или физических лиц. Закон предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам. Обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрировано в Патентном департаменте.
Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму.
Таким образом, даже столь поверхностный обзор действующего законодательства в отношении правового регулирования средств индивидуализации организации и ее товарных марок показывает наличие совокупности нерешенных проблем, выступающих препятствиями для эффективного развития субъектов отечественной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-пред-метным указателем). М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997. Ш
2. Закон РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической де- ¡с ятельности на товарных рынках» в редакции от 02.01.2000. о
3. Закон Эстонской Республики «О товарных знаках». Таллинн, 1992. X
4. Зотов В.В.Ценность брэнда. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2005.
5. ИевлевВ.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 3.
6. Коммерсанта^. 25.07.2001. № 130.
7. Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков. М.: Прогресс, б 1996. ь
8. Положение о фирме. Утверждено Постановлением ЦИК СССР и Совета народных комисса- N ров СССР от 22.06.1927. §
9. Федеральный закон от 03.02.1996 № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Ш РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в редакции от 07.08.2001.
10. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции от 07.08.2001. £
КОЖЕДУБ Н.С.
ВЛИЯНИЕ ТИПА РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ
о а ф
>
0
1_
0
1
I
ф
m н
О
а
о <
> о
Основываясь на работах отечественных и зарубежных авторов [3, 6, 8], нами предложено
внести изменения в классификацию типов розничных предприятий (рис. 1). 2
Во-первых, необходимо заменить признак «товарный ассортимент» на признак «то- 2
варная номенклатура». Последний охватывает несколько ассортиментных групп товаров. g
Выделяя по данному признаку универсальные магазины, на наш взгляд не целесообраз- §
но подразделять их на продовольственные и непродовольственные, так как данные типы о
торговых предприятий реализуют универсальный ассортимент продовольственных и не- ^
продовольственных товаров и различаются широтой, насыщенностью и глубиной товарной |
номенклатуры. о
Во-вторых, признак «относительное внимание к ценам» необходимо заменить на признак m
«ценовая политика» и выделить три наиболее характерных типа торговых предприятий: дис- s
каунты, реализующие товары по низким ценам; социальные магазины, реализующие товары ^
малоимущим гражданам со скидкой по специальным картам обслуживания; бутики, реализу- i
ющие товары по высоким ценам. По нашему мнению не следует выделять в отдельную группу о
дисконтные магазины. Предоставление скидок, в том числе и по дисконтным картам - это о
скорее дополнительная услуга. Магазины «Cash and carry» («плати и увози») являются мелко- 0)
ш л h 0 (□ J
СП
а
z ш
о IN □
□
Ш
О
D
I—
Ф
О
а ф
I
>
0
1 I
ф
ш н
О
а
о <
>
о
0
1_
CD
I_
О
о
со
О
I—
О О CL
0
1
о
оптовыми магазинами-складами, ориентированными на обеспечение мелких потребителей: владельцев палаток, лотков, и не могут быть отнесены к предприятиям розничной торговли.
в-третьих, мы считаем, что целесообразно выделить в отдельную группу типы торговых предприятий, реализующих товары, отличающиеся по качеству: комиссионные магазины и магазины «Second hand» (реализуют товары, бывшие в употреблении), стоки (реализуют новые вещи, которые не были куплены в магазинах из-за неходового цвета, покроя и т.д.).
предложенные нами изменения в классификации типов розничных торговых предприятиях позволяют наиболее точно отразить структуру современного потребительского рынка.
нами установлено, что существует связь между типом торгового предприятия и структурой издержек обращения (табл. 1).
прежде всего, следует отметить, что в розничных предприятиях с широким ассортиментом товаров увеличиваются расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
Таблица 1
Поведение отдельных статей издержек обращения в различных типах розничных предприятий
Типы розничных предприятий Статьи издержек обращения
увеличение уменьшение
Специализированные потери товаров (продовольственные магазины) расходы на оплату труда
Универсальные расходы на фасовку и упаковку товаров, потери товаров от хищений расходы на оплату труда
Дискаунты - расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда
Социальные магазины - прочие расходы (например, по уплате налогов и сборов)
Бутики расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходы на ремонт основных средств -
Комиссионные магазины - транспортные расходы; расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходы на ремонт основных средств
Магазины «Second hand» расходы на подработку и упаковку товаров расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходы на ремонт основных средств
Стоки расходы на рекламу расходы на подработку и упаковку товаров
специализированные магазины работают с одной товарной группой, что сокращает количество персонала, а, следовательно, и расходы на оплату труда. в то же время в продовольственных магазинах неизбежны существенные расходы по статье «потери товаров».
снижению товарных потерь и, как следствие, сокращению издержек обращения, повышению скорости товарооборота, высвобождению оборотных средств, вложенных в товарные запасы способствует решительная борьба с затовариванием и порождающими его причинами (просачиванием в торговлю нестандартных, некомплектных и некачественных товаров). однако и в россии, и за рубежом больше внимания уделяется контролю качества в сфере производства, чем в сфере обращения. существует четыре основные школы управления качеством на производстве: подходы джозефа джурана, у.Эдвардса деминга, Филипа Кросби, а также японский подход [7, 5]. среди всего множества мнений, существует общее положение о том, что качество является важнейшей стратегической переменной. в связи с этим нами проведены исследования в данной области [2], позволяющие разработать систему внутреннего контроля качества товаров в розничной торговле, в рамках совершенствования учета и анализа издержек обращения (рис. 2).
КЛАССИФИКАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИИ
1.Товарная 2.Концентрация 3.Форма интеграции А.Ценовая политика 5.Особенности
номенклатура магазинов качества товаров
О я
о С
s
s
со S S 43
а ег1
я
cd tl Я 43
я to H
я
to
^
о
О со Я Я Л
я tr
Региональные торговые центры
Районные торговые центры
Торговые центры микрорайонов
Горизонтальная Вертикальная Смешанная
Дискаунты
Магазины «Second hand»
Комиссионные магазины
Стоки
Магазины «Second hand»
Комиссионные магазины
Универсальные магазины
Продовольственные
я я
со о 43
о р
О
^
Я
о 43
S
-ё «
о н
"I
я я
о 43
S
-ё «
о H
Непродовольственные
"l
р о н 43 о
я о
H
о 43 Ч о со tr я=
й о
я я
со о 43
щ
Примечание: курсивом обозначены внесенные автором изменения; полужирными линиями и шрифтом - авторские предложения; обычными линиями и шрифтом -существующее; пунктирными линиями зачеркнуты исключаемые автором
Дисконтные магазины
Социальные магазины
Магазины «Бутики»
Магазины «Cash and carry»
Рис. 1. Типы розничных предприятий (существующее и предлагаемое) Экономический вестник Ростовского государственного университета -О 2007 Том 5 N"3 Часть 2
Объект контроля -товары
Предмет контроля -качество товаров
Процесс контроля
Субъект контроля -отдел внутреннего контроля качества товаров(контролер качества товаров)
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
Метод контроля -метод
бухгалтерского учет, экономического анализа, статистики
Принципы контроля - законность, ответственность, объективность, системность, 0] принципы по Демингу:
Л • создать постоянство цели, направленной на обеспечение качества товаров и
О улучшение качества услуг; Ш ' г
• уменьшить количество поставщиков, избавляясь от тех, кто не готов предоставить
СП
а
z
свидетельства качества;
• постоянно исследовать проблемы в системе контроля качества;
• организовать обучение персонала по данной тематике;
L0 • делать акцент в руководстве нижнего уровня на оказании содействия работникам в ^ том, чтобы они лучше выполняли работу по контролю качества товаров и услуг; Ь • поощрять квалифицированное двустороннее общение, разрушать барьеры между отделами и т.д.
Рис. 2. Элементы системы внутреннего контроля качества Л товаров в розничных торговых предприятиях
О
D В универсальных магазинах и в России, и за рубежом товары реализуются методом само-ш обслуживания. При этом возрастают расходы на фасовку и упаковку товаров, сокращаются и расходы на оплату труда. Кроме того, возникают хищения, осуществляемые как покупатели лями, так и работниками магазина. Такие потери могут составлять 30-50% общей недостачи s товаров (в зависимости от размера торгового предприятия и самого товара). Шоплифтинг (англ. shoplifting - магазинные кражи) пришел в Россию из Европы. По данным Европейского
0 центра развития розничной торговли, потери, связанные с хищениями, в магазинах состав-
1 ляют 1,42% от товарооборота. В России по некоторым данным потери доходят до 3% и более, к В Европе 30% хищений осуществляется сотрудниками магазина, в России 30% хищений осу-Q- ществляется покупателями.
< В связи с этим следует отметить следующее: о 1. Способы борьбы с хищениями работников магазина: о - инкассация (контроль наличности в кассе);
9 - система совмещенного видеонаблюдения с анализом кассовых операций;
g - контроль кассиров старшим кассиром или менеджером
о 2. Способы борьбы с хищениями покупателей:
(£ - установка в торговом зале зеркал различных форм, размеров таким образом, чтобы
s все зоны торгового зала были видны его работниками;
о - система циклического (кругового) видеоконтроля;
m - подключение дорогих изделий к системе сигнализации;
s - радиочастотная идентификация (RFID - Radio Frequency Identification) в виде ярлыч-й ков, прикрепляемых к товару;
i - служба безопасности розничного торгового предприятия: о а) охранная структура; о б) аппарат контролеров; О в) подразделение милиции.
Можно применять различные системы охраны товаров, но защитой номер один является высокий уровень обслуживания покупателей. Чем выше уровень обслуживания, тем меньше потери и больше продажи.
Дискаунты обеспечивают низкие цены за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, т.е. за счет снижения расходов на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходов на ремонт основных средств. Характерная деталь дискаунтов - отсутствие в торговом зале продавцов - снижает расходы на оплату труда.
Комиссионные магазины и магазины «Second hand» отличаются небольшой торговой площадью, а, следовательно, экономией по расходам на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря. Напротив, магазины «Бутики», реализующие модный товар, в составе издержек обращения имеют большой удельный вес расходов на содержание помещений, оборудования, а также на ремонт основных средств. Стоки, реализуя новый неходовой товар, экономят на подработке товара, но при этом увеличиваются расходы на рекламу. социальным магазинам предоставляются различные льготы по уплате налогов и сборов.
следует отметить, что при различных формах интеграции и концентрации торговых предприятий снижаются накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, снабжения, транспорта, учета.
Как и любой экономический показатель, издержки обращения, подвержены влиянию многих факторов. Факторный анализ является методом экономического анализа. Это анализ выявления отдельных факторов на результативный показатель (в данном случае - на издержки обращения). С одной стороны факторы - это условия, необходимые для проведения хозяйственного процесса, с другой стороны - это причины, движущие силы процесса. Знание этих причин и умение управлять ими позволяет воздействовать на изменение показателей эффективности деятельности предприятия, т.е. создавать механизм поиска резервов. Изучив методику факторного анализа издержек обращения, предлагаемую различными авторами [1, 4, 9], следует выделить зависимые от деятельности торгового предприятия факторы: динамика товарооборота; изменение состава и структуры товарооборота; время обращения товаров; производительность труда торговых работников; эффективность использования материально-технической базы торговли; внедрение и применение прогрессивных форм торговли; организационно-структурные изменения внутри торгового предприятия.
В ходе исследований нами установлено, что тип розничного торгового предприятия оказывает влияние не только на структуру издержек обращения, но и на факторы, влияющие на издержки (табл. 2).
Таблица 2
Изменение перечня факторов, влияющих на издержки обращения, в зависимости от типа розничного торгового предприятия
Типы розничных предприятий Факторы, влияющие на издержки обращения:
основные отсутствующие
Специализированные время обращения товаров состав и структура товарооборота
Универсальные состав и структура товарооборота внедрение и применение прогрессивных форм торговли
Дискаунты состав и структура товарооборота эффективность использования МТБ
Социальные магазины - структура товарооборота
Бутики эффективность использования МТБ время обращения товаров
Стоки внедрение и применение прогрессивных форм торговли структура товарооборота, время обращения товаров
Комиссионные магазины структура товарооборота время обращения товаров; внедрение и применение прогрессивных форм торговли
Магазины «Second hand»
Ш
Л h 0 to J
СП
а
z ш
о ь
N □
□
Ш
О о
I—
ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
m н
О
а
о <
>
о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
о
CL
о ф
са
О Ф т
0
1
О
А)
Прежде всего, по нашему мнению такие факторы, как динамика товарооборота, производительность труда торговых работников, организационно-структурные изменения внутри торгового предприятия, исследуются во всех типах торговых предприятий. Остальные четыре фактора (из семи представленных выше) зависят от типа торгового предприятия.
В анализе издержек обращения специализированных магазинов, работающих с одной группой товаров, отсутствует фактор состава и структуры товарооборота. Для данного типа торгового предприятия важно, с какой именно группой товаров работать, поэтому важен фактор товарооборачиваемости. Наоборот, в универсальных магазинах, реализующих универсальный ассортимент товаров, фактор состава и структуры товарооборота является важным. в то же время в данных магазинах применяются прогрессивные формы торговли, поэтому нет необходимости исследовать фактор внедрения и применения прогрессивных форм торговли.
Магазины «Бутики» реализуют товары особого спроса, которые отличаются значительным временем обращения, из этого следует, что исследование фактора товарооборачиваемос-Ш ти не имеет значения для данного типа магазина. Кроме того, магазины «Бутики», в отличие ¡5 от дискаунтов, отличаются дорогой отделкой торговых залов, высоким качеством оборудова-tJ ния, поэтому для данных типов магазинов значение фактора эффективности использования J МТБ не одинаково.
^ Социальные магазины реализуют обязательный перечень товаров, поэтому в анализе от-^ сутствует фактор структуры товарооборота. Для данного типа магазина основными являются
факторы, характерные для всех типов розничных предприятий. ^ В стоках реализуются товары, не проданные в других магазинах, поэтому основной фак-q тор - внедрение и применение прогрессивных форм торговли. При этом отсутствуют факторы структуры товарооборота и товарооборачиваемости. N В комиссионных магазинах и магазинах «Second hand» основным фактором является g структура товарооборота, так как они реализуют разнообразный ассортимент товаров. По Ш этой же причине отсутствует фактор товарооборачиваемости. В данных типах магазинов, как .а, правило, не используются прогрессивные методы торговли.
В заключение следует отметить, что выявленная зависимость между типом розничного £ торгового предприятия и структурой издержек обращения позволит планировать издержки s на начальном этапе создания бизнеса. Зависимость между типом розничного торгового пред-Q. приятия и факторами, влияющими на издержки обращения, позволит организовать на предке приятии рациональный и эффективный управленческий анализ, служащий для выработки
> решений, позволяющих достичь оптимальных в определенной ситуации результатов ее де-
2 ятельности.
0
1 ЛИТЕРАТУРА
о 1. АбрютинаМ.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. М.: Дело и о Сервис, 2000.
> 2. КожедубН.С. Организация контроля качества товаров на предприятиях торговли // Моло-
2 дые учёные - сельскому хозяйству Алтая: Сборник научных трудов. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2 2006.
g 3. Котлер Ф.Основы маркетинга. М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс Плюс, 1995. о 4. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: о ЮНИТИ, 2005.
^ 5. михайловаЕ.А. Основы бенчмаркинга: эволюция концепций качества // Менеджмент в | России и за рубежом. 2001. № 2.
0 6. чкаловао.в. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом // m Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
s 7. шанкдж., говиндараджан в. Стратегическое управление затратами. СПб.: Бизнес Микро, £ 1999.
1 8. щурд.л., Труханович л.в. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руко-о водителя, главбуха и юриста. М.: Дело и Сервис, 1999.
о 9. Экономический анализ в торговле: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова. М.: Финансы и 00 статистика, 2004.