Научная статья на тему 'Влияние точечного массажа по методике профилактики простудных заболеваний на когнитивные функции школьников'

Влияние точечного массажа по методике профилактики простудных заболеваний на когнитивные функции школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1080
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ / ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалова Нина Геннадьевна, Поклонский Тимофей Александрович

Проведено исследование влияния точечного массажа на частоту и продолжительность бронхо-легочных инфекций, кратковременную память и внимание учащихся 5-6-х классов. В течение 2-х лет обследовали школьников экспериментального и контрольного классов. В экспериментальном классе школьники в течение третьей четверти ежедневно на третьем уроке выполняли точечный массаж. Учащиеся контрольного класса массаж не выполняли. В экспериментальном классе достоверно уменьшилось число заболеваний инфекциями дыхательных путей, число дней, пропущенных учащимися по болезни. В контрольном классе такого не наблюдалось. Кратковременная память и внимание улучшились у учащихся обоих классов. Но у школьников экспериментального класса эти изменения более выражены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коновалова Нина Геннадьевна, Поклонский Тимофей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние точечного массажа по методике профилактики простудных заболеваний на когнитивные функции школьников»

ВЛИЯНИЕ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА ПО МЕТОДИКЕ ПРОФИЛАКТИКИ...

УДК 37.042

Коновалова Нина Геннадьевна

Доктор медицинских наук, проректор по научной работе Кузбасской государственной педагогической академии, Konovalovang@yandex.ru, Новокузнецк

Поклонений Тимофей Александрович

Студент факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, Konovalovang@yandex.ru, Новокузнецк

ВЛИЯНИЕ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА ПО МЕТОДИКЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Konovalova Nina Gennadievna

Doctor medicine, vice-rector GOU VPO "Kuzbass state pedagogical Academy, konovalovang(a} yandex.ru, Novokuznetsk

Poklonskiy Timofey Aleksandrovich

Student of the faculty of the physical culture of Kuzbass state pedagogical academy, Konovalovang@yandex.ru, Novokuznetsk

INFLUENCE OF THE POINT MASSAGE ON METHODS OF THE PREVENTIVE MAINTENANCE OF THE CATARRHAL DISEASES ON KOGNITIVNYE FUNCTIONS SCHOOLCHILDREN

Грипп и острые респираторно-вирусные заболевания (ОРВИ) являются самыми распространенными заболеваниями в мире. К настоящему времени разработана и ежегодно выполняется система мероприятий по борьбе с гриппом и другими ОРВИ. Однако существующие методы профилактики не способны гарантировать полную защиту от простудных заболеваний. Поэтому поиск эффективных способов защиты организма от респираторных инфекций продолжается. Причиной простудных заболеваний является наряду с наличием болезнетворных микроорганизмов слабая сопротивляемость организма человека. Ослаблению защитных сил способствуют наряду с другими причинами недостаток движений, наличие стрессирующих факторов.

В сложившейся ситуации самой незащищенной группой населения становятся школьники. Этому способствуют тесные контакты между ними в учебных заведениях, на улицах и в общественных местах, необходимость длительное время находиться в вынужденном положении и дистресс, связанный с ситуациями, возникающими в процессе обучения.

Существует эффективная методика профилактики ОРВИ - точечный массаж, но она практически не применяется в школе, поскольку время урока ограничено, требования к уровню освоения предмета учениками высоки

и учитель, как правило, не готов потратить 1,5-2 минуты на точечный массаж. Методика точечного массажа для профилактики простудных заболеваний предусматривает обработку биологически активных точек в области грудины, на лице, голове, кистях рук. Обработка этих точек должна сопровождаться улучшением носового дыхания, гемодинамики в области головы и шеи, повышением защитных сил организма и стимуляцией активности центральной нервной системы. Исходя из этого, мы предполагаем, что точечный массаж, рекомендуемый для профилактики ОРВИ, оказывает положительное влияние на когнитивные функции.

Цель работы: оценить влияние точечного массажа по методике, предназначенной для профилактики ОРВИ, на состояние здоровья, показатели кратковременной памяти и внимания школьников.

Материал и методы. Исследование проводилось в течение 2007 и 2008 гг. на базе средней общеобразовательной школы менеджмента и маркетинга г. Новокузнецка. Выборку составили подростки, обучавшиеся в 2007 г. в пятых, в 2008г. - в шестых классах, по 24 человека в классе. Экспериментальную группу составили учащиеся 5а и 6а класса, контрольную - учащиеся 56 и 66 класса.

Массаж проводили в течение третьей четверти учебного года, когда обычно наблюдается рост числа простудных заболеваний. Использовали методику, предложенную А. А. Уманской [1]. Эта методика проста, учащиеся среднего звена могут быстро ее освоить и безошибочно выполнять. Процедура занимает 1-2 минуты, что соответствует продолжительности физкульпаузы на уроке.

Массаж проводили ежедневно на третьем уроке в 10:30 утра. На первом занятии школьникам рассказали о цели выполнения массажа, объяснили смысл воздействия на каждую точку, показали точки и научили выполнять массаж. Следующие два дня возникала необходимость поправлять учащихся, подсказывать им, как обрабатывать точки. Начиная с четвертого занятия, учащиеся делали себе массаж практически самостоятельно.

Для того чтобы оценить влияние массажа на устойчивость организма к простудным заболеваниям, учитывали число заболевших школьников и количество учебных дней, пропущенных по болезни.

Для оценки влияния точечного массажа на когнитивные функции проводили тесты на кратковременную память и внимание [2]. При анализе результатов исследования учитывали возрастные особенности учащихся.

Исследование кратковременной зрительной памяти: школьникам для запоминания предлагали слова и инструкцию следующего содержания: «Сейчас Вам будет предъявлено 10 слов. Ваша задача запомнить как можно больше слов в течение 30 секунд, не обращая внимания на их последовательность. Затем, после тридцатисекундного удержания в памяти полученной информации, воспроизвести её в течение 30 секунд. Результаты тестирования оценивали по количеству правильных ответов с учетом времени выполнения задания. Использовали оценочную шкалу для испытуемых в возрасте 10-17 лет, при экспозиции тестового материала в течение 30 с, удержании в памяти в течение 30 с, воспроизведение в течение 30 с. Если школьник воспроизво-

дил 9-10 слов - уровень развития кратковременной памяти расценивали как высокий, если воспроизводил 7-8 слов - выше среднего, 5-6 слов - средний, 3-4 - ниже среднего. Если ученику удавалось вспомнить лишь 1-2 слова -уровень развития кратковременной памяти'расценивали как низкий.

Для исследования внимания использовали корректурную пробу [2]. Школьникам раздавали таблицы В. Я. Анфимова и инструктировали о порядке выполнения пробы. По команде: «Начинайте» в течение минуты подростки вычеркивали буквы, указанные при инструктаже. По команде: «Заканчивайте» — отмечали место, где был закончен просмотр.

При обработке результатов подсчитывали количество просмотренных знаков и допущенных ошибок. Под ошибкой понимали неподчеркнутые заданные и подчеркнутые незаданные буквы. Объем внимания (ОВ) определяли по формуле:

ОВ= КЗ / КО,

где: КЗ - количество знаков, просмотренных за 1 мин.

КО - количество ошибок.

При качественной оценке результатов теста пользовались следующими критериями: объем внимания более 1000 расценивали как отличный, от 800 до 999 - как хороший, от 700 до 799 - удовлетворительный, менее 700 - плохой.

Статистическую обработку результатов проводили по стандартным программам на 1ВМ-совместимом компьютере в среде Ехе1 с использованием методов параметрической статистики. Рассчитывали средние величины, среднее отклонение. Для определения достоверности различий использовали критерий Стьюдента. При сравнении результатов обследования учащихся экспериментального и контрольного классов применяли непарный двухвыборочный 1:-тест Стьюдента. При оценке достоверности различия показателей повторных исследований учащихся одного и того же класса использовали парный двухвыборочный 1-тест Стьюдента.

Результаты. Устойчивость к простудным заболеваниям

Таблица 1 - Характеристика бронхо-легочных инфекций у школьников до начала применения точечного массажа, 2007 г.

Нозологические единицы Экспериментальный класс, (N=24) Контрольный класс (N=24)

Число случаев заболевания Число дней, пропущенных по болезни Число случаев заболевания Число дней, пропущенных по болезни

ОРВИ 9 63 9 59

Грипп 4 32 2 14

Ангина 5 7 4 7

Острый ринит 11 0 10 0

Бронхит 4 19 4 16

Всего 33 116 29 96

Примечание. Здесь и далее достоверность различий между показателями: * - р < 0.05.

203

Из таблицы 1 видно, что наиболее часто школьники 5 классов болели острым ринитом и ОРВИ, то есть именно теми заболеваниями, для профилактики которых предназначена методика точечного массажа, выбранная для проведения малых форм физической активности. До начала применения точечного массажа на одного школьника в экспериментальном классе приходится в средне*м 1,4 случая заболевания бронхо-легоч-ными инфекциями, а в контрольном - 1,2. В среднем на школьника экспериментального класса приходится 5 дней пропуска школы по болезни, а на школьника контрольного класса - 4. В целом в экспериментальном классе до начала эксперимента переболело на 4 ребенка больше, и они пропустили по болезни на 20 учебных дней больше. Учащиеся экспериментального класса болели чаще и дольше, чем контрольного. Однако разница между экспериментальным и контрольным классами как по числу заболевших, так и по числу пропущенных по болезни дней не достоверна.

Таблица 2 - Динамика бронхо-легочных инфекций у школьников экспериментального класса (N=24)

Нозоло- гические единицы Число случаев заболевания Число дней, пропущенных по болезни

2007 г. 2008 г. разность 2007 г. 2008 г. разность

ОРВИ 9 6 3 63 43 20

Грипп 4 1 3 32 7 25

Ангина 5 4 1 7 7 0

Острый ринит 11 3 8 0 0 0

Бронхит 4 3 1 19 13 6

Всего 33 23 10* 116 70 46*

Из табл. 2 видно, что число заболеваний бронхо-легочной системы у школьников экспериментального класса и число дней, пропущенных по болезни в 2008 г. достоверно меньше, чем в 2007 г. Наиболее заметно уменьшилось число инфекций верхних дыхательных путей. Школьники реже болели ОРВИ, гриппом и особенно - острым ринитом. Число заболеваний ангиной и бронхитом уменьшилось лишь на 1 случай. Количество дней, пропущенных по причине болезни, тоже уменьшилось главным образом, при заболеваниях ОРВИ и гриппом. Это еще раз подтверждает факт, что данная методика массажа, главным образом, служит для профилактики заболеваний именно верхних дыхательных путей. В результате в 2008 г. на 1 школьника экспериментального класса в среднем приходится случай 1 заболевания, а число дней, пропущенных по болезни, уменьшилось с 5 до 2.

Таблица 3 - Динамика бронхо-легочных инфекций у школьников контрольного класса (N=24)

Нозологические единицы Число случаев заболевания Число дней, пропущенных по болезни

2007 2008 разность 2007 2008 разность

ОРВИ 9 7 2 59 51 8

Грипп 2 2 0 14 14 0

Ангина 4 4 0 7 7 0

Острый ринит 10 11 -1 0 0 0

Бронхит 4 2 2 16 7 9

Всего 29 26 3 96 79 17

Число заболеваний бронхо-легочной системы и число учебных дней, пропущенных по болезни в 2008 г. у школьников контрольного класса тоже уменьшилось по сравнению с 2007 г., однако различие обоих показателей не достоверно. Уменьшилось на 2 случая число заболеваний ОРВИ и бронхитом. Число заболеваний ринитом даже увеличилось на 1 случай.

Анализ частоты заболевания бронхо-легочными инфекциями подростков во время обучения в пятом и в шестом классах показывает, что в шестом классе школьники болели реже, чем в пятом. Это ожидаемый результат: подростки росли, формировался иммунитет, поэтому частота простудных заболеваний уменьшилась. Однако если в 5 классе чаще болели учащиеся экспериментального класса, то в 6 классе они болели реже, чем школьники контрольного класса. После нескольких месяцев проведения точечного массажа по методике, предназначенной для профилактики ОРВИ, практически у всех испытуемых наблюдалась положительная динамика. Повышение устойчивости к бронхо-легочным инфекциям у детей экспериментальной группы гораздо более выражено, чем у детей контрольной группы. Это видно как по числу заболевших, так и по числу пропущенных дней. Особенно отчетливо разница проявилась на частоте вирусных инфекций верхних дыхательных путей. В экспериментальном классе количество заболевших ОРВИ, гриппом и острым ринитом в сумме уменьшилось на 8 человек; а в контрольной - на 3 человека. Количество дней, пропущенных по болезни ОРВИ и гриппом в контрольном классе уменьшилось на 8, в экспериментальном - на 45.

Результаты исследования когнитивных функций

В таблице 4 представлены результаты исследования кратковременной зрительной памяти и внимания учащихся шестых классов.

Таблица 4 - Показатели кратковременной зрительной памяти и внимания

учащихся шестых классов

Показатель Экспериментальный класс (N=24) Контрольный класс (N=24)

До начала применения точечного массажа

Память 68±8,1 68±8,9

Внимание 777±56,7 775±56,9

После применения точечного массажа

Память 70,0+8,3* 69±8,3*

Внимание 822+82,7* 806±84,4*

Сравнение исследованных показателей свидетельствует о том, что в начале учебного года школьники экспериментального и контрольного классов не различаются между собой по показателям кратковременной зрительной памяти и внимания. Большинство школьников обоих классов могли удержать в памяти 5-7 слов, что соответствует среднему уровню и выше среднего. По показателям внимания школьники обоих классов продемонстрировали удовлетворительный объем внимания. Повторное обследование, проведенное в конце учебного года, показало достоверный рост обоих исследованных параметров как в контрольном, так и в экспериментальном классах. В конце года учащиеся удерживали в памяти 6-7 слов, объем внимания большинства школьники обоих классов можно оценить как хороший.

Подростки растут, обучаются, тренируют память и внимание, поэтому прирост показателей ожидаем. Однако если в начале года показатели школьников экспериментального и контрольного классов были одинаковы, то в конце года, после проведения точечного массажа, у учащихся экспериментального класса произошло более значительное увеличение показателей, чем у учащихся контрольного класса. Различие в приросте объема кратковременной зрительной памяти между учащимися двух классов достоверно.

Благоприятное влияние точечного массажа по данной методике на когнитивные функции, вероятно, связано с тем, что обработка биологически активных точек, расположенных в проекции придаточных пазух носа, сосцевидного отростка височной кости способствует улучшению кровоснабжения этих пазух, воздухоносных ячеек височной кости, уменьшению локального отека слизистых оболочек. Это, в свою очередь, сопровождается не только улучшением носового дыхания, но способствует улучшению кровоснабжения в передней и средней черепных ямах. Условия для работы головного мозга улучшаются. Раздражение биологически активных точек в области лица, головы, кистей рук рефлекторно приводит к повышению активности головного мозга. В результате достигается стимуляция когнитивных функций учащихся.

Заключение

Точечный массаж по методике, предложенной Уманской, может быть использован в качестве малой формы физической активности при проведении

занятий в школе с учащимися среднего звена в холодное время года. Учащиеся пятых классов осваивают методику выполнения массажа в течение 1-3 занятий. Выполнение массажа занимает 1-2 минуты.

Применение точечного массажа позволяет достоверно уменьшить число случаев простудных заболеваний, уменьшить количество дней, пропущенных школьниками по болезни.

Регулярное выполнение точечного массажа по методике, предназначенной для профилактики простудных заболеваний, сопровождается улучшением кратковременной памяти и увеличением объема внимания у школьников среднего звена. Значит, использование точечного массажа в качестве физкультминутки на уроках должно способствовать лучшему усвоению материала.

Библиографический список

1. Насонова, Л. Зоны управления организмом по Уманской [Текст]/ Л. Насонова // Физкультура и спорт. - 2000. - № 9. - С. 16-17.

2. Дорофеева, Н. В. Методические рекомендации по курсу психофизиология для студентов факультетов физической культуры [Текст]// Н. В. Дорофеева. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА 2006. - 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.