Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
455
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ECOLOGICAL TOURISM / INBOUND TOURISM / DOMESTIC TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абдурахманова Лола Радиковна

В статье проанализированы проблемы текущего состояния транспортной инфраструктуры в России в целом и на примере Камчатского края, выделены сильные и слабые стороны. Рассмотрена проблема развития экологического туризма в Камчатском крае. Определены пути решения по улучшению состояния транспортной инфраструктуры в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE ON THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN RUSSIA

This article analyzes the problems of the current state of transport infrastructure in Russia as a whole and on the example of the Kamchatka territory, identifies strengths and weaknesses. The problem of development of ecological tourism in the Kamchatka region is considered. The ways to improve the state of transport infrastructure in Russia are identified.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ»

Абдурахманова Лола Радиковна

студент Факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва Lol00025@mail.ru

Влияние транспортной инфраструктуры на развитие туризма в России

Аннотация

В статье проанализированы проблемы текущего состояния транспортной инфраструктуры в России в целом и на примере Камчатского края, выделены сильные и слабые стороны. Рассмотрена проблема развития экологического туризма в Камчатском крае. Определены пути решения по улучшению состояния транспортной инфраструктуры в России.

Ключевые слова:

транспортная инфраструктура, экологический туризм, въездной туризм, внутренний туризм

Lola R. Abdurakhmanova

student of Faculty of international tourism, sports and hotel business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia Lol00025@mail.ru

Impact of transport infrastructure on the development of tourism in Russia

Abstract

This article analyzes the problems of the current state of transport infrastructure in Russia as a whole and on the example of the Kamchatka territory, identifies strengths and weaknesses. The problem of development of ecological tourism in the Kamchatka region is considered. The ways to improve the state of transport infrastructure in Russia are identified.

Keywords

transport infrastructure, ecological tourism, inbound tourism, domestic tourism

Введение. В настоящее время сфера туризма является одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. В соответствии с данными Всемирного совета по туризму и путешествиям ^ТТС) доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в мировом валовом внутреннем продукте составляет 10,2% на 2016 год (что больше, чем доля химической промышленности в ВВП (8,6%) [6]. Более того, сфера туризма обеспечивает работой 108,7 миллионов человек в мире [7]. Туризм предоставляет в два раза больше рабочих мест, чем финансовый сектор и в пять раз больше мест, чем сектор химической промышленности.

О значимости и актуальности развития сферы туризма для экономики России свидетельствует тот факт, что

© Л.Р. Абдурахманова, 2019

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) переходит из подчинения министерства культуры в ведение министерства экономического развития. Развитие отрасли туризма стимулирует развитие многих отраслей, которые в той или иной в степени включает в себя туризм - строительство, транспорт, гостиничное дело, общественное питание, культурно-зрелищная отрасль, учебные заведения, готовящие квалифицированный персонал, обслуживающий все перечисленные отрасли.

Состояние транспортной

инфраструктуры в России. Постоянный спрос в туристской отросли ставит перед экономикой страны определенные задачи, одна из которых - развитие транспортной инфраструктуры. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, так как в большинстве случаев живописные

природные объекты, представляющие особый интерес для туристов, труднодосягаемы, а транспортная инфраструктура представлена на низком уровне. Более того, подобные объекты имеют большой потенциал для развития экологического туризма, распространение которого благотворно повлияет на въездной и внутренний туризм в России.

Россия обладает достаточно обширной транспортной сетью: 87 тыс. км. железных дорог, 745 тыс. км. автомобильных дорог, 600 тыс. км. воздушных магистралей [10]. И в то же время Россия значительно отстаёт от Европейского союза по уровню развития транспортной инфраструктуры. Согласно данным Министерства транспорта РФ уровень транспортных издержек в цене готовой продукции составляет 20-25%, что выше уровня развитых стран в 2,5-3 раза, подвижность населения России составляет 6,9 тыс. пасс.-км в год на 1 жителя, что в 34 раза меньше, чем в США, Канаде, Австралии и в странах Европейского союза [1].

Со стороны государства

принимаются некоторые меры по улучшению транспортного обслуживания. Принятая в 2013 году Министерством Транспорта Государственная программа «Развитие транспортной системы» подразумевает увеличение подвижности населения, совершенствование

транспортной инфраструктуры для её соответствия в полной мере потребностям внешней торговли и задаче реализации транзитного потенциала России, а также повышение уровня безопасности и устойчивости транспортной системы, в частности автомобильных дорог. В соответствии с заданными задачами проводится реконструкция участков железных дорог (участок Мга - Гатчина -Веймарн - Ивангород и железнодорожные подходы к портам на южном берегу Финского залива; комплексная

реконструкция линий Таманского полуострова и другие) [8]; аэропортовых комплексов (Владивосток, Белгород, Камчатка и др.) [9]. Кроме того, хотя в России практически отсутствует высокоскоростное сообщение

железнодорожных путей, были запущенны электропоезда по маршруту Москва -Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород, Санкт-Петербург - Хельсинки. Большое внимание уделяется инвестиционным проектам в Краснодарском крае, как одной из самых популярных туристических дестинаций: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край; «Создание сухогрузного района морского порта Тамань»; реализовывались проекты по комплексному развитию транспортных узлов в Мурманске, Приморском крае, Ростове.

По протяженности автодорог Россия хотя и находится приблизительно на уровне Канады, однако пассажирский

автотранспорт не очень удобен в силу недостаточной развитости и безопасности автодорог. По данным Министерства транспорта РФ число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России -19-20 человек в расчете на 100 тыс. населения в год, в то время как в странах ЕС - 3-8 человек [1]. Кроме того, в России существует огромное количество труднодоступных районов, к которым не проложены автодороги и добраться можно только воздушным или водным путем.

Проблемы развития экологического туризма в Камчатском крае. В России сложно найти регион, имеющий больше перспектив в развитии в качестве популярного центра экологического туризма, чем Камчатский край. Это уникальное место, богатое природными ресурсами, практически не тронутыми человеком, такими как вулканы, термальные источники, долина гейзеров, реки и озера. Факторы, наиболее

тормозящие развитие туризма — это труднодоступность края и слабое развитие транспортной инфраструктуры. Транспорт на Камчатке представлен не полностью -отсутствуют железные дороги. Водным путём осуществляются материально-технические перевозки, воздушным -пассажирские. Важнейшую роль играет незамерзающий морской порт

Петропавловск-Камчатский, перерабатывающий более 2,9 млн. грузов в год. Воздушный транспорт выполняет важнейшую функцию доступности региона после отказа от регулярных морских рейсов. Воздушные инфраструктура Камчатки представлена 12 аэродромами местных воздушных линий (МВЛ), 8 посадочными площадками и 4 вертодромами [2]. Сеть автодорог играет ведущую роль в сообщении районов Камчатки, и при этом характеризуется высокой степенью износа и не обеспечивает круглогодичного сообщения.

Развитие туризма в крае требует, во-первых, улучшения состояния транспортного обеспечения края. На 2016 год уже были реализованы некоторые меры: завершена реконструкция автодороги Петропавловск-Камчатский - Мильково на нескольких участках; реконструированы некоторые мосты через реки Кирганик и Половинка; было начато строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана. Следует и дальше расширять и реконструировать сеть автомобильных дорог. Приоритетным в морском транспорте является

реконструкция причалов и морских пропускных пунктов в г. Петропавловске-Камчатском, а также организовывать морские пассажирские перевозки между портами Камчатки и Дальнего Востока, а также по побережью полуострова.

Во-вторых, требуется точечное использование нетронутых природных ресурсов для развития таких современных видов туризма, как экотуризм. Камчатка

располагает большим количеством природных парков, которые как нельзя лучше подходят для развития научного экотуризма (например, вулкан

Ключевской). Наиболее близким примером исторического экотуризма может послужить корякская деревня Эссе, в которой, помимо всего прочего, практически полностью отапливаются термальной водой не только дома, но и теплицы. Подобные деревни, с проживающими в них коренными народами, способны предоставить не только опыт погружения и созерцания нетронутой вокруг природы, познания культуры местных сообществ.

Заключение. В статье рассмотрены факторы, препятствующие развитию туризма в России. Состояние транспортной инфраструктуры, рассмотренной на примере Камчатского края, очерчивает проблемы многочисленных регионов России. Решение проблем труднодоступ-ности и слабого оснащения транспортной инфраструктуры снизило бы дороговизну маршрута, а значит сделало бы объект более привлекательным для туристов. Приток туристов, означающий приток денежных средств в регион, в свою очередь, еще более бы катализировал развитие туризма, туристской и транспортной инфраструктур. В целях динамичного развития необходимо привлечение внутренних и международных финансовых вложений, а также создание целевых государственных программ.

Научный руководитель работы:

Алеева Гульнара Ильдусовна, ассистент Департамента менеджмента,

Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва, GIAleeav@fa.ru

Литература

1. Министерство транспорта Российской федерации. Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», 2013 - 2 с. // URL: https://www.mintrans.ru/images/ content/gos-programma-rasv-tran-sist.pdf (дата обращения: 24.11.2018)

2. Илюхин, В.В. Инфраструктура Камчатского края // URL: http://federalbook.ru/files/Infrastruktura/ Soderjan iye/Tom - 2/V/I lyuhin.pdf (дата обращения: 24.11.2018)

3. Мозгоев, А.М. Роль транспорта в развитии туризма между Россией и Китаем / А.М. Мозгоев // Транспортное дело России, 2015 // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23660478 (дата обращения: 24.11.2018)

4. Тропина, Е.А., Мандрик, Е.Л., Дубина, В.Д. Перспективы развития экологического туризма на полуострове Камчатка / Е.А. Тропина, Е.Л. Мандрик, В.Д.Дубина // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России, 2018 // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 35239384 (дата обращения: 24.11.2018)

5. Уткина, Н.В., Грачёва, Н.В. Исследование развития моделей туризма в Приволжском федеральном округе / Н.В. Уткина, Н.В. Грачёва // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе, 2015 // URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24107901 (дата обращения: 24.11.2018)

6. World travel and tourism council. World summary, 2017 - Global GDP impact by sector // URL: https://www.wttc.org/-/media/files/reports/benchmark-reports/regional-reports-2017/world.pdf (дата обращения: 24.11.2018)

7. World travel and tourism council. World summary, 2017 - Global employment impact by sector // URL: https://www.wttc.org/7media/files /reports/benchma rk- reports/regional-reports-2017/world.pdf (дата обращения: 24.11.2018)

8. Итоги реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Росси (2010 - 2021 годы)» за

2016 год // URL: http://www.tvertas.ru/sites/default/files/8 ._osnovnye_itogi_realizacii_fcp_razvitie_tr ansportnoy_sistemy_rossii.pdf (дата обращения: 24.11.2018)

9. Итоги реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Росси (2010 - 2021 годы)» за

2017 год // URL: http://www.tvertas.ru/sites/default/files/8 ._osnovnye_itogi_realizacii_fcp_razvitie_tr ansportnoy_sistemy_rossii.pdf (дата обращения: 24.11.2018)

10. Транспортная система России // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортна я_система_России (дата обращения: 24.11.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.