Научная статья на тему 'Влияние телевидения на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса'

Влияние телевидения на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
388
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЯЗЫКА / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧИ / LINGUISTIC PERSONALITY / COMMUNICATIVE BEHAVIOR / HUMOROUS DISCOURSE / SOCIAL ASPECT OF LANGUAGE / VERBAL AND NONVERBAL ASPECTS OF THE SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тележникова Галина Юрьевна

Данная статья представляет собой практическое исследование, целью которого было подтверждение теории о том, что телевидение воздействует на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса. Для проведения работы над материалом исследования были выбраны эмпирические и теоретические методы наблюдение, сравнение, анализ, абстрагирование, выдвижение гипотез. Материалом исследования послужили некоторые выпуски юмористической программы «Вечерний Ургант. Взгляд снизу», где дети отвечают на вопросы известного телеведущего, стараясь при этом быть смешными. В результате исследования было проанализировано смеховое языковое поведение юных участников телешоу в возрасте от 3 до 10 лет, произведена аналогия между теми вербальными и невербальными языковыми средствами, которые встречаются в речи известных юмористов, и теми, которые используются детьми. Таким образом, выводом исследования стало подтверждение теории о воздействии телевидения на формирование языковой личности ребенка, выявление особенностей интерпретации детьми такого жанра юмористического дискурса как взрослый анекдот. На основе полученных данных могут быть проведены дальнейшие исследования не только в области лингвистики, но также социологии, психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TELEVISION ON THE FORMATION OF THE LANGUAGE PERSONALITY OF A CHILD AS A PARTICIPANT OF A HUMOROUS DISCOURSE

This article presents a practical study, which purpose was to confirm or disprove the theory about the effect television has on the formation of the linguistic personality of a child as a participant of a humorous discourse. Empirical and theoretical methods such as observation, comparison, analysis, abstraction, hypotheses were selected for working on the material of the research. As a material for the research some releases of the humorous program “Evening Urgant. The view from below” were used, where children answer questions of the famous TV host trying to be funny. As a result of the research, humorous language behavior of young participants of TV-show in the age from 3 to 10 was analyzed, analogy between the verbal and nonverbal language features which were found in the speech of famous comedians and those which are used by children was made. Thus, the conclusion of the study was the confirmation of the theory about the impact of television on the formation of the linguistic personality of a child, identification the nature of interpretation by children of such a genre of humorous discourse like an adult joke. Further research may be conducted on the basis of the findings not only in the field of linguistics, but also in sociology, psychology and pedagogy.

Текст научной работы на тему «Влияние телевидения на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса»

УДК 801.001

DOI: 10.14529/ling160215

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

КАК УЧАСТНИКА ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Г.Ю. Тележникова

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Данная статья представляет собой практическое исследование, целью которого было подтверждение теории о том, что телевидение воздействует на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса. Для проведения работы над материалом исследования были выбраны эмпирические и теоретические методы - наблюдение, сравнение, анализ, абстрагирование, выдвижение гипотез. Материалом исследования послужили некоторые выпуски юмористической программы «Вечерний Ургант. Взгляд снизу», где дети отвечают на вопросы известного телеведущего, стараясь при этом быть смешными. В результате исследования было проанализировано смеховое языковое поведение юных участников телешоу в возрасте от 3 до 10 лет, произведена аналогия между теми вербальными и невербальными языковыми средствами, которые встречаются в речи известных юмористов, и теми, которые используются детьми. Таким образом, выводом исследования стало подтверждение теории о воздействии телевидения на формирование языковой личности ребенка, выявление особенностей интерпретации детьми такого жанра юмористического дискурса как взрослый анекдот. На основе полученных данных могут быть проведены дальнейшие исследования не только в области лингвистики, но также социологии, психологии и педагогики.

Ключевые слова: языковая личность, коммуникативное поведение, юмористический дискурс, социальный аспект языка, вербальные и невербальные аспекты речи.

Представление о языке как о социальном явлении пронизывает работы многих ученых. В частности, в работах В.И. Карасика отмечается, что социальная сущность языка состоит в том, что он фиксируется в сознании как отдельного человека, так и общества в целом. При этом говорится, что «носителем языкового сознания является языковая личность, т. е. человек, существующий в языковом пространстве - в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов» [1, с. 8].

В процессе воспитания и взросления человек усваивает набор языковых и внеязыковых средств, присущих тому или иному социуму. Причем они могут варьироваться в рамках не только целой языковой культуры, страны, но и даже в пределах одного города. Языковые средства, используемые в тех или иных ситуациях представителями различного этноса, отличаются от таковых в языке другого этноса, так же, как и речевое поведение членов различных слоев населения представлено неодинаковыми языковыми и внеязыковыми средствами. Таким образом, вслед за В.В. Красных мы полагаем, что сознание человека напрямую связано с культурой, с комплексом «социально транслируемых знаний и отношений, со стереотипами поведения (в том числе и речевого), с системой знаков и значений, т. е. с языком» [2, с. 37].

Для изучения языкового сознания в науке используется различный материал, применяются разнообразные методы. Одним из наиболее интересных проявлений языка, по нашему мнению, является юмор, поскольку он встречается практически во

всех коммуникативных ситуациях, отражает культурную специфику общества, его ценности.

Социальный аспект языка прослеживается, в том числе, в коммуникативном поведении человека в той или иной ситуации общения, где он проявляется как «совокупность норм и традиций общения народа» [4]. Юмор представляет собой особый вид коммуникации, охватывающий различные стороны жизнедеятельности человека, который является неотъемлемым компонентом творчества, образования и социализации. Таким образом, юмор - это «уникальный показатель зрелости людей», поскольку отражает способность осмысления и передачи фрагментов действительности [1, с. 8].

«Юмористический акт» [6] представляет собой индивидуальную реакцию адресанта на некую смешную, по его мнению, ситуацию [1, с. 65]. Таким образом, можно говорить о юмористическом дискурсе как о тексте, «погруженном в ситуацию смехового общения» [1, с. 252]. При этом важными особенностями такого вида дискурса являются наличие «коммуникативного намерения участников общения уйти от серьезного разговора, юмористическая тональность общения, наличие определенных моделей смехового поведения, принятого в данной лингвокультуре» [1, с. 252].

Выделяется множество жанров юмористического дискурса, такие как анекдот, шутка, сарказм и др. Согласно В.Г.Раскину, можно выделить восемь типов юмористических высказываний: 1) намеренное высмеивание; 2) мягкое, любящее высмеивание в стиле Марка Твена; 3) смех над самим собой; 4) пренебрежительный смех над собой; 5) загадка; 6) голо-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2016, vol. 13, no. 2, pp. 78-81

Тележникова Г.Ю.

Влияние телевидения на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса

воломка с каламбуром; 7) чистый каламбур; 8) юмор как сублимация протеста [6, с. 25-26]. По нашему мнению, данная классификация не является исчерпывающей и нуждается в доработке.

Способность использовать различные типы юмористических высказываний формируется у человека не сразу, и способы их репрезентации отличаются в зависимости от возраста участников общения. К примеру, в работе В.И. Карасика говорится о том, что детские анекдоты «отражают в мифологической форме мир, часто строятся на основе сказок, в них действуют сказочные персонажи (либо герои популярных мультфильмов), для таких анекдотов характерно переведение юмора в розыгрыш или шутовство, они легко переходят в загадки, дразнилки и пустоговорки» [1, с. 271].

С социолингвистической точки зрения В.И. Ка-расиком подмечается интересный факт. Он отмечает, что анекдоты и шутки различаются в зависимости от возраста рассказчика и других социолингвистических критериев (пол, социальный статус, профессия и др.). Так, специфика старческих анекдотов, например, заключается в самоиронии по поводу оценки здоровья и душевного состояния человека [1, с. 272].

В данной статье рассматривается влияние телевидения, юмористических программ на формирование языковой личности ребенка как участника современного юмористического дискурса. Гипотезой нашего исследования послужила теория о том, что языковое сознание современной молодежи формируется в значительной степени под воздействием СМИ, в большей мере под воздействием телевидения, которое в том числе способствует становлению юмористического сознания человека.

Как уже было отмечено, языковое сознание носит социальный характер. Это означает, что речь человека, живущего в определенном обществе, ассимилируется и уподобляется тому, как говорят в этом обществе, какие языковые и внеязыко-вые средства используют в том или ином дискурсе, в том числе в юмористическом.

По данным исследований Э. Эриксона, «самые важные качества в индивиде образуются в период детства, когда закладывается фундамент его будущей личности». Первые стадии развития складываются под воздействием общения ребенка со взрослыми, причем с матерью в первую очередь. Позже возрастает значение трудовой и учебной деятельности ребенка [5, с. 210]. В возрасте от 3 до 11 лет у детей начинают складываться коммуникативные умения и навыки [3]. Именно в этот период ребенок начинает формироваться как личность и на него в большей мере влияют не только окружающие его люди, но и телевидение, формируя образ окружающего мира.

Материалом для нашего исследования послужили различные выпуски юмористической программы «Вечерний Ургант. Взгляд снизу», где Иван Ургант разговаривает с детьми в возрасте от 3 до 10 лет, задает им вопросы различной темати-

ки, в том числе политические и экономические. Данная программа существует уже более 3 лет. За это время в ней участвовало множество различных детей. Однако есть несколько детей, которые являются участниками рубрики «Взгляд снизу» на протяжении долгого времени, что дает возможность оценить их речь с точки зрения формирования и развития юмористического сознания и речи, характерной для данного вида коммуникации.

Как уже было отмечалось, детские анекдоты отличаются от анекдотов, встречающихся в юмористическом дискурсе взрослого человека. В.И. Карасиком в большей степени исследовались именно детские анекдоты, однако дети слышат и пересказывают и взрослые шутки.

Наше внимание привлек выпуск программы «Взгляд снизу. Анекдоты от детей» от 15.11.2013, где юные юмористы рассказывают совсем не детские анекдоты и дают собственное объяснение того, что же именно для них кажется смешным.

Кира Чеботарева 7 лет:

Муж спрашивает жену:

- Жена... дорогая, можно я поеду на выходных на рыбалку?

- Конечно, дорогой, я же тебя за рога не держу.

При уточняющем вопросе: в чем, по ее мнению, здесь юмор, Кира отвечает так: «Юмор в том, что человек... что муж ее хочет поехать на рыбалку, а она не хочет. И она такой юмор сделала: «Я ж тебя за рога не держу». А у него же нет рог, он же не корова». Иван Ургант, пытаясь навести девочку на мысль об имплицитном значении данной шутки, спрашивает: «А бывают ли случаи, когда у человека могут вырасти рога?». На что Кира отвечает, что нет, только если в сказках.

Ника Ляпичева 7 лет:

«Как обманчива природа», - подумал ёжик, слезая с кактуса.

Смысл анекдота поясняет так: « Что ёжик как будто настоящий, он подумал, что кактус - это тоже ёжик».

Иван Ургант: А зачем ежику на ёжика залезать?

Ника: Ну, может он подумал, что это девочка... скорее всего.Нууу, их проблемы!

Виталик Олечкин 3 года:

Я знаю смешную песню: «Кони в яблоках не прожарились.Ха!» (поет на мотив песни «Кони в яблоках» В. Салтыкова)

В видеоролике отсутствуют дополнительные комментарии к этой шутке. Тем не менее, мы полагаем, что для ребенка смешным показалось именно то, каким образом поется эта песня, особенно завершающее «Ха» на подъеме голоса и сопровождающееся своеобразным пугающим жестом рук - неожиданное раскрытие ладоней. Нашу теорию подтверждают комментарии к ролику на сайте YouTube.com, где и другие люди смешное находят именно в этом.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что даже если шутка непонятна детям с точки зрения

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2016. Т. 13, № 2. С. 78-81

Зеленые страницы

взрослого человека, они так или иначе наделяют ее понятным им смыслом и воспринимают речевое сообщение как смешное. Тем не менее, мы обратили внимание на то, что передать анекдот смешно юным юмористам не так просто. Из четырех детей, рассказывающих анекдоты, только у одного мимика, интонация и жесты соответствовали тому, каким образом должен передаваться юмористический текст. Остальные же дети передавали только текст без эмоционального и смехового его наполнения.

Говоря о невербальном наполнении юмористического дискурса, мы хотели бы обратиться к выпускам программы «Взгляд снизу», в которых снимаются одни и те же дети, чтобы проследить, каким образом меняется или нет их речевое поведение со временим.

В рубрике «Взгляд снизу» Иван Ургант ведет себя сдержанно, общается с детьми как со взрослыми. Мы полагаем, что такое его поведение накладывает отпечаток и на детей. Иван - известный, успешный телеведущий, поэтому дети, проводя с ним достаточно долгое время, начинают подражать ему. Особенно это заметно на старших детях. Ребята, которые начали участвовать в данной рубрике в 2012 году и продолжают работать в настоящий момент, переняли манеру речевого поведения ведущего. Например, Влад Сметанин точно так же, как и Иван поднимает брови и щурится после того или иного утверждения, он максимально старается быть серьезным и сдерживает улыбку.

Сравнивая вербальное наполнение речи детей и ведущего, следует отметить, что большинство реплик, в которых Иван чаще задает вопросы, короткие. Его маленькие оппоненты на них отвечают в соответствии с жанром интервью. Иван часто использует сложные, скорее всего, непонятные детям термины, что, по нашему мнению, способствует словотворчеству у детей, которые, стараясь быть такими же серьезными и умными, как известный телеведущий, используют свои выдуманные термины.

Безусловно, материал данной программы можно считать спорным, так как есть вероятность того, что детей заранее готовят к интервью, что означает, что многие их шутки на самом деле не являются интеллектуальной продукцией ребенка. Однако проанализировав выпуски «Взгляд снизу. Кастинг», где дети, участвующие в программе с момента ее основания, выбирают новых ребят, мы пришли к выводу о том, что дети понимают суть программы, свою роль и каким должно быть их поведение и речь. Так, обсуждая выступление того или иного претендента, который не понравился ребятам, они говорили, что можно было бы не просто ответить на вопрос, а пошутить, а также предлагали свои варианты шуток.

Мы решили сравнить рубрику «Взгляд снизу» российской программы «Вечерний Ургант» с украинским юмористическим развлекательным телешоу «Рассмеши комика. Дети 2016», где дети шутят и пытаются выиграть определенную сумму

денег. В отличие от российского шоу, в украинском маленькие юмористы рассказывают не свои, а подготовленные родителями шутки. Понаблюдав за поведением детей на сцене, за их мимикой, жестами, интонацией, одеждой, мы пришли к выводу о том, что у современных детей четко сформировано представление о коммуникативном поведении комика.

Юмористические программы широко распространены на мировом телевидении, а также в Интернете. Зачастую, проводя опрос среди молодежи, смотрят ли они телевизор, мы получаем ответ: «Да, но я смотрю только Comedy Club». Если вышеназванные телешоу с участием детей не передают какой-либо негативной информации о насилии, сексе, алкоголе и курении, не содержат обсценной лексики, то программы, выпускаемые Comedy Club Production, имеют все вышеназванные категории. Таким образом, современные дети, молодежь, пытаясь быть популярными, авторитетными среди своих, стараются походить на юмористов, которых они видят на сцене. Их смеховое коммуникативное поведение наполняется грубыми, пошлыми шутками, а речь - обсценной лексикой.

Подводя итог, мы хотели бы еще раз обратить внимание на то, что телевидение напрямую влияет на формирование языковой личности ребенка, в том числе как участника юмористического дискурса. Поэтому стоит внимательнее относиться к тому, что смотрят дети. Юмор пронизывает все сферы коммуникации, поэтому не стоит умалять значение данного жанра в процессе формирования языковой личности ребенка.

Литература

1. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 476 с.

2. Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?/В.В. Красных. - М.: Гнозис, 2003. -375 с.

3. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. Общ. основы психологии /Р.С. Немов. -М., 2003. - 688 с. - Библ. Гумер - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/nemov1/index.php (Дата обращения: 04.04.2016)

4. Стернин, И.А. Русское и финское коммуникативное поведение / И.А. Стернин. - Воронеж, 2000. - Вып. 1. - 98 с.

5. Труфанова, В.П. Влияние СМИ на развитие личности ребенка / В.П. Труфанова, О.А. Плотникова // «Научное сообщ. студентов XXI столетия. Гуман. науки»: Электрон. сб. ст. по мат. XVII студ. междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2014. - № 2 (17). -http://www.sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (Дата обращения: 03.04.2016)

6. Raskin, V. Semantic Mechanisms of Humor / V. Raskin. - Dordrecht, Boston; Lancaster: D. Reidel Publishing Company, 1985. - 380 p.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics.

2016, vol. 13, no. 2, pp. 78-81

Тележникова Г.Ю.

Влияние телевидения на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса

Тележникова Галина Юрьевна, аспирант кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики, Саратовская государственная юридическая академия (Саратов), [email protected]

Поступила в редакцию 17 ноября 2015 г.

DOI: 10.14529/ling160215

THE IMPACT OF TELEVISION ON THE FORMATION OF THE LANGUAGE PERSONALITY OF A CHILD AS A PARTICIPANT OF A HUMOROUS DISCOURSE

G.Yu. Telezhnikova, [email protected]

Saratov State Law Academy, Saratov, Russian Federation

This article presents a practical study, which purpose was to confirm or disprove the theory about the effect television has on the formation of the linguistic personality of a child as a participant of a humorous discourse. Empirical and theoretical methods such as observation, comparison, analysis, abstraction, hypotheses were selected for working on the material of the research. As a material for the research some releases of the humorous program "Evening Urgant. The view from below" were used, where children answer questions of the famous TV host trying to be funny. As a result of the research, humorous language behavior of young participants of TV-show in the age from 3 to 10 was analyzed, analogy between the verbal and nonverbal language features which were found in the speech of famous comedians and those which are used by children was made. Thus, the conclusion of the study was the confirmation of the theory about the impact of television on the formation of the linguistic personality of a child, identification the nature of interpretation by children of such a genre of humorous discourse like an adult joke. Further research may be conducted on the basis of the findings not only in the field of linguistics, but also in sociology, psychology and pedagogy.

Keywords: linguistic personality, communicative behavior, humorous discourse, social aspect of language, verbal and nonverbal aspects of the speech.

References

1. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs [Language Circle: Personality, Concepts, Discourse]. Volgograd, Peremena, 2002, p. 476.

2. Krasnyh V.V. «Svoj» sredi «chuzhih»: mif ili real'nost'? ["Clout" among "Aliens": Myth or Reality?] Moscow, Gnozis Publ., 2003, p. 375.

3. Nemov R.S. Psihologiya [Psychology] no. 1. Obshch. osnovy psihologii [General Foundations of Psychology], Moscow, 2003, 688. Bibl. Gumer - Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/nemov1/index.php (accessed 04.04.2016)

4. Sternin I.A. Russkoe i finskoe kommunikativnoe povedenie [Russian and Finish Communicative Behavior], no. 1. Voronezh, 2000, p. 98.

5. Trufanova V.P., Plotnikova O.A. [The Influence of Media on Personality Development of the Child] «Nauchnoe soobshch. studentov XXI stoletiya. Guman. nauki»: EHlektronnyj sbornik statej po mat. XVII stud. mezhdunar. nauchno-praktich. konferencii [Scientific community of Students of the 21st century. Humanities": Electronic Collection of Articles based on the 17th Students' International Sc.-Prac. Conf] Novosibirsk, «SibAK», no. 2 (17), 2014. Available at: http://www.sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (accessed 03.04.2016)

6. Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor. Dordrecht, Boston; Lancaster, D. Reidel Publishing Company, 1985, p. 380.

Galina Yu. Telezhnikova, graduate student of the English language, theoretical and applied linguistics, Saratov State Law Academy, [email protected]

Received 17 November 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Тележникова, Г.Ю. Влияние телевидения на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса / Г.Ю. Тележникова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2016. - Т. 13, № 2. -С. 78-81. DOI: 10.14529/1^160215

FOR CITATION

Telezhnikova G.Yu. The Impact of Television on the Formation of the Language Personality of a Child as a Participant of a Humorous Discourse. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2016, vol. 13, no. 2, pp. 78-81. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling160215

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2016. Т. 13, № 2. С. 78-81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.