Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ТЕПЛООБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ НЕЙТРАЛИЗАТОРА ДВИГАТЕЛЯ'

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ТЕПЛООБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ НЕЙТРАЛИЗАТОРА ДВИГАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА / ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / СВС-ТЕХНОЛОГИЯ / ОТХОДЫ / СИНТЕЗ / ФИЛЬТРЫ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Тубалов Н.П., Новоселова Т.В., Палий А.В., Шафеева А.А.

В современных условиях двигатели внутреннего сгорания (ДВС) являются наиболее массовой энергетической установкой целого ряда транспортных машин: автомобилей, тракторов, локомотивов, судов речного и морского транспорта. Жесткие требования современных евро-стандартов к степени «дымности» отработавших газов дизельных двигателей внутреннего сгорания и их токсичности, способствуют возникновению тупиковой ситуации. В ней практически невозможно, используя очевидные технические решения, соблюдение требований стандартов Евро-5 и Евро-6 в условиях сохранения допустимого роста экономических затрат двигатели внутреннего сгорания (ДВС) выделяют в атмосферу значительное количество отработанных газов, что является экологической угрозой. В статье рассмотрен метод СВС - технологии и его преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Тубалов Н.П., Новоселова Т.В., Палий А.В., Шафеева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TEMPERATURE AND HEAT EXCHANGE PROCESSES OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT ON THE OPERATION OF THE ENGINE NEUTRALIZE

In modern conditions, internal combustion engines (ice) are the most popular power plant for a number of transport vehicles: cars, tractors, locomotives, river and sea transport vessels. Strict requirements of modern Euro-standards to the degree of "smokiness" of exhaust gases of diesel internal combustion engines and their toxicity contribute to the emergence of a dead end situation. It is almost impossible, using obvious technical solutions, to comply with the requirements of Euro-5 and Euro-6 standards while maintaining the acceptable growth in economic costs, internal combustion engines (ice) emit a significant amount of exhaust gases into the atmosphere, which is an environmental threat. The article considers the method of SHS technology and its advantages.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ТЕПЛООБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ НЕЙТРАЛИЗАТОРА ДВИГАТЕЛЯ»

Влияние температуры и теплообменных процессов внешней среды на

работу нейтрализатора двигателя

Н.П. Тубалов1, Т.В. Новоселова2, А.В. Палий2, А.А Шафеева2

1 Алтайский государственный технический университет 2 Донской государственный технический университет

Аннотация: Твердые частицы (ТЧ) загрязняют фильтрующие поверхности и попадают в поры, а также оседают на поверхностях катализаторов и дезактивируют их. Поэтому в данной статье рассмотрены фильтрующая система и система отчистки. В работе описываются требования к тому, что они должны содержать и обеспечить, какими свойствами и параметрами должен обладать материал фильтров, а также каталитические нейтрализаторы, способствующие повышенному уровню отчистки. Также показано, что система, фильтрующая выхлопные газы, должна быть устойчивой к вибрациям частотой до 150 Гц при ускорении до 4 g. Фильтрующая система и система очистки должна быть оснащена приспособлениями, обеспечивающими регенерацию катализаторов на месте демонтажа. Система очищения должна обеспечивать снижение в выбросах содержания нижеописанных вредных веществ.

Ключевые слова: твердая частица (ТЧ), фильтрующая система, система очищения, каталитический нейтрализатор, оксид, внешняя среда, дизельный двигатель.

Состав, температура выхлопных газов, изменение теплообменного процесса с внешней средой, давление и влажность воздуха на входе значительно влияют на работу нейтрализатора дизельных двигателей [1-2]. При выборе фильтра нейтрализатора следует учитывать, что в реакторах катализаторов параллельно осуществляется множество процессов физического, химического, физико-химического и механического характера. Так, в качестве примера, укажем следующее - при наличии каталитических нейтрализаторов, параллельно фильтрующих твердые частицы (ТЧ) при температуре свыше 500 °С последние выгорают на фильтрующих поверхностях [3,4]. ТЧ загрязняют фильтрующие поверхности и попадают в поры, чем создают избыточное давление на выходе дизельных двигателей; - одновременно с серным ангидридом ТЧ оседают на поверхностях катализаторов и дезактивируют их. Выбросы NO и SO, при вступлении в реакцию с водяными парами, способствуют образованию кислот, которые разрушают фильтрующие материалы. Фильтры из пористых материалов одновременно выполняют шумопоглощение выпуска, а также гашение пламени и искр. Фильтрующие системы выхлопных газов имеют ограниченный ресурс и нуждаются в регулярной регенерации. Исходя из изложенного, были установлены следующие основные требования, предъявляемые к фильтрам - катализаторам, служащим для очищения выхлопных газов дизельных двигателей от вредных примесей и ТЧ. При гранулометрическом составе

задерживаемых ТЧ, имеющих диаметр в среднем менее 1 мкм, должна соблюдаться степень очищения не меньше 50 процентов [5]. Сажеёмкость фильтрующего материала должна обеспечиваться без регенерации при непрерывном двухсменном функционировании дизельного двигателя. Соединение с фильтрующей системой должно быть безопасным и обеспечивать переключение потока выхлопных газов напрямую в атмосферу или в установленную параллельно систему. Система, фильтрующая выхлопные газы, должна быть устойчивой к вибрациям частотой до 150 Гц при ускорении до 4 g. Фильтрующая система и система очистки должны быть оснащены приспособлениями, обеспечивающими регенерацию катализаторов на месте демонтажа. Система очищения должна обеспечивать снижение в выбросах содержания следующих вредных веществ: NOx - до 88,5 %, COx - до 78 %, суммарного содержания СхНу - до 79,5 %, суммарного содержания NOx и СхИу - до 86%. Согласно результатам цикла испытаний прогретого двигателя в городских условиях, эффективность очищения определяется удалением следующих составляющих: окислов углерода до 98 %, углеводородов до 88 %, окислов азота до 81% (положение 83-02 стандарта Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций). Фильтрующая система и система очищения должны быть автоматизированы для возможности переключения потока выхлопных газов и включения системы, которая регенерирует фильтрующие материалы. Материал фильтров должен иметь пониженное исходное газодинамическое сопротивление, повышенную пористость, водостойкость, простоту конструкции, высокую надежность и экономичность. Срок эксплуатации фильтрующих систем и систем очищения выхлопных газов не должен быть меньше ресурса дизельного двигателя в пределах рабочих температур 100-900 °С. Приведенные выше требования, предъявляемые к фильтрам - нейтрализаторам отработавших газов, используемым для устранения вредных примесей и ТЧ из выхлопных газов дизельных двигателей, не являются полными, но подчеркивают значимость ключевых положений [6,7].

Каталитические нейтрализаторы, адсорбирующие углеводы C^Hy в расширенном температурном диапазоне, способствующем повышенному уровню очистки, рекомендованы компанией Cataler Corp. Они производятся как монолиты, имеющие каналы (сквозные поры), пропускают газы по направлению к оси и покрыты слоем из Al2O3 и Ce-(x+y)ZrxMyO2-x. Металлы платина Pt, родий Rh и палладий Pd наносятся на поверхность из окиси алюминия Al2O3. Каталитический нейтрализатор имеет три слоя, состоящие из титана Ti и окислов ZrO2, SiO2. Их комбинирование и смешивание

выполняется в соответствии с Патентом Соединенных Штатов Америки № 6602479. В Российской Федерации в компании ОАО «Катализатор» произведен каталитический нейтрализатор для очищения отработавших газов от относительно термостойких окислов азота. Каталитический нейтрализатор является носителем окиси a-Al2O3, на поверхностности которого находится слой с магниевыми, кобальтовыми, лантановыми, празеодимовыми, цериевыми, циркониевыми, бариевыми и палладиевыми соединениями, имеющий толщину от 200 до 100 мкм в соответствии с российским Патентом № 2199386. Исследуя содержимое каталитических нейтрализаторов на носителе, следует учесть, что они являются достаточно материалоемкими и имеют в своем составе стратегический кобальт и редкоземельные металлы: лантан, празеодим, церий и благородный палладий. Американская компания Engelhard Corporation рекомендует изготавливать носитель для катализаторов из соединения активных оксидов Al, Zn, Ti, Zr, (например, Al-Se, Al-Si, Al-Zr, Si-Ti, Si-Ti-Al, Si-Ti-Zr, Zr-Ti, Zr-Al-Ti), Pr, Rh, Ru, Ir. Сорбент для NOX изготовляется как соединение из частиц величиной от 0,001 до 0,2 мкм, имеет в составе 0,1 процент оксида натрия, 1 процент оксида магния, от 10 до 30 процентов оксида железа, от 0,5 до 15 процентов оксида стронция, 5 процентов оксида иттрия, от 0,5 до 15 процентов оксида бария и оксида алюминия. Содержимое наносится на фильтрующий материал, обладающий пористой основой, из металла или керамики [8]. Следует отметить, что технологический процесс включает как создание носителя, так и изготовление его содержимого, которое наносится на поверхность носителя. Эта технология не является безотходной, требует для реализации значительных энергозатрат, а применение церия и тория резко повышает стоимость материала. Технология американской компании Corning Glass для производства монолитных пористых металлокерамических материалов (ПММ) из цеолита с величиной пор 0,5-70 мкм и удельной поверхностью 100-120 м2/г создает оптимальную температуру поверхности, равную 1300-1400 °С. Эта же компания производит сажевые фильтры Duratrap Advanced Cordierit с оригинальной системой каналов.

Данные разработки основаны на применении технологии спекания порошковых материалов без отходов и с малой энергоемкостью. В описанный состав шихты вместо РЗМ вводятся руды полиметаллов, например, такие как лопарит, ильменит, а также иридий и родий. Таким образом, в настоящее время все острей стоит проблема о максимально эффективной каталитической очистке отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Решение этой проблемы выдвигает несколько частных задач,

главными из которых являются установление рационального экономически оправданного качественного и количественного состава шихты, а также структуры материала для фильтров-катализаторов, и, кроме того, разработка перспективной технологии их изготовления [9,10].

Литература

1. Eberhard Jacob, Lammermann Reinhard, Pappenheimer Andreas, Rothe Dieter (MAN Nutzfahrzeuge Gruppe, Nurnberg) Ein Abgasnach behand lungs system fur Euro 4 // MTZ: Motortechn. Z. - 2005. - 66, № 6. - pp. 448-451.

2. Jung D., Assanis D.N. Quasidimensional modeling of direct injection diesel engine nitric oxide, soot, and unburned hydrocarbon emissions // Trans ASME. J. Eng. Gas Turbines and Power. - 2006. - 128, № 2. - pp. 388- 396.

3. Xamada T., Kadano K., Funabiki M. /Development of non - Ni low H2S Pt/Rh/CeO2 TWC Catalyst. // SAE Techn. Pap. Ser. - 1990. - № 900611. - P. 1-8.

4. Borgnakke C, Sonntag R. Fundamentals of thermodynamics. Wiley, New York, 2009, p 497.

5. Тубалов Н. П., Пролубников В.И., Унгефук А.В. и др. Продуктивность фильтров, очищающих отработавшие газы дизелей // Усиление экологической безопасности автотракт. техники: Сборник статей / Редактор. д.т.н., проф., академик РАТ Новоселов А. Л. / Академия транспорта России, АлтГТУ имени И. И. Ползунова. - Барнаул, 2002 г. - c. 99-103.

6. Груданов В. Я. Теплообменные и физико-химические процессы в каталитических нейтрализаторах с утилизацией теплоты отработавших газов // Двигателестроение. - 1991 год. - N 1. - c. 47-49.

7. Стрельников В. А., Истомин С.В., Ципцын В.И. и др. Сажевые дизельные фильтры // Технологии формирования качества компонентов при восстановлении и упрочнении. - Саратов, 1997 год. - c. 110-113.

8. Новоселова Т. В., Бакланов А.Е., Печенникова Д.С. Очистка отработавших дизельных газов на катализаторах на базе руды монацита // Ползуновский вестник. - 2012 год. - N 3/1. - c. 158-161.

9. Чернов Н.Н., Палий А.В., Саенко А.В., Бесполудин В.В. Исследование распределения температурного поля от точечного источника тепла в конвективном потоке

численными методами // Инженерный вестник Дона, 2017, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4307.

10. Палий А.В., Саенко А.В., Бесполудин В.В. Влияние формы выступа и его расположения на поверхности радиатора на температуру источника тепла // Инженерный вестник Дона, 2016, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/ archive/n2y2016/3661.

References

1. Eberhard Jacob, Lammermann Reinhard, Pappenheimer Andreas, Rothe Dieter Ein Abgasnachbehandlungssystem fur Euro 4 (MAN Nutzfahrzeuge Gruppe, Nurnberg). MTZ: Motortechn. Z. 2005. 66, № 6. pp. 448-451.

2. Jung D., Assanis D.N. Trans ASME. J. Eng. Gas Turbines and Power. 2006. 128, № 2. p. 388- 396.

3. Xamada T., Kadano K., Funabiki M. Development of non Ni low H2S Pt/Rh/CeO2 TWC Catalyst SAE Techn. Pap. Ser. 1990. № 900611. pp. 1-8.

4. Borgnakke C, Sonntag R Fundamentals of thermodynamics. Wiley, New York, 2009,

p. 497.

5. Tubalov N. P., Prolubnikov V. I., Ungefuk A. V. i dr. Usilenie jekologicheskoj bezopasnosti avtotrakt. tehniki: Sbornik statej. Redaktor. d.t.n., prof., akademik RAT Novoselov A. L. Akademija transporta Rossii, AltGTU imeni I. I. Polzunova. Barnaul, 2002 g. pp. 99-103.

6. Grudanov V. Ja. Dvigatelestroenie. 1991. № 1. pp. 47-49.

7. Strel'nikov V. A., Istomin S. V., Cipcyn V. I. i dr. Tehnologii formirovanija kachestva komponentov pri vosstanovlenii i uprochnenii. Saratov, 1997. pp. 110-113.

8. Novoselova T. V., Baklanov A. E., Pechennikova D. S. Polzunovskij vestnik. 2012, № 3/1. pp. 158-161.

9. Chernov N.N., Palii A.V., Saenko A.V., Bespoludin V.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2017, №3. URL: ivdon.ru.ru.magazine.archive.N3y2017.4307.

10. Palii A.V., Saenko A.V., Bespoludin V.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2016, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/ archive/n2y2016/3661.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.