Научная статья на тему 'Влияние торгово-экономической интеграции на таможенное регулирование в цепях поставок'

Влияние торгово-экономической интеграции на таможенное регулирование в цепях поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВЫЕ СЕТИ / ТОЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любимцев Александр Игоревич

Статья посвящена исследованию влияния интеграционных объединений на таможенное регулирование в цепях поставок. В ходе исследования делается вывод о том, что цепи поставок и процессы торгово-экономической интеграции взаимообусловлены и взаимозависимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние торгово-экономической интеграции на таможенное регулирование в цепях поставок»

результату каждого из подразделений; распределение ответственности идет сверху-вниз, а бизнес-планирование, наоборот, осуществляется снизу-вверх.

Управленческий учет нужно построить таким образом, чтобы его мотивирующим фактором являлись затраты. Для достижения этих целей, нам кажется, эффективнее внедрить новые инструменты управления, отвечающие современным концепциям учета: АВС (пооперационный метод затрат) и ВSС (сбалансированная система показателей эффективности.

И, конечно же, очень важным аспектом является наличие жесткой финансовой дисциплины, то есть каждая операция должна отражаться, регистрироваться, и все имеющиеся данные нужно собирать в едином центре, который как можно больше приближен к настоящему времени. Только так будет составлена правильная управленческая отчетность, будет видно реальное состояние компании, уровень его эффективности.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 // [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://government.ru/docs/11921/ (дата обращения: 04.09.2018).

ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Любимцев А.И.

Любимцев Александр Игоревич - студент магистратуры, кафедра внешнеэкономической деятельности, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: статья посвящена исследованию влияния интеграционных объединений на таможенное регулирование в цепях поставок. В ходе исследования делается вывод о том, что цепи поставок и процессы торгово-экономической интеграции взаимообусловлены и взаимозависимы.

Ключевые слова: торгово-экономическая интеграция, интеграционные объединения, таможенное регулирование, цепи поставок, логистические цепи, производственно-сбытовые сети, толлинг.

«Торгово-экономическая интеграция представляет собой процесс межгосударственной интеграции с целью укрепления и развития торговых отношений на базе межгосударственных соглашений без потери государственного суверенитета» [1, с. 279]. Торгово-экономическая интеграция является основой происходящих в мире глобализационных процессов, под которыми, в свою очередь, понимают «растущую интеграцию экономик и обществ во всем мире» [2].

Интеграция мировых экономик проявляется в создании все большего числа экономических и политических союзов, в совокупности охватывающих все регионы мира. На сегодняшний день зарегистрировано около 50 торгово-экономических союзов, и их количество постоянно растет. Целью создания торгово-экономических союзов является упрощение режимов взаимной торговли между странами - членами и защита от внешнего экономико-политического влияния третьих стран, не входящих в соответствующий союз. Наиболее влиятельными союзами являются:

- Европейский союз (ЕС) - экономико-политический союз между 28 европейскими государствами;

- Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, США и Мексикой;

- Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - союз между Исландией, Норвегией, Лихтенштейном и Швейцарией;

- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - форум, включающий 21 страну мира;

- и другие.

Примечательно, что многие страны мира одновременно являются членами нескольких союзов, что обусловлено их приоритетами в торгово-экономическом сотрудничестве.

Основной целью создания экономического союза является свободное движение товаров и факторов производства и унификация макроэкономической политики стран-членов внутри союза с единым таможенным тарифом на его внешнем контуре. Для достижения обозначенной цели созданные интеграционные объединения должны пройти ряд этапов, условно называемых: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз; полная экономическая и политическая интеграция.

Зона свободной торговли - тип интеграционного объединения, предусматривающий отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, существующих количественных ограничений между странами-членами.

Таможенный союз - тип интеграционного объединения, предполагающий взаимную отмену национальных таможенных тарифов всеми странами-членами союза в обмен на введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли на внешнем контуре таможенного союза; образование единой таможенной территории.

Общий рынок - тип интеграционного объединения, предполагающий наличие между его членами договора о свободном движении через национальные границы стран-участниц товарных потоков, а также потоков капитала и рабочей силы.

Экономический союз - наивысший уровень международной интеграции, характеризующийся, помимо наличия общего рынка, унифицированного национального законодательства в области макроэкономической политики, включая валютное, бюджетное, денежное регулирование. Высший уровень развития экономического союза - введение общей валюты и наднациональных органов регулирования экономических процессов его стран-членов как общей экономической зоны [3, с. 26-29].

Нетрудно заметить, что на каждом этапе усложнения интеграции производится комплекс мер по подстройке таможенно-тарифного регулирования стран-участниц соответствующего интеграционного объединения. В совокупности с другими процессами, происходящими в ходе повышения уровня интеграционного объединения, таможенно-тарифное регулирование приводит к либерализации мировой торговли, а, следовательно, усиливает процессы глобализации. В свою очередь, глобализация ведет к дельнейшему сокращению логистических издержек, предоставляет все большие возможности по мобилизации финансовых ресурсов, а, следовательно, ведет к развитию трансграничной торговли и усилению конкуренции как в интегрирующихся странах, так и на мировых рынках.

В свою очередь, развитие трансграничной торговли приводит к появлению все большего числа транснациональных компаний всех видов (корпораций, консорциумов, концернов, совместных предприятий и т. д.). Обусловлено это лучшей приспосабливаемостью транснационального бизнеса к изменению факторов [4, с. 18-22], воздействующих на производственно-торговые процессы на международном и трансрегиональном уровнях, за счет возможности построения и изменения производственно-сбытовых цепей. Чем более устойчивыми являются международные и трансрегиональные логистические цепочки, тем больший интерес к интеграции испытывают страны, участвующие в этих цепочках. При этом не

всегда имеются ввиду страны с общими границами. Иными словами, основным стимулом для роста интеграционных объединений является не наличие общих границ между странами, что характерно для региональных экономических объединений, а наличие устойчивых цепочек поставок.

Следует отметить, что не все возникающие в мировой торговле цепочки поставок выгодны всем участвующим в них странам. Обусловлено это тем, что национальные правительства стран заинтересованы не только в наполнении внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами, но и в пополнении своих национальных бюджетов за счет участия в мировой торговле. Та или иная цель приводит к таможенно-тарифному регулированию, нацеленному на коррекцию негативного влияния логистических цепочек, или на поддержку позитивного их влияния.

В качестве примера влияния логистической цепочки на таможенно-тарифное регулирование можно привести толлинг («стоимость доработки давальческого сырья с целью получения готовой продукции» [5, с. 91]), реализуемый в алюминиевой промышленности РФ с конца 90-х годов. Не обладая необходимыми запасами сырья для производства алюминия, страна вынуждена закупать его в обеспеченных сырьем регионах мира (Юго-Восточной Азии, Океании и Латинской Америки), что является высокозатратным. Для снижения затрат логистические цепи предприятий алюминиевой отрасли РФ были трансформированы по принципу толлинга.

При реализации данной схемы от зарубежных контрагентов российской алюминиевой промышленности на переработку поступает принадлежащее им на праве собственности сырье. В качестве платы за полученное сырье российские алюминиевые заводы отправляют его собственнику до 70% изготовленной из этого сырья продукции, оставшиеся 30% - доход производителя, своеобразная плата за переработку сырья. При этом сырье ввозилось в РФ без растаможивания, а полученный металл вывозился как экспортный товар без уплаты НДС [6].

Соответственно, основная прибыль от толлинговой сделки концентрировалась на территории стран - владельцев сырья, что негативно повлияло на налоговые поступления в российский бюджет. Согласно расчетам РБК, в результате проведения схем толлинга в металлургии, ювелирной промышленности и сельском хозяйстве, в федеральный бюджет не поступило более 1 млрд руб. таможенных платежей [7, с. 418-420]. Учитывая данные проблемы, в 2010 г. Комиссией Таможенного союза был подготовлен перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. В него попали спирт и биодизель [8]. При этом алюминиевой промышленности удалось отстоять необходимость применения толлинга в отрасли, обусловливая это тем, что толлинг помогает поддерживать российскую алюминиевую отрасль в конкурентоспособном состоянии, создает рабочие места и открывает финансовые потоки, позволяя модернизировать предприятия отрасли.

Таким образом, можно констатировать, что устойчивые логистические цепи приводят к созданию интеграционных объединений между странами. причем не всегда эти интеграционные объединения основаны на территориальной близости государств. Испытывая на себе влияние этих логистических структур, созданные интеграционные объединения в процессе своей эволюции осуществляют соответствующее их стадии развития таможенно-тарифное регулирование. Это может как снижать возможности дальнейшей работы логистической цепи, так и, напротив, стимулировать ее дальнейшее развитие. В первом случае это приводит к изменению логистической цепи или даже прекращению ее функционирования в данном направлении. Во втором случае - напротив, к ее укреплению. Однако, чем более высокоразвитым становится интеграционное объединение, тем меньше остается барьеров во взаимной торговле, тем больше возможностей появляется для появления новых логистических цепей и развития существующих. Это, в свою очередь, ведет к

расширению интеграционного объединения за счет включения в него все новых членов, а, следовательно, и к подстройке таможенно-тарифного регулирования на новых территориях. Как следствие, можно констатировать наличие взаимного влияния между логистическими цепями и формирование торгово-экономических объединений, запускающих процессы таможенно-тарифного регулирования на интегрирующейся территории.

Список литературы

1. Щербаков В.В., Смирнова Е.А. Таможенное администрирование цепей поставок как инструмент сопряжения глобальной и корпоративной логистики // Маркетинг взаимодействия и экономика предпринимательства: Ученые записки диссертационного совета Д 212.354.16. С. 275-289.

2. Globalization // The World Bank. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/webarchives/archive?url=httpzzxxweb.worldbank.org/arch ive/website01072/Globalization/WEB/INDEX.HTM&mdk=22227842/ (дата обращения: 31.08.2018).

3. Мисько О.Н. Международная экономическая интеграция. СПб.: ИТМО, 2015. 174 с.

4. Галеева В.Р. Интеграционные процессы как инструмент устойчивого развития в условиях глобализации экономики // Управление устойчивым развитием, 2017. № 3 (10). С. 18-22.

5. Завьялов Ф.Н. О некоторых направлениях диверсификации экспорта России // Социальные и гуманитарные знания, 2015. - Т. 1. - № 2 (2). - С. 85-94.

6. Алюминиевая сага (1993-2003) // Компромат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.compromat.ru/page_13558.htm/ (дата обращения: 31.08.2018).

7. Сухарукова А.А. Использование толлинговых сделок в России // Молодой ученый, 2014. № 20. С. 418-420.

8. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 (ред. от 14.11.2017) «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onIine.cgi?req=doc&base=LAW&n=284450&fM=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0.7692391335012276#022372816030294862/ (дата обращения: 31.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.