Научная статья на тему 'Влияние телевидения на развитие теории массовых коммуникаций'

Влияние телевидения на развитие теории массовых коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1166
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпова Любовь Ильинична, Аверьянов Олег Викторович

В статье рассматривается история становления телевещания и его влияние на развитие теории массовых коммуникаций. Исследуются предпосылки, определяющие развитие средств и технологий массовой коммуникации в настоящее время и в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEVISION’S IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF MASS COMMUNICATIONS

This article examines the history of television broadcasting development and it’s significance in formation and further progress of mass communications theory. Also discusses the problems that have arised in the past and some actual at the current stage of the development of mass communications. Long-term research work makes it possible to constitute the most authoritative worldview for everybody. Visual communications have changed usual text-oriented world. And it discover a new possibilities to communicate with people and organize them for different purposes. However it's very explosive question of using new and doesn't well-known technologies.

Текст научной работы на тему «Влияние телевидения на развитие теории массовых коммуникаций»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 191

УДК 001(100)

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Л.И. КАРПОВА, О.В. АВЕРЬЯНОВ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

В статье рассматривается история становления телевещания и его влияние на развитие теории массовых коммуникаций. Исследуются предпосылки, определяющие развитие средств и технологий массовой коммуникации в настоящее время и в ближайшем будущем.

Ключевые слова: массовые коммуникации, телевидение, средства передачи информации.

Коммуникация как предмет научного осмысления неразрывно связана с развитием средств передачи информации. Начиная с эпохи радио, впечатляющие возможности средств массовой коммуникации становятся объектом пристального научного исследования. Тогда же оформляются и области применения массовых коммуникаций, которые находят отражение в организационных формах и моделях финансирования радиовещания: коммерческой, государственной или общественной. Особенности использования средств массовой коммуникации зависят от коммерческих или политических интересов, а также от преобладающих в обществе ценностей и идеологических установок. Подобное отношение к массовой коммуникации сохранилось и в дальнейшем, когда задачи научного объяснения возникающих процессов, характерные для эпохи радиовещания, сменились научными исследованиями влияния средств массовой коммуникации на аудиторию. Первоначальные идеалистические концепции воздействия на человека, вызванные первыми наблюдениями за применением нового средства передачи информации, подобные теории «магической пули» Г. Лассуэлла, сменяются прагматическим взглядом на возможности массовой коммуникации для реализации политических и коммерческих целей. Активное использование современных технологий и «одновременно усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей передачи информации в социальных системах» [4, с. 7]. С этого момента уже научные исследования, разнообразные теоретические концепции влияния на человека посредством медиа требуют всё более совершенных технических средств передачи и обработки информации.

И хотя радиовещание продолжает играть активную роль в жизни общества, с 30-х годов XX века всё большее внимание уделяется другому революционному открытию, которое вскоре переведёт возможности массовой коммуникации на новый уровень. Проводившиеся в 1920 - 1930 гг. в ряде стран эксперименты по передаче изображения на расстояние привели к началу регулярных телепередач в Великобритании, Франции, Германии, США. В Германии телевещание было начато в 1935 г. под контролем партийных органов. Уже в следующем году телевизионная трансляция с Летних Олимпийских игр в Берлине показала уникальные возможности новой технологии, и следует отметить, что почти сразу же она была использована для целей пропаганды превосходства немецкой науки и технологий.

Несмотря на то, что первые опыты по передаче изображений на расстояние проводились одновременно с работами над радио, развитие телевидения оказалось более сложной задачей. Первый патент на электронное телевидение получил профессор Петербургского технологического института Борис Ро-зинг, который подал заявку на патентование «Способа электрической передачи изображения» 25 июля 1907 года. Но в опыте 1911 года он смог передать на расстояние только неподвижное изображение. Тогда как иконоскоп, изобретённый в 1923 году В. Зворыкиным, позволял обеспечить достаточную четкость изображения (что стало решающим преимуществом электронного телевидения по сравнению с механическим) и начать массовое производство телевизионных приёмников.

В середине 30-х годов ХХ в. в Европе начинается развитие регулярного телевещания. В 1935 г. оно осуществляется во Франции, а в 1936 г. - в Великобритании. В Германии в это же время производятся первые прямые телетрансляции, которые освещают Олимпиаду и демонстрируют преимущества немецкой науки. Вещание прерывается с началом войны, что существенно замедлило его развитие. Однако ещё в довоенный период начинают формироваться привычные телевизионные жанры: от новостных выпусков до мультфильмов. Вместе с тем, из-за несовершенства технологий передачи сигнала и высокой стоимости приемников аудитория телевещания была достаточно ограниченной [1, с. 54-56].

В послевоенный период телевещание восстанавливается и быстро набирает популярность. Не менее быстро совершенствуются технологии телевещания. Так, уже в декабре 1953 года в США было начато первое в мире цветное телевещание в системе NTSC. И именно в 50-е годы прагматические аспекты теории массовой коммуникации получают поддержку всё большего количества исследователей. В 30-40 гг. в центре внимания было идеологическое воздействие и интерес исследователей был сосредоточен на краткосрочных эффектах, что во многом было обусловлено сложной политической обстановкой этого периода. Это нашло отражение в теориях, подобных уже упоминавшейся выше «теории магической пули» или концепции У. Липпмана, отвергавшей способность обычного человека справляться с воздействием коммуникационных технологий, в связи с чем требовалось искусственно привнести в его сознание необходимые «образы» [5, с. 15-16].

Убеждения и веру в самодостаточность технических средств передачи информации для оказания воздействия сменяет понимание ограниченности возможностей массовых коммуникаций. Это находит отражение в концепции П. Лазарсфельда, которая стала основой новой парадигмы исследований. Интересно, что ограниченность прямого влияния средств массовой коммуникации не только не приводит к снижению интереса к этой области, но и стимулирует развитие исследований, направленных на скрытое воздействие. В значительной степени этому способствует интенсивное развитие телевизионных технологий. Например, Г. Маклюэн обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содержания сообщения и сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством коммуникации, является само это средство. Таким образом, при передаче информации техническое средство передает сообщению свои свойства, а не является нейтральным каналом, как это считалось ранее. Отражая на экране одновременно все времена и пространства, телевидение сталкивает их в сознании аудитории, имея возможность придать значимость любым повседневным вещам. Сообщая аудитории о конечном результате произошедших событий, оно создает в сознании иллюзию того, что демонстрация действия ведет к данному результату - реакция предшествует акции.

Результатом этого становится преувеличение деятельности средств массовой коммуникации. Телевидение предстаёт в сознании в качестве первопричины, наделяя действительность своими свойствами, являясь на самом деле лишь производной от каких-либо событий. Это, в свою очередь, дает телевидению (а далее и другим средствам массовой коммуникации, в основном при помощи визуализации информации) возможность конструировать реальность и формировать своё мифологическое пространство [3, с. 21-22]. Это влияние дополняет «теория зависимости», согласно которой человек тем больше зависит от средств массовой коммуникации, чем полнее они реализуют его потребности. По мере увеличения удовлетворенности от использования средств массовой коммуникации увеличивается их роль в жизни человека, и следовательно, возрастает влияние и возможность конструирования картины мира. Одновременно с этим, благодаря возможности транслировать информацию на обширные слои населения и охватить целенаправленно и полностью те или иные социальные группы, телевидение не просто пытается конструировать реальность отдельного человека, но и всего его окружения. Это затрудняет возможность отдельной личности к сопротивлению подобному воздействию. Установить это позволила теория спирали молчания, разработанная Э. Ноэль-Нойман [6, р. 4-5]. Согласно её исследованиям люди часто скрывают свое мнение из страха оказаться в одиночестве и изоляции. Таким образом, интенсивное развитие телевещания позволило исследователям массовой коммуникации получить значимые возможности для контроля восприятия и корректировки картины мира отдельного человека, но не с помощью универсальных и всесильных средств, как это представляли первые исследователи массовой коммуникации, а при помощи комплексного и длительного воздействия.

Таким образом, предположение Г. Маклюэна, в котором он на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный способ восприятия мира для человека, живущего в условиях электронного окружения, оказывается достаточно точным. Телевидение становится для аудитории не просто техническим средством - оно воспринимается как вещь, порождающая телевизионную реальность. Абсолютизация средств массовой коммуникации становится для телевизионного поколения полностью естественной. Более того, через телевидение и подобные ему средства массовой коммуникации человек приобретает иллюзию просвещенности, что часто затрудняет восприятие объективной реально существующей информации.

Важно отметить ещё одну значимую особенность восприятия информации, созданную и утвержденную телевидением - тотальную визуализацию окружающей действительности. То, что раньше было

150

Л.И. Карпова, О.В. Аверьянов

доступно в достаточно ограниченной сети кинотеатров и довольно скромном тематическом разнообразии, стало повсеместным и всеобъемлющим. Количество визуальной информации в социальной жизни с развитием телевещания существенно увеличилось. В течение всей второй половины XX века происходило увеличение числа телеканалов, географии и временных рамок их вещания. Доступность в любой точке планеты любого телеканала в течение всех 24 часов стало закономерным итогом этого планомерного развития. Телевизоры и аналогичные им принимающие устройства расположены теперь повсюду, практически в каждом помещении в технологически развитых странах. Это показывает насколько высок уровень медийной нагрузки на каждого человека сегодня, и подобная нагрузка выражается не только в количественных характеристиках, но и в качественных - влияние визуальных образов на человека стало более значительным, чем это представляется. Информационная среда становится частью самого человека через культуру. Например, выражение информации через одежду, создание имиджа - уникальное явление эпохи глобальной визуализации, созданной телевидением. Выбор того или иного имиджа несет в себе информационное сообщение окружающим, жизнь символизируется, образуя вокруг каждого человека чрезвычайно медианасыщенную среду [4, с. 27-29]. При этом утрачивается смысл знаков, их значимость - информационное значение хаотично и повсеместно используемых образов снижается и распознать сообщение становится труднее, чем раньше.

Одновременно с этим уменьшается роль текстовой информации, данный способ коммуникации необратимо уступает место визуальной коммуникации. Наряду с интерактивностью современных коммуникационных средств это значительно меняет подходы к работе с аудиторией. Интерактивность позволяет значительным по численности группам общественности организованно воздействовать на тот или иной субъект социальных отношений в режиме реального времени с целями, которые могут наносить финансовый, репутационный и другой ущерб. Снижение значимости образов усиливает стирание границ между различными аудиториями. А это приводит к тому, что в любой момент времени может сложиться группа практически любой численности и любого социального и национального состава для совместных действий как с положительной, так и с отрицательной направленностью. Примеры данной тенденции четко прослеживаются и в виртуальной среде, и в реальном мире. В качестве примера можно привести события в США в 2012 году, когда движение «Occupy Wall Street» смогло показать все возможности интерактивной визуальной коммуникации. Последовавшие по всему миру аналогичные акции подтвердили трансграничные возможности подобной коммуникации. Для этих событий характерны отсутствие внятных программных (текстовых) материалов и насыщенность визуальными образами, которые, распространяясь в режиме реального времени, обеспечили поддержку самых разных возрастных и социальных групп по всему миру. Несмотря на недостаточную изученность происходящих процессов, можно с большой степенью уверенности предположить, что эта тенденция не только сохранится, но и получит своё развитие.

Таким образом, интенсивное развитие телевещания в середине XX века оказало существенное влияние на становление массовых коммуникаций как эффективного инструмента воздействия на человека и формирования его картины мира. Являясь средством визуальной коммуникации, телевидение предопределило визуализацию культуры и социальной жизни, создав предпосылки для дальнейшего развития на новом уровне коммуникационных технологий. Постепенное снижение значимости текстовой информации в пользу визуальных образов с постоянно упрощающейся их смысловой нагрузкой способствует глобальному межнациональному взаимодействию, однако размывает содержательную значимость коммуникации, последствия которой в настоящее время трудно предугадать. Тревожные тенденции хаотичного развития современных массовых коммуникаций подтверждают высокую актуальность исследований как данного процесса, так и его исторических предпосылок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. и др. История мировой журналистики. - М. - Ростов-на-Дону: Издательский центр МарТ, 2003.

2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004.

3. Шпаковская С.В., Шпаковский В.О. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2006.

4. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. - СПб.: Авалон, «Азбука-классика», 2006.

5. Lippmann W. Public Opinion. Published by Filiquarian Publishing, LLC, 2007.

6. Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence: Public Opinion - Our Social Skin University of Chicago Press, Chicago 1993.

TELEVISION'S IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF MASS COMMUNICATIONS

Karpova L.I., Averyanov O.V.

This article examines the history of television broadcasting development and it's significance in formation and further progress of mass communications theory. Also discusses the problems that have arised in the past and some actual at the current stage of the development of mass communications. Long-term research work makes it possible to constitute the most authoritative worldview for everybody. Visual communications have changed usual text-oriented world. And it discover a new possibilities to communicate with people and organize them for different purposes. However it's very explosive question of using new and doesn't well-known technologies.

Key words: television, information technology, mass communications, communication theory.

Сведения об авторах

Карпова Любовь Ильинична, окончила МГУ им. Ломоносова (1975), кандидат исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Международной педагогической академии, член Российского философского общества, автор более 130 научных работ, область научных интересов - философия, история России, проблемы становления и развития российской цивилизации, история науки и техники.

Аверьянов Олег Викторович, 1986 г.р., окончил МГТУ ГА (2009), аспирант кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - теория коммуникаций, средства передачи информации, информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.