Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2
Приложение
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Научный руководитель: Черкашина А.Г. (канд. псх. наук, доцент)
Темперамент - это динамическое характеристика психической деятельности индивида, так, например походка человека, его мимика, движения: стремительные или неторопливые, мягкие или порывистые, иногда внезапный разворот или резкое движение головы, манера поднять или опустить взгляд, все это раскрывает нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент.
Актуальность данной работы заключается в возможности выбора профессии с учётом индивидуальных особенностей нервной системы - темперамента.
Целью данной работы является изучение влияния темперамента на выбор профессиональной деятельности.
• изучить тип темперамента у учащихся средних классов ГБОУ СОШ № 3 г. Новокуйбышевска, частного учреждения образовательной организации высшего образования медицинского университета «РЕАВИЗ», социально-педагогического колледжа, Самарского государственного технического университета, работников АО «Новокуйбышевский НПЗ», ГБУЗ СО «Новокуйбышевская
• провести исследование и выявить влияние темперамента на профессиональный выбор;
• сделать анализ проведенного исследования.
Наиболее известной и проработанной является типология, созданная И.П. Павловым, за основу который были взяты свойства темперамента, выведенные его последователями. Пример такой характеристики типов темперамента приводит В.Д. Небылицын:
• сангвиник;
• холерик;
• флегматик;
• меланхолик.
С целью изучения влияния темперамента на выбор профессии, было проведено анкетирование учащихся средних классов ГБОУ СОШ № 3 г. Новокуйбышевска, частного учреждения образовательной организации высшего образования медицинского университета «РЕАВИЗ», социально-педагогического колледжа, Самарского государственного технического университета работников, АО «Новокуйбышевский НПЗ», ГБУЗ СО «Новокуйбышевская НЦГБ». В общей сложности 110 человек. Выбранные профессии делятся на две категории по классификации Климова: человек - человек и человек - техника. К типу человек-техника относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием, проектированием техники, а к типу человек-человек профессии связаные со взаимодействием с людьми.
Метод исследования:
• групповое тестирование, анкетирование (личностный опросник Г. Айзенка (EPI,) формула темперамента Белова);
• статистический и сравнительный анализ полученных данных.
В результате тестирования были выявлены следующие закономерности:
Преобладающее количество людей, профессия которых относится к типу «человек-человек» являются сангвиниками (49 %). Для сангвиника характерны высокая активность, эмоциональность и впечатлительность. Они обладают богатой мимикой. Но при этом их эмоциональные переживания
Задачи:
Неврология, нейрохирургия и вопросы психического здоровья
неглубоки. При отсутствии должного воспитания, люди с таким характером могут быть несосредоточенными, поспешными. Сангвиник - это прирожденный руководитель, обладает уравновешенным темпераментом, высокой работоспособностью и умением располагать людей к себе.
Преобладающее количество людей, профессия которых относится к типу «человек-техника» являются флегматиками (45 %). Для флегматика характерны спокойствие, низкая активность. Они не любят суетиться, что-то выяснять, или доказывать. При отсутствии должного воспитания, люди с таким характером могут быть вялыми, бедными на проявление эмоций и чувств. Они любят расчеты и порядок. Предпочитают монотонную работу. Успеха достигают за счет упорства и терпеливости, не стремятся быт лидером.
Вывод. Таким образом, индивидуально-психологические особенности личности, в т.ч. темперамент оказывает влияние на все сферы деятельности человека: на общение, на поведение, на деятельность, а значит, особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии.
КРАНИОПУНКТУРА У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Резюме. Большой социальной значимой и медицинской проблемой современной неврологии и восстановительной медицины, является лечение детей с врожденным органическим поражением головного мозга на грани курабельности. В качестве дополнительной методики лечения этих больных предпринята попытка лечения методом краниопунктуры, являющимся частью традиционной китайской медицины. Задачами настоящего исследования являлись возможность и целесообразность использования метода краниопунктуры как составляющей части абилитационной терапии у детей дошкольного (3-5 лет) возраста; изучение влияния краниопунктуры на когнитивные, речевые, мотивирующие и эмоциональные реакции ребенка с органическим поражением головного мозга тяжелой степени. Пролечено 27 детей от 3-х до 5-ти лет (13 девочек, 14 мальчиков) с органическим поражением головного мозга, резко выраженной задержкой речевого, психического и моторного развития. Проведено курсовое лечение методом краниопунктуры по стандартной схеме (12 процедур длительностью 15 минут через день симметрично с двух сторон). При проведении краниопунктуры использовались: зона тремора и хореи, вестибулокохлеарная зона, зона речи 1, 2, зона равновесия, зона психических болезней. У 20 детей с 6-7 сеанса были отмечены положительные реакции в эмоциональной сфере, у 5 - улучшилось восприятие учебно-методического материала. У 8 детей появились первые слова, у 3 - отмечалось резкое уменьшение дизартрии, уменьшении сенсорной афазии. Положительный эффект в формировании когнитивных реакций отмечен у 25 детей. Краниопунктура в абилитационной работе как дополнительный метод к физической и логопедо-педагогической терапии с детьми с органическим поражением головного мозга, с выраженной задержкой психического и речевого развития безопасен и возможен с 3-х летнего возраста. Краниопунктура при органическом поражении головного мозга и выраженной задержке психического и речевого развития является альтернативным и эффективным методом для формирования когнитивных, речевых и эмоциональных реакций. Применения краниопунктуры показало высокую эффективность как стартового метода для реализации абилитационного потенциала ребенка.
Цель исследования: одной из важных проблем абилитации детского контингента как в медицинском, так и в социальном плане является органическое поражение головного мозга врожденного характера, приводящее к инвалидизации ребенка, а в ряде случаев является некурабельным
Буря к А. В.
Московский государственный медико-стоматологический университет