Влияние трансформации структуры потребления энергоресурсов на формирование цен на ВИЭ
Морозов Максим Максимович,
студент магистратуры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Тенденции нестабильности экономической активности ведущих игроков мира существенно сказываются на спросе и ценах на энергоносители. Рецессия 2020 года привела к снижению потребления энергетического сырья, что в свою очередь сокращает инвестиции в добычу нефтегазового сырья. На протяжении последних лет аналитики выявляют тенденцию трансформации ценообразования на ВИЭ в условиях энергетической трансформации. Причиной развития энергетического кризиса в 2021 г. послужило снижение предложения ВИЭ. В статье приводятся аргументы о сокращении выработки ВИЭ в Китае, странах ЕС и США, что выразилось в ограничении производства электроэнергии и привело к увеличению объемов потребления традиционных энергоносителей. Решение проблемы ценообразования ВИЭ обусловлены в первую очередь высокими издержками на поиск новых источников энергии в условиях санкционной политики. Автор указывает, что в отличие от традиционных источников энергии (газ, нефть, уголь) ценовая структура на ВИЭ существенно зависима от их структуры. Это означает, что существенные изменения на спрос электроэнергию приведут к изменению цены более динамично в сравнении с эффектами волатильностью нефтяных котировок, тем самым создают высокую степень неопределенности для мирового сообщества.
Ключевые слова: возобновляемые источники энергии (ВИЭ), электроэнергетика, процесс ценообразования, структура ценообразования на ВИЭ.
Введение
В современных условиях развития международных экономических отношений тенденцией развития энергетического рынка становится трансформация ценовой структуры на ресурсы, в частности на возобновляемые ресурсы. Данная тенденция была отмечена впервые в исследованиях экономистов Рикардо, Хотеллинга, которые отметили влияние спроса на ресурсы на ценовую политику. На протяжении прошлого столетия в условиях масштабирования производства многие мировые игроки переходят к возобновляемой энергетике, что усиливает энергетический переворот: сегодня фактически повсеместно реализуется политика поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ), внедряются новые технологии, модернизируются более конкурентоспособными старые. Последние два десятилетия ведущие мировые игроки реализуют политику поддержки ВИЭ, а относительно зрелой стадией развития отрасли влияние возобновляемой энергетики на процесс формирования цен на рынке электроэнергии, а вместе с тем и на конкурентоспособность других участников рынка. Так, с 2012 г. в странах ЕС существенно возросло влияние ВИЭ на цены на рынке электроэнергии, что актуализирует влияние на мировые тенденции. В постпанде-мийный период проблема анализа процесса ценообразования на бирже до и после выхода на рынок технологий ВИЭ и теоретическое обоснование систематического падения цен за 1 кВт-ч на бирже. Аналитики при рассмотрении современных реальных процессов, которые изменяют рынок электроэнергии за последнее время: с одной стороны, падение цен на мировой бирже, а с другой - рост цен на электроэнергию для конечного потребителя. Это характеризует противоречивость развития технологий ВИЭ, которые влияют на процесс ценообразования на рынке электроэнергии.
Результаты исследования
Системное внедрение ВИЭ уже сегодня позволит достичь долгосрочную цель - сформировать низкоуглеродную экономику, однако, данный процесс является рискогенным для стабильности энергосистем мира. Аномальные погодные условия 2020-2021 гг. в Европе и США послужили причиной сокращений генерации ВИЭ, а также ускорило развитие регионального энергетического кризиса в мире, а также замедляет энергетический переход. Данный фактор подтверждает небывалый рост спроса, который детерминировал рост стоимости электроэнергии в регионах с большой долей ВИЭ в электробалан-
Q. в
OJ
со
се. По данным аналитиков климатического саммита СОР26 в Глазго в 2021 г., дестабилизация энергетического рынка затронет стабильность рынка ВИЭ, а также приведет к сокращению использования традиционных источников энергии и введению новых мощностей ВИЭ. В исследовании Телегиной Е.А. отмечается растущий тренд энергоперехода - глобальной трансформации энергетических систем, которая подразумевает кардинальное повышение их эффективности и ускоренную декарбонизацию экономики. Тем самым обозначена тенденция к изменению топливно-энергетического баланса: снижению использования ископаемого топлива в электроэнергетике в пользу низкоуглеродных и безуглеродных источников энергии.
По мнению аналитиков ВТО 2020 год определил новую тенденцию в изменении цен на ВИЭ, что было детерминировано коллапсом мирового нефтяного рынка в апреле 2020 года. Эта ситуация стала свидетельством жесткой взаимосвязи рынков «физической» и «бумажной» нефти, что привело к сдвигу котировок и спекуляции, которые были обусловлены ожиданиями на рынке нефти физической. В период пандемии связь между традиционным рынком энергоресурсов и ВИЭ во многом стала более жесткой из-за выявленных проблем в нефтяной отрасли: эскалация конфликтов, санкционная политика. Крупнейшие игроки мира на энергетическом рынке в начале 2020 г. испытывали ожидание дефицита мощностей по добыче, не поспевали за неожиданно резко возросшим спросом. Изменение климатической повестки ведет к постепенному повышению роли возобновляемых источников энергии в мире. Это обусловлено рядом факторов: ведущие страны увеличивают их долю в энергобалансе для снижения антропогенного влияния на окружающую среду. Именно ВИЭ становятся ключевым компонентом низкоуглеродной повестки, в высокой степени подвержены влиянию погодных факторов, что влечет за собой риски для стабильной работы энергосистем. В условиях стабилизации энергетического рынка в 2021 г. было выявлено, что не все государства в перспективе готовы отказаться от использования традиционных источников энергии, что не позволяет сократить потребление топлива в ущерб текущей устойчивости энергоснабжения и стабильности цен. Этот фактор способствует замедлению темпов энергоперехода, а также указывает на важность формирования технологической устойчивости ВИЭ в долгосрочном периоде. По данным аналитиков международного энергетического агентства за последнее десятилетие (2010-2020 г.) только выработка электроэнергии на базе ВИЭ в мире увеличилась более чем на 61,5%, в Китае - на 72,1%. Однако, потенциал применения ВИЭ в ведущих странах мира не был реализован не полностью. Так, 20152020 г. в США, Китае, Японии внедрение ВИЭ было включено в политическую программу, для этого на государственном уровне были сформированы стратегии по расширению кмплексному переходу к использованию ВИЭ. Уже в 2021 году в США,
Китае стала внедряться «зеленая программа», направленная на производство доступной возобновляемой энергетики. Об этой ситуации свидетельствует статистика стран, которые переходят к использованию ВИЭ[1].
Как показывает статистика, снижение генерации в секторе ВИЭ до осени 2021 г. примерно на 18,2% по отношению к 2020 г., что обусловлено сокращением выработки электроэнергии из-за неблагоприятных условий в регионах с высокой концентрацией ВЭС и ГЭС. Снижение генерации ВИЭ обусловлено также увеличением выработки ТЭС вопреки росту цен на традиционные энергоносители. Эта ситуация привела к росту спроса на природный газ и уголь, росту стоимости электроэнергии в странах ЕС в 2020-2021 г. В условиях обострения отношений РФ и ЕС изменились ценовые котировки на ВИЭ, что обусловлено отсутствием развитой инфраструктуры в странах Европы. Темпы роста среднемесячных ценовых индикаторов ускорились: преодолев отметку в 86,0 евро/мВт-ч в октябре, уже в декабре индекс Nord Pool достиг 14-летнего среднемесячного максимума в 147,2 евро/МВт-ч (рост в 7,3 раза к декабрю 2020 г.) [2].
В 2020-2022 г. крупнейшие страны мира активно внедряют разные ВИЭ в производство. В частности, в России роль ГЭС (98,6%) по состоянию на сентябрь 2022 г. В странах СНГ с 2010 г. стали реализовываться программы по разработке систем использования ветряных и солнечных электростанций, чего нет в Европе. По состоянию на 2021 г. в США, Китае, Японии на основе ВИЭ работают более 70% предприятий, что во многом обусловлено территориальным потенциалом и погодно-климатическими особенностями стран. В странах G-8 внедрение ВИЭ в энергосистемы также сохраняются на высоком уровне. Так, в Китае, по данным МЭА, генерация электроэнергии на базе ВИЭ к 2020-2021 гг. увеличилась в 3,3 раза по отношению к 2010 году, что позволяет постепенно снизить степень зависимости и углеводородов. Данный глобальный тренд на использование ВИЭ охватывает Индию, Корею, Японию, которые инвестируют в эту отрасль более 200 млрд.дол [5].
По оценкам Еврокомиссии по состоянию на 2021 г. использование ВИЭ только в ЕС требует более 1 трлн.евро, что существенно сказывается на ценовой политике. Тенденция изменения стоимости ВИЭ в пользу увеличения обусловлена Энергетическим кризисом в странах ЕС, США. 2021 год обусловил необходимость развития технологий накопления энергии для стабильной работы энергосистем с использованием ВИЭ. В условиях отсутствия систем накопления энергии представляется более эффективным использование ВИЭ не в качестве основного источника электроэнергии, а в виде дополнительных генерирующих мощностей в уже существующей энергосистеме. В условиях энергетического перехода необходимо избежать ценовые риски краткосрочного характера. В условиях усиления противоречий РФ и стран НАТО и ЕС в ЕС была разработана 1 трансграничная
система углеродного регулирования, что означает постепенный отказ от традиционных источников энергии и переход к ВИЭ. Однако, инструментарий ценообразования на ВИЭ не разработан, что обуславливает поставку энергии из стран-партнеров, в частности, из России. Впрочем, курс на ускоренное внедрение ВИЭ в энергосистемы стран ЕС, а также стабилизация цен сопровождается серьезными рисками. В условиях сокращения выработки на базе ВИЭ высокий спрос на электроэнергию, отчасти связанный с постпандемийным восстановлением экономик мира, привел к резкому росту потребления угля, природного газа и нефти. Это существенно замедляет темпы энергоперехода и противоречит «зеленой» повестке, в особенности стран ЕС. При этом отраслевой спрос, растущий на фоне рекордно низкого объема газа в подземных газовых хранилищах. В качестве примера следует указать ситуацию 2021 г., когда в условиях перехода к ВИЭ ведущих стран ЕС (Швейцария, Франция, Германия, Испания) выработка ВИЭ снизилась на 13,0% м/м из-за резкого падения генерации на ВЭС (-45,2% м/м). Это привело к росту цен на электроэнергию в 2021 г. По данным УИЭ индекс Nord Pool (европейской спотовой биржи электроэнергии) впервые достиг рекордных значений в 54,0 евро/МВт-ч (+24,0% м/м), в августе 2021 г. - в 65,4 евро/МВт-ч (+21,1% м/м). Аналитики указывают тенденцию роста цен из-за высоких цен на ископаемые виды топлива ВИЭ. Энергетический переход был ознаменован в постпандемий-ный период кризисом энергетическим, ценовым, что требует пересмотра стратегии энергеперехода к ВИЭ. Ценовой шок 2021 г. во многом обусловлен резким падением генерации на ВЭС (-45,2% м/м), что, в конечном счете привело к резкому росту цен на ВИЭ, увеличению цен на электроэнергию.
Заключение
Таким образом, тенденции 4 энергоперехода к использованию ВИЭ являются объективным условием развития энергетической системы мира. Как было отмечено ранее, переход от классических энергоресурсов с сокращением выбросов, переход к использованию возобновляемых источников энергии требует пересмотра долгосрочных стратегий, которые будут учитывать ценовые риски их реализации в современных условиях энергетического дисбаланса. Основной проблемой энергоперехода остается ценообразование, в частности в ЕС, США, являющихся крупными энергетическими игроками в мире. Это событие в значительной степени повлияло на обвал биржевых цен на электроэнергию. Однако согласно объявленному курсу климатической политики ЕС в ближайшее время цена на эмиссионные сертификаты будет только расти. Это, в свою очередь, не пройдет незаметно для рынка электроэнергии. Рост цен на 1 т выбросов увеличит издержки высокоуглеродных технологий электрогенерации (в первую очередь, электростанций, работающих на угле), повысив конкурентоспособность техно-
логий ВИЭ. Цена на бирже возрастет, что приведет к сокращению «зеленой» надбавки. Тенденция трудного перехода от ископаемых видов топлива к ВИЭ к 2030 г. может привести к 75% прироста генерирующих мощностей в мире, а соответственно, приведет к росту цен на ВИЭ для стран, которые зависимы от поставщиков.
Литература
1. Иванова Н.А. Биржевая торговля энергоресурсам: истоки и развитие. М., РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022. - 367 с.
2. Развитие возобновляемой энергетики на фоне энергетических кризисов// Энергетические тренды. - 2022. - № 4. - С. 1-18.
3. Андрей Конопляник: Нефтяной консенсус: как Россия и Саудовская Аравия помогут США. Печатная версия: «Мнение: Как Россия и Саудовская Аравия помогут США» // «РБ^аНу», 22.06.2020. - № 110 (2834). - С. 7-12.
4. Митрова Т.В. Энергопереход и риски для России//Аналитика и прогнозы. https://ngv.ru/ upload/iblock/055/055638b976f78674f4e10a-9c080a2ccb.pdf (дата обращения. 19.02.2021 г.)
THE IMPACT OF THE TRANSFORMATION OF THE STRUCTURE OF CONSUMPTION OF ENERGY RESOURCES ON THE FORMATION OF PRICES FOR RES
Morozov M.M.,
Financial University under the Government of the Russian Federation
Trends in the instability of the economic activity of the world's leading players significantly affect the demand and prices for energy resources. The 2020 recession led to a decrease in the consumption of energy raw materials, which in turn reduces investments in the production of oil and gas raw materials. Over the past years, analysts have identified a trend in the transformation of RES pricing in the context of energy transformation. The reason for the development of the energy crisis in 2021 was the decrease in the supply of renewable energy sources. The article presents arguments about the reduction of renewable energy generation in China, the EU countries and the USA, which resulted in the limitation of electricity production and led to an increase in the consumption of traditional energy carriers. The solution to the problem of RES pricing is primarily due to the high costs of finding new energy sources in the context of the sanctions policy. The author points out that, unlike traditional energy sources (gas, oil, coal), the price structure for RES is significantly dependent on their structure. This means that significant changes in electricity demand will lead to price changes more dynamically compared to the effects of oil price volatility, thus creating a high degree of uncertainty for the global community.
Keywords: renewable energy sources (RES), power industry, pricing process, pricing structure for RES.
References
1. Ivanova N.A. Exchange trade in energy resources: origins and development. M., Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkina, 2022. - 367p.
2. Development of renewable energy against the backdrop of energy crises// Energy trends. - 2022. - № 4. - S.1-18.
3. Andrey Konoplyanik: Oil consensus: how Russia and Saudi Arabia will help the US. Printed version: "Opinion: How Russia and Saudi Arabia will help the United States" // RBCdaily, 06/22/2020. - No. 110 (2834). - P. 7-12.
4. Mitrova T.V. Energy transition and risks for Russia//Analytics and forecasts. https://ngv.ru/upload/iblock/055/055638b976f-78674f4e10a9c080a2ccb.pdf
C3
о
CO
от m Р от
от А
=Е