Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
164
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ЗАТРАТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Алексеева Светлана Станиславовна, Журавлева Елизавета Анатольевна

Целью исследования явилось теоретическое и практическое обоснование применения транспортной логистики в агропромышленном комплексе. Объект исследования: логистическая система агропромышленного комплекса, обеспечивающая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Изучены достоинства и недостатки различных видов транспорта: железнодорожного, морского, внутреннего водного (речного), автомобильного, воздушного, трубопроводного. Выделены основные факторы, влияющие на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки. Выявлено, что правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта. Использование транспортной логистики в агропромышленном комплексе позволяет, с одной стороны, упорядочить процессы товародвижения, а с другой - ориентирует товаропроизводителей на формирование оптимальных каналов товародвижения готовой продукции. Учет особенностей логистической инфраструктуры в регионе, анализ и выявление недостатков при совершенствовании систем сбора, переработки и транспортировки продукции сельскохозяйственного производства позволит посредством минимизации затрат увеличить продовольственную безопасность нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Алексеева Светлана Станиславовна, Журавлева Елизавета Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TRANSPORT LOGISTICS ON THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCTS

The aim of the study was theoretical and practical rationale for the use of transport logistics in the agricultural sector. Object of study: logistic system of the agroindustrial complex, ensuring the competitiveness of agricultural products. Studied the advantages and disadvantages of different modes of transport: rail, sea, inland water (river), road, air, pipeline. The main factors influencing the choice of mode of transport: delivery time, frequency of shipment of the goods, reliability of compliance with the schedule of delivery, the ability to carry different loads, the ability to deliver cargo to any point of the territory, the cost of transportation. It is revealed that the correctness of the choice made must be confirmed by technical and economic calculations, based on the analysis of all costs related to the transportation various types of transport. The use of transport logistics in the agricultural sector allows on the one hand to streamline the process of distribution, and on the other hand focuses producers on the formation of optimal channels of distribution of finished products. The peculiarities of the logistics infrastructure in the region, analysis and identification of shortcomings in the improvement of systems of gathering, processing and transportation of agricultural production will allow, by minimizing costs to increase the food security of our country.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

Н О Н О М И Ч ИСК И

НАУКИ

УДК 656.13.005

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

АЛЕКСЕЕВА Светлана Станиславовна, канд. экон. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), alekseeva200020@bk.ru ЖУРАВЛЕВА Елизавета Анатольевна, аспирант, Рязанский государственный радиотехнический университет им. П.А. Костычева, lizunia0000@rambler.ru

Целью исследования явилось теоретическое и практическое обоснование применения транспортной логистики в агропромышленном комплексе. Объект исследования: логистическая система агропромышленного комплекса, обеспечивающая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Изучены достоинства и недостатки различных видов транспорта: железнодорожного, морского, внутреннего водного (речного), автомобильного, воздушного, трубопроводного. Выделены основные факторы, влияющие на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки. Выявлено, что правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта. Использование транспортной логистики в агропромышленном комплексе позволяет, с одной стороны, упорядочить процессы товародвижения, а с другой - ориентирует товаропроизводителей на формирование оптимальных каналов товародвижения готовой продукции.

Учет особенностей логистической инфраструктуры в регионе, анализ и выявление недостатков при совершенствовании систем сбора, переработки и транспортировки продукции сельскохозяйственного производства позволит посредством минимизации затрат увеличить продовольственную безопасность нашей страны.

Ключевые слова: транспортная логистика, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное производство, затраты, себестоимость, эффективность производства.

Введение производства и сбыта; на поиске оптимальных

Логистика, как наука и практика управления решений в целом по всему процессу движения материальными и связанными с ними потоками материального потока в сфере обращения и

финансовых ресурсов и информации, становится все более востребованной в отраслях агропромышленного комплекса. Организация ресурсного обеспечения сельскохозяйственных производителей дает значительный экономический, социальный и экологический эффект [3].

Основными областями применения логистики в сельском хозяйстве являются запасы и транспорт.

Наиболее перспективным научным направлением радикального решения проблем повышения эффективности системы транспортного обеспечения производства сельскохозяйственной продукции является использование методов транспортной логистики [1], как раздела научного направления «Логистика» - науки о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Теоретические основы применения транспортной логистики

Транспортная логистика, являющаяся логистической подсистемой (рис. 1), базируется на концепции интеграции транспорта, снабжения,

производства по критерию минимума затрат на транспортировку, снабжение, сбыт, производство [7]. Учитывая, что в себестоимости сельскохозяйственной продукции значительную долю (20% и более) составляют затраты на погрузочно-раз-грузочные и транспортные работы, становится актуальной проблема повышения эффективности транспортного обеспечения отрасли.

Снижение затрат на погрузочно-разгрузочные и транспортные работы возможно, прежде всего, на основе освоения высокоэффективных транспортных технологий и высокопроизводительных технических средств.

Мировой опыт показывает, что применение методов транспорной логистики позволяет снизить уровень запасов на 30-50%, сократить время движения продукции на 25-45% и в итоге - минимизировать денежные затраты [7].

Наибольшее влияние на экономику оказывают транспортные системы крупных промышленных предприятий, где транспорт неразрывно связан с производственным процессом. Это важно и для сельскохозяйственного производства, в котором лучшие результаты деятельности обеспечиваются в структурах повышенной концентрации. И в

© Алексеева С.С., Журавлева Е.А., 2016 г.

13-

Вестник РГАТУ, №4 (32), 2016

этой отрасли транспортные потоки должны быть гармонично увязаны с технологическими процессами производства, быть одним из важных компонентов агротехнологий [6].

Эффективность производства сельскохозяйственной продукции можно существенно повысить путем разработки, создания и использования новых технологий и технических средств транспортной логистики, гармонизированных с агротехноло-

гиями [5].

Главной задачей при создании транспортной логистики в технологиях производства сельскохозяйственной продукции рекомендовано считать повышение производительности труда в транспортной системе отрасли, то есть достижение основной цели ее технологической и технической модернизации и обеспечения конкурентоспособности продукции [2].

Рис. 1 - Логистическая система

о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Анализ выбора вида транспорта

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация

Таблица - Характеристика видов транспорта

Вид транспорта Достоинства Недостатки

Железнодорожный •Высокая провозная и пропускная способность. •Независимость от климатических условий, времени года и суток. •Высокая регулярность перевозок. •Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. •Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. •Ограниченное количество перевозчиков. •Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. •Высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок. •Низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления). •Недостаточно высокая сохранность груза.

Морской •Возможность межконтенентальных перевозок. •Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. •Высокая провозная и пропускная способность. •Низкая капиталоёмкость перевозок. •Ограниченность перевозок. •Низкая скорость доставки (большой время транзита груза). •Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. •Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный (речной) •Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоёмах. •Низкая себестоимость перевозок. •Низкая капиталоёмкость. •Ограниченность перевозок. •Низкая скорость доставки грузов. •Зависимость от неравномерности глубин рек и водоёмов, навигационных условий. •Сезонность. •Недостаточная надёжность перевозок и сохранность груза.

Автомобильный •Высокая доступность. •Возможность доставки груза «от двери до двери». •Высокая маневренность, гибкость, динамичность. •Высокая скорость доставки. •Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. •Высокая сохранность груза. •Возможность отправки груза маленькими партиями. •Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. •Низкая производительность. •Зависимость от погодных и дорожных условий. •Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. •Недостаточная экологическая чистота.

Продолжение таблицы

Воздушный • Наивысшая скорость доставки груза. • Высокая надёжность. • Наивысшая сохранность груза. •Наиболее короткие маршруты перевозок. •Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. •Высокая капиталоёмкость, материало- и энергоёмкость перевозок. •Зависимость от погодных условий. •Недостаточная географическая доступность.

Трубопроводный • Низкая себестоимость. • Высокая производительность (пропускная способность). • Высокая сохранность груза. • Низкая капиталоёмкость. • Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). • Недостаточная доступность малых объёмов транспортируемых грузов.

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

- время доставки,

- частота отправлений груза,

- надежность соблюдения графика доставки,

- способность перевозить разные грузы,

- способность доставить груз в любую точку территории,

- стоимость перевозки [8].

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта [4].

Например, стоимость доставки 10 т. груза (ценность - 100 000руб) автомобилем составляла 2000 руб, самолетом - 6000 руб. Выбор пал на автомо-биль. Однако проведенный впоследствии анализ полной сто-имости показал, что плюс к провозному тарифу при авто-мобильной перевозке пришлось заплатить:

• экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедиро-вание и охрану, т. е. 5000 руб. (при перевозке самолетом эти затраты исключались);

• банку: 1,5% от стоимости груза в качестве про-центов за кредит, так как перевозка автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 100 000 руб. были от-влечены в запас, что составило еще 1500 руб;

• суммарные затраты при доставке составили 8500 руб.

Выбор автомобиля, сделанный только лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверен - самолет был выгоднее.

Заключение

Использование транспортной логистики в агропромышленном комплексе позволяет, с одной стороны, упорядочить процессы товародвижения, а с другой - ориентирует товаропроизводителей на

формирование оптимальных каналов товародвижения готовой продукции.

Учет особенностей логистической инфраструктуры в регионе, анализ и выявление недостатков при совершенствовании систем сбора, переработки и транспортировки продукции сельскохозяйственного производства позволит посредством минимизации затрат увеличить продовольственную безопасность нашей страны.

Список литературы

1. Гафиятова, Т. П. Экономика агропромышленного комплекса [Текст] / Т. П. Гафиятова, О. И. Лебедева // Проблемы современной экономики. -2011. - № 1 (37). - С.

2. Евтюшенков, Н. Е. Развитие транспорта в сельском хозяйстве [Текст] // Техника в сельском хозяйстве. - 2006. - № 1. - С. 3-4.

3. Левкин, Г. Г. Логистика в сельском хозяйстве: методология и концепция использования [Текст] / Г. Г. Левкин, Н. М. Колычев, В. В. Семченко // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2014. - № 4-6. - С. 52-59.

4. Левшин, А. Г. Транспортное обеспечение производственных процессов [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Левшин, Н. Е. Евтюшенков. - М. : МГАУ, 2007. - 223 с.

5. Перспективная потребность сельского хозяйства в автомобилях повышенной проходимости [Текст] // Техника в сельском хозяйстве. - 2006. -№ 6. - С. 34-35.

6. Повышение уровня использования транспорта в сельском хозяйстве [Текст] // Техника в сельском хозяйстве. - 2006. - № 2. - С. 8-10.

7.Повышение эффективности перевозок плодоовощной продукции в АПК [Текст] /

Н. В., Бышов [и др.] // Сельский механизатор. -2016. - № 5. - С. 38-40.

8. Федоренко, В. Ф. Тенденции развития сельскохозяйственной техники: (по материалам 7-ой Международной выставки «Золотая осень») [Текст] / В. Ф. Федоренко. - М. : ФГНУ «Росинфор-магротех», 2006 - 165 с.

THE IMPACT OF TRANSPORT LOGISTICS ON THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCTS Alekseeva Svetlana S., candidate of Economics, associate Professor of the Department of state and municipal management of the msutm them. K. G. Razumovsky (PKU), alekseeva200020@bk.ru

Zhuravleva Elizaveta A., post-graduate student, Ryazan state radio engineering University. P. A. Kostychev, lizunia0000@rambler.ru

Вестник РГАТУ, №4 (32), 2016

The aim of the study was theoretical and practical rationale for the use of transport logistics in the agricultural sector. Object of study: logistic system of the agroindustrial complex, ensuring the competitiveness of agricultural products. Studied the advantages and disadvantages of different modes of transport: rail, sea, inland water (river), road, air, pipeline. The main factors influencing the choice of mode of transport: delivery time, frequency of shipment of the goods, reliability of compliance with the schedule of delivery, the ability to carry different loads, the ability to deliver cargo to any point of the territory, the cost of transportation. It is revealed that the correctness of the choice made must be confirmed by technical and economic calculations, based on the analysis of all costs related to the transportation various types of transport. The use of transport logistics in the agricultural sector allows on the one hand to streamline the process of distribution, and on the other hand focuses producers on the formation of optimal channels of distribution of finished products.

The peculiarities of the logistics infrastructure in the region, analysis and identification of shortcomings in the improvement of systems of gathering, processing and transportation of agricultural production will allow, by minimizing costs to increase the food security of our country.

Key words: transport logistics, agribusiness, agricultural production, costs, production cost, production efficiency.

1. Gafiyatova T.P. Yekonomika agropromishlennogo kompleksa/T.P. Gafiyatova, O.I. Lebedeva//Problemi sovremennoy ekonomiki. № 1 (37). 2011.

2. Evtyushenkov N.E. Razvitie transporta v selskom hozyaistve // Tehnika v selskom hozyaistve, 2006, № 1, с. 3, 4.

3. Levkin G.G. Logistika v selskom hozyaistve: metodologiya I konsepsiya ispolzovaniya / G.G. Levkin, N.M. Kolichev, V.V. Semchenko //Vestnik kadrovoy politiki, agrarnogo obrazovaniya I innovaciy. 2014. № 4-6. С. 52-59

4. Levshin A.G. Transportnoe obespechie proizvodstvennyh processov. Uchebnoe posobie. /Levshin A.G, Evtyushenkov N.E.//-M.: MGAU, 2007,223 c.

5. Perspektivnaya potrebnost selskogo hozyaisyva v avtomobilyah povyshennoy prohodimosti // Tehnika v selskom hozyaistve, 2006, № 6, с. 34...35.

6. Povyshenie urovnya ispolzovaniya transporta v selskom hozyaistve // Tehnika v selskom hozyaistve, 2006, № 2, с. 8.10.

7. Povyshenie effektivnisti perevozok ploodovoshnoy produkcii v APK / Byshov N.V., Borychev S.N., Uspenskiy I.A., Uhin I.A., Kokorev G.D., Rembalovich G.K. Selskiy mehanizator. 2016. № 5. С. 38-40.

8. Fedorenko V.F. Tendencii razvitiya selskohozyaistvennoy tehniki (po materialam 7-oy Mezhdunarodnoy vystavki «Zolotaya osen»). - M.: FGNU «Rosinformagroteh» 2006, 165 c.

УДК 3.33.338.2

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПО БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

ВАУЛИНА Ольга Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, waolan@mail.ru

ТАРАГИНА Людмила Витальевна, магистрант 1 курса направления «Экономика», lyudochka. taragina@mail.ru

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.Костычева

Организациями самостоятельно разрабатывается система управленческого учета, которая всё больше расширяет индивидуальный подход к разработке и формированию данных управленческого учета применительно к особенностям ведения деятельности. Управленческий учет находится в постоянном развитии: расширяются его функции, увеличивается набор поставленных проблем и решаемых задач; методы, применяемые данным учетом, становятся более разнообразными, увеличивается вариантность управленческих моделей. Управление любой организацией, в частности сельскохозяйственной, является сложной задачей, так как существует необходимость в своевременном получении информации для принятия управленческих решений. Эффективная работа сельскохозяйственного предприятия на всех уровнях управления невозможна без хорошей организации системы управленческого учета. Объектом исследования является деятельность ООО «Аграрий» Сасовского района Рязанской области, основным видом деятельности которого является производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Предметом исследования выступает формирование плана счетов управленческого учета и порядок учета затрат продукции свекловодства.

Literatura

© Ваулина О.А., Тарагина Л.В., 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.