Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ: АДЫГСКАЯ (ЧЕРКЕССКАЯ) КУЛЬТУРА'

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ: АДЫГСКАЯ (ЧЕРКЕССКАЯ) КУЛЬТУРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДЫ / АДЫГИ (ЧЕРКЕСЫ) / АДЫГСКАЯ (ЧЕРКЕССКАЯ) КУЛЬТУРА / PUBLIC LIFE / CULTURE / TRADITIONAL CULTURE / NATURAL RESOURCES / PRESERVATION OF NATURE / ADYGS (CIRCASSIANS) / ADYGHE (CIRCASSIAN) CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акча Сание

Статья рассматривает влияние традиционной культуры на сохранение природной среды. Традиционная культура предполагает уважение и охрану природы в обществе. Можно увидеть влияние традиций на людей и окружающую среду от прошлого до настоящего. Цель исследования понять эффективность традиционной культуры в сохранении природных ресурсов. В этом контексте адыгское общество рассматривалось как образец. Адыгское общество, очень преданное своим традициям, на протяжении веков уважало и сохраняло природные территории, которые считает священными. Традиции сохранения природы на протяжении веков проявили себя во всех аспектах жизни адыгов и приняли их как образ жизни. Однако с развитием событий в мире и социальными изменениями в обществе традиционные культурные элементы начинают исчезать. Наиболее важные последствия этого проявляются в природе, которая является частью жизни. Вследствие влияния внешних факторов, таких как глобализация, войны, а также внутренних факторов (особенно изменения в религиозных воззрениях) адыги отошли от своей традиционной культуры, и это изменило отношение к природе, что привело к разрушению природных ресурсов. Ключевые слова: общественная жизнь, культура, традиционная культура, природные ресурсы, сохранение природы, адыги (черкесы), адыгская (черкесская) культура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF TRADITIONAL CULTURE IN THE PRESERVATION OF NATURAL RESOURCES: ADYGHE (CIRCASSIAN) CULTURE

The article analyzes the influence of traditional culture on the preservation of the natural environment. Traditional culture adopts respect and preservation of nature in societies. It is possible to see the effects of traditions on people and the environment from past to present. The aim of the study is to understand the effectiveness of traditional culture in the preservation of natural resources. In this context, the Adyghe society was examined as a sample. The Adyghe society, which is very loyal to its traditions, has respected and preserved the natural areas that it considers sacred for centuries. The traditions of preserving nature have shown themselves in every aspect of the life of the Adygs for centuries and they have adopted it as a way of life. However, with the economic and political factors that emerged with the changing world order, traditional cultural elements have also entered the process of change. This situation has caused the loss of preservation cultures of natural resources. Within the scope of external effects such as globalization activities, wars and internal effects, especially the social developments on religion, the Adygs have moved away from their traditional culture, and this has changed the attitude towards nature and caused the destruction of natural resources.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ: АДЫГСКАЯ (ЧЕРКЕССКАЯ) КУЛЬТУРА»

References:

1. Gakstgauzen G.A. «Issledovanija vnutrennih otnoshenij narodnoj zhizni i v osobennosti sel'skih uchrezhdenij Rossii» / otv. red. 0. A. Platonov. Moskva : Institut russkoj civilizacii, 2017. 672 s.

2. Gulov F. Tatarskaja nacional'naja obuv': iskusstvo kozhanoj mozaiki. Kazan': Tatar, kn. izd-vo, 1983. 72 s.

3. Davydova S.A. Kustarnaja promyshlennost' Rossii : ocherki / S. A. Davydova, E. N. Polovceva, К. I. Berens [i dr.] / GUZ i 3. Otd. sel. jekonomii i s.-h. statistiki. Zhenskie promysly. Sankt-Peterburg : Tipo-lit. "Jakor'", 1913. IV. 440 s.: il. Rezhim dostu-pa: https://www.prlib.ru/item/425782 (data obrashhenija : 17.01.2024].

4. Zalkind G.M. Kustarnaja promyshlennost' Tatarstana. I. Istorija i process proizvodstva obuvi i golovnyh uborov. Kazan' : Tatizdat, 1931. 70 c. Rezhim dostupa : https://kitaphane.tatarstan.ru (data obrashhenija : 17.01.2024].

5. Kostomarov N.I. Ocherk domashnej zhizni i nravov velikorusskogo naroda v XVI i XVII stoletijah. Rezhim dostupa : https://runivers.ru/bookreader (data obrashhenija : 17.01. 2024].

6. Obzor kustarnyh zanjatij v Kazanskoj gubernii. Kazan': Kazan, otd-nie Imp. Rus. tehn. o-va, 1896. 112 s. Rezhim dostupa : https://rusneb.ru/catalog/000219_000011_RU_GPNTB (data obrashhenija : 17.01.2024].

7. Fuks K.F. Kazanskie tatary v statisticheskom i jetnograficheskom otnoshenijah. Istorija goroda Kazani. Moskva : Jurajt, 2023. Rezhim dostupa : https://urait.ru/viewer/kazanskie-tatary-v-statisticheskom-i-etnograficheskom-otnosheniyah-istoriya-goroda-kazani (data obrashhenija : 17.01.2024].

УДК 39

А. Сание

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ:

АДЫГСКАЯ (ЧЕРКЕССКАЯ) КУЛЬТУРА

Статья рассматривает влияние традиционной культуры на сохранение природной среды. Традиционная культура предполагает уважение и охрану природы в обществе. М ожно увидеть влияние традиций на людей и окружающую среду от прошлого до настоящего. Цель исследования - понять эффективность традиционной культуры в сохранении природных ресурсов. В этом контексте адыгское общество рассматривалось как образец. Адыгское общество, очень преданное своим традициям, на протяжении веков уважало и сохраняло природные территории, которые считает священными. Традиции сохранения природы на протяжении веков проявили себя во всех аспектах жизни адыгов и приняли их как образ жизни. Однако с развитием событий в мире и социальными изменениями в обществе традиционные культурные элементы начинают исчезать. Наиболее важные последствия этого проявляются в природе, которая является частью жизни. Вследствие влияния внешних факторов, таких как глобализация, войны, а также внутренних факторов (особенно изменения в религиозных воззрениях) адыги отошли от своей традиционной культуры, и это изменило отношение к природе, что привело к разрушению природных ресурсов.

Ключевые слова: общественная жизнь, культура, традиционная культура, природные ресурсы, сохранение природы, адыги (черкесы), адыгская (черкесская) культура

Для цитирования: Сание А. Влияние традиционной культуры в сохранении природных ресурсов: адыгская (черкесская) культура // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.26-33.

SanlyeAkca THE EFFECT OF TRADITIONAL CULTURE IN THE PRESERVATION OF NATURAL RESOURCES: ADYGHE (CIRCASSIAN) CULTURE

The article analyzes the influence of traditional culture on the preservation of the natural environment. Traditional culture adopts respect and preservation of nature in societies. It is possible to see the effects of traditions on people and the environment from past to present. The aim of the study is to understand the effectiveness of traditional culture in the preservation of natural resources. In this context, the Adyghe society was examined as a sample. The Adyghe society, which is very loyal to its traditions, has respected and preserved the natural areas that it considers sacred for centuries. The traditions of preserving nature have shown themselves in every aspect of the life of the Adygs for centuries and they have adopted it as a way of life. However, with the economic and political factors that emerged with the changing world order, traditional cultural elements have also entered the process of change. This situation has caused the loss of preservation cultures of natural resources. Within the scope of external effects such as globalization activities, wars and internal effects, especially the social developments on religion, the Adygs have moved away from their traditional culture, and this has changed the attitude towards nature and caused the destruction of natural resources.

Key words: public life, culture, traditional culture, natural resources, preservation of nature, Adygs (Circassians), Adyghe (Circassian) culture

For citation: Saniye A. Influence of traditional culture in the preservation of natural resources: Adyghe (Circassian) culture // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.26-33.

Введение

Природные ресурсы - это находящиеся в биосфере и подлежащие сохранению физические и биологические ценности. Сегодня природных ресурсов и ценностей недостаточно перед лицом бесконечных человеческих потребностей и растущего населения. В связи с

этим природные ресурсы, которые сталкиваются с интенсивным использованием, разрушаются.

Используя природные ресуры для выживания, человек одновременно оказывает на них негативное влияние. Традиции являются важным фактором этого взаимодействия с их

влиянием на восприятие и деятельность людей. Глубоко укоренившиеся традиции оказывают на поведение людей положительное или отрицательное влияние [13, С.161-176]. Традиционные ценности, далекие от влияния местных жителей и их культуры, уходят от феномена защиты и принятия природы и сталкиваются с опасностью исчезновения.

Главным фокусом работы стало изучение проблемы сохранения природной среды на основании влияния традиционной культуры в контексте исторического периода. С глобализацией начался процесс перехода от культурного разнообразия к единой культуре. Общества отошли от уникальных традиционных культурных элементов, и на них стал проявляться эффект единообразия, привнесенный глобализацией.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить влияние трансформаций традиционной культуры на отношение к природным ресурсам в традиционном адыгском (черкесском) обществе.

Социальные и традиционные события происходят в природных зонах и регулируются географическими изменениями. Традиционные общества, живущие в своих собственных ландшафтах, адаптируются к природе, ассимилируя или меняя собственное поведение, и живут в гармонии с природой. В этом контексте сначала были рассмотрены определение и значение природных ресурсов, а затем их место в жизни адыгов. В историческом процессе адыги начали терять влияние своих традиционных культур на свой образ жизни по географическим, социальным и политическим причинам. Это оказало негативное воздействие на сохранение природных территорий.

Традиционно считается, что мир изменился, и эти изменения привели к различным проблемам. У адыгов другое видение: «Меняются люди, а не мир, а люди, в свою очередь, влияют на природу и меняют мир вокруг себя» [4, С. 245-255]. По этой причине с давних времен адыги считали, что жестокость человеческой мысли и действия могут вызвать катастрофу.

Материалы и методы

Методом исследования является метод теоретического анализа литературы по теме, и в данном контексте - это анализ и синтез результатов. С помощью анализа тема была разделена на части и исследованы их

характеристики и важность. Данные, полученные в результате синтеза, были объединены в единое целое и сделан вывод. Методологическим подходом исследования является «целостный подход». Согласно ему научные исследования проводятся как поверхностным, так и углубленным методом. В то время как изучаемая территория рассматривается как самостоятельный исторический и культурный процесс, общий исторический процесс учитывается в рамках исследования как внешний фактор. В этом контексте при изучении географических условий, образа жизни и характеристик региона, в котором существует общество, в сферу исследования также включают исторические и мировые события. При таком методе взаимоотношения природа-человек-общество приобретают большее значение в исторической реальности. Цель состоит в том, чтобы понять систематическое воздействие друг на друга природы и общества.

Литературный обзор

Методологической основой статьи являются научные исследования,

посвященные природе, культуре и адыгам, следующих авторов: А.С. Куек,

А.С. Литвинская, Р.В. Чунтыжева, А. Черкасов, Л. Королева, С. Братановский, М. Смигель, Ж. Коларуссо, Г. Чапар, Ю. Енипынар, А. Эмери, Д. Элькин, А.Э. Гюлерсой, Р.Д. Хунагов, А.Ю. Шадже, Э.А. Шеуджен, Э.С. Куква, О. Курдоглу, Э. Юрюдур, М. Токсой,

Л. Жигунаво, Р. Тарас.

В статье Г. Чапара, У. Енипинара [11, С.397-423] подчеркивается, что сохранение культурных и природных ресурсов для будущих поколений является важной задачей. Культурные факторы национального характера позволяют обществам отличаться от других, указывая на их уникальные аспекты. Э. Юрюдур, М. Токсой [13, С.161-176] утверждали, что взаимодействие человека и природы является взаимным. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на природу своим отношением, вытекающим из их традиций.

По мнению Р.В. Чунтыжева [12, С.65-72], развитие человека зависит от особенностей природы. Эти особенности вполне справедливы и для адыгского общества, поскольку природно-климатические условия тесно связаны с ним. Они оставили большой след в образе жизни адыгского общества. В одной из своих

статей A.C. Литвинская [6, С.70-84] освещает отношение к природным ресурсам в культуре адыгов. По ее словам, эта культура представляет собой важный пример позитивного взаимодействия природы и общества. В своем исследовании А.С. Куек [4, С.235-244] отмечает, что если природа необходима для биологической жизни человека, то культура необходима для его духовной жизни. Быть в гармонии с природой - часть этикета, разработанного адыгами. Л. Жигунаво и Р. Тарас [2, С.90-95] провели исследования деревьев и лесов, оказавших большое влияние на традиционную культуру адыгов. Этническое самосознание имеет важное значение при формировании отношений общества с природной средой. Когда этническая культура и природа соединяются, как у адыгов, образуется мощный компонент.

Технологии, развивающиеся в условиях глобализации, увеличили давление человека на природу в рамках их взаимодействия. В мире существуют различные законы, направленные на сохранение природы. Однако эти законы не эффективны на желаемом уровне. Э. Юрудюр и М . Токсой [13, С.161-176] утверждают, что природа сохраняется под влиянием традиционных культурных факторов и нет необходимости в особых законах. Они считают, что традиционная культура более эффективна в сохранении природы, чем законы. О.Курдоглу [5, С.59-76], с другой стороны, поддерживает идею того, что глобализация может помочь сохранить природные и культурные ценности, а также устранить ее негативные последствия.

Р.Д. Хунагов, А.Ю. Шадже, Э.А. Шеуджен, Е.С. Куква [10, С.335-341] в своем исследовании констатировали, что Северный Кавказ представляет собой исторически сложившуюся географическую, политическую, социальную и этнокультурную систему. В условиях глобализации в регионе факторы этнической идентичности, особенно культурной, постепенно меняются. Поэтому возникает проблема сохранения этнокультурного разнообразия. По словам А.С. Куека [4, С.235-244], плохое отношение к природе и ущерб флоре и фауне сильно влияют на традиционные элементы культуры адыгов.

Результаты

Природные ресурсы - природные ценности, которые появляются в естественных условиях при определенных факторах без

влияния со стороны человека. Согласно другому определению - ценности, появляющиеся в геологичско-геоморфических и гидрографических условиях. Последние годы значительная доля природных ресурсов находится под угрозой исчезновения без возможности восстановления [11, С.397-423].

Факторы, угрожающие объектам природных ресурсов, можно разделить на естественные и вызванные деятельностью - антропогенные причины. Естественными причинами являются изменения температуры и влажности, вызванные глобальным потеплением и природные катаклизмы. К причинам, вызванным деятельностью человека, относятся войны, политические и экономические факторы, разрушения, бесконтрольное использование природных ресурсов. В то же время стихийный рост городов, строительство, вызванное урбанизацией, и неконтролируемое увеличение населения также являются вызванными деятельностью человека угрозами для территорий природного наследия [8, С.335-341].

Деятельность, направленная на сохранение природных территорий, имеет глубокую историю. Традиции, составляющие образ жизни общества в прошлом и настоящем, имеют большую долю в устойчивых отношениях человека и природы. Люди по разным причинам приписывали элементам природы святость и старались жить в гармонии с природой.

В последнее время общества вступили в процесс перемен, вызванный экономическими, политическими и социальными последствиями глобализации. Под влиянием таких факторов, как войны, индустриализация, технологические разработки и миграция, общества начали трансформироваться в структуру с теми же характеристиками. При рассмотрении его социальных последствий, обнаруживается процесс, в котором традиционные культурные ценности теряют свое значение, и исчезает концепция единства. Традиции и опыт направляют взаимоотношения людей с природой от рождения до смерти. Каждое произведение, созданное в природе и общественной жизни, составляет традиционную культуру.

Традиционные культурные факторы способствуют сохранению природы и уважению к ней. Чем больше общество придерживается своих культурных ценностей, тем сильнее оно будет беречь природу. По мере отхода обще-

ства от собственной культуры начинают возникать проблемы сохранения природы. Чтобы общества могли долго существовать на исторической сцене, отношения между человеком, культурой и природой должны быть прочными. Когда природа, источник жизни, начинает разрушаться, сами общества также следом исчезают.

С глобализацией в мире начали проявляться экономические, политические, социальные и культурные последствия. Среди них культурная глобализация приводит к тому, что различные культуры в мире становятся гомогенизированными и исчезают, становясь однородными. В условиях культурной глобализации локальность начала пропадать, традиционные социальные связи ослабли и производство-потребление вступило в новую трансформацию. Из-за ослабления отношений внутри общества снизилась значимость традиционных акторов, возрос индивидуализм, и начала исчезать система ценностей. Все это снизило зависимость от традиционных культурных факторов.

При рассмотрении культурной и экономической глобализации вместе развитие экономических условий приводит к ухудшению культурной и природной структуры. Со временем люди начали есть одно и то же, носить одну и ту же одежду, принимать одни и те же символы и верить в одних и тех же идолов. Это сходство прокладывает путь к медленному исчезновению культурных и природных ценностей по всему миру. В то же время природа разрушается в рамках экономического развития (туризм, промышленность и т. д.).

С глобализацией также возросли последствия загрязнения окружающей среды. Разрушения, вызванные экологическими проблемами, деятельность человека, последствия войн, фабричные отходы и их увеличение являются индикаторами того, что мир столкнется с серьезными сложностями в ближайшее время.

Влияние традиционной культуры на сохранение природных ценностей на протяжении исторического процесса рассмотрено на примере адыгейского общества и традиционной культуры.

Обсуждение

Кавказ является большим регионом между Азовским, Каспийским и Черным морями, охватывающим как юг, так и север Кавказского хребта. Регион, населенный чер-

кесами, находится в северо-западной части Кавказа, граничит на севере с рекой Кубань. Жители высокогорных долин и горных лесов занимались мелким сельским хозяйством, охотой и зачастую сохраняли древние христианские или языческие традиции. Жители предгорий и равнин занимались коневодством, земледелием, торговлей и в основном исповедовали ислам, хотя в их городах проживали черкесы-христиане и евреи [3].

Исторически адыги населяли в этнокультурном пространстве, имели общие культурные ландшафты и традиции землепользования. Это явление подтверждает мысль многих путешественников о том, что «Адыгея (Черке-сия) — это храм, созданный природой» [6, С.70-84]. Этот район обеспечивал население региона богатством и доступностью природных ресурсов.

Климат и природные условия оказывают большое влияние на образ жизни и мировоз-рение этноса, который также тесно связан с жизненным пространством народов. Адыги, живя в органическом единстве с природой Кавказа, образовали «Хабзэ» (этикет], одну из самых ярких культур мира. Населенные адыгами земли с важным месторасположением и особенным способом земледелия стали уникальным центром формирования традиций, социальных правил, мифов и языческих верований [12, С.65-72].

Культ деревьев и лесов, оказавший важное влияние на традиционную культуру адыгов, имеет глубокую историю. Храмами у них являлись не закрытые места, а их священные сады. Традиционные практики охраны лесов и рощ, которые считались священными, и где люди собирались для поклонения, празднований и встреч в естественной среде, имели большое распространение на адыгских землях. В этих местах запрещалось рубить деревья, ломать ветки и охотиться. Адыги верили, что повреждение или даже уничтожение рощи ведет к гибели всего общества [13, С.190-213].

Одним из важнейших элементов природных ресурсов, который считается священным, являются деревья. Деревья, которые, по мнению адыгов, являются живыми существами, дышат, как люди, и разговаривают между собой. Деревья могут чувствовать положительное и отрицательное поведение по отношению к ним. Кроме того, деревья были разделены на две группы, как приносящие пользу

людям, так и не приносящие пользы. Деревья назывались «хорошими деревьями» на их родном языке: дуб, граб, самшит, липа, ясень и фруктовые деревья. Большинство деревьев из мягкой древесины считались вредными для человека. Деревья, как считалось, не приносящие пользу, на их языке их называли «глупыми деревьями»: ива, дикий клен, тополь и деревья без фруктов.

В адыгейской космологии дерево представляет собой мост между природой и человеческим миром. Считалось, что ритуалы, проводимые под священным деревом, призывают обитающих там духов и раскрывают их скрытые силы. Наиболее священный класс танцев называется «Удж», и эти танцы исполнялись вокруг почитаемого священного дерева [7, С.57-80].

«Древо жизни» — универсальный символ, встречающийся во многих духовных и мифологических традициях по всему миру. «Древо жизни» в ряде культур известно как «Космическое дерево», «М ировое дерево» или «Священное дерево», символизирует множество понятий: мудрость, силу, защиту, изобилие, красоту и спасение. По мнению этнолога М и-хаила Мыжаева, в адыгейской мифологии мироздание представлено в виде трех слоев: нижний, средний и небесный миры, связанные мировым древом (Верхние ветви — небесный мир, средний ствол — земной мир, нижние корни — подземный мир].

На протяжении веков многие исследователи отмечали превосходство военной культуры адыгов, а другие ее аспекты оставались в тени. В частности, игнорировалась система земледелия и быта, составляющая основу быта общества. В последнее время ученые начали изучать самобытную традицию землепользования и земледельческое наследие адыгов.

Поскольку адыги проявляли сильное уважение к деревьям и умение ухаживать за ними, они разработали модель лесосада, благодаря которой смогли выращивать различные фруктовые деревья. Эти традиции отражают целостный подход к природокультурной парадигме: «Адыги понимали "культуру" и "природу" как объединенную категорию, а не как противоположности. Природа и культура не отделены друг от друга, а переплетены» [13, С.190-213].

Кавказский край, где живут адыги, всегда поражал путешественников рациональным

отношением его населения к вопросам при-родопользвания. Адыги хорошо знали географические особенности региона, в котором жили. Уникальное природопользование адыгов проявилось в этно-социальных, географических и экологических характеристиках.

Адыги использовали преимущества природных ландшафтов и построили эффективную экологическую хозяйственную систему. Они с уважением относились к земле и природе на протяжении всей своей жизни [2, С.70-84]. Вместе с этой уникальной экологически устойчивой, сбалансированной и при-родно-антропологической системой земледелия они создали «лесополя». Земледелие Адыгеи отличалось глубокой связью с культурными элементами. В особенности террасное земледелие является одним из древнейших занятий населения горных регионов Кавказа. Благодаря террасам можно было вести земледелие на крутых склонах. Террасное земледелие предохраняло горные склоны от эрозии.

Культура садоводства у адыгов также имеет древние корни. Упоминание об адыгейских садах относится к XV в. Основная масса адыгейских садов располагалось вдали от морского побережья и в среднегорной зоне, что исключало негативное влияние влажности в период цветения. Избегали посадки садов в долинах с неблагоприятными микроклиматическими условиями. Адыги также пользовались прививками плодовых деревьев на лесах. Отправляясь в путь, они всегда брали с собой прививочные ножи и черенки культурных растений. По общинной традиции были созданы лесные сады [6, С.70-84].

Поскольку регион проживания адыгов занимал важное геополитическое положение, в историческом процессе он находился во взаимодействии со многими обществами и государствами. Войны, политические события, экологические факторы и изменение религиозных систем привели к дифференциации образа жизни народа.

Адыги верили во многих богов и никогда ни одна монотеистическая религия не смогла полностью искоренить политеизм. Имея культуру верований, основанную на язычестве, адыги продолжали быть ее носителями даже при принятии христианства в V веке нашей эры. Однако, начиная с XVII века, под влиянием ислама общество начало отходить

от языческих верований. Язычество, которое также является источником «Хабзэ» (этикет), рассматривало уважение и святость деревьев и леса как образ жизни. Поскольку учения ислама и язычества вступили в противоречие, а влияние ислама возросло, ритуалы стали избегать и отдавать предпочтение закрытым пространствам для богослужений. И традиция встреч под священными деревьями продолжала ослабевать до первой половины XIX века. В каждом ауле, особенно в приморских районах Северного Кавказа, было священное дерево, под которым жители села собирались для принятия важных решений.

В начале XIX века произошли серьезные изменения в структуре населения из-за войн и политических факторов в регионе. Большинство местных жителей были вынуждены покинуть свои земли. Кроме того, на этих землях были расселены другие общества в соответствии с демографической политикой. В результате стала формироваться смешанная социальная структура. Различные общества, которые начали жить вместе, оказали друг на друга культурное влияние. С уменьшением численности населения и изменениями его социально-культурной структуры уважение и привязанность адыгов к природе, лесам и деревьям начали ослабевать.

В начале XX века глобализация повлияла на материальную и духовную жизнь общества, изменив приоритеты людей. Природа превратилась в зону потребления, а священные леса, где проходили традиционные встречи, стали восприниматься в качестве экономических ресурсов. Социальная культура, которая раньше призывала людей проявлять уважение даже при входе в лес, превратилась в культуру потребления. По традиционным учениям даже ломать ветки деревьев считалось зазорным, но теперь деревья начали вырубать и уничтожать леса. Традиционные террасированные сельскохозяйственные территории, которые служили для предотвращения эрозии и эффективного использования физических условий природы, были заменены безлесными и подверженными эрозии территориями с политикой вырубки лесов. При обильных дождях плодородные земли начали стекать в реки, и почва стала непродуктивной.

Ф.Б. Доброхотов подчеркивал, что важные экологические районы, образованные на Северном Кавказе, претерпели негативные изменения численности населения по экономическим и политическим причинам: «Переселение местного населения стало катастрофой для экологии и земледельческой культуры Северного Кавказа. Полвека безлюдная родина местных жителей оставалась невозделанной» [4, С.245-255].

Заключение

Для обеспечения устойчивого сохранения природной среды стиль жизни должен быть сбалансирован с природой. В то время как события в природе оказывают воздействие на социальную жизнь, изменения в обществе также влияют на природную среду. Влияние традиционной культуры, составляющей основу общественной жизни, на сохранение природы проявляется в историческом процессе.

Развивая отношения со своими традициями, ценностями и убеждениями, люди становятся социальными существами с собственной культурой. Потребность жить вместе приводит к социализации, а социализация создает культурные элементы. Традиции, составляющие основу культуры общества, ставят во главу угла уважение и любовь, а вместе с этим в обществе формируется культура сохранения природы.

Традиционный образ жизни общества меняется под воздействием внутренних и внешних факторов, которые происходят в культурно-исторических процессах. Это меняет экологические условия региона существования общества и начинает создавать различия в отношении к природной среде.

Под влиянием социальных, экономических и политических изменений, вызванных глобализацией, общество вступило в период быстрых перемен и было ориентировано на новый образ жизни. Глобализация культуры привела к тому, что общества отошли от своих традиций и начали жить так же, как все другие. С изменением влияния традиций, особенно религиозных факторов, начало исчезать уважение к природе.

Религиозные факторы и традиции связаны устойчивыми отношениями с обществом и природой. Священные деревья и леса являются доказательством того, насколько сильна связь человека и природы в адыгском обществе. Эти священные места, где проходят це-

ремонии, праздники и встречи, на протяжении веков были местами, где встречались природа и культура.

Адыгское общество разработало различные правила и ограничения в области использования и сохранения природных территорий. В лесах, которые считались священными, и где проводились ритуалы, строго запрещалось повреждать деревья или использовать их для личных нужд. Они продолжали эти традиции и соблюдали правила на протяжении веков, но после XIX века начали испытывать различные изменения в общественном строе. С изменениями, произошедшими в результате глобализационной деятельности на Северном Кавказе, такие культурные факторы, как религия, традиции и обычаи, которые адыгское общество пыталось сохранить на протяжении веков и которые составляют основу их социальной жизни, начали терять свое влияние. В результате данной политики природная среда начала использоваться и разрушаться в рамках экономической дея-

тельности. Природная среда, которая ранее использовалась и сохранялась, начала исчезать по мере снижения влияния традиционных культурных факторов.

Адыгское общество на протяжении веков сохраняло свои традиционные культурные ценности и выработало соответствующий этому образ жизни. Оно всегда уважало и оберегало природу, которую считало священным местом. С ростом влияния глобализационной деятельности на протяжении исторического процесса менялись географические и социальные условия, и это отражалось на образе жизни общества. Со сменой религиозных факторов в социальной структуре традиционная общественная жизнь стала дифференцироваться, что вызвало изменение природной среды. По мере отхода от традиционных знаний важность сохранения природной среды начала уменьшаться. Произошёл переход от культурного общества к потребительскому обществу, что привело к постепенному исчезновению природной среды.

Литература:

1. Гюлерсой А.Э. Оценка учебных программ по обществознанию (средняя школа) и географии (среднее и высшее образование) с точки зрения сохранения природного наследия // Adiyaman üniversitesi dergisi (Вестник Адыяман-ского государственного университета). 2016. № 14. C. 316-354.

2. Жигунаво Л., Тарас Р. Под священным деревом: черкесский активизм, коренные космологии и практики деколонизации // Вестник Мальмеского университета (Malmö university journal). 2021. C. 90-95.

3. Коларуссо Дж. Черкесы // Энциклопедия мировых культур, Внутренняя Евразия и Китай (Encyclopedia of World Cultures, Inner Eurasia and China). Бостон, 1994. Том 6. С. 16.

4. Куек А.С. Ареал зарождения, развития и бытования героического эпоса «Нарты» и его роль в формировании мировоззрения адыгов // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия / М-во культуры Российской Федерации; Рос. науч.-исслед. ин-т культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева. Майкоп, 2018. С. 235-244.

5. Курдоглу О. Историческое развитие и современное измерение природоохранного движения в мире // Вестник Чорухского государственного университета (£oruh üniversitesi dergisi). 2007. № 1. C. 59-76.

6. Литвинская A.C. Черкесская культура - эколого-экономический феномен в истории народов России // Юг России: экология, развитие. 2015. № 3. С. 70-84.

7. Международный центр черкесских исследований. Сердце дерево // Черкесский культурно-литературный сборник. Нальчик, 2009. № 2. C. 57-80.

8. Хунагов Р.Д., Шадже А.Й., Шеуджен Э.А., Куква Э.С. Процессы культурной идентификации на модернизирующемся Северном Кавказе // Средиземноморский журнал социальных наук, Италия (Mediterranean journal of social sciences). 2015. № 5. P. 335-341.

9. Черкасов А., Королева Л., Братановский С., Смигель М . Священные языческие капища на Кавказе: характерные особенности // Вестник Коменского государственного университета (Journal Zobsahucísla, Comenius university). 2018. № 2. С. 59-69.

10. А. Эмери, Д. Элкин, Р. Гундуз [и др.]. Управление культурным и природным наследием: стратегические перспективы развития наследия в Латинской Америке и Карибском бассейне // Отчет для международного центра исследований и разработок. Буэнос-Айрес, 2000. C. 9-29.

11. Чапар Г., Енипынар У. Представления туристов о роли туристических гидов в обеспечении устойчивости культурного и природного наследия // Вестник Балыкесирского государственного университета (Balikesir university journal). 2017. № 38. C. 397-423.

12. Чунтыжева Р.В. Природно-географический фактор в историческом процессе адыгов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 4. С. 65-72.

13. Юрюдур Э., Токсой М . Народная культура и сохранение природы: Пример г. Токат // Вестник Газиосманпа-шаского государственного университета (Gaziosmanpasa university journal). 2017. № 2. C. 161-176.

References:

1. Gülersoy A.E. Dogal mirasin korunmasi afisindan sosyal bilgiler (ortaokul) ve cografya (orta ve yüksekögretim) müfredat programlarinin degerlendirilmesi // Adiyaman üniversitesi dergisi. 2016. № 14. S. 316-354.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zhigunavo L., Taras R. Under the holy tree: Circassian activism, indigenous cosmologies and decolonizing practices // Malmo university journal. 2021. P. 90-95.

3. Colarusso, J. Circassians // Encyclopedia of World Cultures, Inner Eurasia and China. Boston, Massachusetts. 1994. Vol 6. 16 p.

4. Kuek A.S. Areal zadorjdeniya, razvitiya i bitovaniya geroifeskovo eposa "Narti" i yevo rol v formirovanii mirovozzreniya adigov // Kulturnoye naslediye severnovo kavkaza kak resurs mejnationalnovo soglasiya, Ministrestvo kulturi Rossiskoy Federatsi Rossiskii nau^no-isledobatelskiy institut kulturnovo i prirodnovo naslediya imeni D.S. Likhaceva. Maykop, 2018. S. 245-255.

5. Kurdoglu O. Dunyada dogayi koruma hareketinin tarihsel geli§imi ve guncel boyutu // £oruh universitesi dergisi. 2007. № 1. S. 59-76.

6. Litvinskaya A.S. Cerkesskaya kultura - ekologo-ekonomiceskiy fenomen v istorii narodov Rossii // Yug Rossii: Ekologiya, razbitie. 2015. № 3. S. 70-84.

7. International Centre for Circassian Studies. The Hearth Tree // Circassian cultural and literary miscellany. Nalchik, 2009. № 2. P. 57-80.

8. Khunagov R.D., Shadje A.Y., Sheudjen E.A., Kukva E.S. Cultural identification processes in the modernizing North Caucasus // Mediterranean journal of social sciences, Italy. 2015. № 5. P. 335-341.

9. A. Cherkasov, L. Koroleva, S. Bratanovskii, M. Smigel. Sacred pagan temples in the caucasus region: Characteristic features // Journal Zobsahucisla, Comenius university. 2018. № 2. P. 59-69.

10. A. Emery, D. Elkin, R. Gunduz [and others]. Managing cultural and natural heritage: Strategic perspectives in heritage development for Latin America and the Caribbean // A Report to the international research development centre. Buenos Aires, 2000. P. 9-29.

11. £apar g., Yenipinar U. The perceptions of tourists regarding the role of tourist guides on sustainability of cultural and natural heritage // Balikesir university journal. 2017. № 38. P. 397-423.

12. Cuntijeva R.V. Prirodnovo-geograficeskiy faktor v istoriceskom protsesse adigov // Vestnik Maykopskovo gosudarstven-novo teknologiceskovo universiteta. 2020. № 4. S. 65-72.

13. Yurudur E., Toksoy M. Folk culture and nature preservation: Tokat example // Gaziosmanpasa university journal. 2017. № 2. S. 161-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.