Научная статья на тему 'Влияние территориальных проблем на китайско-японские и российско-японские отношения'

Влияние территориальных проблем на китайско-японские и российско-японские отношения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2016
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
острова Дяоюйдао / острова южной Курильской гряды / территориальные споры / итоги Второй мировой войны / проблемы региональной безопасности в Северо-Восточной Азии / Diaoyudao islands / South Kurile Islands / territorial disputes / outcomes of the World War II / regional security in Northeast Asia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ли Юнхуэй

В течение почти 40 лет после восстановления дипломатическихотношений между Китаем и Японией проблема островов Дяоюйдао не оказывала на них большого влияния, а сотрудничестводвух государств в различных областях успешно развивалось.Сейчас, по мнению автора, Япония отказывается от соблюденияусловий достигнутого ранее консенсуса, согласно которому две страны согласились отложить решение вопроса на будущее. Что касается российско-японской территориальной проблемы, то она касается не только исторического спора об островах южнойКурильской гряды, но и трактовки международных договоров и политических документов, фиксирующих итоги Второй мировой войны.Территориальные проблемы в Северо-Восточной Азии могут быть окончательно разрешены только при условии уважения Япониик непреложным фактам истории, с позиции обеспечения безопасностив Северо-Восточной Азии и дальнейшего развития китайско-японских и российско-японских отношений путем конструктивныхпереговоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TERRITORIAL ISSUES ON CHINESE- JAPANESE AND RUSSIAN-JAPANESE RELATIONS

For about 40 years since Chinese-Japanese relations were re-established, the problem of the Diaoyudao islands did not affect them seriously, while bilateral relations had been successfully developed in various fields. Now, author implies, Japan renounces the previous consensus, according to which both sides agreed to postpone the solution of the problem for future. As for the Russian-Japanese territorial issue, it deals with the historical disputes over the South Kurile islands as well as with interpretations of international treaties and political documents regulating the outcome of the World War II. Territorial disputes in Northeast Asia could be finally resolved only if Japan respects unquestionable historical facts, and if regional security and further development of Chinese-Japanese and Russian-Japanese relations are provided through constructive negotiations.

Текст научной работы на тему «Влияние территориальных проблем на китайско-японские и российско-японские отношения»

142

Международные отношения КНР

Ли Юнхуэй

ВЛИЯНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НА КИТАЙСКО-ЯПОНСКИЕ И РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация. В течение почти 40 лет после восстановления дипломатических отношений между Китаем и Японией проблема островов Дяоюйдао не оказывала на них большого влияния, а сотрудничество двух государств в различных областях успешно развивалось. Сейчас, по мнению автора, Япония отказывается от соблюдения условий достигнутого ранее консенсуса, согласно которому две страны согласились отложить решение вопроса на будущее. Что касается российско-японской территориальной проблемы, то она касается не только исторического спора об островах южной Курильской гряды, но и трактовки международных договоров и политических документов, фиксирующих итоги Второй мировой войны.

Территориальные проблемы в Северо-Восточной Азии могут быть окончательно разрешены только при условии уважения Японии к непреложным фактам истории, с позиции обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии и дальнейшего развития китайско-японских и российско-японских отношений путем конструктивных переговоров.

Ключевые слова: острова Дяоюйдао, острова южной Курильской гряды, территориальные споры, итоги Второй мировой войны, проблемы региональной безопасности в Северо-Восточной Азии.

Влияние территориальных проблем на китайско-японские...

143

Отношения между Китаем и Японией переживают серьезный кризис из-за проблемы островов Дяоюйдао. Территориальный спор по поводу этих островов до сих пор не урегулирован. В последние годы японская сторона пытается показать, что Япония осуществляет «фактический контроль» над островами: от инцидента вблизи спорных островов Дяоюйдао китайского рыболовного судна и японского патрульного корабля в 2010 г. до «покупки» в 2012 г. японским правительством земли на Дяоюйдао, в результате китайско-японские отношения понесли самый серьезный урон с момента нормализации дипломатических отношений в1972 г.

Регресс в китайско-японских отношениях начался после переизбрания Синдзо Абэ на пост премьер-министра Японии. Двусторонние отношения в политической и экономической сферах из-за спора о суверенитете островов Дяоюйдао находятся в состоянии регресса либо стагнации, противостояние правоохранительных органов двух стран на островах Дяоюйдао становится нормальным явлением.

Проблема островов Дяоюйдао является не просто территориальным спором между странами; непризнание Японией суверенитета Китая над островами Дяоюйдао является следствием попыток пересмотреть итоги Второй мировой войны в Азии и на Тихом океане.

Во-первых, 10 сентября 2012 г. японское правительство объявило о так называемой «покупке» трех островов гряды Дяоюйдао, что явилось серьезным посягательством на территориальный суверенитет Китая. Острова Дяоюйдао — исконная территория Китая. У неоспоримого суверенитета Китая над этими островами есть полные исторические, географические и международно-правовые основания. Острова Дяоюйдао примыкают к китайскому острову Тайвань. Китайцы первыми обнаружили эти острова и дали им название. Наиболее ранние из сохранившихся китайских исторических записей, упоминающих географическое название Дяоюйдао, относятся к 1403 г. Еще в первые годы династии Мин (1368—1644 гг.) для борьбы с японскими пиратами (вокоу) на юго-восточном побережье страны китайское правительство включило острова Дяоюйдао в свою зону обороны.

Династия Цин (1644—1912 гг.) не только продолжила практику включения Дяоюйдао в зону морской обороны, но и четко определила, что данные острова подпадают под юрисдикцию местной тай-

144

Международные отношения КНР

ваньской администрации. В японских же документах самое раннее упоминание Дяоюйдао появилось лишь в 1785 г., причем острова обозначались как китайская территория. Таким образом, заявления о том, что некий японец в 1884 г. первым высадился на островах Дяоюйдао и обнаружил их «необитаемыми», полностью не соответствуют историческим фактам, которые состоят в том, что данные острова с давних пор находились в составе и под юрисдикцией Китая. Заявления Японии о том, что она обладает суверенитетом над Дяоюйдао в соответствии с принципом «первого завладения», не выдерживают никакой критики.

Во-вторых, отторжение Японией у Китая островов Дяоюйдао не имеет никакой юридической силы. С 1884 г. японское правительство начало проводить тайные исследования Дяоюйдао и попыталось их оккупировать. При этом Япония очень четко осознавала, что эти острова принадлежат Китаю, и поэтому, опасаясь китайской реакции, не предпринимала никаких действий по установлению на островах знаков своего суверенитета. Лишь в конце 1894 г., когда стало ясно, что Китай терпит поражение в китайско-японской войне, японское правительство, ссылаясь на «изменение обстановки», решило установить на островах Дяоюйдао опознавательные знаки и включить их в территорию Японии.

14 января 1895 г. правительство Японии тайно приняло решение, предусматривавшее включение Дяоюйдао в юрисдикцию префектуры Окинава. Необходимо особо отметить, что Япония с начала исследования островов Дяоюйдао до их официального «включения» в свою территорию всегда действовала тайком, никогда не предавая свои действия огласке. Это говорит о том, что данные действия не имеют под собой никакой юридической силы с точки зрения международного права. В апреле 1895 г. Китай потерпел поражение в войне и был вынужден подписать с Японией неравноправный Симоно-секский договор, согласно которому Китай уступал Японии Тайвань и все прилегающие к нему острова. Дяоюйдао вместе с другими прилегающими к Тайваню островами были переданы Японии.

В-третьих, по итогам Второй мировой войны острова Дяоюйдао на основании международного права были возвращены Китаю. Каирская декларация (декабрь 1943 г.), Потсдамская декларация (июль 1945 г.), Акт о капитуляции Японии (сентябрь 1945 г.) четко опреде-

Влияние территориальных проблем на китайско-японские...

145

лили, что Япония должна вернуть Китаю все захваченные и отнятые у него территории. Эти документы являются основными международно-правовыми актами, определившими послевоенный международный порядок. Согласно им, Дяоюйдао, как острова, прилегающие к Тайваню, уже должны были быть возвращены Китаю. У принадлежности Китаю суверенитета над островами Дяоюйдао имеются неоспоримые международно-правовые основания.

В 1951г. США и ряд других стран без участия Китая и Советского Союза в одностороннем порядке заключили с Японией Сан-Фран-цисский мирный договор. Правительство Китая тогда сразу заявило, что данный договор является незаконным и недействительным. Это ясно и недвусмысленно демонстрирует, что Китай никогда не признавал какие-либо положения Сан-Францисского мирного договора, касающиеся территории Китая, в том числе, естественно, и островов Дяоюйдао. Данная позиция распространяется и на последующие действия США и Японии по установлению незаконной опеки над островами Дяоюйдао на основании Сан-Францисского мирного договора. Поэтому заявления Японии о том, что Китай вплоть до 1970-х годов не выдвигал требования относительно суверенитета над Дяоюйдао, не соответствуют действительности.

В 1971 г. США «возвратили» Японии острова Дяоюйдао вместе с островами Рюкю, что вызвало резкий протест и решительное осуждение правительства КНР и всего китайского народа (включая народ Тайваня). Правительству США пришлось прояснить свою позицию, подчеркнув, что «возвращаются» только «административные полномочия», при этом вопрос о суверенитете над островами Дяоюйдао не затрагивается.

В свое время по вопросу островов Дяоюйдао Китай и Япония достигли взаимопонимания и консенсуса, договорившись «отложить вопрос до последующего разрешения». Китайско-японское совместное заявление 1972 г. и Договор о мире и дружбе между Китаем и Японией 1978 г. прекратили состояние войны между двумя государствами, была осуществлена нормализация дипломатических отношений. В ходе переговоров тогдашние лидеры Китая и Японии с целью достижения главной цели — нормализации отношений — решили временно не затрагивать проблему Дяоюйдао, оставив ее решение на будущее. Это черным по белому зафиксировано в протоколе пере-

146

Международные отношения КНР

говоров, которые провели в 1972 г. в Пекине премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай и премьер-министр Японии Какуэй Танака.

В октябре 1978 г. китайский руководитель Дэн Сяопин совершил визит в Японию для обмена с японской стороной ратификационными грамотами к китайско-японскому Договору о мире и дружбе. На пресс-конференции после переговоров с премьер-министром Японии Такэо Фукудой Дэн Сяопин сделал следующее заявление по проблеме Дяоюйдао: «Во время нормализации дипломатических отношений стороны договорились не затрагивать эту проблему. В ходе обсуждения нынешнего китайско-японского Договора о мире и дружбе мы также договорились не касаться этой проблемы. Мы полагаем, что если невозможно прийти к соглашению, то было бы мудро отложить на время этот вопрос, поскольку он не срочный. Если наше поколение не обладает достаточной мудростью для того, чтобы решить проблему, то у следующего поколения найдётся больше мудрости, и оно сможет найти способ решения проблемы, приемлемый для всех»1. Никто из представителей японской стороны не возражал по поводу этого заявления.

Благодаря достигнутому консенсусу, в течение почти 40 лет с момента установления дипломатических отношений проблема островов Дяоюйдао не оказывала большого влияния на китайско-японские отношения, а сотрудничество двух государств в различных областях успешно развивалось. Сейчас Япония отказывается от принятых ранее договоренностей отложить решение вопроса на будущее. Проведение так называемой «национализации» представляет собой попытку изменить нынешний статус островов Дяоюйдао, усилить фактический контроль над островами, а также осуществить так называемую «легализацию».

Нынешнее обострение проблемы островов Дяоюйдао отражает противоречия в китайско-японских отношениях и свидетельствует о попытках давления Японии и США на Китай после изменения соотношения сил между Китаем и Японией.

В 2010 г. Китай опередил Японию по объему ВВП в долларовом эквиваленте. Китай уже стал второй экономической державой мира. Общий объем ВВП Китая превышает японский в 1,4 раза, но по доходу на душу населения Китай в 10 раз уступает Японии и занимает 76-е место в мире. Тем не менее, следствием изменений в мировой

Влияние территориальных проблем на китайско-японские...

147

расстановке сил является различие международных стратегий, избранных Китаем и Японией. Главной целью Китая является достижение мирного возвышения, но эскалация проблемы островов Дяо-юйдао, в определенной степени, представляет собой отражение международных противоречий и реакции Японии, США и ряда других стран на подъем Китая. И Китай стал главным объектом оборонительной стратегии Японии.

С 2010 г. Япония начала заметно менять свою стратегию в отношении Китая. Эти изменения отразились в новой программе национальной обороны 2010 г., которая обусловливает внешнюю стратегию страны и видит Китай главной угрозой национальной обороне, определяя основным направлением оборонительных усилий Японии юго-западные острова, включая острова Дяоюйдао. Это показывает, что основной тон стратегии Японии в отношении Китая изменился от ориентации на сотрудничество двух стран к позиции недоверия и настороженности.

После переизбрания на пост премьер-министра С. Абэ его позиция по проблеме островов Дяоюйдао стала более жесткой. Отношения между Китаем и Японией ухудшились. Используя поддержку обеих палат парламента, С. Абэ намеревался внести изменения в конституцию, которые, впервые после Второй мировой войны, отменяли бы ограничения на развитие вооруженных сил и использование военной силы за рубежом.

Что касается дипломатии, то кабинет министров С. Абэ не торопился улучшать отношения с Китаем и в рамках укрепления японско-американского союза пытался реализовать так называемую «стратегическую дипломатию» с целью создания стратегической структуры для совместного с США сдерживания Китая. Абэ принял участие в переговорах по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), но охладел к переговорам по зоне свободной торговле между Китаем, Японией и Южной Кореей.

С. Абэ считает, что из-за подъема Китая Америке и Японии необходимо совместно проводить политику сдерживания Китая по формуле «Япония, США+1»: «Япония, США и Южная Корея», «Япония, США и Австралия», «Япония, США и Индия», и даже совместно с Филиппинами и Вьетнамом. Действуя в духе теории «китайской угрозы», кабинет министров С. Абэ поднял шумиху вокруг обвинений од-

148

Международные отношения КНР

ного из кораблей ВМС КНР в использовании радиолокационного оборудования для захвата целей при стрельбе против японского корабля береговой охраны, хотя Китай отверг эти обвинения.

Япония стремится ввести в повестку дня переговоров между главами Японии и Америки «проблему Китая» с целью подчеркнуть, что Китай является угрозой для Японии, и в дальнейшем выработать совместную жесткую позицию по Китаю. В будущем Япония может использовать стратегию давления на Китай по нескольким направлениям одновременно: создавать группировку вокруг Китая, использовать социальные противоречия и сепаратистские силы в Китае, продолжать вмешиваться в тайваньский вопрос и «показывать силу» в проблеме с Дяоюйдао. Такая политика может заставить Китай считать Японию самой серьезной угрозой для себя.

Нынешнее обострение спора по поводу островов Дяоюйдао происходит на фоне перемещения стратегического фокуса США в Азиатско-Тихоокеанский регион. Увеличение американского присутствия в АТР направлено против Китая. США требуют от Японии выступить в качестве поддержки стратегической системы США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония хочет использовать американскую поддержку для того, чтобы упрочить свое положение в регионе. США неоднократно ссылались на Договор о безопасности между США и Японией применительно проблеме с Дяоюйдао и пытались использовать Японию с целью сдерживания Китая. США ведут двойственную политику в отношении Японии: когда Япония слишком сильно «поднимается», США оказывают на нее давление, когда она больше чувствуют «китайскую угрозу», США обычно говорят о поддержке Японии. Тактика США в отношении китайско-японских отношений состоит в том, чтобы поддерживать противоречия и борьбу между Китаем и Японией, но при этом не допускать конфликтов и насильственных действий. Поэтому можно утверждать, что территориальный спор между Китаем и Японией еще очень долго не разрешится.

В данный момент отношения между Китаем и Японией явно не дойдут до войны или конфликта, но ситуация явно схожа с обстановкой, сложившейся перед началом китайско-японской войны 1894 г. В связи с этим Китаю понадобится принимать превентивные меры, заблаговременно укреплять национальную оборону. Китай

Влияние территориальных проблем на китайско-японские...

149

должен продолжать и патрулирование судами береговой охраны. Задача Пекина — подробнее объяснять Японии и международному сообществу основания принадлежности Дяоюйдао Китаю, и при этом продолжать продвигать из поколения в поколение отношения дружбы и добрососедства между Китаем и Японией, стремясь к восстановлению равновесия между борьбой за локальные интересы по островам Дяоюйдао и китайско-японской дружбой.

Проблемы принадлежности островов южной Курильской гряды являются главным противоречием между Россией и Японией. Незадолго до окончания Второй мировой войны Советская армия вступила в войну против Японии и заняла четыре острова на севере Японии. Спустя 70 лет после окончания Второй мировой войны мирной договор между воевавшими странами — Японией и Россией — еще не подписан. Причиной столь редкого случая в истории международных отношений является нерешенность проблемы островов южной Курильском гряды.

В 2010—2011 гг. президент России Д. Медведев и несколько высокопоставленных российских чиновников посещали спорные острова. Президент Д. Медведев стал главой государства, который впервые с советских времен высадился на спорный остров, демонстрируя твердые позиции по территориальной проблеме.

В апреле 2013 г. премьер-министр С. Абэ посетил Россию с официальным визитом. Это был первый раз визит японского лидера в Россию за последние 10 лет. В июне того же года заместители министров иностранных дел двух стран провели консультации в Москве. В ноябре министры иностранных дел и обороны впервые встретились в формате 2+2 в Токио. Температура отношений между Россией и Японией постепенно повышалась.

Россия настаивает на недопустимости ревизии итогов Второй мировой войны. Территориальная проблема включает не только исторический спор о принадлежности островов, но и оценку международных договоров и политических документов, принятых по итогам Второй мировой войны, а также понимание того, что Япония должна понести ответственность за развязывание агрессии. Россия обусловливает принадлежность ей южных Курил следующим:

а) русские первыми открыли Курильские острова, в том числе их южную часть;

150

Международные отношения КНР

б) принадлежность островов была определена Ялтинским соглашением. Отказ России от четырех островов создаст прецедент возврата территории. Нарушение Ялтинского соглашения в данном конкретном случае может послужить толчком к переделу границ послевоенной Азии и Европы. В связи с этим не только Япония будет предъявлять территориальные претензии к России, но и три страны Балтии, Румыния и соседние с бывшими советскими республиками государства. Разрушение границ и послевоенного международного порядка, определенных по Ялтинскому соглашению, может привести к непредсказуемым последствиям.

Япония приводит следующие объяснения принадлежности ей четырех спорных островов:

а) по договорам о территориальной проблеме и границе между Россией (СССР) и Японией четыре острова принадлежат Японии;

б) хотя по Ялтинскому соглашению Курильские острова должны были быть возвращены Советскому Союзу, Ялтинское соглашение было секретным и подписано без участия Японии, в связи с чем не имеет для Японии обязательной силы. В принятой Японией Потсдамской декларации не упомянуто Ялтинское соглашение. Во время Сан-Фран-цисской конференции 1951 г. Япония отказалась от прав на Курильские острова, но не было определено, кому они должны были перейти.

Россия не принимает любых попыток ревизии итогов Второй мировой войны, но признает, что территориальная проблема между двумя странами существует и готова искать пути ее разрешения. В принятой в 1956 г. Советско-японской совместной декларации отмечается, что после подписания мирного договора Советский Союз передаст Японии два острова — Хабомаи и Шикотан. Россия объяснила, что не признает спора о принадлежности южной части Курильской гряды, но по гуманитарным соображениям готова передать эти острова Японии.

Но на фоне холодной войны между Востоком и Западом с 1960-х годов до избрания президентом СССР М.С. Горбачева в 1985 г. Советский Союз не признавал существования территориальной проблемы и отказывался вести переговоры. Итогом визита Горбачева в Японию в апреле 1991 г. стало подписание совместной декларации, в которой официально признавалось существование нерешенной территориальной проблемы.

Влияние территориальных проблем на китайско-японские...

151

После распада Советского Союза Россия надеялась получить экономическую помощь от Японии. С этой целью президент России Б. Ельцин признал существование территориальной проблемы между Россией и Японией и даже выдвинул инициативу о поэтапном возвращении островов. Он был готов вести переговоры по территориальной проблеме.

После избрания президентом России Владимир Путин, стремясь к подъему экономики Сибири и Дальнего Востока, выступил за возвращение к Совместной советско-японской декларации 1956 г. Япония продолжала настаивать на суверенитете над четырьмя островами и возвращении их. Но позднее Япония отказалась от позиции возвращения ей всех четырех островов и предложила России признать суверенитет Японии над четырьмя островами, отложив пока обсуждение вопроса о форме и времени возвращения островов.

Ныне Япония стремится улучшить отношение с Россией в связи с «китайским фактором». Россия и Япония провели переговоры в формате 2+2 с участием руководителей оборонных ведомств и МИД двух стран. Согласно японским СМИ, переговоры были проведены по инициативе премьер-министра Японии С. Абэ, выдвинутой им в ходе визита в Россию, с целью создания противовеса Китаю и его сдерживания в отношении юго-западных островов.

Наличие неразрешенных территориальных разногласий вызывает у Японии опасения, что Китай, Южная Корея и Россия выступят против нее сообща именно сейчас, когда Япония продолжает придерживаться жесткой позиции по островам Дяоюйдао. Поэтому С. Абэ в ходе своего визита приложил максимум усилий для улучшения отношений с Россией. Япония считает, что даже маленькая дипломатическая победа в российско-японских отношениях сможет улучшить ее позиции по территориальным проблемам с Китаем и Южной Кореей.

Однако цель Японии не была достигнута. Министр иностранных дел РФ С. Лавров подчеркнул, что принципом внешней политики России является то, что РФ никогда не дружит с одной страной против других государств. Японская попытка объединения с Россией против Китая потерпела поражение. Японские чиновники, которые участвовали в переговорах, заявили, что Россия не ответила на предложение в отношении Китая. Еще до этой встречи РФ опровергла возможность так называемых переговоров по Китаю. Замес-

152

Международные отношения КНР

титель главы российского МИД И. Моргулов заявил, что переговоры в формате 2+2 проведены по инициативе Японии и что Россия не будет обсуждать Китай за его спиной.

Попытка внести раскол в отношения России и Китая, а также добиться того, чтобы Россия заняла более гибкую позицию по вопросу подписания мирового договора с Японией, не удалась. Представитель МИД КНР позднее заявил, что никакая внешняя сила не может помешать развитию всесторонних отношений стратегического партнерства и взаимодействия между Китаем и Россией. Некоторые хотят вбить клин между КНР и Россией, но их попытки обречены.

Отношения между Россией и Японией, в том числе территориальный спор, касаются стратегического противостояния между Россией и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В споре о южных Курилах все время явным или тайным образом присутствует «американский фактор». На Ялтинской конференции 1945 г. было оговорено, что Советский Союз вступает в войну с Японией в обмен на передачу ему Курильских островов, причем каких конкретно — не уточнялось. После начала «холодной войны», невзирая на возражение Советского Союза и других стран, США умышленно оставили неясность по поводу принадлежности южных Курил в соответствующих документах на конференции в Сан-Франциско, а также настаивали на том, что страны, не подписавшие Сан-Францисский мирный договор с Японией, не могут рассчитывать на какие-либо права, вытекающие из положений договора. После заключения в 1960 г. японо-американского договора о безопасности СССР объявил, что не будет передавать острова Японии, которая вступила в коалицию против него.

В 2010 г. США громко объявили о своем «возвращении в Азию». Это вызвало настороженность у России. Если расширение НАТО на Восток является политикой сдерживания в отношении западной части России, то японская дипломатия содействует США в создании военно-политической структуры безопасности в Восточной Азии, выгодной США. «Возвращение» США в Азию, наращивание американской военной мощи в АТР, осложнение американо-китайских отношений, несомненно, затрагивают интересы России.

Не означает ли усиление американского присутствия в АТР попытку создания антироссийской силовой коалиции? Не ослабит ли

Влияние территориальных проблем на китайско-японские...

153

оно влияние России в Азиатско-Тихоокеанском регионе? АТР обладает огромными человеческими и природными ресурсами и находится в состоянии бурного экономического развития. Необходимость полноценного подключения России к деятельности мирового сообщества требует от нее серьезной и прагматичной восточной политики, существенной активизации на этом направлении внешнеполитических и внешнеэкономических связей.

Оценивая дипломатию России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, можно констатировать дальнейшее углубление китайско-российских отношений стратегического партнерства и взаимодействия. Президент В. Путин активно участвовал в подготовке и проведении саммита АТЭС. Сообразуясь с обстановкой, Россия приняла оливковую ветвь мира от Японии и согласилась на проведение переговоров в формате 2+2, продолжила курс на урегулирование отношений между Россией и Японией и проведение переговоров по спорным островам. Президент Путин совершил официальные визиты во Вьетнам, Южную Корею и другие страны. Все это показало, что Россия обращает большое внимание на изменение геополитической обстановки в Восточной Азии и ищет ответ на усиление военно-политического влияния США на континенте. РФ демонстрирует свое влияние и роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе и тоже постепенно «возвращается в Азию».

Территориальные проблемы в Северо-Восточной Азии чувствительные и сложные: они могут быть окончательно, мирно и созидательно разрешены только при условии уважения Японии к непреложным фактам истории, с позиции обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии, общего урегулирования обстановки и дальнейшего развития китайско-японских и российско-японских отношений путем практических и откровенных переговоров. Но достичь положительных результатов, проводя внешнюю политику согласно пословице «лис тем и грозен, что царь зверей с ним», не получится. Нам нужно общими усилиями добиваться мира и взаимовыгодного сотрудничества в регионе, разряжать атмосферу недоверия и напряженности.

Примечания

1 Цит. по: URL: http://www.interfax.ru/272428

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.