Научная статья на тему 'Влияние типа розничного торгового предприятия на издержки обращения'

Влияние типа розничного торгового предприятия на издержки обращения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожедуб Н. С.

Основываясь на работах отечественных и зарубежных авторов [3, 6, 8], нами предложено внести изменения в классификацию типов розничных предприятий (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние типа розничного торгового предприятия на издержки обращения»

или физических лиц. Закон предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам. Обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрировано в Патентном департаменте.

Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму.

Таким образом, даже столь поверхностный обзор действующего законодательства в отношении правового регулирования средств индивидуализации организации и ее товарных марок показывает наличие совокупности нерешенных проблем, выступающих препятствиями для эффективного развития субъектов отечественной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-пред-метным указателем). М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997. Ш

2. Закон РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической де- ¡с ятельности на товарных рынках» в редакции от 02.01.2000. о

3. Закон Эстонской Республики «О товарных знаках». Таллинн, 1992. X

4. Зотов В.В.Ценность брэнда. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2005.

5. ИевлевВ.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 3.

6. Коммерсанта^. 25.07.2001. № 130.

7. Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков. М.: Прогресс, б 1996. ь

8. Положение о фирме. Утверждено Постановлением ЦИК СССР и Совета народных комисса- N ров СССР от 22.06.1927. §

9. Федеральный закон от 03.02.1996 № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Ш РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в редакции от 07.08.2001.

10. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции от 07.08.2001. £

КОЖЕДУБ Н.С.

ВЛИЯНИЕ ТИПА РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ

о а ф

>

0

1_

0

1

I

ф

m н

О

а

о <

> о

Основываясь на работах отечественных и зарубежных авторов [3, 6, 8], нами предложено

внести изменения в классификацию типов розничных предприятий (рис. 1). 2

Во-первых, необходимо заменить признак «товарный ассортимент» на признак «то- 2

варная номенклатура». Последний охватывает несколько ассортиментных групп товаров. g

Выделяя по данному признаку универсальные магазины, на наш взгляд не целесообраз- §

но подразделять их на продовольственные и непродовольственные, так как данные типы о

торговых предприятий реализуют универсальный ассортимент продовольственных и не- ^

продовольственных товаров и различаются широтой, насыщенностью и глубиной товарной |

номенклатуры. о

Во-вторых, признак «относительное внимание к ценам» необходимо заменить на признак m

«ценовая политика» и выделить три наиболее характерных типа торговых предприятий: дис- s

каунты, реализующие товары по низким ценам; социальные магазины, реализующие товары ^

малоимущим гражданам со скидкой по специальным картам обслуживания; бутики, реализу- i

ющие товары по высоким ценам. По нашему мнению не следует выделять в отдельную группу о

дисконтные магазины. Предоставление скидок, в том числе и по дисконтным картам - это о

скорее дополнительная услуга. Магазины «Cash and carry» («плати и увози») являются мелко- 0)

ш л h 0 (□ J

СП

а

z ш

о IN □

Ш

О

D

I—

Ф

О

а ф

I

>

0

1 I

ф

ш н

О

а

о <

>

о

0

1_

CD

I_

О

о

со

О

I—

О О CL

0

1

о

оптовыми магазинами-складами, ориентированными на обеспечение мелких потребителей: владельцев палаток, лотков, и не могут быть отнесены к предприятиям розничной торговли.

в-третьих, мы считаем, что целесообразно выделить в отдельную группу типы торговых предприятий, реализующих товары, отличающиеся по качеству: комиссионные магазины и магазины «Second hand» (реализуют товары, бывшие в употреблении), стоки (реализуют новые вещи, которые не были куплены в магазинах из-за неходового цвета, покроя и т.д.).

предложенные нами изменения в классификации типов розничных торговых предприятиях позволяют наиболее точно отразить структуру современного потребительского рынка.

нами установлено, что существует связь между типом торгового предприятия и структурой издержек обращения (табл. 1).

прежде всего, следует отметить, что в розничных предприятиях с широким ассортиментом товаров увеличиваются расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.

Таблица 1

Поведение отдельных статей издержек обращения в различных типах розничных предприятий

Типы розничных предприятий Статьи издержек обращения

увеличение уменьшение

Специализированные потери товаров (продовольственные магазины) расходы на оплату труда

Универсальные расходы на фасовку и упаковку товаров, потери товаров от хищений расходы на оплату труда

Дискаунты - расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда

Социальные магазины - прочие расходы (например, по уплате налогов и сборов)

Бутики расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходы на ремонт основных средств -

Комиссионные магазины - транспортные расходы; расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходы на ремонт основных средств

Магазины «Second hand» расходы на подработку и упаковку товаров расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходы на ремонт основных средств

Стоки расходы на рекламу расходы на подработку и упаковку товаров

специализированные магазины работают с одной товарной группой, что сокращает количество персонала, а, следовательно, и расходы на оплату труда. в то же время в продовольственных магазинах неизбежны существенные расходы по статье «потери товаров».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

снижению товарных потерь и, как следствие, сокращению издержек обращения, повышению скорости товарооборота, высвобождению оборотных средств, вложенных в товарные запасы способствует решительная борьба с затовариванием и порождающими его причинами (просачиванием в торговлю нестандартных, некомплектных и некачественных товаров). однако и в россии, и за рубежом больше внимания уделяется контролю качества в сфере производства, чем в сфере обращения. существует четыре основные школы управления качеством на производстве: подходы джозефа джурана, у.Эдвардса деминга, Филипа Кросби, а также японский подход [7, 5]. среди всего множества мнений, существует общее положение о том, что качество является важнейшей стратегической переменной. в связи с этим нами проведены исследования в данной области [2], позволяющие разработать систему внутреннего контроля качества товаров в розничной торговле, в рамках совершенствования учета и анализа издержек обращения (рис. 2).

КЛАССИФИКАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИИ

1.Товарная 2.Концентрация 3.Форма интеграции А.Ценовая политика 5.Особенности

номенклатура магазинов качества товаров

О я

о С

s

s

со S S 43

а ег1

я

cd tl Я 43

я to H

я

to

^

о

О со Я Я Л

я tr

Региональные торговые центры

Районные торговые центры

Торговые центры микрорайонов

Горизонтальная Вертикальная Смешанная

Дискаунты

Магазины «Second hand»

Комиссионные магазины

Стоки

Магазины «Second hand»

Комиссионные магазины

Универсальные магазины

Продовольственные

я я

со о 43

о р

О

^

Я

о 43

S

-ё «

о н

"I

я я

о 43

S

-ё «

о H

Непродовольственные

"l

р о н 43 о

я о

H

о 43 Ч о со tr я=

й о

я я

со о 43

щ

Примечание: курсивом обозначены внесенные автором изменения; полужирными линиями и шрифтом - авторские предложения; обычными линиями и шрифтом -существующее; пунктирными линиями зачеркнуты исключаемые автором

Дисконтные магазины

Социальные магазины

Магазины «Бутики»

Магазины «Cash and carry»

Рис. 1. Типы розничных предприятий (существующее и предлагаемое) Экономический вестник Ростовского государственного университета -О 2007 Том 5 N"3 Часть 2

Объект контроля -товары

Предмет контроля -качество товаров

Процесс контроля

Субъект контроля -отдел внутреннего контроля качества товаров(контролер качества товаров)

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

Метод контроля -метод

бухгалтерского учет, экономического анализа, статистики

Принципы контроля - законность, ответственность, объективность, системность, 0] принципы по Демингу:

Л • создать постоянство цели, направленной на обеспечение качества товаров и

О улучшение качества услуг; Ш ' г

• уменьшить количество поставщиков, избавляясь от тех, кто не готов предоставить

СП

а

z

свидетельства качества;

• постоянно исследовать проблемы в системе контроля качества;

• организовать обучение персонала по данной тематике;

L0 • делать акцент в руководстве нижнего уровня на оказании содействия работникам в ^ том, чтобы они лучше выполняли работу по контролю качества товаров и услуг; Ь • поощрять квалифицированное двустороннее общение, разрушать барьеры между отделами и т.д.

Рис. 2. Элементы системы внутреннего контроля качества Л товаров в розничных торговых предприятиях

О

D В универсальных магазинах и в России, и за рубежом товары реализуются методом само-ш обслуживания. При этом возрастают расходы на фасовку и упаковку товаров, сокращаются и расходы на оплату труда. Кроме того, возникают хищения, осуществляемые как покупатели лями, так и работниками магазина. Такие потери могут составлять 30-50% общей недостачи s товаров (в зависимости от размера торгового предприятия и самого товара). Шоплифтинг (англ. shoplifting - магазинные кражи) пришел в Россию из Европы. По данным Европейского

0 центра развития розничной торговли, потери, связанные с хищениями, в магазинах состав-

1 ляют 1,42% от товарооборота. В России по некоторым данным потери доходят до 3% и более, к В Европе 30% хищений осуществляется сотрудниками магазина, в России 30% хищений осу-Q- ществляется покупателями.

< В связи с этим следует отметить следующее: о 1. Способы борьбы с хищениями работников магазина: о - инкассация (контроль наличности в кассе);

9 - система совмещенного видеонаблюдения с анализом кассовых операций;

g - контроль кассиров старшим кассиром или менеджером

о 2. Способы борьбы с хищениями покупателей:

(£ - установка в торговом зале зеркал различных форм, размеров таким образом, чтобы

s все зоны торгового зала были видны его работниками;

о - система циклического (кругового) видеоконтроля;

m - подключение дорогих изделий к системе сигнализации;

s - радиочастотная идентификация (RFID - Radio Frequency Identification) в виде ярлыч-й ков, прикрепляемых к товару;

i - служба безопасности розничного торгового предприятия: о а) охранная структура; о б) аппарат контролеров; О в) подразделение милиции.

Можно применять различные системы охраны товаров, но защитой номер один является высокий уровень обслуживания покупателей. Чем выше уровень обслуживания, тем меньше потери и больше продажи.

Дискаунты обеспечивают низкие цены за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, т.е. за счет снижения расходов на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; расходов на ремонт основных средств. Характерная деталь дискаунтов - отсутствие в торговом зале продавцов - снижает расходы на оплату труда.

Комиссионные магазины и магазины «Second hand» отличаются небольшой торговой площадью, а, следовательно, экономией по расходам на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря. Напротив, магазины «Бутики», реализующие модный товар, в составе издержек обращения имеют большой удельный вес расходов на содержание помещений, оборудования, а также на ремонт основных средств. Стоки, реализуя новый неходовой товар, экономят на подработке товара, но при этом увеличиваются расходы на рекламу. социальным магазинам предоставляются различные льготы по уплате налогов и сборов.

следует отметить, что при различных формах интеграции и концентрации торговых предприятий снижаются накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, снабжения, транспорта, учета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как и любой экономический показатель, издержки обращения, подвержены влиянию многих факторов. Факторный анализ является методом экономического анализа. Это анализ выявления отдельных факторов на результативный показатель (в данном случае - на издержки обращения). С одной стороны факторы - это условия, необходимые для проведения хозяйственного процесса, с другой стороны - это причины, движущие силы процесса. Знание этих причин и умение управлять ими позволяет воздействовать на изменение показателей эффективности деятельности предприятия, т.е. создавать механизм поиска резервов. Изучив методику факторного анализа издержек обращения, предлагаемую различными авторами [1, 4, 9], следует выделить зависимые от деятельности торгового предприятия факторы: динамика товарооборота; изменение состава и структуры товарооборота; время обращения товаров; производительность труда торговых работников; эффективность использования материально-технической базы торговли; внедрение и применение прогрессивных форм торговли; организационно-структурные изменения внутри торгового предприятия.

В ходе исследований нами установлено, что тип розничного торгового предприятия оказывает влияние не только на структуру издержек обращения, но и на факторы, влияющие на издержки (табл. 2).

Таблица 2

Изменение перечня факторов, влияющих на издержки обращения, в зависимости от типа розничного торгового предприятия

Типы розничных предприятий Факторы, влияющие на издержки обращения:

основные отсутствующие

Специализированные время обращения товаров состав и структура товарооборота

Универсальные состав и структура товарооборота внедрение и применение прогрессивных форм торговли

Дискаунты состав и структура товарооборота эффективность использования МТБ

Социальные магазины - структура товарооборота

Бутики эффективность использования МТБ время обращения товаров

Стоки внедрение и применение прогрессивных форм торговли структура товарооборота, время обращения товаров

Комиссионные магазины структура товарооборота время обращения товаров; внедрение и применение прогрессивных форм торговли

Магазины «Second hand»

Ш

Л h 0 to J

СП

а

z ш

о ь

N □

Ш

О о

I—

ф

о а ф

I

>

0

1 I

ф

m н

О

а

о <

>

о

0

1_

0

1_

о о

со

О

I—

О

о

CL

о ф

са

О Ф т

0

1

О

А)

Прежде всего, по нашему мнению такие факторы, как динамика товарооборота, производительность труда торговых работников, организационно-структурные изменения внутри торгового предприятия, исследуются во всех типах торговых предприятий. Остальные четыре фактора (из семи представленных выше) зависят от типа торгового предприятия.

В анализе издержек обращения специализированных магазинов, работающих с одной группой товаров, отсутствует фактор состава и структуры товарооборота. Для данного типа торгового предприятия важно, с какой именно группой товаров работать, поэтому важен фактор товарооборачиваемости. Наоборот, в универсальных магазинах, реализующих универсальный ассортимент товаров, фактор состава и структуры товарооборота является важным. в то же время в данных магазинах применяются прогрессивные формы торговли, поэтому нет необходимости исследовать фактор внедрения и применения прогрессивных форм торговли.

Магазины «Бутики» реализуют товары особого спроса, которые отличаются значительным временем обращения, из этого следует, что исследование фактора товарооборачиваемос-Ш ти не имеет значения для данного типа магазина. Кроме того, магазины «Бутики», в отличие ¡5 от дискаунтов, отличаются дорогой отделкой торговых залов, высоким качеством оборудова-tJ ния, поэтому для данных типов магазинов значение фактора эффективности использования J МТБ не одинаково.

^ Социальные магазины реализуют обязательный перечень товаров, поэтому в анализе от-^ сутствует фактор структуры товарооборота. Для данного типа магазина основными являются

факторы, характерные для всех типов розничных предприятий. ^ В стоках реализуются товары, не проданные в других магазинах, поэтому основной фак-q тор - внедрение и применение прогрессивных форм торговли. При этом отсутствуют факторы структуры товарооборота и товарооборачиваемости. N В комиссионных магазинах и магазинах «Second hand» основным фактором является g структура товарооборота, так как они реализуют разнообразный ассортимент товаров. По Ш этой же причине отсутствует фактор товарооборачиваемости. В данных типах магазинов, как .а, правило, не используются прогрессивные методы торговли.

В заключение следует отметить, что выявленная зависимость между типом розничного £ торгового предприятия и структурой издержек обращения позволит планировать издержки s на начальном этапе создания бизнеса. Зависимость между типом розничного торгового пред-Q. приятия и факторами, влияющими на издержки обращения, позволит организовать на предке приятии рациональный и эффективный управленческий анализ, служащий для выработки

> решений, позволяющих достичь оптимальных в определенной ситуации результатов ее де-

2 ятельности.

0

1 ЛИТЕРАТУРА

о 1. АбрютинаМ.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. М.: Дело и о Сервис, 2000.

> 2. КожедубН.С. Организация контроля качества товаров на предприятиях торговли // Моло-

2 дые учёные - сельскому хозяйству Алтая: Сборник научных трудов. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2 2006.

g 3. Котлер Ф.Основы маркетинга. М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс Плюс, 1995. о 4. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: о ЮНИТИ, 2005.

^ 5. михайловаЕ.А. Основы бенчмаркинга: эволюция концепций качества // Менеджмент в | России и за рубежом. 2001. № 2.

0 6. чкаловао.в. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом // m Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.

s 7. шанкдж., говиндараджан в. Стратегическое управление затратами. СПб.: Бизнес Микро, £ 1999.

1 8. щурд.л., Труханович л.в. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руко-о водителя, главбуха и юриста. М.: Дело и Сервис, 1999.

о 9. Экономический анализ в торговле: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова. М.: Финансы и 00 статистика, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.