Научная статья на тему 'Влияние традиционной культуры этноса на вхождение его в глобализируемый мир'

Влияние традиционной культуры этноса на вхождение его в глобализируемый мир Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
486
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние традиционной культуры этноса на вхождение его в глобализируемый мир»

импульс эффективного развития малым предприятиям за счет концентрации усилий сотрудников. Поскольку в малых предприятиях, из-за отсутствия косной иерархической системы, облегчен процесс принятия решений и выработки стратегий развития, руководители малых предприятий, применяющие в своей работе различные технологии социального управления, наиболее эффективные для предприятий малых форм, могут более адекватно реагировать на изменения внешней среды за счет своевременного изменения применяемых ими управленческих стратегий и технологий.

Мы считаем, что трансформация стратегий социального управления малыми предприятиями в условиях экономического кризиса должна носить не только субъективный, зависящий от

личности руководителя, но и объективный характер, основывающийся на проведении анализа и оценки не только человеческих, но и иных ресурсов малого предприятия, учитывать реалии социально-экономической среды и оказывающих влияние факторов.

На примере одного из малых предприятий г Уфа, действующего в течение 10 лет в сфере услуг, нами разработан комплекс социальных технологий и стратегий интенсивного управления, реализация которого на практике показывает рост эффективности всех показателей деятельности данного предприятия и обуславливает необходимость дальнейшего продолжения изучения проблемной области социальных технологий, способных обеспечить эффективное управление в сфере малого бизнеса.

УДК: 316. 3

Н.В. Савина

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА НА ВХОЖДЕНИЕ ЕГО В ГЛОБАЛИЗИРУЕМЫЙ МИР

Исторический опыт показывает, что глобализация есть формирование нового мирового порядка, характеризуемого слиянием национальных экономик в одну наднациональную экономику, размыванием полноты власти национальных правительств над ресурсами и результатами экономики своих стран, а значит, и государственных границ. В конечном счёте, глобализация означает формирование вселенской, как выражаются глобалисты, цивилизации, носителем которой является глобальное сверхобщество, управляемое теневым мировым правительством1.

Глобализм, как считают многие ученые, следует квалифицировать как прямое продолжение и завершающую фазу империализма со всеми последствиями, о которых писал В.И. Ленин почти 100 лет назад и которые проявили себя с ещё более трагическими результатами в наше время.

Как реакция на экспансию глобализма возникло Движение «антиглобалистов». Представители этого движения подчёркивают свою приверженность идее «здорового национализма» вопреки мондиализму глобалистов. И речь здесь идёт не о шовинизме, как это иногда пытаются представить, а именно о здоровом национализме, т.е. о сохранении каждой нацией своей исторической субъектности, своей национальной культуры, своей национальной суверенности, выработан-

ных тысячелетиями национальных традиций хозяйствования, быта, проведения праздников и т.д., традиций, отвечающих интересам их выживания и развития в регионах их обитания.

Значение традиции как непременного условия сохранения этноса доказывали антропологи самых разных школ и направлений. Один из основоположников социальной антропологии Б. Малиновский писал о роли традиций: «Традиция с биологической точки зрения есть форма коллективной адаптации общины к её среде. Уничтожьте традицию и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречёте его на медленный, неизбежный процесс умирания»2. Отсюда выводится общее правило уничтожения народов: хочешь стереть с лица земли народ -найди способ системного подрыва его традиций.

Массированное вторжение новшеств, разрушающих традицию, создаёт угрозу для существования этноса. Инерция культуры, сохранение традиции, которое часто кажется нерациональным или даже абсурдным, есть выработанный историческим опытом, обычно неосознанный способ сохранить жизнеспособность этноса.

Сохранение традиций и недопущение тотальных перестроек - залог сохранения народа. Перемена устоявшихся порядков всегда трудный процесс, но когда господствующие политические

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© Н.В. Савина, 2009

силы начинают ломать всю систему жизнеустройства, это создаёт обстановку «гибели богов» и наносит народу столь тяжёлую травму, что его сохранение ставится под вопрос.

Глобализация - объективный процесс. Человечество всё больше и больше обобществляется. Такова логика мировой истории. Но отсюда не следует, что нынешний вариант прозападной глобализации носит фатальный характер. «Подлинная глобализация невозможна на базе жёсткой и жестокой конкуренции, на базе стремления к получению высокой прибыли, на базе индивидуализма и отчуждённости людей друг от друга. Одним словом, настоящая глобализация невозможна на базе капитализма, основной целью которого является получение высокой прибыли. Она возможна лишь на базе новых ценностей, на базе уважения всех народов и государств, на базе расцвета национальных культур, на базе создания человеку всех условий для проявления его сущностных сил»3. Иначе говоря, будущее человечества зависит от такой глобализации, которая ведёт не к обострению противоречий между государствами, народами и цивилизациями, а к расцвету всех народов и культур.

Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко она понимается не только как социальная, но и как биологическая. И это объяснимо. Члены этноса сосуществуют не только в пространстве, но и во времени. Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Он обладает глубиной во времени, имеет свою историю. Одни поколения членов этноса замещаются другими, одни члены этноса наследуют другим. Существование этноса предполагает наследование.

Передача этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное, есть преемственность. Но в нормальных условиях культурное, социальное воспроизводство человека неотделимо от биологического.

«Для этноса же, как такового, не обязательна ни экономическая, ни политическая, ни идеологическая общность, ни гражданственность в целом, т.е. государственная принадлежность

Но для этносов обязательны: 1) родственность (пусть и мнимая, легендарная, мифологическая!),

2) непрерывность речи (словесности) предков, обеспечивающая понятность предков потомкам,

3) одна судьба в истории (единое, пусть и мнимое, легендарное и мифологическое, прошлое и будущее), 4) безотчётное ощущение и осознание, и 5) бо-

лее или менее одинаковое осмысливание этой судьбы, а через это - и всего остального мира, т.е. один и тот же менталитет, как сегодня говорят»4.

Этническое самосознание - осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности.

Этнос осознаёт себя как общность, длящуюся во времени, как единство прошлых поколений, ныне живущих людей и ещё не рождённых. В национальном самосознании главной составляющей предстаёт чувство исторической преемственности, острое переживание принадлежности не только и не столько к конкретному этапу или режиму в жизни народа, но и ко всей многовековой истории своего народа, общности своих удаляющихся родственников, своего этноса и его будущему за пределами собственного жизненного пути. Принадлежность к нации определяется национальной историей. В новых условиях жизни, когда глобализация непрерывно противопоставляет друг другу этносы и их мировосприятия и миропонимания, мы видим, что главный признак нации - общность судьбы.

Отсюда мы приходим к пониманию такого явления как национализм. В сущности, это нормальное свойство этноса на уровне нации. Быть националистом - значит признавать свою принадлежность к данной нации, к такой, какова она есть, со всеми её достоинствами и недостатками и не давать в обиду перед другими нациями.

Учёными выдвигаются два определения, соответствующие разным сторонам данного явления: 1) национализм - это любовь к своей нации и забота о ней; 2) национализм - инстинкт самосохранения народа как нации. Первое совершенно верно в отношении индивидов, второе - в отношении самой общности родственных индивидов.

Следует отметить и то, что национализм не предполагает ни ненависти к другим народам, ни даже какой-то особой пламенной любви к своей нации. Это стремление к самоидентификации, нахождению своего места в многонациональном мире, знание важности и обусловленности традиции в своей жизни, нежелание смешения, растворения, унификации. Хотя национализм вовсе не обязательно означает ксенофобию, но в истории нации бывают такие моменты, когда она обязана осознать угрозу своим ценностям, исходящую от других наций и их ценностей. И тогда мы вправе заявить, что ксенофобия - здоровая

реакция здорового народа на нездоровую этно-политическую обстановку.

Национализм - естественное состояние для нации, особенно - национальной элиты, в роковой для нации час.

«Традиционно-бытовая (народная) культура -сфера культуры этноса, которая в основе своей остается стабильной и передается от поколения к поколению на протяжении многих веков. К ней относятся: традиционные производства, быт (домашний и общественный), духовная народная культура. Основные и подсобные занятия, добывающие промыслы, народные ремесла, дом и домашний быт, транспортные средства, национальный костюм, обряды, верования, народные прикладные знания и умения, фольклор - все это сфера традиционно-бытовой культуры. Она очень близка к понятию этнической культуры, но может быть шире последней, поскольку все явления традиционно-бытовой культуры этноса ассоциируются только с данным конкретным народом.

Этническая культура - часть культуры этноса, которая воспринимается им самим и соседними народами как специфичная только для данного этноса, отличающая его от других. К этнической культуре относятся самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: архитектура жилища, убранство интерьера, костюм, национальная пища, обряды, обычаи, народное искусство и национально-специфические формы профессиональной художественной культуры. Следует различать понятия этническая культура и культура этноса. Культура этноса включает всю совокупность культурных явлений народа, в том числе иноэтничные заимствования, унифицированные формы культуры, общерегиональные черты, характерные сразу для нескольких народов, а этническая культура, равно как и язык, есть то главное, что отличает один народ от другого»5.

Современная ситуация в сфере культуры определяется прежде всего уходом из жизни людей старшего поколения - носителей и знатоков народных традиций. В силу разрушенности механизмов культурной преемственности, это обстоятельство ставит под угрозу полного исчезновения сохранявшиеся вплоть до наших дней формы и смысловые доминанты традиционной культуры, обуславливает выход их не только из активного фонда культуры, но даже и из социальной памяти этноса. Утрата культурных традиций влечет за собой разложение принятых в этнической традиции

нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле и к своему этносу.

Воспитание в традициях национальной культуры формирует у индивидов общества, образующих в его составе некоторый этнос, такое миропонимание, которое адекватно для сохранения и развития данного этноса, будь то народность или нация. Это позволяет человеку существовать в конкретных природных (географических) исторических (геополитических) условиях с использованием накопленного багажа своих предков как бы по инерции, по привычке. Такие навыки, ставшие привычкой в окружении конкретной среды обитания помогают сберегать силы и здоровье, а также воспитывать физически и нравственно здоровое подрастающее поколение.

Традиции и образ жизни в каждой национальной культуре формируются с учётом конкретных природных и исторических условий. Национальные культурные традиции позволяют адаптировать организм человека к климатическим условиям, повседневно доступным продуктам питания, месту обитания, определенным приёмам сохранения активного состояния организма.

Значительную, если не определяющую роль в формировании национальной культуры играет вера, независимо от того, на какой стадии развития она находится. Вера воспитывает сознательное миропонимание человека. Человек реагирует на действия окружающей среды через призму своего миропонимания и совершает адекватные поступки, соизмеряя свои потребности и способности, свои желания и интересы со шкалой ценностей национальной культуры.

Можно сказать, что весь комплекс самобытной национальной культуры ориентирован на сохранение физического и духовного здоровья человека, позволяющего ему выжить и воспроизвести здоровое потомство, сохранить биологическое разнообразие природы.

Тогда четко просматривается роль культуры в обеспечении безопасного существования и сохранения духовного и физического здоровья человека как вида.

Современные технологии вовлекают в сферу индустриального производства и потребления все большее количество людей. В результате этих трансформаций меняется образ традиционных занятий, изменяются условия жизни и быта. Происходит отказ от национальных культурных тра-

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

диций, исчезают традиционные ремесла и промыслы, которые приобретают статус «сувенирных», а традиционные предметы быта и обихода становятся музейными экспонатами,

Стержнем сохранения любой национальной культуры от внешней экспансии во многом является принятое в регионах вероисповедание.

В самом общем виде традиционная народная культура предстает как естественно-исторический процесс проявления человеческого сознания и воли, процесс удержания, освоения и адаптации в постоянно меняющихся условиях жизненно значимого опыта поколений. Одновременно следует подчеркнуть, что народную традиционную культуру следует понимать не только как сферу народного художественного самодеятельного творчества, как это принято считать, а как сложный комплекс духовной и материальной культуры, охватывающий все стороны практической деятельности общества, в том числе и художественные аспекты народных традиций (фольклор, художественные промыслы, праздники, обряды и т.д.), и традиции хозяйственной и трудовой деятельности, нормы семейных и общественных отношений, народную речь и многое другое.

Важным компонентом культуры являются традиции, её специфические выразительные средства, её духовный строй. Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Традиции - это закрепленные в этнической и общественной памяти стереотипы действий и поведения, отношений и их оценок, определяющие весь ансамбль жизнедеятельности этноса и общества.

Глобализация всей планеты сегодня осуществляется на экономическом уровне, но она охватывает не только экономику и связанные с ней сферы общественной жизни, но и субъектов исторического процесса (народы).

Глобализация покушается на самое главное, базисное в истории, традициях народов - на их этническую идентичность, на их культуру, на их этническое своеобразие. Все должны жить по-американски - вот суть нынешней глобализации.

На современном этапе развития общества постмодерн становится стратегией культурного империализма, призванной уничтожить память куль-

тур этносов и локальных цивилизаций, чтобы лишить людей привязанности к своему народу, к своему отечеству, к своей земле. «Пост-модерн» есть новая волна «модерна», порождённая мо-нетаризацией всех сфер бытия человека и общества. Кроме того, «Пост-Модерн» создаёт «свою культуру» для уничтожения национальных культур в целях установления Нового Мирового Порядка. Таким инструментом становится «постмодерн», «масс-культура», производимая в США, свободная от национально-культурных архетипов и моральных ценностных запретов.

«Культурный империализм» - проявление империализма в культурном пространстве мира. Это превращение культуры в инструмент мирового господства. По А.И. Субетто «культурный империализм» переходит в «культурный фашизм», т.е. в глобальную форму уничтожения национальных культур6. Империализм США стал создавать искусство без традиций.

Гармоничное же развитие современного общества возможно только в условиях соответствия императивов глобализации принципам гуманизма, только на основе традиционной народной культуры каждого существующего этноса и самого человечества в целом, а не на основе так называемого постмодернизма, принципиально отказывающегося от поиска смысла, истины, разума и пытающегося подчинить себе всё и вся.

Примечания

1 Фроянов И.Я. Глобализм и судьба России // Ленинская теория империализма и современная глобализация (коллективная монография) / Под ред. А.И. Субетто. В 2-х кн. - СПб.: Астерион, 2003. - Кн. 2. - С. 276.

2 Токарев СА. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. - М.: Высш. школа, 1978. - С. 246.

3 Гобозов ИА. Социальная философия: учебник для вузов. - М.: Академический Проект; 2007. - С. 295.

4 Табаков В.И. Русь спасёт социзм (сталинское строительство социализма). - Н. Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2004. - С. 244.

5 Российский этнографический словарь. Режим доступа: www.ethnomuseum.ru/glossary/

6 Субетто А.И., МихеевМ.К. «Пост-модерн» как стратегия культурного империализма // Ленинская теория империализма и современная глобализация (коллективная монография) / Под ред. А.И. Субетто. В 2-х кн. - СПб.: Астерион, 2003. - Кн. 2. - С. 471.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.