ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК
Эсенов О.А.
Эсенов Оразмурад Агаджанович - старший преподаватель, исполняющий обязанности начальника учебной части, Туркменский государственный институт физической культуры и спорта, г. Ашгабат, Туркменистан
Аннотация: в статье анализируется методика совершенствования скоростных способностей как основной фактор физической подготовки в баскетболе, выявляются возрастные механизмы и особенности скорости, исследуется влияние тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных качеств юных баскетболисток.
Ключевые слова: скоростные способности, тренировочные нагрузки, частота сердечных сокращений.
Скоростные способности сложны и многокомпонентны. Они напрямую зависят от генетической предрасположенности и ряда внутренних и внешних факторов (возраст, координация, силовые способности), сложно совершенствуются и быстро угасают. Специалисты отмечают, что у юных баскетболистов различные виды скорости (стартовая, дистанционная, ациклическая, смешанная; без мяча, с мячом) развиваются относительно независимо, не наблюдается переноса скорости при выполнении координационно несхожих действий и упражнениях.
Наиболее благоприятным периодом развития скорости большинство учёных называет возраст 9-14 лет, а в более поздний период увеличение скорости происходит преимущественно за счёт техники движений и скоростно-силового потенциала [1, 3].
При этом, по наблюдениям ученых, в практике подготовки юных спортсменов основное внимание уделяют развитию выносливости, ловкости и гибкости, в то время как на совершенствование скорости затрачивается не более 11,8% времени, скоростно-силовых качеств-8,2 % [2].
На практике широко используются серии беговых и прыжковых упражнений низкой координационной сложности с субмаксимальной интенсивностью: кратковременные взрывные упражнения (бег 5-30 м, прыжки в длину с места, прыжки в высоту с места) прыжковые упражнения с большим количеством повторений (прыжки с барьерами, тройной и пятерной прыжок), высокоинтенсивные упражнения для мышц туловища и верхнего плечевого пояса, упражнения с отягощением. Не рекомендуются однообразные приёмы. Лучше всего варьировать различные упражнения для совершенствования скорости движения без мяча (бег отрезков 6-30 м, бег с резкой остановкой, бег на месте с высоким поднятием бедра, бег спиной вперёд, бег с кувырком вперёд, бег прыжками, бег по ступенькам лестницы, имитация беговых движений в положении лёжа на спине) и с мячом (ведение мяча 28 м, ведение мяча с движением в сторону, ведение мяча с рывком вперёд, ведение мяча с постоянной передачей партнёру, ведение мяча с резкой остановкой и последующим рывком с передачей мяча). При этом паузы между сериями должны длиться не менее 4 мин. Рекомендуется для развития скоростных способностей спортсменов использовать нагрузки малого объёма с длительностью серий от трёх до пяти минут и нагрузки среднего объёма с длительностью серий упражнений 3-4 мин, которые не вызывают отрицательного воздействия на функциональное состояние организма [4].
Цель исследования: Изучение влияния тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных способностей юных баскетболисток 10-12 лет.
С целью изучения нами было проведено педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение проходило с сентября 2020 года по апрель 2021 на базе команды ДЮСШ в г. Ашхабаде.
Результаты исследования и их обсуждение. Повторный и соревновательный методы являются основными в совершенствовании скоростных способностей. Лучший результат достигается при использовании серий скоростных упражнений в соревновательном режиме.
Основной задачей функциональной подготовленности юных баскетболисток является демонстрация ими уровня физиологических механизмов организма и состояния физических качеств: силы, скорости, выносливости, гибкости и координации. Поэтому предлагаем вести учёт тренировочных нагрузок, опираясь на общую, специальную и техническую подготовку. Это позволяет адекватно оценивать разнонаправленность тренировочных нагрузок: специальной физической, технической, тактической подготовки и определять развитие физических качеств баскетболисток.
По скоростным способностям можно определить интенсивность тренировочных нагрузок на определенном тренировочном этапе. От объёма и степени интенсивности тренировочных нагрузок зависит скорость передвижения. При этом физическая нагрузка скоростного характера может вызывать в организме юных спортсменок ряд физиологических изменений, зависящих от последовательности отработки тренировочных элементов, количества повторений упражнений, пауз отдыха.
В целях совершенствования скорости юных баскетболисток используются тренировочные упражнения в аэробном режиме для развития общей выносливости, а смешанный и анаэробный режим применяется для развития специальной выносливости и скоростных качеств.
Наиболее известным методом контроля скоростных способностей спортсмена, является частота сердечных сокращений (ЧСС), которая отражает энергетическую стоимость частоты передвижения. Показатели ЧСС свидетельствуют об изменении функционального состояния вегетативных систем: терморегуляции, обмена веществ, внешнего дыхания, эндокринной системы, центральной нервной системы и др.
Экспериментальная проверка скоростной способности осуществлялась на группе 24 девочек-баскетболисток в возрасте 10-12 лет. Средства и методы подготовки равномерно распределялись на протяжении подготовительного периода. Для достижения поставленных целей нами была разработана диагностика скоростных способностей детей, включающая в себя комплекс педагогических тестов по оценке ЧСС: стартовой скорости (преодоление бегом десятиметрового отрезка с места), дистанционной скорости (преодоление бегом тридцати метров с места), специальной (скоростной) выносливости (бег 3 раза по 28 метров с поочерёдным обеганием трех стоек, расположенных на расстоянии 9 метра друг от друга).
Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе длилась 60 дней. Первые 25 дней наблюдалось преобладание объёма скоростной стартовой работы, на 32-56 день наблюдалось преобладание скоростной выносливости. При этом между величинами объёма и длительность была отмечена взаимосвязь. Наблюдение за воспитанницами "Ашхабадской городской спортивной школы по баскетболу" в возрасте 10-12 лет выявило, что ЧСС на уровне анаэробного порога на окончательном этапе экспериментального исследования снизилась со 163 уд./мин 3+10,3 до 154 уд / мин 5+11,4 уд./мин при максимальном увеличении потребления кислорода. При оценке скоростных способностей на подготовительном этапе тренировочного процесса у баскетболисток 10-12 лет было отмечено понижение сердечного ритма на фоне рационального сочетания и применения разнообразных средств и методов скоростных упражнений, что свидетельствует о значительном потенциале экономичного функционирования организма на данном возрастном этапе.
Предельными критериями послужил порог ЧСС в 164 уд./мин, критический уровень - 176 уд/мин. В стартовой скорости в беге на 10 м - 176 уд / мин, в дистанционной скорости в беге на 30 м - 167 уд./мин, в специальной скорости в беге 3х30 м - 163-154 уд./мин.
Выводы. Таким образом, о влиянии тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных способностей юных спортсменок, необходимо судить, исходя из интенсивности нагрузки, функциональной подготовленности и возраста баскетболисток, так как возрастные изменения оказывают влияние изменение на функциональные возможности сердца. Совершенствование скоростных способностей баскетболисток эффективнее всего осуществлять параллельно с развитием скоростной выносливости, скоростно-силовых качеств, техники исполнения игровых действий не в состоянии физического или эмоционального утомления. При этом стремиться к скорости выполнения упражнений, близкой к максимальной, изменять скорость выполнения упражнений от предельной к субмаксимальной, тренировать скорость расслабления работающих мышц.
Список литературы
1. Блоцкий Сергей Михайлович. Построение тренировочных нагрузок бегунов на средние дистанции 13-15 лет с учетом их индивидуальных особенностей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 Москва, 2000. 162 с.
2. Кардосо А.М.У. Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет: автореф. дисс... М., 1985. 37 с.
3. Сергеев Андрей Игоревич. Методические приемы совершенствования основных компонентов быстроты у бегунов на короткие дистанции 13-15 лет: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Смоленск, 1999. 134 с.
4. Лалаков Геннадий Сергеевич. Определение целесообразных и допустимых тренировочных нагрузок, развивающих скоростные и скоростно-силовые качества футболистов высокой квалификации, Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». № 4 (38), 2008.