способствует построению имиджа компании и выделению его среди конкурентов. Следовательно, главной задачей маркетологов в модном доме является построение и создание образа и стиля, чтобы публика казала «В этот раз они предложили что-то необычное. Это их стиль, это они».
Использованные источники:
1. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Теоретические аспекты формирования стратегии развития сферы рекреации и туризма в регионе // Управленческое консультирование. - 2016. №4 (88). С. 150-157. (стр 151)
2. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций в регионе. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, Изд-во Астерион, 2014, 171 с. (стр 84)
УДК 665.6/.7.
Кантимерова Г.Р. студент 3 курса
направление подготовки «Химическая технология»
Махмутова А.Р. студент 4 курса
направление подготовки «Химическая технология» научный руководитель: Евдокимова Н.Г., доктор технических наук
профессор
кафедра «Химико-технологические процессы» ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
филиал в г. Салавате Россия, г. Салават ВЛИЯНИЕ ТЕРМОПЛАСТИЧНЫХ ПОЛИМЕРОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНЫХ
БИТУМОВ
Аннотация: В статье рассмотрено влияние термопластичных полимеров марки КТЯ - 101 на эксплуатационные характеристики дорожного битума БНД 60/90 смеси Западносибирских нефтей, полученного в «ООО Газпром нефтехим Салават». Приведена сравнительная характеристика качества модифицированного битума с требованиями ГОСТ 22245-90. Получены модифицированные битумы, которые являются более термостабильными и обладают повышенной теплостойкостью. Изучено влияние добавки на физико-химические свойства полученных модифицированных битумов. Определена наилучшая концентрация добавки в битуме.
Ключевые слова: битум, модификаторы, полимерные добавки, термопластичность, термостабильность.
UDK 665.6/.7.
Kantimerova G.R., student 3 year direction of training "Chemical technology" Ufa State PetroleumTechnological University Branch in Salavat, the Russian Federation, Salavat Makhmutova A.R., student 4 year direction of training "Chemical technology"Ufa State PetroleumTechnological University Branch in Salavat, the Russian Federation, Salavat Evdokimova N. G.., doctor of technical Sciences professor of Chemical -Technologicalprocesses Department Ufa State PetroleumTechnological University Branch in Salavat, the Russian Federation, Salavat INFLUENCE OF THERMOPLASTIC POLYMERS ON THE OPERATIONAL CHARACTERISTICS OF ROAD BITUMENTS
Abstract: The influence of thermoplastic polymers KTR - 101 on the performance characteristics of road bitumen BND 60/90 of a mixture of West Siberian oils obtained in JSC "Gazprom neftekhim Salavat". The comparative characteristic of modified bitumen with GOST 22245-90 is given. Modified bitumens have been obtained which are more thermostable and have increased heat resistance. The influence of the additive on the physic-chemical properties of the modified bitumens obtained is studied. The best concentration of the additive in bitumen is determined.
Key words: bitumen, modifiers, polymer additives, thermoplasticity, thermal stability.
Основным потребителем нефтяных битумов является дорожное строительство. В настоящее время до 90% производимого во всем мире объема товарных битумов потребляется дорожной отраслью, которая позволяет обеспечить транспортную инфраструктуры для стратегического развития любой страны.
В нашей стране существует острая проблема качества дорожных битумов с точки зрения их эксплуатационной надежности в составе дорожных покрытий, однако для ее решения необходимо добиться соответствия показателей товарных свойств битумов дорожных вязких марки БНД требованиям действующего ГОСТ 22245-90 и нового ГОСТ 33133-2014. Поэтому для создания современных асфальтобетонных покрытий необходимо внедрение в практику дорожного строительства новых материалов на основе битумов улучшенного качества, способных обеспечивать более высокую прочность, долговечность дорожных покрытий, по сравнению с потенциальными возможностями нефтяных битумов [1]. В частности, использование модифицированных битумов для приготовления
асфальтобетона и верхних слоев дорожной одежды позволит обеспечить повышение долговечности и прочностных характеристик автомобильных дорог [3].
Главной целью модифицирования является получение битумов или материалов на их основе, которые позволили бы расширить интервал пластичности битумов, усилить адгезию к металлическим и минеральным материалам, увеличить устойчивость к старению, обеспечить коллоидную и механическую прочность, расширить рабочий интервал температур, обеспечить экологическую безопасность получения и применения модифицированных битумов [2].
Для повышения надежности и долговечности работы покрытий в настоящее время рекомендуется использовать битумы, модифицированные полимерами, так называемые полимерно-битумные вяжущие (ПБВ). Широкое использование модифицированных битумов взамен обычных объясняется их специфическими свойствами. Например, полимерно-битумные вяжущие имеют большой диапазон рабочих температур (разница между температурой размягчения и температурой хрупкости до 100 °С, обычные битумы до 60 °С), обладают высокой эластичностью [4].
В исследованиях для определения влияния термопластичных полимеров на эксплуатационные свойства битумов был использован битум марки БНД 60/90 ООО «Газпром нефтехим Салават», в качестве модификатора был опробован стирол-бутадиен-стирольный блоксополимер марки КТЯ-101 (стирол-бутадиен-стирольный каучук). Полимер вводился в битум в виде гранул, однако, возможно введение его в виде жидкости -раствора или эмульсии.
СБС-модификатор (стирол-бутадиен-стирол), добавляемый в битум-это искусственный каучук, который придает битуму гибкость. СБС-модификатор активно влияет на свойства битума, в том числе уменьшает хрупкость, увеличивает эластичность, при этом относительное удлинение увеличивается до сотни раз, остаточное удлинение уменьшается, улучшаются усталостные свойства, а, следовательно, долговечность или срок службы [2].
Модифицирующий эффект от введения полимера в битум зависит от правильности проведения процесса приготовления полимерно-битумной композиции [1], при этом еще необходимо следить чтобы полимер полностью растворился в нефтепродукте.
Для определения однородности пробы использовали метод стеклянной палочки (ГОСТ Р 52056-2003).
Процесс компаундирования вели в температурном интервале 160-180°С с различным содержанием полимера при интенсивном перемешивании. Процесс смешения осуществляли от 3 до 7 часов (в зависимости от концентрации полимера). Физико-химические свойства полученного модифицированного битума представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Физико-химические свойства сырья после добавления полимера KTR-101_
Показатель Соде ржание, % масс. БНД 60/90 ГОСТ 22245-90
0 0,5 1 1,5 2 3
Температура размягчения, °С 46 49 52 50 59 70 не ниже 47
Изменение температуры размягчения после старения, °С 2 7 8 8 5 -3 не более 5
Изменение массы образца после старения, % масс. 0,78 0,29 0,29 0,00 0,47 2,92 -
Глубина проникания иглы при 0оС х 0,1, мм 26 20 14 17 27 28 не менее 20
Глубина проникания иглы при 25оС х 0,1 мм 77 52 41 46 69 48 61-90
На основании опытных данных построили графики зависимостей температуры размягчения битума от концентрации добавки и изменения температуры размягчения битума после старения от концентрации добавки (рисунки 1, 2).
Также по полученным данным построили график зависимости глубины проникания иглы при 25°С от концентрации добавки (рисунок 3).
75
О
X
<и £
ей ¡?
С
и Н
70
65
60
55
50
45
■ ■
■ ■
0и-101
■
■
0
4
1 2 3
Содержание добавки, % мас
Рисунок 1- График зависимости температуры размягчения битума от концентрации добавки
л л
£ л <и
с S <и н <и
к
X <и X
<и S
£
К
к
<и л
cö
н о
<и
ч
4
к о 4 «
К X
<и
U
9 8 7 6 5
3 2 1 0
1 1 и |
■ KTR-101
■ ^г
1 1 \
| |
0
4
1 2 3
Содержание добавки, % мас
Рисунок 2 - График зависимости изменения температуры размягчения битума после старения от концентрации добавки 80
л
Е
к «
к
X а и к
X о
с
CÖ
X
X ю iy
75 70
,65 50
к с55 с Х50
оС5 5
<^40 35 30
KTR-101
0
1
2
3
4
Содержание добавки, % мас
Рисунок 3 - График зависимости глубины проникания иглы при 25°С
от концентрации добавки Анализ результатов исследований показал, что модифицированные битумы более термостабильны, обладают повышенной теплостойкостью. С увеличением содержания полимера растет температура размягчения и происходит структурирование дисперсной структуры битума.
По результатам исследований можно сделать вывод, что при содержании полимерного модификатора марки KTR-101 в количестве 2% масс. можно получить дорожные битумы с улучшенными эксплуатационными показателями в соответствие с требованиями ГОСТ.
Использованные источники:
1. URL: http://library.stroit.ru/articles/bitum/
2. URL: http ://katepal-russia.ru/potrebitelyu-na-zametku/sbs-modificirovannyj -bitum
3. URL: http://www.kolbasers.ru/ct/prom/4084/index.shtml
4. URL: http://stroy-technics.ru/article/modifitsirovannyi-bitum