты не придают большого значения и соответствию работы полученной в ВУЗе специальности (14,6%). Очевидно, закончив обучение, выпускники готовы согласиться на любую работу.
Это подтверждается и распределением ответов на прямой вопрос о том, в какой сфере студенты хотели бы работать. Относительное большинство респондентов указали, что готовы работать в любой сфере, лишь бы иметь достойный заработок (25,7%). Каждый пятый проявляет интерес к предпринимательству, занятию собственным делом (21,8%). Аналогичные данные встречается и в других субъектах Российской Федерации Г1, с-3371.
Очень показательно, что приоритетными сферами занятости являются, помимо собственного бизнеса, органы власти и управления (19,3%) и силовые структуры (армия, МВД) в пользу которых высказались 15% опрошенных. При этом сферы культуры, образования, науки, здравоохранения, пользуются заметно меньшей популярностью (8,2%). Аналогичная ситуация с нежелание работать в бюджетной сфере зафиксирована в исследовании Е. В. Андриановой, А. Н. Тарасовой, И. Ф. Печеркиной, эмпирической базой для которого послужили социологические опросы молодежи Тюменской области.
Там этот показатель среди учащей части молодых людей составляет 9 % Г1, с-3351. Таким образом, сфера образования, здравоохранения, культуры оказывается непопулярной у молодых людей как в нефтегазовом регионе, так и в небольшом областном центре Центральной России.
Желание работать в сфере услуг или торговли, в промышленности, строительстве, на транспорте или в сфере связи высказывают вообще лишь 0,7 - 1,4% студентов. Конечно,
выбор студентов отчасти связан с их профилем обучения. Тем не менее, картина очень ярко свидетельствует об ориентации студенчества в первую очередь на те сферы, которые могут обеспечить относительно высокий заработок, а также о том, что студенты очень чутко улавливают, какие сферы деятельности в современном российском обществе являются наиболее престижными, перспективными с точки зрения карьеры и доступа к власти.
Кстати, как показывают результаты исследования, представления студентов о величине достойного заработка весьма скромны и вполне адекватны возможностям регионального рынка труда. Средний показатель желаемого месячного дохода составил 44740 руб. Причем доход не менее 65000 руб. в месяц достойным считают лишь 10% опрошенных. Каждый десятый студент считает вполне приемлемым доход менее 17000 руб. в месяц. Модальный же интервал желаемого дохода составляет от 20 до 30 тысяч рублей (27,6%). Полученные результаты полностью коррелируют с данными репрезентативного опроса
как учащейся, так и работающей молодежи города Владимира [17, с-14"".
Возвращаясь к вопросу о приоритетных сферах занятости, укажем еще и на тот факт, что более половины студентов совершенно не планируют продолжать профессиональный путь своих родителей: 60% указали, что они никогда не хотели и не собираются работать в той же сфере, что и их родители. Повторить профессиональную судьбу родителей намерены лишь 11% опрошенных студентов. Еще 7,5% указали, что хотели бы работать в той же сфере, что и родители, но у них это вряд ли получиться, а 2,5% респондентов, наоборот, отметили, что не хотели бы следовать профессиональной модели родителей, но им, скорее всего, придется это сделать.
При этом, по оценке студентов, родители не сильно давили на них при выборе специальности или направления обучения. Почти половина респондентов (40,4%) уверены, что они сами сделали выбор специальности и вообще не советовались с родителями. Примерно такая же доля студентов отметили, что они хотя и советовались с родителями, но те не старались их переубедить и согласились со сделанным выбором (42,9%).
Только каждый десятый признает, что изменил свое первоначальное решение, прислушавшись к мнению родителей. Жестко настояли на выборе профессии лишь родители 1,4% студентов. А каждый двадцатый указал, что вообще не стал бы поступать в ВУЗ, если бы не решение родителей. В соседней Нижегородской области молодые люди значительно чаще указывали на влияние родителей при выборе будущей профессии. Согласно данным исследования В. В. Ретивиной и Т. В. Свадьбиной только четверть респондентов самостоятельно выбрала профессию, а более 45 % прислушилось к мнению самых близких родственников [16, с-216"".
Трудно наверняка утверждать, насколько адекватно представляют себе студенты степень автономии от родительских решений в вопросе выбора профессии. Однако, приходится признать, что стремление повторить профессиональную судьбу родителей отнюдь не является сколько ни будь значимым трендом в молодежной среде. Причем, чаще других категорически не желают следовать профессиональным путем родителей именно студенты с достижительным типом трудовой мотивации: «предпринимательская мотивация» - 51%, «активистская мотивация» - 56%, «мотивация содержанием труда, интересной работой» - 73%. На нежелание следовать семейной традиции и получение семейной профессии обращает внимание в своих работах Ю. М. Пасовец [11, с-169"".
Значительная часть опрошенных студентов - более четверти (26,9%) - проявляет
трудовую активность уже во время учебы. Подавляющее большинство, правда, только учится и пока нигде не подрабатывают (73,1%). Интересно, что совмещение учебы с работой непосредственно не связано с типами трудовой мотивации. Во всяком случае, среди студентов, проявляющих активистскую мотивацию к труду, уже работающих даже чуть меньше, чем среди тех, кто ориентирован на патерналистский тип мотивации (24,4% против 29%). А вот среди демонстрирующих предпринимательскую мотивацию, действительно, совмещающих учебу с работой чуть больше, чем в других группах -34,3%.
Более или менее заметное влияние оказывает тип трудовой мотивации студентов на выбор ими приоритетных жизненных целей и стремлений. В целом, среди наиболее важных ориентиров жизненной стратегии студентов можно выделять четыре, упоминаемые более чем половиной опрошенных: «сделать карьеру, добиться успеха в своей профессиональной деятельности» (62,4%), «иметь высоко оплачиваемую работу, жить в достатке» (61%), «иметь хорошую семью» (55%), «много путешествовать, посмотреть мир» (54%).
Как видим, намерения студентов довольно разнообразны. Молодые люди отнюдь не зациклены на продвижении по служебной лестнице или на достижении материального благополучия, но ориентируются также и на семейные ценности, и на возможность больше узнать о мире. К тому же, к числу весьма значимых следует отнести и еще две цели, разделяемые почти половиной студентов каждая: гармония в любви (46%) и интеллектуальное развитие, способность вызывать интерес у окружающих (44%).
Очень показательны отличия в иерархии целей и намерений, связанные с тем или иным типом трудовой мотивации. Так, студенты с активистским типом мотивации на первое место ставят именно достижения в карьере (72%) и наличие высокооплачиваемой работы, позволяющей жить в достатке (68,3%). В то же время, патерналистски мотивированные студенты, в первую очередь ориентированы на наличие хорошей семьи (71%).
Студенты, ставящие интересное содержание работы выше величины обеспечиваемого ею заработка, выделяются на общем фоне тем, что чаще всего называют наиболее привлекательной целью возможность много путешествовать и посмотреть мир (70,5%). Заметим, что карьера и высокооплачиваемая работа хоть и отмечается довольно большой долей представителей данной мотивационной группы, все же не входят в первую тройку намерений, уступая хорошей семье (56,8%), стремлению к интеллектуальному развитию (54,5%) и возможности любить и быть любимым (54.5%).
Таблица 1 - Влияние типа трудовой мотивации на выбор основных жизненных стремлений
(в % от числа ответивших на вопрос)
К чему Вы стремитесь в жизни в первую очередь? В среднем по выборке Типы трудовой мотивации
Па те рна лис тс кий Содержательный, инте ре сный труд Активистский Предпринима
Сделать карьеру, добиться успеха в своей профессиональной 62,4 58,0 52,3 72,0 66,7
деятельности
И ме ть в ыс око оплачиваемую работу, жить в достатке 61,0 66,7 47,7 68,3 58,0
И меть хорошую семью 55,0 71,0 56,8 53,7 44,9
Много путешествовать, посмотреть мир 54,3 52,2 70,5 58,5 44,9
Любить и быть любимым 46,1 50,7 54,5 45,1 39,1
Б ыть интеллектуально развитым, инте ре с ным человеком 44,3 36,2 54,5 45,1 43,5
Воспитать хороших детей 31,2 50,7 29,5 24,4 23,2
И ме ть мно г о свободного времени, пров одить е го в свое удовольствие 27,0 26,1 29,5 23,2 29,0
И меть хорошее образование 26,6 26,1 22,7 31,7 23,2
Жить честно, в согласии с самим собой 25,9 33,3 36,4 23,2 15,9
Иметь свой бизнес 18,1 5,8 2,3 15,9 46,4
Вести здоровый образ жизни 16,7 10,1 15,9 19,5 21,7
Ж ить как хочется, не обременяя себя излишними обязательствами 15,2 11,6 18,2 14,6 15,9
Попасть в круг влиятельных людей, добиться в ла с ти 13,5 4,3 2,3 25,6 14,5
Добиться общественного признания, стать известным человеком 7,4 5,8 2,3 4,9 11,6
О тв е тили на вопрос (чел.) 283 69 44 82 69
Интересно, что у студентов с предпринимательским типом трудовой мотивации намерение иметь свой бизнес (46,4%) уступает по частоте упоминания желанию сделать карьеру
(66,7%) и наличию высокооплачиваемой работы (58%). Это позволяет предположить, что у многих молодых людей ориентация на собственный бизнес является лишь проявлением неуверенности в возможности найти свое место на сужающимся в условиях экономической стагнации рынке труда и рассматривается, как своеобразный запасной вариант. В то же время, нельзя не признать, что ориентированные на другие типы мотивации студенты почти совсем не рассматривают собственный бизнес в качестве сколько ни будь важной жизненной цели.
Крайне важно, на наш взгляд, отметить, что вне зависимости от выбранного типа трудовой мотивации, подавляющее большинство студентов понимает, что реализация их целей и намерений зависит, в первую очередь, только от них самих (80,9%). Каждый третий признает влияние на реализацию целей экономической ситуации в стране (34,2%), а каждый пятый - политической ситуации (21,2%). Для каждого четвертого важным подспорьем в достижении поставленных целей являются семья, родные и близкие (23,4%).
Не удивительно, что среди качеств, необходимых для достижения успеха в жизни, все студенты, вне зависимости от мотивационных предпочтений, больше всего ценят уверенность в себе (58% в среднем по выборке). Яркой иллюстрацией представлений молодежи о наиболее эффективном пути к успеху в современном обществе является тот факт, что на втором месте по частоте упоминаний оказывается такое качество, как умение достигать цели, не обращая внимания на устаревшие и мешающие общепринятые нормы (47,7%). Причем, чаще других подобное умение представляется важным для носителей предпринимательского типа мотивации (58%).
Студенты, мотивированные содержанием работы, а не величиной заработка, чаще других уделяют внимание такому фактору достижения успеха, как пробивные способности (45,5% при 39,9% в среднем по выборке).
Студенты с активистским типом трудовой мотивации, вполне естественно, чаще других уделяют внимание наличию высокой квалификации и профессионализма (42,7% при 34,2% в среднем по выборке). Но, с другой стороны, они придают большое значение и наличию полезных связей (43,9% при 35,6% в среднем по выборке).
Интересно, что патерналистски мотивированные студенты, ориентированные на гарантию социальной защищенности, вообще не выделяются при ответе на данный вопрос.
Рзультаты анализа позволяют выделить определенную последовательность в выборе студентами важных жизненных стратегий в потенциальной экономической активности в зависимости от трудовых ценностей. Однако, выделенные в тексте отличия между носителями тех или иных ценностей и типов мотивации к труду не носят принципиального характера. Следует иметь в виду, что в целом ценностные ориентации и предпочтения молодых людей, уровень их социального оптимизма являются не очень устойчивыми и серьезно меняются в когортах старше даже уже 25 лет, не говоря о более пожилой части населения. Важным рубежом здесь является, как правило, момент перехода в жизненный этап самостоятельной социально-экономической и трудовой активности и ответственности.
Библиография
1. Андрианова Е.В., Тарасова А.Н., Печеркина И.Ф. Мотивы и трудовые ценности молодежи: парадоксы развития// Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. - С. 324 - 343.
2. Гневашева В.А. Ценностные предпосылки профессиональной мотивации студенческой молодежи России: гендерный аспект// Теория и практика общественного развития. 2019. № 4(134). - С. 24 - 26.
3. Гончарова С.В., Кожуховская А.А. Профессиональные ориентации студенческой молодежи в современном обществе// Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. - С. 20 - 22.
4. Козина И.М., Виноградова Е.В. Молодые инженеры: трудовые ценности и профессиональная идентичность// Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. - С. 215 - 230.
5. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи// Образование и наука. 2020. Т. 22. № 2. - С. 142 - 169.
6. Немова О.А. Трудовые ценности и трудовые установки учащихся средних профессиональных учебных заведений г. Нижнего Новгорода // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6(72). № 1. - С. 3 - 12.
7. Немова О.А., Свадьбина Т.В. К вопросу о ценности человеческого труда в условиях постиндустриального общества// Ядовские чтения: перспективы социологии. Сборник научных докладов конференции. 2016. - С. 71 - 75.
8. Пакина Т.А., Ретивина В.В. Труд в структуре ценностей современного студенчества// Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53
- 10. - С. 192 - 198.
9. Пасовец Ю.М. Вторичная занятость студентов как фактор профессионализации и социальной интеграции молодежи// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 4. - С. 183 - 199.
10. Пасовец Ю.М. Проблемы интеграции молодежи в сферу труда и занятости в условиях современного российского общества// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2019. № 1. - С. 25 - 30.
11. Пасовец Ю.М. Профессиональный выбор молодежи в современных российских условиях// Инноватика и экспертиза: научные труды. 2019. № 1(26). - С. 166 - 176.
12. Пасовец Ю.М. Работа в жизни российской молодежи: монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. - 136 с.
13. Плеханов Е.А., Соколова М.В., Петросян Д.И., Февралева Л.А. Социокультурный потенциал Владимирской области в контексте модернизационных процессов. Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2018. - 217 с.
14. Ретивина В.В. Трансляция трудовых ценностей и установок в современной семье// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1.
- С. 171 - 179.
15. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи// Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 1. - С. 57 - 63.
16. Свадьбина Т.В., Ревитина В.В. Профессиональный выбор школьников (по материалам социологического исследования)// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). - С. 215 - 217.
17. Соколова М.В., Петросян Д.И. Желаемая социально-трудовая мобильность: взгляд молодежи// Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 1(58). - С. 13
- 18.
18. Тарасова А.Н., Андрианова Е.В. Труд глазами студенческой молодежи: деньги или интерес?// Условия и способы повышения активности молодежи как субъекта
инноваций и устойчивого развития регионов. Сборник докладов/ Статей участников XV Всероссийской научно-практической конференции в рамках инициативной программы «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов». Санкт-Петербург. 2019.- С. 466 - 475.
19. Черников Б.Н. Трансформация системы трудовых ценностей в условиях
формирования новой парадигмы труда// Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2014. № 3(27). - С. 45 - 51.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования Предметом исследования является трудовая мотивация и ценности студенческой молодежи, которая выступает наиболее активным потенциальным экономическим субъектом не только Владимирской области (г. Владимира), но и в масштабах всей Российской Федерации. Методология исследования Автор использует количественную методологию прикладного анализа социального сознания молодежи, и в качестве основного метода избрал онлайн анкетирование. Несмотря на то, что методология исследования выглядит вполне адекватной поставленным целям и задачам, общетеоретическая рамка анализа социально-политических ценностей студентов могла бы способствовать наиболее полной репрезентации мотиваций как в экономической сфере, так и в других аспектах социальной жизни. Например, классическая концепция Р. Инглхарта, изложенная в работе «Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества», помогла бы проанализировать ценности российской молодежи как постиндустриальные, ориентированные на самореализацию и актуализацию творческих способностей. Именно эта концепция, несмотря на то, что она является далеко не новой, способствовала бы выводу о том, что по-прежнему для российской молодежи первостепенной мотивацией в трудовом отношении является материальное положение и денежный доход. Актуальность Статья написана на актуальную тематику. На фоне процессов глобализации актуальными становится не только поиск специализации в профессиональной сфере молодых специалистов и выпускников ВУЗов, которые вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям экономического рынка, но и конкретная трудовая мотивация, выраженная в ключевых ценностях, которые воспроизводятся в том числе силами системы высшего образования. Научная новизна Если целый ряд российских исследователей, такик как В. А. Гневашева, С. В. Гончарова, И. А. Кох и В. А. Орлова, О. А. Немова, поименованные в работе, изучали проблематику трудовых ценностей и мотивации студенческой молодежи, не вполне ясной становится научная новизна представленного исследования. Однако же положением, определяющим принципиальную научную новизну данной публикации, является выявление ценностной последовательности выбора жизненных стратегий студентов как потенциальных экономических субъектов в зависимости от их отношения к труду. Стиль, структура, содержание Настоятельно рекомендуется автору избегать в тексте научной статьи употребления устаревших разговорных наречий и в целом придерживаться объективного неэмоционального стиля: «Отрадно, что студентов, которых можно отнести к числу немотивированных, ориентированных на то, чтобы иметь «небольшой заработок, но больше свободного времени, более легкую работу» - совсем мало (лишь 5%)» Избегать следует и языковых конструкций, которые не основываются на конкретных фактах, изложенных в исследованиях: «Следует иметь в виду, что в
целом ценностные ориентации и предпочтения молодых людей, уровень их социального оптимизма являются не очень устойчивыми и серьезно меняются в когортах старше даже уже 25 лет, не говоря о более пожилой части населения. Так что совершенно не факт, что преобладание достижительной мотивации сохранится у сегодняшних студенты по мере вхождения в самостоятельную «взрослую» жизнь» - «не очень устойчивые», «не говоря о более пожилой части населения», «совершенно не факт» и др. Библиография Библиография представлена довольно свежими источниками, большинство их которых представляют собой периодические издания. Автору следует использовать в последующих своих публикациях зарубежную научную литературу, которая изобилует работами социологов, экономистов и политологов, исследующих трудовую и экономическую мотивацию студентов. Апелляция к оппонентам Автор не полемизирует и не критикует концепции и представления исследователей, к которым апеллирует в работе. Выводы, интерес читательской аудитории Работа представляет определенный интерес как для специалистов, исследующих ценностные ориентации студенческой молодежи, так и для читателей более широкого гуманитарного профиля. Наиболее значимую ценность представляет кейс Владимирской области, на котором сосредоточено ис с ле до в а ние а в тора .