Научная статья на тему 'Влияние теневой экономики на развитие региона'

Влияние теневой экономики на развитие региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестерова Н. В.

На основе статистических данных и данных контрольной работы налоговых органов определены масштабы сокрытия субъектами экономической деятельности Красноярского края налоговых баз по основным налогам, являющимися характеристиками развития региона и формирующим бюджет территории. Применение методов оценки налогового потенциала региона для определения масштабов теневой экономики позволит в конечном итоге получить более полную информацию о валовом региональном продукте и принять более эффективные управленческие решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние теневой экономики на развитие региона»

ВЛИЯНИЕТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Н. В. НЕСТЕРОВА, заместитель руководителядепартамента экономики администрации г. Красноярска E-mail: nest@admkrsk. ru

На основе статистических данных и данных контрольной работы налоговых органов определены масштабы сокрытия субъектами экономической деятельности Красноярского края налоговых баз по основным налогам, являющимся характеристиками развития региона и формирующим бюджет территории. Применение методов оценки налогового потенциала региона для определения масштабов теневой экономики позволит в конечном итоге получить более полную информацию о валовом региональном продукте и принять более эффективные управленческие решения.

Ключевые слова: теневая экономика, валовой региональный продукт, уклонение от уплаты налогов, управленческое решение.

Исследование влияния теневой экономики на экономику официальную в последнее время получает все большее развитие. Особенно актуальным изучение этого влияния становится на региональном уровне в связи с расширяющейся практикой смещения акцентов государственного регулирования в сторону субъектов Российской Федерации. В ситуации усиления своей роли в формировании и реализации региональной политики субъектам приходится изыскивать внутренние ресурсы для создания условий экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения. Одним из основных резервов таких ресурсов является сокращение уровня теневой экономики.

С теневой экономикой региона связаны значительные по своим масштабам материальные и финансовые потоки, которые необходимо учитывать при изучении и оценке экономических процессов региона. Особенно это важно при исследовании воспроизводственных процессов, включающих в себя воспроизводство природных ресурсов, капитала, движение материальных и финансовых

потоков между основными субъектами экономики региона. Недооценка влияния теневой экономики на экономические процессы региона может привести к нарушению его хозяйственной целостности, основной характеристикой которой является способность развития регионального рынка за счет собственных ресурсов.

Красноярский край является одним из наиболее индустриально развитых регионов России. На его долю приходится свыше 24 % ВРП Сибирского федерального округа (СФО), около 2,2 % ВВП России и 3,2% всего объема промышленной продукции, произведенной натерритории России [1].

Социально-экономическая политика, проводимая администрацией и правительством края, привела к стабилизации экономической ситуации в регионе и росту доходов его населения. По итогам 2007 г. край занимает 6-е место среди регионов России и 1-е место в СФО по производству ВРП на душу населения. Объем ВРП вырос с 2005 г. более чем наЮ % (в сопоставимых ценах).

Красноярский край является динамично развивающимся регионом. В планах развития региона только в рамках реализации проекта «Нижнее Приангарье» заявлены крупные инвестиционные проекты стоимостью более 200 млрд руб., что предполагает создание на территории шести районов края полностью новой энергетической и транспортной инфраструктур, постройку целого ряда промышленных предприятий, создание около 50тыс. новых рабочих мест.

Однако анализ ситуации в Красноярском крае показывает, что достаточно высокий уровень экономического развития еще не обеспечивает реализации принципа экономической безопасности региона. В крае активно идут процессы, свидетельствующие о разрастании масштабов

экономической преступности и проникновении ее во все важнейшие сферы экономической деятельности (инвестиционную, кредитно-финансовую, банковскую, внешнеэкономическую), характеризуя рост теневой экономики. В этой связи можно предположить наличие взаимосвязи между уровнем экономического развития региона и уровнем теневой экономики: чем выше развита производственная и обслуживающие сферы, чем больший объем финансовых средств задействован в экономике, тем выше заинтересованность «теневых» структур в выводе части финансовых потоков из экономики официальной в теневую.

Одной из характеристик масштабности распространения теневой экономики является число правонарушений экономической направленности: легализация преступных доходов, уклонение от уплаты налогов, незаконная монополизация рынков сбыта и услуг, правонарушения в области финансово-кредитной сферы и т.д. Анализ статистики экономических преступлений в крае за последние 5 лет показал, что с 2004 по 2006 г. число правонарушений в области экономики стабильно росло, в 2007г. произошло значительное — почти на 14% — его снижение к уровню 2006 г., в 2008 г. снижение замедлилось и составило лишь 1,9% (табл. 1). Следует отметить, что в общем числе

преступлении, зарегистрированных на территории края, преступления, имеющие экономическую направленность, составляют десятую часть (10,3 % в 2007 г. и 9,6% — в 2008 г.). В основном это преступления, связанные с потребительским рынком, финансово-кредитной системой, незаконным предпринимательством, легализацией средств, добытых преступным путем [2]. Причем стабильно растущими остаются преступления, связанные с взяточничеством (коррупцией), являющимся одним из факторов теневой экономики.

По информации статистики, за последние 5 лет прирост количества коммерческих организаций на территории края ежегодно составляет в среднем около 6,6% (табл. 2).

Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что отмеченный рост предпринимательства (6,6 %) сопровождается ежегодным ростом экономической преступности в среднем на 8%, в том числе на потребительском рынке — на 19,4 %, в финансово-кредитной сфере — на 15,5, в преступлениях, связанных с коррупцией, — на 25,7 %. Логично сделать вывод, что субъекты экономической деятельности достаточно быстро приспосабливаются к незаконным видам, формам и методам предпринимательства, активно используя в своих целях складывающуюся рыночную конъюнктуру.

Таблица 1

Правонарушения в области экономики, выявленные правоохранительными органами Красноярского края.

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Показатель Число В про- Число В про- Число В про- Число В про- Число В про-

преступ- центах преступ- центах преступ- центах преступ- центах преступ- центах

лений к2003г. лений к 2004 г. лений к 2005 г. лений к 2006 г. лений к 2007 г.

Число преступлений 7 037 125,5 8 373 118,9 9 294 111,0 8 000 86,1 7 852 98,1

экономической направ-

ленности, всего

Преступления, 3 822 104,7 5296 138,5 6366 120,2 6043 94,9 5 729 94,8

по которым предва-

рительное следствие

обязательно

Из них тяжкие 2 499 101,7 3 423 136,9 3 547 103,6 3 473 97,9 3486 100,3

и особо тяжкие

В том числе

связанные:

с потребительским 1 646 143,1 2 457 149,2 3 256 132,5 2 951 90,6 2 404 81,5

рынком

с финансово-кредит- 1 236 122,9 1 900 153,7 1 767 93,0 1253 70,9 1 714 136,8

нои системой

с внешнеэкономичес- 94 113,3 95 101,6 92 96,8 10 10,9 17 170

кой деятельностью

Незаконное предпринима- 2 16,7 20 В Юраз 36 180,0 35 97,2 31 88,6

тельство

Взяточничество 100 126,6 133 133,0 183 137,5 188 102,7 242 128,7

Таблица 2

Динамика роста числа организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности на территории Красноярского края*

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Организации Число В про- Число В про- Число В про- Число В про- Число В про-

органи- центах к органи- центах к органи- центах к органи- центах к органи- центах к

заций 2003 г. заций 2004 г. заций 2005 г. заций 2006 г. заций 2007 г.

Все организации 60 264 105,1 65 345 108,4 65 069 99,6 67 054 103,1 72 978 108,8

Из них 45 157 107,1 49 674 110,0 49 736 100,1 52 127 104,8 57 624 110,5

коммерческие

*Данные приведены по состоянию на 1 января.

Одним из широко распространенных экономических преступлений, тесно связанных с теневой экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, является уклонение отуплаты налогов.

Потребности государства в финансовых ресурсах постоянно возрастают, что требует увеличения налоговых поступлений, которое, в свою очередь, возможно либо путем расширения налогооблагаемых баз, либо посредством повышения уровня налоговой нагрузки. Пытаясь избежать дополнительного налогового бремени, уклониться от уплаты налогов, хозяйствующие субъекты (как юридические, так и физические лица) часть деятельности переводят в теневой сектор.

Современная экономическая ситуация в России порождает множество способов уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. Динамика налоговых правонарушений по способам уклонения от уплаты налогов в настоящее время характеризуется ростом преступлений, связанных с полным сокрытием финансово-хозяйственной деятельности от налогового контроля. Это связано с оттоком предприятий из легального в теневой бизнес и расширение теневого сектора в целом. При этом способы, используемые для сокрытия деятельности и уклонения от уплаты налогов, достаточно разнообразны и многочисленны.

Результатом перевода деятельности в «тень» в конечном итоге является нанесение ущерба как бюджету отдельного региона, так и страны в целом. Недополученные суммы налогов в бюджет создают риск неисполнения субъектом и государством своих полномочий перед населением.

Уклонение от уплаты налогов осуществляется субъектами хозяйствования как через полное сокрытие всей деятельности от налогового контроля и учета, так и через частичное сокрытие налоговых баз по отдельным налогам.

Основными источниками доходов региональных бюджетов являются налог на прибыль и налог

на доходы физических лиц (НДФЛ). В общей сумме налоговых и неналоговых доходов Красноярского края за 2008г. они обеспечивают 77,9% поступлений, в общей сумме всех доходов — более 52% поступлений [3].

Доходы бюджета от НДФЛ и единого социального налога (ЕСН) прямо коррелируют с доходами населения. Поэтому крайне важно вести контроль за полнотой и достоверностью отражения хозяйствующими субъектами фонда оплаты труда — налоговой базы по указанным налогам. По данным Федеральной службы статистики, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет имела тенденцию к росту. Принимаемые руководством страны меры, направленные на легализацию заработной платы, не дали ожидаемого результата. Так, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения с 01.01.2005 налоговой ставки ЕСН с 35,6 до 26% не привело к существенному расширению налоговой базы и уменьшению доли скрытой оплаты труда. Если в 2004 г. доля скрытой оплаты труда составляла 25,4%, то в 2005 г. она возросла до 26,9% [6]. О сохранении практики сокрытия фонда оплаты труда в дальнейшие годы свидетельствуют результаты проводимой Федеральной налоговой службой (ФНС) контрольной работы. За 2007 г. ФНС выявила более 400 тыс. налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, или 17% от числа представляющих отчетность [6]. Можно предположить, что почти каждый шестой хозяйствующий субъект в целях снижения налоговой нагрузки осуществляет выплату заработной платы в «конвертах».

Не менее масштабным является и сокрытие объекта налогообложения по налогу на прибыль — полученных организацией доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов. По данным ФНС России, в первом полугодии 2007г. 20% организаций работали с убытками. С учетом организаций, представляющих налоговые декларации

Таблица 3

Доля убыточных предприятий по видам экономической деятельности (в процентах от общего количества организаций по виду экономической деятельности) *

Вид экономической деятельности Год

2005 2006 2007

Все виды экономической деятельности в целом 36,4 32,5 25,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 53,8 50,5 43,7

Добыча полезных ископаемых 40,4 39,0 31,9

Обрабатывающие производства 36,6 32,7 26,2

Транспорт и связь 40,6 39,0 31,0

Оптовая торговля 31,0 21,1 —

Строительство 34,0 28,0 20,4

* Составлено поданным Росстата. иКЬ: http://www. Екв. ги.

с нулевыми результатами финансово-хозяйственной деятельности, этот показатель составлял 42 %. То есть почти половина организаций в России не платят налога на прибыль, что в экономических интересах страны недопустимо.

Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, — производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, обрабатывающие производства, оптовая торговля, строительство (табл. 3). В этих же отраслях высока и доля скрытой оплаты труда. В связи с этим можно сделать предположение, в соответствии с которым степень убыточности отрасли прямо взаимосвязана со степенью вовлеченности ее организаций в теневую деятельность.

Анализ финансовых результатов деятельности организаций Красноярского края, по данным официальной статистики за 2007 г. 1, также показал удивительные результаты. Сумма убытка, полученного за 2007 г. по виду экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и предметов личного назначения» (493,5 млн руб.), превышает убыток, полученный по видам экономической деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева» (265,5 млн руб.), «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (303,3 млн руб.), «Химическое производство» (230,6 млн руб.), «Транспорт и связь» (464,9 млн руб.) [7]. При этом объем розничного товарооборота в 2007 г. на 56,5 % сформирован малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями; в объеме оборота оптовой торговли на долю субъектов малого предпринимательства приходится 49,2%, а по результатам ежеквартального выборочного обследования конъюнктуры и деловой актив-

1 2007 год взят для анализа вследствие исключения влияния экономического кризиса на анализируемые показатели.

ности в розничной торговле в IV квартале 2007г. экономическое положение 77% обследованных организаций оценивалось их руководителями как «удовлетворительное», 13 — как «благоприятное» и лишь 10 % — как «неблагоприятное» [5]. Экстраполируя результаты обследования на весь массив организаций торговли, можно сделать вывод, что продекларированный организациями торговли убыток сформирован в большей степени за счет организаций, оценивших свое состояние как положительное, что возможно лишь при сокрытии доходов.

Риск получения убытков при ведении бизнеса, безусловно, существует. Однако в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли — прироста имущества в результате деятельности. Декларируемый в финансовой и налоговой отчетности предприятия в течение нескольких налоговых периодов убыток — наиболее характерный признак неполного либо искаженного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности. Этот факт подтвержден контрольными мероприятиями налоговых органов: за 9 мес. 2007 г. было проведено 7 тыс. выездных проверок убыточных организаций, в результате которых уменьшение убытков предприятий составило 7 млрд руб., отражение налоговой базы по прибыли — в сумме более 4 млрд руб. По всему кругу налогоплательщиков уменьшение убытков за этот же период составило 61 млрд руб., а доначисления по налогу на прибыль — 95,9 млрд руб. [6].

Для оценки объемов сокрытия на территории Красноярского края основных налогов, поступающих в бюджетную систему России — налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество организаций, ЕСН, а соответственно, их налоговых баз, являющихся одновременно и показателями экономического развития региона — финансовый

результат деятельности предприятий, фонд оплаты труда занятого населения, стоимость основных фондов региона — автором были использованы данные контрольной работы налоговых органов края за 2006 г. по уровню выявленных нарушений [4]. Результаты расчетов показали, что общий объем скрытых налогов составил 27,4 млрд руб., что составляет 19,4 % от всех сумм налоговых и социальных платежей, уплаченных в бюджетную систему РФ налогоплательщиками Красноярского края за 2006 г., или 4,7 % от ВРП края за рассматриваемый период. Показатели, отражающие развитие экономики региона, которые одновременно являются и налоговыми базами (с допущением о том, что лишь в 50 % случаев налоговая база скрывается от отражения в учете), занижены:

• по прибыли организаций края — на 8,5 трлн руб.;

• по доходам населения — на 39,6 трлн руб.;

• по стоимости основных фондов — на 18,6 трлн руб.

Полученные оценки позволяют сделать вывод о том, что при формировании информации о социально-экономическом развитии региона базовые показатели о произведенном на территории края ВРП, об уровне и качестве жизни населения, об использовании основных фондов края по отдельным видам деятельности, в частности по оптовой и розничной торговле, существенно искажены, и принятые на их базе управленческие решения могут не привести к планируемому результату. Для определения реального объема ВРП, для формирования

более обоснованных сценариев экономического развития региона необходимо применение различных методов выявления масштабов теневой экономики, в том числе на базе методов оценки налогового потенциала региона, заключающегося в определении реальных ресурсов территории и их использования в экономике.

Список литературы

1. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998—2007 гг. URL: http://www. gks. ru.

2. Горовой А. Б. О состоянии работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности и борьбе с коррупцией // Сборник материалов международной научной конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе», ч. 1. Красноярск, 2007. С. 22—29.

3. Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2008 год. Закон Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3479.

4. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов Красноярского края по состоянию на 01.01.2007. URL: http://www. r24.nalog. ru.

5. Социально-экономическое положение Красноярского края в 2007 году: стат. сборник // Красноярскстат, 2008. С. 40—57.

6. Шевцова Т. В. Результаты работы по легализации налоговой базы // Российский налоговый курьер, 2007, № 22.

7. Экономика Красноярского края в 2007 году: стат. сборник //Красноярскстат, 2008. С. 413.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.