Научная статья на тему 'Влияние тонкослойных нанопокрытий на фреттинг-коррозию высоконагруженных сопряжений крупногабаритных деталей машин'

Влияние тонкослойных нанопокрытий на фреттинг-коррозию высоконагруженных сопряжений крупногабаритных деталей машин Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Металлообработка
ВАК
Ключевые слова
ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ / WEAR RESISTANCE / ФРЕТТИНГ-КОРРОЗИЯ / НАНОПОКРЫТИЯ / ФТОРУГЛЕРОДНАЯ ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / FLUOROCARBON COMPOSITION / ФРИКЦИОННО-МЕХАНИЧЕСКОЕ ЛАТУНИРОВАНИЕ / ДИСПЕРСНАЯ СТРУКТУРА / DISPERSED STRUCTURE / МЕХАНИЗМ "БЕЗЫЗНОСНОСТИ" / FRETTING CORROSION / NANOCOATING / FRICTIONAL BRASSING / FRICTION WITHOUT WEAR

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Красный Виктор Адольфович, Максаров Вячеслав Викторович, Вьюшин Роман Вячеславович

Исследовались механизмы фреттинг-коррозии высоконагруженных сопряжений при использовании защитных нанопокрытий на основе полимерной фторуглеродной композиции и фрикционно-механического латунирования. Испытания образцов из стали 15 и чугуна СЧ25 с покрытиями проводили по стандартизованной методике; исследования поверхностей трения после испытаний изучали при помощи растрового электронного микроскопа. Исследования образцов с тонкослойными нанопокрытиями показали, что снижение фреттинг-износа связано с наличием в зоне контакта мелкодисперсных частиц, что позволяет осуществлять деформирование поверхностных слоев по механизму взаимного поворота и проскальзывания элементов структуры под действием сдвиговых напряжений без разрушения, приводящего к изнашиванию поверхности, подобному механизму «безызносности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of thin nanocoating on fretting corrosion of largesized machine parts high-loaded conjugation

The fretting corrosion mechanisms of high-loaded conjugations using nanocoating based on fluorocarbon composition and frictional brassing were researched. Steel 15 and cast iron СЧ25 with coating tests were taken using standardized procedure; the friction surfaces researching were made with scanning electron microscope. The research of samples with thin nanocoatings showed that frettingwear decrease is caused by fine-dispersed particles in contact zone, which allows to make surface layer deformation based on the structural elements reciprocal turn and sliding mechanism with shear friction without wear.

Текст научной работы на тему «Влияние тонкослойных нанопокрытий на фреттинг-коррозию высоконагруженных сопряжений крупногабаритных деталей машин»

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА

ЕТАПЛООБРАБОТК]

УДК 621.43-233:620.193

Влияние тонкослойных нанопокрытий на фреттинг-коррозию высоконагруженных сопряжений крупногабаритных деталей машин

Исследовались механизмы фреттинг-коррозии высоконагруженных сопряжений при использовании защитных нанопокрытий на основе полимерной фторуглеродной композиции и фрикционно-механического латунирования. Испытания образцов из стали 15 и чугуна СЧ25 с покрытиями проводили по стандартизованной методике; исследования поверхностей трения после испытаний изучали при помощи растрового электронного микроскопа. Исследования образцов с тонкослойными нанопокрытиями показали, что снижение фреттинг-износа связано с наличием в зоне контакта мелкодисперсных частиц, что позволяет осуществлять деформирование поверхностных слоев по механизму взаимного поворота и проскальзывания элементов структуры под действием сдвиговых напряжений без разрушения, приводящего к изнашиванию поверхности, подобному механизму «безызносности».

Ключевые слова: износостойкость, фреттинг-коррозия, нанопокрытия, фторуглеродная полимерная композиция, фрикционно-механическое латунирование, дисперсная структура, механизм «безызносности»

В. А. Красный, В. В. Максаров, Р. В. Вьюшин

Введение

Фреттинг-коррозия нередко является причиной выхода из строя ответственных узлов двигателей внутреннего сгорания, в частности большегрузных карьерных автосамосвалов, буровой техники, работающих в условиях вибраций и высоких контактных нагрузок. Фреттинг характерен для номинально неподвижных сочленений конструкций (например, в местах скрепления деталей) и возникает, как правило, при вибрациях, приводящих к различного рода колебательным относительным перемещениям и деформациям. Часто фрет-тинг сопровождается химическими процессами на поверхностях трения (фреттинг-корро-зия). Изнашивание при фреттинге проявляется в «выедании» материала в местах скрепления деталей конструкции. Характерной особенностью фреттинга, в отличие от других видов трения скольжения, является малая амплитуда относительных смещений контртел,

сопоставимая с расстоянием между вершинами микронеровностей на поверхности трения, что затрудняет удаление продуктов износа из зоны контакта. Продукты износа при этом начинают играть роль абразива, что приводит к дополнительному изнашиванию [1, 2].

Целью работы являлось исследование механизмов фреттинг-коррозии некоторых материалов и покрытий применительно к условиям работы высоконагруженных сопряжений.

При выборе материалов защитных покрытий деталей высоконагруженных сопряжений от фреттинг-коррозии следует обращать внимание не только на их износостойкость, но и на чувствительность к сдвигу, т. е. способность материала принимать на себя сдвиговую деформацию без инициирования процессов усталостного повреждения. Известно, что таким свойством обладают тонкие покрытия, удобные также и тем, что не нарушают ремонтопригодности узлов и позволяют сохранять в процессе эксплуатации натяги, предусмотренные при сборке [3, 4].

МЕШПООБМБОТК|»

Испытания на изнашивание в условиях фреттинга

В работе исследуется изнашивание в условиях фреттинга модельных образцов из стали 15 и серого чугуна СЧ25 с различными покрытиями, применение которых перспективно для крупногабаритных деталей сложной конфигурации, когда такие традиционно используемые методы защиты, как электролитическое нанесение или вакуумное напыление покрытий, а также лазерная обработка поверхности деталей, оказываются технологически неприемлемыми. Исследовались поверхности трения образцов после обработки полимерной фтор-углеродной композицией и фрикционно-меха-нического латунирования по сравнению с исходными образцами без покрытий и поверхностной обработки. Все виды покрытий использовались для поверхностей трения неподвижных деталей пар трения. Подвижные кольцевые контробразцы из стали 15 покрытий не имели.

Испытания на изнашивание в условиях фрет-тинга проводились на стандартных образцах

по методике [5] в двух режимах. Первая серия образцов и контробразцов из стали 15 испы-тывалась в условиях возвратно-вращательного скольжения с амплитудой 100 мкм при давлении 25 МПа и частоте 900 циклов/мин. Вторая серия испытаний проводилась на образцах из чугуна СЧ25 и контробразцах из стали 15 при амплитуде смещений 20 мкм, частоте 250 циклов/мин и давлении 85 МПа. Число циклов нагружения для каждой пары образцов было 5 X 105, для каждого варианта покрытий ис-пытывалось не менее 4 образцов. Износ после испытаний оценивали по изменению массы образцов с точностью до 0,1 мг, а линейный износ — по профилограмме дорожек трения.

Коэффициент трения определялся по тари-ровочным графикам согласно показаниям тен-зорезистора. Результаты испытаний описанных выше образцов приведены на рис. 1.

Как видно, для всех исследуемых вариантов покрытий в несколько раз снижается массовый Им и линейный Ил износ образцов в условиях фреттинга.

Как видно из рис. 1, полученные в испытаниях значения коэффициентов трения в условиях

а)

§

!40

" 30-1

>В 20л

и >н

н

.3 10-

20

§ й

8 „ И 2 1 к

¡8 15 ы то п я

13 10

О .1?

5

б)

20

й *15 И 2

п &

о а

о о и

и

К

10

4 5

4 5

в)

н я

н ■&

■е

т о К

0,8

0,6

0,4-

0,2-

Рис. 1. Результаты испытаний при фреттинге: а — износ образцов (контурная линия — массовый, штриховая — линейный); б — износ контробразцов; в — значения установившихся коэффициентов трения;

1—3 — стальные образцы: 1 — без покрытия; 2 — фрикционно-механическое латунирование, толщина 3—5 мкм; 3 — полимерная фторуглеродная композиция, толщина 5 мкм; 4—6 — чугунные образцы: 4 — без покрытия; 5 — фрикционно-меха-ническое латунирование; 6 — полимерная фторуглеродная композиция

5

1

2

3

6

1

2

3

6

1

2

3

4

5

6

ШШШМБОТКА

фреттинга не коррелируют с данными об износе образцов. В рассматриваемых случаях коэффициент трения даже выше, чем у исходного базового образца. Причинами этого могут быть как специфика работы узлов трения при высоких нормальных нагрузках в условиях фреттинга по сравнению с обычным трением скольжения, так и характер микроструктурных изменений в поверхностных слоях деталей сопряжений [6]. Кроме того, при модельных испытаниях относительно небольшая площадь контакта образцов (0,5 см2) при сохранении реальных нагрузок и амплитуд смещения, характерных для условий эксплуатации, приводит к более жестким условиям фреттинга, чем в реальных сопряжениях, что также может сказаться на увеличении коэффициента трения в несколько раз по сравнению с коэффициентом трения в условиях скольжения.

Металлографический анализ

поверхности износа

Для выявления механизмов, способствующих снижению фреттинг-износа при использовании успешно проявивших себя покрытий, проведено исследование поверхностей трения методом растровой электронной микроскопии.

На поверхностях трения базовых стальных образцов наблюдаются типичные для фрет-тинг-износа участки рельефа в виде каверн, заполненных окисленными частицами износа. Об окислении свидетельствует специфический эффект накопления заряда на плохо проводящей поверхности окисленных частиц, что ухудшает контрастность изображения и создает впечатление «свечения» под действием электронного пучка. Поскольку на остальной поверхности трения такого эффекта не наблюдается, можно думать, что окисление частиц износа происходит уже после их образования в результате взаимодействия кислорода с активированной в процессе трения поверхностью мелких частиц, т. е. к самому механизму фреттинг-износа коррозия, вероятно, не имеет прямого отношения, тем более что участки с окисленными частицами (рис. 2, а) занимают сравнительно небольшую площадь общей поверхности трения. Довольно часто встречаются

на дорожке фреттинг-износа стали 15 и участки, покрытые частицами размером несколько микрометров без следов окисления (рис. 2, б), на которых хорошо видны трещины хрупкого разрушения. По-видимому, эти частицы являются карбидными или другими характерными для сталей включениями, результатом разрушения в процессе трения перлитных прослоек и т. п.

Нанесение полимерной фторуглеродной композиции в виде раствора с последующей сушкой создает на поверхности тонкую полимерную пленку, которая защищает поверхности трения от окисления и образования каверн (рис. 3, а), а также несколько повышает дисперсность частиц, видимых на поверхности, и исключает механизм их хрупкого разрушения (рис. 3, а в сравнении с рис. 2, б). В нашем случае микрочастицы в полимерной пленке, образованной модификатором, могут, вероятно, играть роль дисперсного наполнителя в полимерной матрице, формируя пленку покрытия композитного типа. Полимерные композиционные материалы хорошо зарекомендовали себя в качестве противоизносных и антифрикционных покрытий. Наиболее эффективны в снижении износа как раз композитные покрытия с мягкой матрицей и более твердыми части-а) б)

Рис. 2. Поверхность износа при фреттинге стали: а — каверны с частицами износа (х160); б — частицы на поверхности трения (х2000)

а)

б)

Рис. 3. Поверхность износа при фреттинге стали с фторуглеродным покрытием: а — участок поверхности трения (х200); б — дисперсные частицы на поверхности трения (х2000)

цами наполнителя, что и реализуется в рассматриваемом нами случае. Несколько иначе выглядят поверхности трения фрикционно-ла-тунированных образцов.

Латунирование приводит к появлению на поверхности стального образца очень гладких латунных слоев, местами с плохой адгезионной связью с поверхностью, где наблюдается их отслаивание на дорожке трения при фреттинге (рис. 4, а), но чаще с такой хорошей адгезией, что даже формирование сетки трещин не приводит к отслаиванию и выкрашиванию латунного покрытия (рис. 4, б), с чем, по-видимому, и связана его эффективность. Поперечный излом образца при низкотемпературном ударном разрушении в жидком азоте позволяет выявить структуру материала в приповерхностных слоях у поверхности трения. Обычные методы изготовления шлифов за счет краевого эффекта и сильных механических воздействий в процессе пробоподготовки такие слои деформируют, в то время как хрупкая трещина при низкотемпературном ударном разрушении вскрывает структуру у поверхности трения, как правило, не искажая ее. На рис. 4, в в изломе видны зерна стальной основы, на которых лежит

а)

б)

Рис. 4. Поверхность износа при фреттинге стали с фрикционно-механическим латунированием: а — слой латунного покрытия на поверхности трения (х150); б — сетка трещин в латунном покрытии после фреттинга (х300); в — поперечный излом образца с покрытием в жидком азоте — рыхлое пористое латунное покрытие на крупнозернистой стальной основе (х400); г — фрагмент низкотемпературного излома латунного покрытия с мелкодисперсной структурой (х7000)

пластичный слой латуни толщиной несколько микрометров с высоким содержанием пор. При больших увеличениях видно, что структура такого слоя состоит из отдельных сферических частиц с размерами около 1 мкм и меньше (рис. 4, г). При этом мелкодисперсная структура слоя, сформированная в процессе фрикционного нанесения покрытия под действием высоких напряжений и скоростей скольжения, обеспечивает механизм деформирования под действием сдвиговых напряжений при фреттинге путем взаимного поворота и проскальзывания мелких элементов структуры. Это, вероятно, позволяет осуществлять интенсивное деформирование тонких приповерхностных слоев материала по бездислокационному механизму, не приводящему к разрушению и изнашиванию. Реализация такого механизма трения даже на отдельных участках поверхности контакта может уменьшить общий износ.

Наблюдаемые в латунном слое микротрещины (рис. 4, б), которые не приводят, как это видно, к разрушению путем отслаивания или выкрашивания покрытия, возможно, являются дополнительным каналом диссипации энергии трения в поверхностном слое не только в результате затраты энергии на образование свободной поверхности трещины, но и благодаря повышению подвижности поверхностных слоев. Образование таких трещин, вероятно, связано с «раскачиванием» при фреттинге приповерхностных зерен стальной основы. Размер областей, ограниченных трещинами на рис. 4, б, соизмерим с размером выявленных в изломе зерен стальной структуры на рис. 4, в и составляет десятки микрометров.

Мелкодисперсная структура фрикционных латунных слоев, видимая на рис. 4, г, может быть результатом структурной самоорганизации материала в процессе фрикционной обработки вследствие фрагментации, характерной для высоких степеней деформации материалов на основе меди. Наличие в контакте при трении сферических частиц с высокой дисперсностью в виде металлических порошков, геомодификаторов и т. п., как правило, снижает износ. Это, вероятно, связано с диссипацией энергии трения при взаимном перемещении частиц, что защищает от силовых воздействий нижележащие слои материала. На этом же

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА

ЕТАПЛООБРАБОТК]

принципе основано и положительное влияние на фрикционные свойства композитных покрытий с мягкой матрицей и более твердыми частицами наполнителя.

Выводы

1. Установлено, что во всех исследованных по защите высоконагруженных сопряжений деталей машин с использованием нанопокры-тий на основе полимерной фторуглеродной композиции и фрикционно-механического латунирования имеет место единый механизм повышения износостойкости при фреттинге в зоне контактного слоя мелкодисперсных частиц благодаря использованию тонкослойных покрытий. Их присутствие может быть обусловлено либо структурной самоорганизацией материала покрытия в процессе фрикционного латунирования либо формированием композиционной структуры полимерного покрытия с мелкими частицами износа при использовании полимерной композиции. При этом рассмотренные защитные нанопокрытия исключают коррозионный компонент механизма фреттинг-изнашивания.

2. Дисперсная структура поверхностных слоев мешает реализации обычного дислокационного механизма деформационного упрочнения поверхностных слоев материала с последующим разрушением, когда исчерпывается пластичность в результате передвижения дислокаций в плоскостях скольжения и под действием дислокационных скоплений начинается зарождение трещин, приводящих к износу. Размер дисперсных частиц (от долей микрометра до нескольких микрометров) соизмерим с длиной свободного пробега дислокаций, поэтому они, выходя на границы частиц, не могут образовывать скоплений.

3. Зарождение несплошностей между структурными элементами в этом случае приводит к повышению пористости материала, но компенсируется процессом структурной аккомодацей при перемещении мелких частиц, поэтому на таких порах нет повышенной концентрации напряжений и разрушения. При этом даже

сетка трещин на износостойких поверхностях не приводит к изнашиванию путем отслоения или выкрашивания поверхностного слоя и, возможно, вносит вклад в повышение дис-сипативных свойств поверхности. Не исключено, что и образование таких трещин может быть вызвано не только «раскачкой» элементов структуры исходного материала под покрытием, но в рамках синергетических представлений о самоорганизации структуры в процессе трения эти трещины можно рассматривать как границы ячеек диссипативной в синергетиче-ском смысле структуры.

4. Исследование поверхностей трения образцов с тонкослойными нанопокрытиями показало, что практически во всех случаях снижение износа в испытаниях в режиме фрет-тинга связано с наличием в зоне контакта мелкодисперсных частиц, что позволяет осуществлять деформирование поверхностных слоев по механизму взаимного поворота и проскальзывания элементов структуры под действием сдвиговых напряжений без разрушения, приводящего к изнашиванию поверхности. Представления возможности реализации такого «безызносного» механизма при трении позволяют более осознанно подходить к выбору оптимальных материалов для покрытий на поверхностях трущихся деталей и в случае фреттинга высоконагруженных сопряжений деталей машин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Голего Н. Л., Алябьев А. Я., Шевеля В. В. Фрет-тинг-коррозия металлов. Киев: Техника, 1974. 272 с.

2. Уотерхауз Р. Б. Фреттинг-коррозия. Л.: Машиностроение, 1976. 272 с.

3. Гаркунов Д. Н., Мельников Э. Л., Гаврилюк В. С. Триботехника. М.: КНОРУС, 2013. 408 с.

4. Дроздов Ю. Н., Юдин Е. Г., Белов А. И. Прикладная трибология (трение, износ и смазка). М.: Эко-Пресс, 2010. 604 с.

5. ГОСТ 23.211—80. Обеспечение износостойкости изделий. Метод испытаний материалов на изнашивание при фреттинге и фреттинг-коррозии.

6. Исследование фреттинг-коррозии в условиях высоких контактных нагрузок/ В. П. Булатов, В. А. Красный, О. Ф. Киреенко, И. Н. Попов // Трение и износ. 1994. Т. 15, № 1. С. 101-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.