за счет увеличения постимплантационной гибели зародышей (НДА — 25^4,8%. МСДА-П—22,2±4,9%, контроль — 7=^1,3%), ингибитор M-I не нарушал течения беременности и развития зародышей.
Ингибиторы M-I, МСДА-П и НДА в дозе 1/100 LD50 не оказывали общетоксического действия.
Недействующей дозой МСДА-П по эмбриотоксическому эффекту оказалась 1/200 LD60, НДА— 1/400 LD60. Ингибитор M-I вызвал статистически достоверную гибель зародышей лишь при действии дозы 1/5 LD60 (53,1—5,2%, контроль — 12,2± 1,7%).
Изучение тератогенного эффекта показало, что, несмотря на наличие эмбриотоксиче-ской активности у исследуемых ингибиторов, они не обладают способностью индуцировать аномалии развития у зародышей крыс. При тщательном анализе состояния внутренних органов зародышей крыс с помощью модифицированной методики Вильсона и костной системы на тотальных просветленных препаратах не выявлено каких-либо отклонений в морфогенезе эмбриональных зачатков.
Таким образом, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что ингибиторы M-I, МСДА-П и НДА обладают эмбриотоксическим действием, которое зависит от дозы препарата и химической природы соединения; это согласуется с результатами изучения повреждающей активности других агентов на эмбриогенез (А. П. Дыбан; И. Р. Бариляк; Н. А. Чеботарь, н др.). В частности наименее выраженная активность отмечается у ингибитора M-I, порог эмбриотоксического действия составляет 1/5 LD60 (порог эмбрио-токсического действия МСДА-П — 1/100 LD60l НДА — 1/200 LDS0).
В связи с этим можно считать, что ингибиторы МСДА-П и НДА оказывают специфическое действие на эмбрионы; это коррелирует с их общей токсичностью.
Несмотря на наличие эмбриотоксической активности, ингибиторы лишены тератогенных свойств, что, вероятно, указывает на различные механизмы того и другого эффекта действия на внутриутробное развитие.
Полученные нами результаты позволяют, во-первых, считать оправданным включение в программу гигиенических исследований выяснение влияния аминов полиметилено-вого ряда на эмбриогенез; во-вторых, они указывают на возможность изыскания соединений, обладающих необходимыми техническими свойствами и в то же время лишенных повреждающего действия на внутриутробное развитие.
Исходя из сказанного, а также на основании сопоставления данных о токсичности ингибиторов с гигиенической точки зрения приемлемо внедрение в народное хозяйство ингибитора M-I.
ЛИТЕРАТУРА. Бариляк И. Р. — В кн.: Материалы 2-го съезда фармакологов УССР. Киев, 1975, с. 10—11. — Бариляк И. Р. — «Фармакол. и токсикол.», 1965, № 5, с. 616—621. — Дыбан А. П., Баранов А. С., Акимова И. М. — «Арх. анат.», 1970, № 10, с. 89—100. —Дыбан А. П. — В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравления. Вып. 6. Киев, 1968, с. 128— 139. —Дыбан А. П. — «Вестн. АМН СССР», 1966, № 6, с. 34—43. — К у и -диев Ю. И., Паустовская В. В., Краснюк Е. П.—Тезисы научной конференции «Гигиена труда и профессиональные заболевания». Иркутск, 1972, с. 68— 69. — Митропольский А. К. Техника статистических вычислений. М., 1971. — Рожковская Г. П. — «Врач, дело», 1975, № 4, с. 109—112. — С т а ц е к Н. К. — «Гиг. и сан.», 1965, № 8, с. 35—39. — Чеботарь H.A. — «Бюл. экспер. биол.», 1974, № 6, с. 56 — 57. — В е с h е г В A,, Gidson J. S. — «Toxicol, appl. Pharmacol.», 1970, v. 17, p. 551 — 552. — Brewen J. G., Pearson F. G., Jones K. Peta. — «Nature. New Biol.», 1971, v. 230, p. 15—16. — К h e r a K. S., Stolz D. R., Gunner S.W. et a. — «Toxicol, appl. Pharmacol.», 1971, v. 18, p. 263—268. — L e g a-tor M. S., L a 1 m e г К. A., G r e e n S. et a. — «Science», 1969, v. 165, p. 1139— 1140. — M о s t а г d i R. A., Keller К., Koo K. — «Ohio J. Sei.», 1972, v. 72, p. 313—318.—Stone D., Lamson E„ С h a n g Y. S.—«Science», v. 164, p. 568—569.
Поступила 4/VIII 1975 г.
УДК 613.632-07:612.34».014.4в
Канд. мед. наук Е. А. Струсевич, канд. биол. наук В. Н.Федянина, О. В. Садовник, В. Н. Семенова
ВЛИЯНИЕ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА АКТИВНОСТЬ ПАНКРЕАТИЧЕСКИХ ФЕРМЕНТОВ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт
В хроническом эксперименте исследовалось влияние 2 различных хлорорганических соединений этиленхлоргидрина (ЭТХГ) и тетрахлорпропена (ТХП) на активность фермента поджелудочной железы — трипсина и ингибитора сыворотки крови крыс. ЭТХГ
5ме1нг Р 0.5мг !нг
0.05мг 1кг
2нед I
Рис. 1. Изменение активности трипсина и
его ингибитора при действии ТХП. А — изменение активности трипсина; Б — изменение активности ингибитора трипсина; о — статистическая достоверность отклонения от контроля.
о мес
Рис. 2. Изменение активности трипсина и его ингибитора при действии ЭТХГ. Обозначения те же, что и на рис. 1.
относится к группе хлоргидринов и представляет собой высокотоксичное вещество (ЬО50 71 мг/кг). ТХП является непредельным хлоруглеводородом жирного ряда и по уровню смертельных доз относится к умеренно токсичным соединениям 1070 мг/кг). Оба
вещества не обладают выраженными кумулятивными свойствами на смертельном уровне, в химическом отношении реакционноспособны.
Соединения вводили крысам перорально в течение 6 мес. ТХП вводили в дозах 5, 1, 0,1 и 0,01 мг/кг, что составляло соответственно 1/214, 1/1070, 1/10 700 и 1/107 000 ЬО50 (1 серия опытов). ЭТХГ вводили в дозах 5, 0,5 и 0,05 мг/кг, что соответствовало 1/14, 1/140 и 1/1400 ЬВ60 (II серия опытов). Каждая серия экспериментов имела свою контрольную группу.
Активность трипсина и его ингибитора в сыворотке крови определяли в динамике: в первый месяц — дважды, а в последующие месяцы — по 1 разу. Результаты работы представлены на рис. 1 и 2 в относительных процентах к контрольным показателям.
Из рис. 1 и 2 видно, что оба вещества на уровне действующих доз вызывают однонаправленный эффект, приводя к значительному повышению активности трипсина и снижению уровня ингибитора. При этом выявляется четкая зависимость эффекта от дозы. В то же время действие каждого вещества на функцию поджелудочной железы имеет свои особенности.
Последовательное нарастание активности трипсина под действием 2 больших доз ТХП свидетельствует о значительной кумулятивной способности этого соединения, а низкий уровень ингибитора — об истощении компенсаторной возможности организма. Выраженное уменьшение ингибнторной активности может быть следствием не только поступления большого количества трипсина в кровь, но и результатом нарушения белкового синтеза организма под влиянием вводимого вещества. ТХП в дозе 0,1 мг/кг, вызывая увеличение активности трипсина в крови, не приводит одновременно к уменьшению ингибнторной активности. Однако снижение уровня ингибитора через 3 мес от начала введения вещества и до конца эксперимента указывает на напряженность процессов синтеза ингибиторных белков. Изменение активности трипсина в этом случае носит фазовый характер. В первый период интоксикации проявляется стадия первичной декомпенсации, сменяющаяся кратковременным периодом адаптации, когда компенсаторные механизмы, по-видимому, находятся в большом напряжении. Об этом говорит дальнейшее нарастание триптической активности при одновременном снижении активности ингибитора. Дозу ТХП 0,1 мг/кг можно считать пороговой по влиянию на трипсинвыделительную функцию поджелудочной железы, поскольку вещество в более низкой дозе (0,01 мг/кг) не вызывает каких-либо изменений исследуемых показателей.
ЭТХГ (см. рис. 2) во всех испытуемых дозах не приводит в течение 2 мес от начала интоксикации к выраженным изменениям в выделении в кровь активного трипсина и в содержании сывороточных ингибиторов.
Результаты опыта свидетельствуют о том, что ЭТХГ, как и ТХП, способен к кумуляции в организме. Однако выявляется это несколько позже, чем при действии ТХП,— только с 3—4-х месяцев интоксикации. К концу затравок ЭТХГ, по-видимому, в результате проявления компенсаторных реакций, наблюдается некоторое снижение активности трипсина и, наоборот, нарастание антитриптической активности, но контрольного уровня оба
показателя так и не достигают. Несмотря на отсутствие изменений активности трипсина при введении вгщества в дозе 0,05 мг/кг, можно думать о состоянии большого напряжения защитно-приспособительных механизмов в организме животных, что в конечном итоге проявляется достоверным снижением активности ингибитора в конце опыта.
Таким образом, сравнение хронического действия ТХП и ЭТХГ на триптическую функцию поджелудочной железы и антитрипткческую функцию организма показывают, что ТХП, несмотря на меньшую токсичность на смертельном уровне по сравнению с ЭТХГ, обладает более выраженной кумулирующей способностью, приводя, на наш взгляд, к более глубоким функциональным нарушениям. Можно думать, что при этом происходит не только большее истощение запасов ингибиторных белков, но и, вероятно, нарушение их синтеза. Следовательно, под влиянием токсических веществ на поджелудочную железу, как и при поражении поджелудочной железы другой этиологии, наблюдается повреждение ее фермен-товыделительной функции, например, нарушение выделения активности трипсина в двенадцатиперстную кишку и кровь. Длительное поступление большого количества активного трипсина в кровь приводит к нарушению антитриптической способности ор'ганизма. Увеличение активности трипсина в крови служит^ отражением нарушения процессов выделения активного трипсина из железы, нарушения процессов активации его предшественника — трипсиногена и, вероятно, процессов его образования. Изменение функции поджелудочной железы неизбежно приведет при длительности этого состояния к изменению функциональной целостности гепато-панкреато-дуоденальной системы организма, что подтверждается многими исследованиями (А. Н. Шабанов и И. С. Савощенко; А. И. Клейнер и соавт., и др.).
Итак, исследования, проведенные нами ранее (Е. А. Струсевич и Б. Я. Экштат), и настоящая работа показали, что поджелудочная железа весьма чувствительна к перораль-ному воздействию химических веществ; нарушения ее функции проявляются на довольно низком уровне воздействия химических соединений.
Выводы
1. Триптическая функция поджелудочной железы и ответная антитриптическая реакция организма по чувствительности близки к наиболее ранимым функциональным системам, в том числе центральной нервной системе, также претерпевающей изменения на уровне указанных пороговых доз.
2. Высокая гигиеническая значимость исследования активности панкреатических ферментов делает целесообразным изучение функционального состояния поджелудочной железы при нормировании веществ в водоемах.
ЛИТЕРАТУРА. Клейнер А. И. — сГиг. труда», 1971, № 11, с. 47— 48. — Струсевич Е. А., Экштат Б. Я. — «Гиг. и сан.», 1974, № 1, с. 94—96. — Шабанов А. Н., Савощенко И. С. и др. — «Клин, мед.», 1967, № 8, с. 61—65.
Поступила 28/1V 1975 г-
УДК 614.777:828:122-036.4
В. Н. Купыров, Г. И. Панасенко
СРАВНИТЕЛЬНАЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗИН, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПОГРУЖНЫХ СКВАЖЕННЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ
Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены
им. А. Н. Марзеева
Проведено гигиеническое изучение резин 7-ВРГ-14 и 7-ВРГ-25-1, предложенных Научно-исследовательским институтом резиновой промышленности для изготовления подшипников в электронасосах артезианских скважин. При этом ставилась цель установить влияние марок резин на качество контактирующей с ними воды в лабораторных и натурных условиях, а также на организм лабораторных животных в условиях хронического санитар-но-токсикологического эксперимента.
Физико-химические исследования воды, контактировавшей с резинами 7-ВРГ-14 и 7-ВРГ-25-1, проведены по общегигиеническим показателям с определением запаха, привкуса, цветности, прозрачности, рН, общей жесткости и др., а также по специфическим с определением дифенилгуанидина и цинка, входящих в рецептуру изучаемых резин. Для физико-химических исследований предварительно промытые в проточной воде резиновые пластинки погружали в 10-литровые аквариумы цилиндрической формы, наполненные водопроводной вэдой. Контролем служила водопроводная вода, находящаяся в таком же аквариуме. Соотношение вэды в аквариумах с изучаемыми резинами составляло 1:1.
Для анализа воду из аквариума отбирали тотчас же и через 1, 2, 3, 5, 7, 10, 15, 20, 25 и 30 сут контакта резин с нею.
Для сравнения данных лабораторных исследований с полученными в натурных условиях на территории Молдавской ССР оборудованы артезианские скважины, в электрона-