Научная статья на тему 'Влияние тималина на тромбоцитарную адгезию у детей, страдающих инфекционным эндокардитом'

Влияние тималина на тромбоцитарную адгезию у детей, страдающих инфекционным эндокардитом Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
209
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИМАЛИН / ЛИМФОЦИТАРНО-ТРОМБОЦИТАРНАЯ АДГЕЗИЯ / ИНФЕКЦИОННЫЙ ЭНДОКАРДИТ / THYMALIN / LYMPHOCYTIC PLATELET ADHESION / INFECTIOUS ENDOCARDITIS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Долина А. Б.

У детей, страдающих инфекционным эндокардитом, значительно возрастает содержание лимфоцитарно-тромбоцитарных агрегатов (ЛТА) в венозной крови. Увеличение ЛТА отражает сдвиги в клеточном звене иммунитета и носит компенсаторный характер. Под влиянием тималина нормализуется уровень лимфоцитов и устраняется дисфункция клеток иммунной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Долина А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THYMALIN INFLUENCE ON LYMPHOCYTEPLATELET ADHESION IN CHILDREN SUFFERING FROM INFACTIOUS ENDOCARDITIS

Children who suffer from infectious endocarditis show considerable increase of content of lymphocyte-platelet adhesion in venous blood. The increase of lymphocyte-platelet adhesion reflects immune changes in the cells and is compensatory. Thymalin normalizes the level of lymphocytes and eliminates dysfunction of immune cells.

Текст научной работы на тему «Влияние тималина на тромбоцитарную адгезию у детей, страдающих инфекционным эндокардитом»

удК 615.37 : 616.126

А.Б. долина

влияние тималина на лимфоцитарно-тромбоцитарную адгезию у детей, страдающих инфекционным эндокардитом

Читинская государственная медицинская академия, г.Чита

Последние годы характеризуются увеличением заболеваемости инфекционным эндокардитом (МЭ) у детей, что связано с экспансией факторов риска, к которым, в частности, относят инвазивные манипуляции, операции (особенно на сердце и сосудах), терапию цитостатика-ми и гормонами [14]. Согласно данным литературы, МЭ диагностируется с частотой 1 на 1280 всех педиатрических госпитализаций в год [14]. Несмотря на внедрение в практику современных антибиотиков широкого спектра действия, смертность при МЭ у детей остается высокой и составляет при фармакологическом лечении 13-26%, при хирургическом — 25-30% [2, 15]. Столь серьезный прогноз во многом обусловлен трансформацией клинической картины МЭ в малосимптомные проявления, что затрудняет диагностику и своевременное лечение [6, 7], а также развитием у 22-50% пациентов осложнений [13]. Все это заставляет разрабатывать новые методы диагностики и искать оптимальные способы лечения МЭ, направленные не только на борьбу с инфекцией, но и на коррекцию гемостаза и иммунологических сдвигов.

В настоящее время прочно утвердилось мнение о необходимости включения иммуномодулирующей терапии в комплексное лечение больных с острыми и хроническими воспалительными, воспалительно-гнойными заболеваниями и перенесших различные оперативные вмешательства [3, 9]. Появились работы, где с хорошим эффектом у больных МЭ применяются различные группы иммуномодуляторов [8, 13]. Однако единого мнения о применении медикаментозной иммунокоррекции при данной патологии нет [6].

В последнее время предложен целый ряд новых тестов, позволяющих значительно расширить наши представления о функциях основных защитных систем — иммунитета и гемостаза. один из них получил наименование лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии (ЛТА) [4] и заключается в том, что лимфоциты при активации присоединяют к себе тромбоциты, образуя конгломераты. ЛТА является чрезвычайно объективным тестом, отражающим состояние иммунологической реактивности организма. При различных патологических процессах сдвиги лТА протекают в две фазы, вначале число агрегатов увеличивается в 2-3 раза, а по мере развития заболевания резко снижается. Такая динамика отмечается при инфекционных и воспалительных заболеваниях, сахарном диабете и других, что помогает прогнозировать не только течение заболевания, но и своевременно отменять иммуномодулирующие препараты [5, 10].

материалы и методы

В клиническую группу вошли 20 детей в возрасте 6-14 лет с диагнозом «вторичный инфекционный эндокардит»,

резюме

у детей, страдающих инфекционным эндокардитом, значительно возрастает содержание лимфоцитарно-тром-боцитарных агрегатов (ЛТА) в венозной крови. увеличение лтА отражает сдвиги в клеточном звене иммунитета и носит компенсаторный характер. Под влиянием тималина нормализуется уровень лимфоцитов и устраняется дисфункция клеток иммунной защиты.

Ключевые слова: тималин, лимфоцитарно-тромбоци-тарная адгезия, инфекционный эндокардит.

А.В. Dolina

THYMALIN INFLUENCE ON LYMPHOCYTE-

PLATELET ADHESION IN CHILDREN SUFFERING FROM INFACTIOUS ENDOCARDITIS

State Medical Academy, Chita Summary

Children who suffer from infectious endocarditis show considerable increase of content of lymphocyte-platelet adhesion in venous blood. The increase of lymphocyte-platelet adhesion reflects immune changes in the cells and is compensatory. Thy-malin normalizes the level of lymphocytes and eliminates dysfunction of immune cells.

Key words: thymalin, lymphocytic platelet adhesion, infectious endocarditis.

который был документирован на основании критериев Duke. У исследуемых пациентов отмечалась минимальная степень активности процесса. Предрасполагающими для развития ИЭ оказались следующие факторы: врожденные пороки сердца (10 детей), оперативная коррекция порока сердца (7 пациентов), аномалии развития клапанного аппарата — двустворчатый аортальный клапан (3 ребенка). Контрольную группу составили 15 здоровых детей того же возраста. При поступлении в стационар в венозной крови пациентов определяли число лимфоцитарно-тром-боцитарных агрегатов (ЛТА) по методу Ю.А. Витковского и др. [4]. В клинической группе из 10 чел. использовали в комплексе с антибактериальной и симптоматической терапией в возрастной дозировке тималин (10 дн.), остальные пациенты иммуномодуляторы не получали. После окончания курса терапии повторно оценивали лТА.

Результаты и обсуждение

В физиологических условиях лимфоциты здоровых детей способны образовывать агрегаты с тромбоци-

лимфоцитарно-тромбоцитарная адгезия у детей, больных инфекционным эндокардитом

тами. Их содержание в норме соответствует 14±0,9% от общего пула лимфоцитов (таблица). У детей, страдающих ИЭ, отмечается повышение количества ЛТА до 23,2±2,3% (р<0,001). При этом абсолютное число лимфоцитов, участвующих в адгезии, у больных детей оказалось увеличенным почти в 2 раза. После применения тималина (таблица) лимфоцитарно-тромбоцитарная адгезия достигла физиологических величин. А у детей, в комплексную терапию которых не входил иммуно-модулятор, лТА снизилась, но оставалась достаточно высокой (17±1,02%; р<0,002), что косвенно указывало на сохранение напряженности иммунологической реактивности и возможность более длительного течения заболевания. В то же время при использовании только традиционной терапии у больных ИЭ нормализовалось абсолютное число лТА, что обусловлено увеличением содержания Т-лимфоцитов.

Исследованиями, проведенными рядом авторов [5, 10], показано, что изменения лимфоцитарно-тромбоци-тарной адгезии при самых различных патологических состояниях, как правило, протекают в 2 фазы. Увеличение числа лТА свидетельствует о напряжении клеточного иммунитета, их уменьшение — о его угнетении или истощении. Как свидетельствуют наши данные, при ИЭ у детей имеется первая фаза этого процесса.

какую же роль играет лТА при развитии патологического процесса? Известно, что интактные лимфоциты в физиологических условиях обладают низкой адгезивной способностью. При повреждении тканей и сосудистой стенки нарушается целостность эндотелия и затрудняется экспрессия большинства молекул адгезии, в результате этого страдает кооперация и миграция клеток в патологический очаг. Благодаря ЛТА, расширяются функции тромбоцитов. Тромбоциты, с одной стороны, способны прилипать к субэндотелию, а с другой — к лимфоцитам. Прикрепление кровяных пластинок к поврежденной поверхности снижает реакцию лимфоцитов на коллаген как антиген. Одновременно с этим тромбоцит отчасти компенсирует недостающую антигенпрезентирующую функцию, утраченную в связи с повреждением эндотелия. Из тромбоцитов высвобождается ГЬ-1, благодаря чему усиливается их контакт с лимфоцитами. Под воздействием ГЬ-1 повышается продукция ГЬ-2, стимули-

рующего функцию Т-хелперов второго клона (Th2), и натуральных киллеров (CD 16+). Следует заметить, что IL-2 является специфическим индуктором адгезивной молекулы ICAM-1, рецептор которой находится на мембране лимфоцита [12].

Таким образом, активированные лимфоциты, усиленно адгезирующие тромбоциты, благодаря ретракции последних, продвигаются дальше через поврежденную сосудистую стенку вглубь, к месту развития аутоиммунных реакций.

Тромбоциты обладают и другими свойствами. Они усиливают миграцию не только Th (CD4+) и NK-лим-фоцитов, но и способствуют проникновению в ткани Т-киллеров (CD8+) и В-лимфоцитов. При этом они могут уменьшать иммуносупрессивный ответ Th и увеличивать клеточную пролиферацию Тс и их цитотоксичность. Кровяные пластинки стимулируют изотипирование и продукцию антител В-клетками, а также повышают эффективность цитолитической активности NK-лим-фоцитов. Более того, активированные тромбоциты высвобождают соединения, усиливающие гемостаз, а также ростковые факторы, участвующие в трофике и репарации тканей [1, 11]. Отсюда можно сделать следующие предположения, что повышение ЛТА отражает сдвиги в клеточном звене иммунитета у данной категории больных и носит компенсаторный характер. Тест лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии является объективным методом и может использоваться в комплексной диагностике иммунологических нарушений при ИЭ. Применение ти-малина способствует устранению дисфункции клеток иммунной защиты и более благоприятному исходу при данной патологии. Восстановление абсолютного числа лТА до нормы при использовании традиционной терапии обусловлено не нормализацией функции иммунной системы, а связано с более высоким уровнем лейкоцитов и лимфоцитов у таких больных.

выводы

1. У детей, страдающих инфекционным эндокардитом, относительное и абсолютное число лимфоцитарно-тром-боцитарных агрегатов повышено, что свидетельствует о напряжении клеточного иммунитета.

2. Под влиянием иммуномодулятора тималина наступает возвращение к норме относительного, а при традиционной терапии — абсолютного числа лимфоци-тарно-тромбоцитарных агрегатов.

литература

1. Баркаган З.С., Момот А.П. Современные аспекты патогенеза, диагностики и терапии ДВС-синдрома // Вестник гематологии. - 2005. - №2. - С.5-14.

2. Белов Б.С. Инфекционный эндокардит // Инфекции и антимикробная терапия. - 2000. - Т. 2, №3. - С.72-76.

3. Булава Г.В., Никулина В.П. Использование имму-номодуляторов при лечении больных с гнойно-септическими послеоперационными осложнениями // Хирургия. - 1996. - №2. - С. - 104-107.

4. Витковский Ю.А., Кузник Б.И., Солпов А.В. Феномен лимфоцитарно-тромбоцитарного розеткообразова-ния // Иммунология. - 1999. - № 4. - С. - 35-37.

5. Витковский Ю.А., Кузник Б.И., Солпов А.В. Патогенетическое значение лимфоцитарно-тромбоцитар-

Показатель Контроль (n=15) Больные ИЭ в начале лечения (n=20) После применения тима-лина (n=10) После терапии без тималина (n=10)

Лейкоциты, х109/л 5,8±0,3 6,6±0,4 5,9±0,2 6,1±0,5

Лимфоциты, % 46,9±2,9 39,2±2,3* 40,3±3,5 37,8±2,8*

Лимфоциты, абс. 2745,6±227,3 2536,8±206,1 2114,3±147,8* 2342,5±229

ЛТА % 14±0,9 23,2±2,3* 13±0,4 17±1,02**

Лимфоциты, участвующие в адгезии, абс. 384,3±32 588,5±37,6* 274,8±21,4 398,2±33,2

Примечания. * — р<0,05 по отношению к контрольной группе; ** — р<0,05 по отношению к группе с тималином.

ной адгезии // Медицинская иммунология. - 2006. - Т.8, № 5-6. - С.745-752.

6. Гуревич М.А., Тазина С.Я., Савицкая К.И. Современный инфекционный эндокардит. - М.: МОНИКИ, 2001. - 229 с.

7. Гаджиев А.А., Рознерица Ю.В., Попов Д.А. и др. Инфекционный эндокардит у пациентов с врожденными пороками сердца: этиология, патогенез, принципы диагностики // Детские болезни сердца и сосудов. - 2006. -№5. - С.11-18.

8. Дегтярева Е.А., Кузьменко Л.Г., Муханов О.А. и др. Иммунореабилитация в детской кардиологии. - М.: РУДН, 2005. - Ч. 1. - 20 с.

9. Кузник Б.И., Хавинсон В.Х., Витковский Ю.А. и др. Применение пептидных биорегуляторов в хирургии и онкологии. - Чита: Степанов М.А., 2001. - 352 с.

10. Кузник Б.И., Цибиков Н.Н, Витковский Ю.А. Единая клеточно-гуморальная система защиты организма // Тромбоз, гемостаз и реология. - 2005. - № 2. - С.3-16.

11. Кузник Б.И., Витковский Ю.А., Малежик Л.П. и др. кровь, лимфа, тканевая жидкость, клетка - основные компоненты ДВС-синдрома // Молекулярные механизмы регуляции функции клетки: мат-лы междун. симпозиума.

- Тюмень, 2005. - С.246-249.

12. Солпов А.В. Влияние цитокинов на лимфоцитар-но-тромбоцитарную адгезию // Тромбоз, гемостаз, реология. - 2002. - №1. - С.126-129.

13. Тюрин В.П. Инфекционные эндокардиты. - М.: ГЭОТАР-МЕД., 2002. - 224 с.

14. Ferrieri P., Gewitz M.H., Gerber M.A. et al. Unique features of infective endocarditis in childhood // Circulation

- 2002. - Vol. 105, №17. - P.2115-2126.

15. Mansur A.J., Grinberg M., Gallucci S.D. Infective endocarditis: analysis of 300 episodes // Rev Port Cardiol.

- 1992. - Vol. 11, №12. - P. 1067-1076.

Координаты для связи автором: Долина А.Б. тел. 8-914-523-80-70

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.