Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК'

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эсенов Оразмурад Агаджанович

В статье анализируется методика совершенствования скоростных способностей как основной фактор физической подготовки в баскетболе, выявляются возрастные механизмы и особенности скорости, исследуется влияние тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных качеств юных баскетболисток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эсенов Оразмурад Агаджанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК»

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК

Эсенов О.А.

Эсенов Оразмурад Агаджанович - старший преподаватель, исполняющий обязанности начальника учебной части, Туркменский государственный институт физической культуры и спорта, г. Ашгабат, Туркменистан

Аннотация: в статье анализируется методика совершенствования скоростных способностей как основной фактор физической подготовки в баскетболе, выявляются возрастные механизмы и особенности скорости, исследуется влияние тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных качеств юных баскетболисток.

Ключевые слова: скоростные способности, тренировочные нагрузки, частота сердечных сокращений.

Скоростные способности сложны и многокомпонентны. Они напрямую зависят от генетической предрасположенности и ряда внутренних и внешних факторов (возраст, координация, силовые способности), сложно совершенствуются и быстро угасают. Специалисты отмечают, что у юных баскетболистов различные виды скорости (стартовая, дистанционная, ациклическая, смешанная; без мяча, с мячом) развиваются относительно независимо, не наблюдается переноса скорости при выполнении координационно несхожих действий и упражнениях.

Наиболее благоприятным периодом развития скорости большинство учёных называет возраст 9-14 лет, а в более поздний период увеличение скорости происходит преимущественно за счёт техники движений и скоростно-силового потенциала [1, 3].

При этом, по наблюдениям ученых, в практике подготовки юных спортсменов основное внимание уделяют развитию выносливости, ловкости и гибкости, в то время как на совершенствование скорости затрачивается не более 11,8% времени, скоростно-силовых качеств-8,2 % [2].

На практике широко используются серии беговых и прыжковых упражнений низкой координационной сложности с субмаксимальной интенсивностью: кратковременные взрывные упражнения (бег 5-30 м, прыжки в длину с места, прыжки в высоту с места) прыжковые упражнения с большим количеством повторений (прыжки с барьерами, тройной и пятерной прыжок), высокоинтенсивные упражнения для мышц туловища и верхнего плечевого пояса, упражнения с отягощением. Не рекомендуются однообразные приёмы. Лучше всего варьировать различные упражнения для совершенствования скорости движения без мяча (бег отрезков 6-30 м, бег с резкой остановкой, бег на месте с высоким поднятием бедра, бег спиной вперёд, бег с кувырком вперёд, бег прыжками, бег по ступенькам лестницы, имитация беговых движений в положении лёжа на спине) и с мячом (ведение мяча 28 м, ведение мяча с движением в сторону, ведение мяча с рывком вперёд, ведение мяча с постоянной передачей партнёру, ведение мяча с резкой остановкой и последующим рывком с передачей мяча). При этом паузы между сериями должны длиться не менее 4 мин. Рекомендуется для развития скоростных способностей спортсменов использовать нагрузки малого объёма с длительностью серий от трёх до пяти минут и нагрузки среднего объёма с длительностью серий упражнений 3-4 мин, которые не вызывают отрицательного воздействия на функциональное состояние организма [4].

Цель исследования: Изучение влияния тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных способностей юных баскетболисток 10-12 лет.

С целью изучения нами было проведено педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение проходило с сентября 2020 года по апрель 2021 на базе команды ДЮСШ в г. Ашхабаде.

Результаты исследования и их обсуждение. Повторный и соревновательный методы являются основными в совершенствовании скоростных способностей. Лучший результат достигается при использовании серий скоростных упражнений в соревновательном режиме.

Основной задачей функциональной подготовленности юных баскетболисток является демонстрация ими уровня физиологических механизмов организма и состояния физических качеств: силы, скорости, выносливости, гибкости и координации. Поэтому предлагаем вести учёт тренировочных нагрузок, опираясь на общую, специальную и техническую подготовку. Это позволяет адекватно оценивать разнонаправленность тренировочных нагрузок: специальной физической, технической, тактической подготовки и определять развитие физических качеств баскетболисток.

По скоростным способностям можно определить интенсивность тренировочных нагрузок на определенном тренировочном этапе. От объёма и степени интенсивности тренировочных нагрузок зависит скорость передвижения. При этом физическая нагрузка скоростного характера может вызывать в организме юных спортсменок ряд физиологических изменений, зависящих от последовательности отработки тренировочных элементов, количества повторений упражнений, пауз отдыха.

В целях совершенствования скорости юных баскетболисток используются тренировочные упражнения в аэробном режиме для развития общей выносливости, а смешанный и анаэробный режим применяется для развития специальной выносливости и скоростных качеств.

Наиболее известным методом контроля скоростных способностей спортсмена, является частота сердечных сокращений (ЧСС), которая отражает энергетическую стоимость частоты передвижения. Показатели ЧСС свидетельствуют об изменении функционального состояния вегетативных систем: терморегуляции, обмена веществ, внешнего дыхания, эндокринной системы, центральной нервной системы и др.

Экспериментальная проверка скоростной способности осуществлялась на группе 24 девочек-баскетболисток в возрасте 10-12 лет. Средства и методы подготовки равномерно распределялись на протяжении подготовительного периода. Для достижения поставленных целей нами была разработана диагностика скоростных способностей детей, включающая в себя комплекс педагогических тестов по оценке ЧСС: стартовой скорости (преодоление бегом десятиметрового отрезка с места), дистанционной скорости (преодоление бегом тридцати метров с места), специальной (скоростной) выносливости (бег 3 раза по 28 метров с поочерёдным обеганием трех стоек, расположенных на расстоянии 9 метра друг от друга).

Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе длилась 60 дней. Первые 25 дней наблюдалось преобладание объёма скоростной стартовой работы, на 32-56 день наблюдалось преобладание скоростной выносливости. При этом между величинами объёма и длительность была отмечена взаимосвязь. Наблюдение за воспитанницами "Ашхабадской городской спортивной школы по баскетболу" в возрасте 10-12 лет выявило, что ЧСС на уровне анаэробного порога на окончательном этапе экспериментального исследования снизилась со 163 уд./мин 3+10,3 до 154 уд / мин 5+11,4 уд./мин при максимальном увеличении потребления кислорода. При оценке скоростных способностей на подготовительном этапе тренировочного процесса у баскетболисток 10-12 лет было отмечено понижение сердечного ритма на фоне рационального сочетания и применения разнообразных средств и методов скоростных упражнений, что свидетельствует о значительном потенциале экономичного функционирования организма на данном возрастном этапе.

Предельными критериями послужил порог ЧСС в 164 уд./мин, критический уровень - 176 уд/мин. В стартовой скорости в беге на 10 м - 176 уд / мин, в дистанционной скорости в беге на 30 м - 167 уд./мин, в специальной скорости в беге 3х30 м - 163-154 уд./мин.

Выводы. Таким образом, о влиянии тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных способностей юных спортсменок, необходимо судить, исходя из интенсивности нагрузки, функциональной подготовленности и возраста баскетболисток, так как возрастные изменения оказывают влияние изменение на функциональные возможности сердца. Совершенствование скоростных способностей баскетболисток эффективнее всего осуществлять параллельно с развитием скоростной выносливости, скоростно-силовых качеств, техники исполнения игровых действий не в состоянии физического или эмоционального утомления. При этом стремиться к скорости выполнения упражнений, близкой к максимальной, изменять скорость выполнения упражнений от предельной к субмаксимальной, тренировать скорость расслабления работающих мышц.

Список литературы

1. Блоцкий Сергей Михайлович. Построение тренировочных нагрузок бегунов на средние дистанции 13-15 лет с учетом их индивидуальных особенностей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 Москва, 2000. 162 с.

2. Кардосо А.М.У. Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет: автореф. дисс... М., 1985. 37 с.

3. Сергеев Андрей Игоревич. Методические приемы совершенствования основных компонентов быстроты у бегунов на короткие дистанции 13-15 лет: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Смоленск, 1999. 134 с.

4. Лалаков Геннадий Сергеевич. Определение целесообразных и допустимых тренировочных нагрузок, развивающих скоростные и скоростно-силовые качества футболистов высокой квалификации, Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». № 4 (38), 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.