Научная статья на тему 'Влияние темпа, усилия и инструмента на производительность при опиловке у учащихся железнодорожных училищ'

Влияние темпа, усилия и инструмента на производительность при опиловке у учащихся железнодорожных училищ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние темпа, усилия и инструмента на производительность при опиловке у учащихся железнодорожных училищ»

Заслуживает внимания тот факт, что концентрация марганцевых соединений в воздухе в холодный период года (с октября по март) больше, чем в теплый период (с апреля по сентябрь), в плавильном и формовочном отделении. Эти сезонные различия связаны с более благоприятными условиями воздухообмена в цехе в теплый период года.

Исследование химического состава марганцевых соединений в «дыме», выделяющемся при опытной плавке ферромарганца в высокочастотной печи в условиях лабораторного эксперимента, показало наличие в дыме низших окислов марганца МпО и Мп304, которые, по литературным данным, являются наиболее токсичными. Рентгеноструктурный анализ не обнаружил в дыме окислов Мп02 и Мп20з.

Необходимо, наконец, иметь в виду высокую дисперсность аэрозоля, что также повышает токсичное действие марганца.

В результате этих исследований были предложены следующие оздоровительные мероприятия.

1. Устройство местной вытяжной вентиляции над участками перелива металла из больших ковшей в малые.

2. Устройство локализованной механической вытяжной вентиляции над местом заливки для удаления соединений марганца, выделяющихся при разливе металла в формы.

3. Обеспечение эффективной вытяжки воздуха через фонарь плавильного пролета, устраняющей возможность распространения марганцевых соединений из этого пролета в смежные пролеты здания, для чего должно быть предусмотрено устройство на кровле здания ветроотбойного щита.

4. Устранение загрязнения приточного воздуха выбросами из труб вытяжной вентиляции и через открытые фрамуги фонаря над плавильным пролетом путем увеличения высоты труб и переноса места забора воздуха приточных установок в зону, свободную от загрязнения.

5. Прекращение работы приточных систем на рециркуляцию.

6. Изменение конфигурации кровли здания и по возможности увеличение высоты здания в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для воздухообмена, в частности, для осуществления надежной вытяжки через фонари над участками заливки форм.

7. Выделение при реконструкции цеха всех работ, связанных с марганцем, в отдельный изолированный участок с обеспечением его эффективной вентиляцией.

8. Устройство при реконструкции цеха литейных конвейеров вместо рольгангов с обеспечением местной вытяжной вентиляцией над местами разлива металла и от тоннеля для прохождения опок в период их остывания.

9. Проведение периодических медицинских осмотров рабочих цеха,

подвергающихся воздействию марганца.

# *

Л. Д1. Волков

Влияние темпа, усилия и инструмента на производительность при опиловке у учащихся железнодорожных училищ

Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщелия СССР

Одной из наиболее важных операций в работе слесаря, особенно сле-саря-инструментальщика, является опиловка, которая занимает в среднем 47% времени всех операций.

При опиловке, по литературным данным (Кан, Слоним, Гуськова, Иванова), потребление 02 тканями организма в минуту составляет от

520 до 930 см*, что в среднем соответствует 3,85 калории. При правильной технике выполнения наибольшее значение имеют темпы и усилия, определяющие эффективность опиловки. Они зависят от ряда условий, важнейшими из которых являются физическое развитие подростка, его трудовые навыки, а также качество применяемого инструмента.

Целью настоящей работы было выяснить зависимость между эффективностью опиловки и физическим развитием подростков, с одной стороны, и техническим качеством напильника—с другой.

Методика. Наблюдения проводились на учащихся первого года обучения (слесари железнодорожного училища). Изучение темпа и усилия шло по следующим вариантам:

1. Опиловка железной пластины в течение 10 минут при произвольном темпе драчевыми напильниками следующих размеров:

Напильник № 1 — вес 1250 г, длина 25 см, ширина 3.5 см № 2 - . <50 „ . 35 . . 3,0 . № 3— . 60а , . 25 „ . 2,5 .

2. Опиловка пластины этими же напильниками в течение 10 минут при заданных темпах (75, 60, 50 движений в минуту), по метроному. Пластина во всех вариантах из одного железа размером 10X6 см. Подсчет движений в вариантах с произвольным темпом производился ежеминутно.

Усилие оценивалось по весу снятых опилок, приходящихся на одно движение. Вес снятых опилок определялся по разности веса пластины до и после опилозки (точность взвешивания до 0,05 г). Одинаковая поза и уровень рук по отношению к тискам соблюдались путем применения подставок.

Данные физического развития взяты из результатов последнего медицинского осмотра.

Таблица 1

Испытуемый

о

о со

Напильник № 1

о о.

„ I

>> с

к в а х

вес опилок

с

ж

о со

^ я

о 2

Напильник № 2

За,

ч >>

с

се я

я «

я в> о.

вес опилок

и я _

СП я

=1 2 О ®

3 <"

0 3 _ о

1 *

Я-к..... 15 158 31 57 9.83 17 8

Л-о..... 16 159 30 58 9.35 16 30

Б-в..... 17 163 — 75 5,98 8 1«

К-н..... 16 155 4') 78 8 4 11 54

К й..... 15 158 30 59 6.7 11 24

Б-ко .... 15 162 18 5» 2,46 4 -6

Е-в..... 14 157 30 73 2.75 4 23

Г-и..... 16 148 36 73 4.5 6 Зч)

Ф-в . . • . . 14 140 48 7о 7.95 4 22

Б-в .... 17 148 42 62 6,35 10 8

С-в..... 15 145 48 63 ' .45 12 —4

Б-н..... 17 148 24 Н 8,7 Ы 18

Ш-в .... 15 153 48 62 5.П5 9 48

Д-в..... 14 153 24 53 5,8 10 18

Среднее . . — 1 1 30.465 56,56 1 1 9,6 22 'с

57 60 56 90 61 66

69 73 66 81

70 80 62 63

I

6.5 ¡6.1 5,15 5.85 |б.О 5,1 2.9 5.45 1.95 4 3 4,85 6.55 З.С5

3.6

1

11 10

9 6 9 5

4 7 3

5

7

8

5

6

Напильник № 3

вес

я опилок

о

ч >1 с я я и <-ч 3

к к я 3 о Я о 3

я ■л темп О

О) о. я _ т я я« 1) я я

0 6' 33 69

0 56

ЗЭ 92

12 63

0 ><6

0 Ю0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 74

—6 >4

12 ?8

6 75

18 81

36 63

6 71

9,9

75 | 3.8 1.5

| I

1 Реакция пульса — разность в числе удзроз пульса до и после опилозки. 1 Темп — число движений в одну минуту.

Всего находилось под наблюдением 52 подростка. Результаты работы. 1. Наблюдения над 14 испытуемыми прч опиловке плоскости различными драчевыми напильниками при произвольном темпе и усилии сведены в табл. 1

Из средних данных таблицы видно, что с уменьшением размера и веса напильника уменьшается общий вес опилок, снятых за 10 минут и за одно движение. С уменьшением веса и размера напильника увеличивается темп опиловки. Чем меньше вес и размеры напильника, тем слабее реакция пульса.

Данные таблицы не устанавливают зависимости между физическим развитием учащегося и темпом. Быстрый темп наблюдается как среди подростков с хорошим физическим развитием (К-н), так и со слабым физическим развитием (Б-н и Ф-в). Наоборот, медленный темп отмечен у подростков, хорошо физически развитых (Я-к и Л-о), и у подростков со слабым физическим развитием (Д-в и Ш-в).

2. Опиловка под метроном с заданным темпом в 75, 60 и 50 движений в минуту проводилась одним и тем же испытуемым и напильником одного и того же веса и размера. Время испытания — 10 минут. Результат эксперимента представлен в табл. 2.

Таблица 2

Число испытуемых о О <в Я к Темп ний в 75 движе-в 1 минуту Темп НИЙ

Сред 1ий ве испытуемо! в кг в л и X с я я реакция пульса вес опилок "¿и 12 . ^ <5 » § * И _ (- " я <и >, я в я п Я В < Е реакция пульса

10 43 3 17,2 2.61 3.48 8,0

41 39,4 2 14,0 4.89 6,70 18,0

11 44,3 1 15,9 6,61 9,01 16,0

вес опилок

' о й

Я <~ " • 3 « «

О * ш

я ш я о я я ч я

о»

— н «

со я

2,3 4.9 5.15

3.8 8,15 8,60

Темп в 50 движений в I ми.нуту

я Я я Н X ¡2

я ч >»

О.С

19.0 24,0 14,0

вес опилок

Я 1-03

о

— н

се

п я

1,90 2,98 3,74

Вес опилок за 10 минут работы и на одно движение показывает ту же зависимость, что и при произвольном темпе, т. е. с уменьшением веса и размера напильника уменьшается вес опилок. Вес опилок уменьшается также и со снижением темпа. Темп с числом движений менее 60 в минуту наименее эффективен по производительности.

Реакция пульса при опиловке напильниками № 3 и 2 при темпе в 50 движений сильнее, чем при более высоких темпах. Для напильника .№ 1 она остается постоянной. Таким образом, если судить по показателям частоты пульса и производительности, темп с числом движений 60 в минуту является наиболее целесообразным.

Сравнение данных веса опилок (в процентах к опиловке напильником № 3) при произвольном и заданном темпе показывает, что производительность опиловки повышается с увеличением веса и отчасти поверхности напильника.

С целью детального изучения значения веса и поверхности напильника в производительности нами было произведено испытание с опиловкой двумя напильниками, имевшими почти одинаковые поверхности и насечки, нЬ разного веса. Напильник № 1 имел вес 264,6 г и поверхность 575,6 см2, напильник № 2 — вес 369,65 г и поверхность 625 см'. Если принять показатели напильника № 1 за 100%, то вес второго напильника будет составлять 137%, а поверхность—108%. Результаты испытания

показывают, что общая производительность, т. е. вес опилок, снятых за 5 минут, скорее находится в связи с поверхностью напильника, чем с его весом. В то же время вес опилок на одно движение больше связан с весом напильника. Это вызвано тем, что увеличение веса напильника уменьшает темп.

Результаты этого эксперимента наводят на мысль о возможности облегчения веса напильников при сохранении их поверхности и насечки для групп первого года обучения младших возрастов (14—15 лет) и более слабых в отношении физического развития.

-Испытуемый 6.____Ислбгтуемый Я.

ЕЗ Реакция пульса ЕЗ Количество снятых спилом £ г Темп при опилозке и реакция пульса

В процессе работы мы обратили внимание также на значение изношенности напильников. Пользование напильником в два раза меньшим по величине и весу, но новым, дает более высокую производительность, чем пользование напильниками больших размеров, но уже изношенными. Это указывает на желательность снабжения ремесленных и железнодорожных училищ инструментами не один раз в год, а по мере изношенности.

Разработка специальных типов напильников для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, своевременная замена изношенных напильников новыми приобретает большое значение.

При оценке физиологических реакций следует указать, что реакция пульса при заданном темпе слабее, чем при темпе произвольном. Помимо характера инструмента, на величину пульса влияет, видимо, еще и ритмичность операции.

Высказанное предположение иллюстрируют кривые на приводимой схеме (рисунок).

У испытуемого Я. реакция пульса при опиловке незначительная; ежеминутные колебания темпа невелики. У испытуемого Б. при опилов-

Таблица 3

Возраст

14 лет 15 лет 16 лет

Темп.................. 63 59 64

Вес опилок на одно движение в мг . . 7,5 11,5 12,6

Число испытуемых ........... 15 11 10

ке ритм неравномерен, амплитуда колебания темпа довольно значительная.

Представление о влиянии возраста, физического развития подростков на усилие и темп при опиловке дает табл. 3. Методика применялась та же, что и в предыдущих экспериментах, испытания производились напильником № 1. Наблюдения велись на 40 учащихся ЖУ. Средние данные усилия (вес опилок на 1 движение) и темпа сопоставлялись с возрастом, ростом и весом подростков (табл. 3).

Как видно из таблицы, усилие (вес опилок на одно движение) увеличивается с возрастом. Зависимости между темлом и возрастом не на^ блюдается (табл. 4).

Таблица 4

Рост в см Вес в кг

до 149 150-154 155 и выше 30-39 40-64 более Ьо

Темп .... ..... 65 МОЙ ч 58 62 62 63 64

Вес опил эк на одно движе.ые в мг . . . 7,9 9,8 11,8 7,8 9,3 12,1

Число испытуемых . . 15 10 14 11 16 13

Данные табл. 4 также не выявляют зависимости между темпом, ростом и весом подростков при опиловке; усилие же явно увеличиваете» с повышением показателей физического развития в профессии слесаря вообще и в процессе опиловки в частности.

Выводы

1. В процессе первого года производственного обучения учащихся слесарей в ремесленных и железнодорожных училищах опиловка занимает больше времени, чем другие операции. Это делает опиловку операцией, определяющей производительность труда подростка-слесаря.

2. Данные настоящей работы позволяют предположить, что темп — б известной мере качество индивидуальное и не зависит от возраста и физического развития подростка. Наиболее эффективным темпом для подростка является темп с числом движений не менее 60 в минуту для напильников весом не выше 1,5 кг. Темп изменяется в зависимости от размера и веса напильника.

3. Оптимальная реакция пульса наблюдается при соблюдении ритмичности движений. На занятиях мастерам следует добиваться выработки у подростков ритмичности движений.

4. Разница в производительности процесса опиловки в зависимости от физического развития учащихся может служить основанием для требования: а) тщательного комплектования групп по принципу одинакового физического развития; б) разработки хотя бы двух типов программ производственного обучения слесарей с расчетом времени на выполнение комплексных работ для подростков младших (14—15 лет) и старших (16—17 лет) возрастов с соответствующим этим группам физическим развитием.

-¿г * -йг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.