Ii университета 'ЖУРНАЛ водных / I коммуникации
диагностического характера от большого числа электронных систем двигателя.
Помимо считывания кодов неисправностей, сканер дает возможность выводить на дисплей текущие параметры системы, которые измеряет блок управления. Это режим работы сканера — data stream, то есть поток данных. Еще одна важная функция современных сканеров — управление исполнительными элементами электронной системы. Это позволяет, во-первых, проверить работоспособность многих элементов, во-вторых, в ряде случаев выступать в роли дублера блока управления,
вмешиваясь в его работу.
Таким образом, с помощью системного сканера и информационной системы диагност располагает всеми возможностями для быстрого и эффективного поиска ошибок. Через серийный интерфейс диагностический тестер с помощью кабель-адаптера напрямую подсоединяется к диагностируемому блоку управления. Система автоматически распознает имеющиеся блоки управления. Также с помощью мультиплекс-разъема возможна диагностика блоков управления двигателей, которые уже оснащены серийным интерфейсом.
Список литературы
1. Ютт В. Е. Электронные системы управления ДВС и методы их диагностирования. — М.,
2007.
2. Долгов В. А. Встроенные автоматизированные системы контроля. — М.: Машиностроение.
3. Дием Л. В. Модели и алгоритмы технического диагностирования судовых ДВС в процессе эксплуатации. — СПб., 2006.
£
ш
154J
УДК 621.436 В. К. Лопарев,
канд. техн. наук, доцент, ОАО «Техприбор»
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ВОДЫ И МАСЛА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ДИЗЕЛЕЙ
THE INFLUENCE OF TEMPERATURE CONDITIONS OF WATER AND OIL ON ECONOMICAL FACTOR OF DIESEL WORKING
Приведены зависимости удельного расхода топлива g от температуры охлаждающей воды для судового дизеля 6Ч275Л («Шкода»). Показано изменение g судового дизеля 3Д6 (6Ч18/22) в зависимости от температуры масла на входе в двигатель.
The dependences of specific fuel consumption on the temperature of refrigerant water are given for ship diesel 6Ч275Л ("Skoda"). The variation of g in dependence of oil temperature at the engine entrance is shown for ship diesel 3Д6 (6Ч18/22). '
Ключевые слова: расход топлива, судовой дизель, температурный режим. Key words: fuel consumption, ship diesel, temperature conditions.
П
РИ ВОЗРАСТАНИИ температуры охлаждающей воды эффективная мощность двигателей увеличивается, поэтому уменьшается удельный расход топлива р = О /Ы.
те
Значительное уменьшение удельного расхода происходит при росте температуры охлаждающей воды до 75-90 °С. В абсолютных значениях уменьшение расхода топлива на каждые 10 °С повышения температуры охлаждающей воды выражается величиной от 2 до 7 г/кВтч (в интервале температур от 40 до 80 °С). Следует отметить, что при этом не влияют не только конструктивные особенности дизеля, но и качество топлива.
На рис. 1 приведены зависимости удельного расхода топлива от температуры охлаждающей воды ^ для судового дизеля 6Ч275Л («Шкода»), кривая 1 соответствует 100 %-ной нагрузке, кривая 2 — 75 %-ной нагрузке.
Известно, что оптимальный режим охлаждения дизеля с точки зрения экономичности ограничивается температурой воды на выходе 80-90 °С для режимов номинальных и частичных нагрузок.
ge, г/кВтч
240
230
220
_1_
_1_
60 70
80
90 °С
Рис. 1
Поддержание в этих условиях температуры охлаждающей воды способствует уменьшению температурных напряжений в деталях дизеля, соприкасающихся с горячими газами. Кроме этого, при данной температуре полностью отсутствует кавитационная эрозия цилиндровых втулок и блоков цилиндров.
университета водных коммуникаций
Наряду с температурой охлаждающей воды большое влияние на рабочий процесс дизеля оказывает и температура циркуляционного смазочного масла. С падением вязкости масла уменьшаются механические потери, а потому должен возрастать механический КПД ц По этой же причине снижается и удельный расход топлива ре.
На рис. 2 показано изменение ре судового дизеля 3Д6 (6Ч18/22) в зависимости от температуры масла на входе в двигатель tм, °С. Оказывается, что при возрастании tм на входе в двигатель на каждые 10 °С до 60 °С удельный расход топлива уменьшается примерно на 6 %, далее темп замедляется и после 70 °С начинает возрастать. ge, г/кВтч
260
250
240
230
_1_
55
60
Рис. 2
65
70 'м
Так как вязкость различных масел остается примерно одинаковой при температурах 60-80 °С, то очевидно, что эта закономерность роста N и уменьшения ре будет справедлива и для других типов дизелей. В этом случае обеспечивается наименьший р увеличивается доля тепла, идущего на совершение полезной работы (возрастает Ы), уменьшается износ дизелей. Согласно рекомендациям [1] такой температурный режим можно поддерживать в замкнутых системах охлаждения. В случае же проточной системы охлаждения температура смазочного масла не должна быть выше 60 °С на выходе.
Перепад температуры на входе и выходе не должен превышать 20-30 °С.
о X 3
Список литературы
1. Гиттис В. Ю., Бондаренко В. Л. Теоретические основы эксплуатации судовых дизелей. — М.: Транспорт, 1965. — 376 с.