Научная статья на тему 'Влияние тиролиберина на поведение крыс после электроболевого воздействия'

Влияние тиролиберина на поведение крыс после электроболевого воздействия Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
245
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Марков А. Г., Виноградова Е. П., Каргин А. В., Жуков Д. А.

Тиролиберин является одним из гипоталамических нейропептидов, который широко распространен в центральной нервной системе, однако его психотропные свойства еще мало изучены. Анализируя уже известные эффекты тиролиберина, можно предположить, что он выступает в роли адаптогена. Известно, что он снижает развитие постгипоксических изменений в нервной системе и оказывает противосудорожное действие. Было показано, что аналоги тиролиберина обладают антидепрессивным эффектом. Исходя из этих данных, можно предположить, что он оказывает модулирующее влияние на поведение животных после стрессорного воздействия. Целью нашей работы являлось изучение влияния тиролиберина на поведенческий компонент стрессорного ответа. Исследование проводилось на 60 самцах белых крыс. За 2 недели до эксперимента у животных был определен базовый уровень тревожности в приподнятом «крестообразном» лабиринте. Животным из опытной группы вводили интраназально по 10 мкл раствора тиролиберина в концентрации 10-10 моль (двухсторонне), контрольной группе раствор аминокислоты гистидина. Через 15 минут после введения растворов, животных подвергали электроболевому воздействию в камере с токопроводящим полом (по 5 ударов длительностью 1 с, сила тока 200-250 мкА). Через 4 часа после стресса крыс повторно тестировали в приподнятом «крестообразном» лабиринте и через сутки в приподнятом «кольцеобразном» лабиринте. Электроболевое воздействие через 4 часа у животных контрольной группы приводило к увеличению тревожности и снижению двигательной и исследовательской активности. Введение тиролиберина блокировало повышение тревожности, вызванной электроболевым воздействием. При этом снижение двигательной и исследовательской активности у опытных животных происходило так же, как и у контрольных животных, что свидетельствует о том, что тиролиберин оказывает воздействие только на тревожность, не затрагивая все поведенческие компоненты стрессорного ответа. Через одни сутки все показатели поведения в обеих группах не различались. На основе полученных данных можно заключить, что тиролиберин препятствует повышению тревожности, вызываемой болевым воздействием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Марков А. Г., Виноградова Е. П., Каргин А. В., Жуков Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние тиролиберина на поведение крыс после электроболевого воздействия»

увеличивал рельефность (объем) нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки, не меняя их плотности, а БТШ-70 вызывал умеренную дегенерацию нейронов, снижая их плотность. Полученные данные необходимо учитывать при планировании и проведении экспериментальных исследований с влиянием на поведение различных фармакологических агентов, включая этанол и другие наркогены.

Поддержано грантом РФФИ № 07-04-00549а.

Характер гормональных нарушений у больных с инциденталомами надпочечников

Майстренко Н.А., Ромащенко П.Н., Довганюк В.С., Бойко И.В.

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова; акад. Лебедева ул., 6, Санкт-Петербург, 194044

Современные возможности лучевой диагностики (УЗИ, КТ, МРТ) позволили случайно выявлять новообразования надпочечников без клинических проявлений (инциденталомами) при обследовании больных по поводу других заболеваний брюшной полости и забрюшинного пространства. Неоднозначная тактика в таких случаях (наблюдение или хирургическое лечение) остается предметом спора среди хирургов и эндокринологов.

Цель исследования — оценить скрытую функциональную активность так называемых гормональнонеактивных образований надпочечников (ГНОН) путем изучения предшественников глюкокортикоидов и метаболитов катехоламинов как критерий принятия тактических решений.

Изучены результаты обследования и хирургического лечения 46 больных с ГНОН в период с 2003 по 2007 гг. Функциональная активность образований оценивалась выявлением в крови предшественников глюкокортикоидов надпочечников методом высокоэффективной жидкостной хроматографии и продуктов метаболизма катехоламинов в иммуноферментном анализе. Характер установленных гормональных нарушений у больных с ГНОН сопоставляли с данными морфологических исследований после адреналэктомии.

Результаты проведенных клинических и гормональных исследований позволили на основании изучения в крови кортизола, кортизона, 11-дезоксикортизола, дезоксикортикостерона, кортикостерона,дегидроэпиан-дростерона сульфата, а также метанефрина и нормета-нефрина установить скрытую гормональную активность у 40 больных из 46: у 22 пациентов диагностирована «пре-кортикостерома», у 9 — «пре-альдостерома», у 8 — «немая» феохромоцитома, в 1 случае заподозрен адренокортикальный рак. Скрытая гормональная активность новообразований надпочечников отсутствовала у 6 пациентов. Морфологическое изучение удаленных новообразований позволило подтвердить диагноз у 40 больных, установленный по данным клинико-гормональных исследований. Гистологическая картина новообразований у 6 пациентов без повышения гормонов

предшественников глюкокортикоидов и метаболитов катехоламинов свидетельствовала об адренокорти-кальном раке у 3-х больных, кисте надпочечника — у 2-х, миелолипоме — у 1-го.

Таким образом, современные методы гормональных исследований позволяют выявить скрытую функциональную активность так называемых гормональнонеактивных образований надпочечников в 86,9 % случаев и подтвердить целесообразность своевременного оперативного лечения до развития тяжелых обменно-эндокринных нарушений гомеостаза. Трудности ранней диагностики адренокортикального рака надпочечников, встречающегося в 8,7 % случаев среди пациентов с инциденталомами, в том числе без признаков гормональной активности, диктует необходимость поиска информативных онкомаркеров для определения своевременных показаний к хирургическому лечению.

Влияние тиролиберина на поведение крыс после электроболевого воздействия

Марков А.Г., Виноградова Е.П., Каргин А.В., Жуков Д.А.

Санкт-Петербургский государственный университет; Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, 191034; Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН; наб. Макарова, 6, Санкт-Петербург, 199034

Тиролиберин является одним из гипоталамических нейропептидов, который широко распространен в центральной нервной системе, однако его психотропные свойства еще мало изучены. Анализируя уже известные эффекты тиролиберина, можно предположить, что он выступает в роли адаптогена. Известно, что он снижает развитие постгипоксических изменений в нервной системе и оказывает противосудорожное действие. Было показано, что аналоги тиролиберина обладают антидепрессивным эффектом. Исходя из этих данных, можно предположить, что он оказывает модулирующее влияние на поведение животных после стрессорного воздействия.

Целью нашей работы являлось изучение влияния тиролиберина на поведенческий компонент стрессорного ответа. Исследование проводилось на 60 самцах белых крыс. За 2 недели до эксперимента у животных был определен базовый уровень тревожности в приподнятом «крестообразном» лабиринте. Животным из опытной группы вводили интраназально по 10 мкл раствора тиролиберина в концентрации 10-10 моль (двухсторонне), контрольной группе — раствор аминокислоты гистидина. Через 15 минут после введения растворов, животных подвергали электроболевому воздействию в камере с токопроводящим полом (по 5 ударов длительностью 1 с, сила тока 200-250 мкА). Через 4 часа после стресса крыс повторно тестировали в приподнятом «крестообразном» лабиринте и через сутки в приподнятом «кольцеобразном» лабиринте. Электроболевое воздействие через 4 часа у животных контрольной группы приводило к увеличению тревожности и снижению двигательной и исследовательской активности. Введение тиролиберина блокировало

2-23б9

Психофармакология и биологическая наркология / том 8 / выпуск 1-2, часть 1 / 2008

ISSN 1606—S1S1

повышение тревожности, вызванной электроболевым воздействием. При этом снижение двигательной и исследовательской активности у опытных животных 2-237G происходило так же, как и у контрольных животных, что свидетельствует о том, что тиролиберин оказывает воздействие только на тревожность, не затрагивая все поведенческие компоненты стрессорного ответа. Через одни сутки все показатели поведения в обеих группах не различались. № основе полученных данных можно заключить, что тиролиберин препятствует повышению тревожности, вызываемой болевым воздействием.

Антигипоксическая активность амтизола в зависимости от времени введения в модели гиперкапнической и гипобарической гипоксии

Марышева В.В., Шабанов П.Д.

Военно-медицинская акдемия им. С.М. Кирова; акад. Лебедева, ул., б, Санкт-Петербург, 194G44

Целью работы была оценка антигипоксической активности амтизола в зависимости от времени его введения. Для изучения этого вопроса нами была использована удобная модель гиперкапнической гипоксии на белых беспородных мышах-самцах. Амтизол в дозе 25 мг!кг вводили внутрибрюшинно опытным животным за 5, 15, 30, 45, 60, 60, 120, 240 мин и 24 ч до наступления гипоксического эпизода. Затем животных помещали в банки объемом 0,25 л, закрывали герметичными крышками, переворачивали и опускали крышки под воду во избежание подсоса воздуха. Контрольные животные получали инъекцию физиологического раствора. Регистрировали время жизни мышей.

Результаты. Через 5 мин после введения амтизол сразу же проявляет максимальную активность, повышает продолжительность жизни опытных животных на 53 %. Далее через 15, 30 и 45 мин после введения активность препарата медленно падает до 34 % (45 мин). Однако через 60 мин после введения вновь появляется максимум активности (55 %). Далее по пологой кривой активность препарата падает: через 90 мин она составляет 39 %, через 120 мин — 22 %, через 240 мин — 16 % и через 24 ч отмечалось наличие 15 % превышения активности над контролем. Таким образом, в данной модели амтизол имеет два максимума активности — через 5 и 60 мин после введения. Через 120 мин активность падает до 22 % и далее держится в течение 24 ч на уровне 15—16%.

Обсуждение. Ранее подобное исследование проводилось на крысах в модели гипобарической гипоксии (А.Е. Александрова, 1978) в проточной барокамере на «высоте» 12 000 м. Максимум активности амтизола нарастал к 30—60 мин после введения. Затем к 120 мин эффект немного снижался, но оставался еще в течение часа (180 мин) на достаточно высоком уровне, далее плавно убывал до 0 к 720 мин.

Заметна разница в эффектах амтизола на разных моделях гипоксии: при гиперкапнии раньше развивается

эффект действия препарата, буквально через 5 мин после введения; действие препарата имеет два максимума — при 5 и 60 мин; хотя выраженная активность заканчивается к 120 мин, действие препарата заметно и через 24 ч после введения, тогда как в модели гипобарической гипоксии исчезал к 12 ч. Исследования показали, что наибольшую антигипоксическую активность на двух рассматриваемых моделях гипоксии амтизол выказывает через 60 мин после внутрибрю-шинного введения.

Влияние экспериментального гипотиреоза на метаболизм биогенных аминов в структурах головного мозга крыс различного возраста

Масалова О.О.

НИИ экспериментальной медицины РАМН; акад. Павлова ул., 12, Санкт-Петербург, 197376

Известно, что тиреоидные гормоны влияют на нейрональную передачу, изменяя синтез, скорость кругооборота и чувствительность рецепторов различных нейромедиаторов (Bauer, Whybrow, 2001).

Целью настоящего исследования было изучение влияния экспериментального гипотиреоза на концентрацию норадреналина (НА), дофамина (ДА), серотонина (СА) и их метаболитов в гипоталамусе, миндалине и гиппокампе у молодых и старых крыс.

В работе использовали самцов крыс Wistar: молодых, массой 100—150 г (возраст 1—2 мес.) и старых, массой 350—400 г (возраст 22—24 мес.). Операцию тиреоидэктомии проводили под эфирным наркозом по стандартной методике (Киршенблат, 1969). Концентрацию биогенных аминов в головном мозге определяли через 4 недели после операции методом ВЭЖХ с электрохимической детекцией. Статистическую обработку данных проводили с использованием однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. Различия считали статистически достоверными при p < 0,05 по сравнению с контролем (интактные крысы).

В гипоталамусе и миндалине молодых тиреоидэк-томированных (ТЭ) крыс отмечалось снижение концентрации и повышение кругооборота НА. У старых крыс тиреоидэктомия снижала уровень НА в гипоталамусе и повышала кругооборот НА в гипоталамусе и гиппокампе. Тиреоидэктомия у молодых крыс сопровождалась повышением кругооборота ДА в гипоталамусе и гиппокампе и снижением уровня диоксифенилуксусной кислоты (ДОФУК) в миндалине. Старые ТЭ крысы характеризовались уменьшением концентрации ДА и ДОФУК в миндалине. Тиреоидэктомия приводила к уменьшению концентрации СА в гипоталамусе молодых животных. В гипоталамусе и гиппокампе молодых ТЭ крыс отмечалось повышение кругооборота СА, в то время как в миндалине было выявлено снижение уровня 5-гидроксииндолуксусной кислоты. Старые ТЭ животные характеризовались уменьшением содержания и повышением кругооборота СА в гипоталамусе. В гип-

Психофармакология и биологическая наркология I том s I выпуск 1—2, часть 2 I 200s

ISSN 1606—S1S1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.