Научная статья на тему 'Влияние телекоммуникаций на смыслы и цели образования'

Влияние телекоммуникаций на смыслы и цели образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ / МОНОЛОГИЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / DISTANCE EDUCATION / TELECOMMUNICATION / THE CONCEPT OF PERSONALITY / THE MONOLOGUE EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Король Андрей Дмитриевич

В статье анализируется проблема влияния телекоммуникационных технологий на организацию современного учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Telecommunications influence on the meaning and purpose of education

The article examines the problem of influence of telecommunications technology on the organization of modern educational process.

Текст научной работы на тему «Влияние телекоммуникаций на смыслы и цели образования»

Влияние телекоммуникаций на смыслы и цели образования

Андрей Дмитриевич Король,

заведующий кафедрой психологии и педагогики Гродненского государственного медицинского университета, заведующий кафедрой педагогики Центра дистанционного образования «Эйдос» (г. Москва), доктор педагогических наук

• дистанционное образование образовательная система •

телекоммуникации • концепции личности • монологичная

О проблемах дистанционного образования написано достаточно много (Е.С. Полат, А.В. Хуторской, А.А. Андреев и др.). Однако актуальным и по сей день остаётся вопрос о том, на каких принципах базируется дистанционное обучение? Как происходит отбор его содержания? Какие формы организации оно предполагает? Наконец, влияют ли телекоммуникации, отражающие состояние современного общества, на смыслы, цели и содержание образования?1

Ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос лежит в плоскости соответствия телекоммуникаций сущности человека и его потенциала. Насколько близки человеку дистанционные формы обучения? Насколько взаимосвязана дистанция как физическое расстояние между всеми субъектами учебного процесса с дистанцией-отчуждённостью от ученика передаваемой ему информации без учёта его личностных особенностей?

С точки зрения философии в современном мире тенденция к планетарной общности «уживается» с тенденцией к обособлению разных культур, религий, наций, образов жизни, в каждой из которых устанавлива-

ются свои нормы,

1 Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обу-

: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

2 Розин В.М. Психика и здоровье человека. 2-е изд. М.: Книжный дом «Либроком», 2010. С. 218.

принципы, способы функционирования. Западноевропейская культура сформирована на понятии античной личности, а

потому всегда отличалась рефлексивностью, способностью к осознанию собственных границ. Однако в настоящее время научно-философская традиция и концепция личности, сформированная в Древней Элладе, себя в значительной степени изжила. Сегодняшняя личность перестаёт пониматься онтологически и начинает включать в себя разные понимания и концепции лич-ности2.

Данные выводы объясняют феномен социальных сетей, которые, с одной стороны, характеризуются большой степенью взаимосвязи между пользователями, с другой — содержат элементы обособления в виде профилей, наличия групп, сообществ, «закрытых» друг для друга. Социальные средства включают в себя разные средства коммуникаций, объединяют их в единое целое, удобный для пользователя сети Интернет обособленный аналог «жилой» комнаты, где «всё под рукой»: фотографии, форум, чат, доска объявлений и пр.

На примере социальных сетей мы сталкиваемся с феноменом расширения «пределов» личности человека, трансформацией пространства и времени для человека как базовых ценностей культуры, появлению такого конгломерата социума, как «сетевая личность» (М.Кастельс). Порождаемый при этом некий «сетевой интеллект» основан не столько на мышлении, сколько на количестве коммуникаций и информации, доступных каждому человеку.

Основа «сетевой личности» — информация, а не знание. Чем больше информации — тем больший вес и объём приобретает однородная «сетевая личность», наряду с «утрачиванием человека» по выражению Б. Пастернака.

Вместе с тем, рост объёмов информации и коммуникаций наряду с расширением пределов личности человека ведёт к уменьшению мотивации к общению и самопознанию. Вырождение общения проявляется в утрачивании им индивидуальности и характера, эмоции и стиля, в наборе шаблонных фраз и слов-символов. При этом утрачивается линейность в изложении и развёртывании канвы общения, которое становится всё более «кусковым» и множественным, «гипертекстовым».

Так, общение в форумах, чатах и иных средствах телекоммуникаций представляет собой односложные и зачастую короткие предложения, отдельные разрозненные полилогичные реплики-суждения, которые сводятся к повторению уже известных смыслов и мнений участников общения. Налицо не только смысловая, но и временная разобщённость высказываний его участников — из контекста всегда можно выбрать нужное предложение (вопрос) и отнести к нему своё высказывание без вовлечённости в процесс обмена смыслами с собеседником. Диалога как протяжённой во времени и пространстве сюжетной линии, по сути, в средствах телекоммуникаций нет.

Феномен «сетевой личности» — торжество монолога и манипуляций, снижения рефлексивности мышления человека. В утрате мотивов к диалогическому общению заключается одна из главных причин утраты ценностей современного технологичного мира. В этом и корни распространённой точки зрения о том, что дистантные формы обучения отчуждены (в буквальном смысле — дистанцированы) от человека, а социальные аспекты, как ценности, убеждения, для дистанционного образования труднодостижимы.

У Г.Г. Гадамера есть статья «Неспособность к разговору», в которой философ задаётся вопросом о том, почему искусство разговора исчезает? «Разве не наблюдаем мы в

жизни общества в нашу эпоху постепенную моноло гизацию человеческого поведения?»3. Монологичный характер форм общения и поведения человека в сегодняшнем информационном обществе объясняет основной используемый режим дистантного обучения — обмена информацией между педагогом и учеником (группой учеников) с помощью электронных сетей или иных средств телекоммуникаций. Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению

4

Данная передача отражает передаточный характер самого образования: содержание образования рассматривается как опыт, предназначенный для передачи ученику с его последующим усвоением. Подобный передаточный характер является монологичным по своей сути и проявляется в образовательных стандартах, программах, учебной литературе, а также в учебном процессе5. Это препятствует развитию личностного начала учащегося, его мотивации к учебной деятельности, увеличивает объём содержания предметов, обостряет проблему сохранности здоровья учащегося.

Монолог в вышеприведённых компонентах содержания образования определяет монологичность форм и методов обучения. Вертикальные каналы передачи информации «учитель-ученик» превалируют сегодня над горизонтальным учебным общением «ученик — ученик», составляющим сущность процесса социализации человека. При этом ученик отвечает так, как того требует вопрос учителя с целью проверки усвоенной информации. По сути, сам вопрос учителя не допускает инаковости в ответе ученика. Общение в школе, как и в обществе, сегодня становится всё более репродуктивным, однородным, обретающим законы технологичности, сродни функционированию информации в технических системах.

В монологичной образовательной системе информационный компонент не имеет существенных качественных рычагов для развития личности школь-

3 Гадамер Г.Г. Неспособность к ру. Актуальность прекрасного. М С. 82.

разгово-1991.

4 Хуторской А.В. Современная Дидактика: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2001. 544 с.

5 Король А.Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание. М.: ЦДО «Эйдос», Иваново: ИзД. центр «Юнона», 2009. 260 с.

ника, поскольку определяющим, «ведомым» является сам передаточный характер образовательной системы. Например, использование информационных технологий в контроле знаний, умений и навыков сводится к проверке информации, а неограниченный рост заимствований из сети Интернет свидетельствует о развитии шаблонности мышления школьника.

Однако, именно в информатизации образования коренится возможность разрешения всех этих вопросов, подобно тому, как в любой болезни присутствует элемент, позволяющий от неё, болезни, излечиться. Речь идёт об индивидуализации обучения учащегося, о возможности создания им личност-но-значимого продукта. Другими словами, о творческой самореализации учащегося посредством телекоммуникаций.

Начиная с эпохи Нового времени человек, с одной стороны, вынужден строить самостоятельное поведение, с другой — ориентироваться на окружающих6. Это легло в основу двойственной структуры «Я-концепции» личности, представленной У. Джеймсом: «Я-сознающее» (англ. — 1ат, — совокупность представлений человека о себе самом), и «Я как объект» (англ. — Ме — представления человека о том, как его оценивают другие). Л. Фес-тингер в своей известной теории социального сравнения показал, что человеку от природы свойственно стремление оценивать свои убеждения и способности, а это можно сделать только сравнивая их с чу-жими7. Человек сравнивает себя с другим человеком, и наши представления о том, как нас оценивают другие люди, влияют на наше поведение.

В 1912 году Ч. Кули предложил теорию «зеркального Я», которая заключалась в том, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. На языке педагогики это звучит так: «Представления ученика о том, как его образовательный продукт оценивают другие субъекты обра-

- зовательного про-

6 Розин В.М. Психика и здоровье человека. 2-е изд. М.: Книжный дом «Либроком»,

2010. С.

116.

7 Фестингер Л. Теория когнитивного дис-

СПб.: Ювента, 1999.

цесса: ученик, учитель, родитель, существенно влияют на его индивидуальную образователь-

ную траекторию». В этом-то и заключается человекосообразный смысл телекоммуникаций в учебном процессе — предоставить учащемуся возможность самореализации, которая нереальна без получения «обратной связи» — информации от других о том, каков его образовательный продукт.

Очевидно, что разрешение проблемы «человек — сетевая личность» коренится в изменении соотношения «своё-чужое» в обучении. Информация не может быть «своим» продуктом, поскольку она отчуж-дена от человека и является всеобщим достоянием. «Своим» может быть только то, что сделано человеком во взаимодействии с другими. В этом случае не обмен информацией является главной доминантой обучения, включая дистантные его формы, а продуктивная и коммуникативная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций.

Уникальность и «инаковость» личностно-значимых результатов учащегося возможны, во-первых, при изучении им области действительности, а не при помощи «правильной» информации, описывающей данную действительность. Во-вторых, при наличии возможности демонстрировать, сравнивать образовательную продукцию учащихся. Демонстрация образовательной продукции учеников, имеющая мотив к учебному общению, является образовательным принципом «продукт ученика глазами другого учащегося». Подобно тому, как человек может менять свою траекторию поведения под воздействием мнения других людей, раскрытие личностных смыслов, особенностей учащегося, индивидуализация его обучения невозможны без обратной связи, основа которой — «горизонтальные» учебные диалоги. Реализация принципов эвристического обучения, диалогичного в своей основе, воплощает принцип «бытие человека — бытие с другими» из области философского знания в образование.

Интерактивность взаимодействия субъектов образования определяет и качество, и количество создаваемой учащимися продукции. Существует два вида образовательного продукта учащегося. Первый — содержание конкретного выполненного задания, суждения учащихся, рефлексивные

записи участников урока, выполненные задания дистанционного учителя и др. Второй — коммуникативный продукт. Образовательным коммуникативным продуктом учащегося являются его вопросы, ответы, суждения, доказательства, опровержения8.

В средствах телекоммуникаций каждый участник выступает в роли и организатора, и участника обсуждений. Организатор коммуникаций формулирует и размещает на форуме собственные цели, проблемные вопросы, утверждения, выполненные задания по теме занятия. Участник коммуникаций высказывает свои собственные суждения в отношении поднятых вопросов (формулирует «за» и «против» в них), выступает рецензентом высказываний (как собственных, так и других участников форума, коллег, ведущего курса), доказывает согласие или несогласие собственной позиции с позицией другого участника, находит слабые уязвимые места в рассуждениях других участников. На очном уроке традиционная доска не может в полной мере служить местом «встреч» ученических продуктов.

Очевидно, что обеспечить индвидуализа-цию образования личности можно лишь при наличии в каждом из этапов деятельности учащегося рефлексивной обратной связи, как внутренней (рефлексия достигнутых результатов самого учащегося, его образовательных продуктов и т.д.), так и внешней (сопоставление собственных образовательных продуктов, результатов с образовательными продуктами других учащихся)9. В горизонтальных Интернет-диалогах реализуется не только мотивационная, но и рефлексивная, а, значит, эмоционально-ценностная функция общения субъектов образовательного процесса. Ведь рефлексия подразумевает как целевую функцию — отделение знания от незнания, так и важнейшую мировоззренческую функцию — осознание собственных границ личности.

Насколько использование телекоммуникаций определяет необходимость изменений во временных рамках проводимых мероприятий, а значит, затрагивает изменения в самом содержании образования, критериях оценивания деятельности учащегося?

Как известно, временные рамки школьного урока определяются смыслами и целя-

ми образования, его содержанием, которое на сегодняшний день преимущественно монологично. Это означает, что время урока определяется интенсивностью и длительностью передачи информации (вертикальный канал связи «учитель-ученик»), её осмыслением, запоминанием, воспроизводством. Исходя из этого, рассчитывается количество участников урока (20-30 учеников в классе), время его проведения (40-45 минут).

Однако создание учащимся собственного образовательного продукта (например, целей урока, результата выполненного задания, рефлексии), возможность для сравнения его с продуктами других учащихся ставят новые вопросы перед разработчиками содержания образования. Например, какова продолжительность интернет-уроков? Каков оптимальный состав дистанционного класса? Одинаковым ли должен быть возраст учащихся при проведении дистанционных уроков?

Образовательный продукт каждого участника групповых дистанционных коммуникаций содержит в себе когнитивный, аффективный, рефлексивный (поведенческий) продукты10. Получаемый в результате коммуникаций коллективный образовательный продукт имеет количественно и качественно большую значимость, нежели индивидуальный образовательный продукт каждого из участников дискуссии. Действительно, феномен групповой поляризации в социальной психологии свидетельствует, что коллективное обсуждение группы усиливает первоначальные установки каждого из членов этой группы. Следовательно, группа в результате коллективной дискуссии приходит к более радикальной позиции, нежели усреднённое

мнение её членов. -

Например, согласно мнению американских психологов, групповое обсуждение порождает в два раза больше идей в сравнении с ситуациями, когда те же люди работают единолично (Э. Холл, Д. Моутон, Р. Блэйк). При этом коллективный про-

8 Интернет-уроки. Поурочные разработки участников Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года» / | Под ред. А.В. Хуторского, А.Д. Короля. М.: ЦДО «Эйдос», 2010. 152 с. (Серия «Интернет в обучении»).

9 Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. 2007. № 9. С. 18-25.

10 С точки зрения социальной психологии «Я-концепция» личности содержит когнитивный, оценочный, поведенческий компоненты.

дукт группы (например, какое-либо решение) отличается большей точностью, чем индивидуальные продукты (решения, суждения).

Справедливости ради следует также отметить, что процент творчества в коллективном продукте менее выражен, нежели в продукте индивидуальном. Однако творческий компонент каждого участника «надстраивается» и усиливается благодаря сравнению учащимся его собственного индивидуального образовательного продукта с общим коллективным продуктом дистанционного класса. А это означает больший рефлексивный и ценностный компонент обобщённого продукта учащегося, достраиваемого из сравнения индивидуального с коллективным, «своего» и «чужого».

Важным представляется вопрос не только количества человек, способных принимать участие в дистанционных занятиях, но и вопрос их состава, прежде всего, особенностей возраста. Благодаря исследованиям социального психолога Л.Хоффмана известно, что гетерогенные группы (разнородные по составу, опыту) обычно принимают решения более высокого качества, чем гомогенные группы11. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что гетерогенные учебные классы, формируемые дистантно для проведения уроков, в случае коммуникаций способны к созданию более высокого качественного образовательного продукта, нежели «одногодки». «Границы рождают мою самость» — так писал К.Ясперс — известный психолог и философ прошлого столетия12. Гетерогенные группы в сравнении с однородными, обладают большей степенью разнородности мнений, смыслов, а, значит, содержат внутри себя больший диалогический потенциал, большее количество и качество всевозможных границ. Границ, порождающих мотивацию к общению и деятельности, эмоционально-ценностный компонент коллективного продукта,

_ качественную рефлексию учащегося.

11 Allen V. Situational factors in conformity// Adv. in EXp. Soc. Psychol. 1965. V. 2.

12 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

13 Ежегодно проводятся Центром Дистанционного образования «Эйдос» (www.

Для лучшего понимания взаимосвязи предметного и коммуникативного продуктов учащихся рассмотрим пре-

имущества использования социальных сетей как комплекса средств телекоммуникаций в учебном процессе.

Достаточно часто приходится слышать от учителей такой вопрос: зачем использовать социальные сети в учебном процессе, когда дети и так уже в них погружены? Заметим, что основное преимущество сетевой формы телекоммуникаций — как раз человекосообразный компонент. Ученик может обратиться в сети не только к учебному заданию, размещённому на форуме его персонального аккаунта, но и прокомментировать увлечения, отнестись к высказываниям на «стене» другого учащегося, просмотреть альбом его фотографий. Вышеперечисленный человекосообразный компонент социальных сетей проявляет себя в трёх аспектах.

Информационно-коммуникативный аспект. Фактически, развитие информационных и коммуникативных компетенций учащихся и педагогов происходит в популярных для учащихся социальных сетях (Фэйс-бук, В контакте, Живой журнал и др.), насыщенных информацией и обладающих большой степенью взаимосвязи между различными информационными источниками этих сетей.

Интерактивный. Значительная (в сравнении с традиционными телекоммуникационными средствами — форумом, чатом, ICQ и др.) теснота связей между субъектами образовательного процесса: учащимися, учителями, родителями, администраторами, методическими объединениями. Отметим также постоянство связей, возможность одновременного общения с несколькими пользователями сетей. Важным представляется и интеграция сетевого субъекта с другими интернет-ресурсами (сайтами, форумами) по принципу «всё под рукой».

Эмоционально-ценностный. Учёт потребностей, эмоциональной сферы, предпочтений субъектов социальных сетей, что важно для налаживания эмоционального, доверительного контакта между ними. Например, социальные сети — информационно-коммуникативная образовательная среда для проведения всероссийских дистанционных общечеловеческих олимпиад («Любовь», «Дружба», «Знание» и др.)13.

tтодоу,mm

Формы дистанционных мероприятий: всероссийские дистанционные эвристические олимпиады (ДЭО), конкурсы-проекты, курсы, ученические конференции, конференции и семинары для педагогов, интернет-педсоветы, педагогический эксперимент.

Приведём примеры открытых олимпиадных заданий (не имеют единственного заранее известного решения и направлены на творческую самореализацию учащегося) в социальных сетях14.

Олимпиада по английскому языку.

TWITTER. Twitter — популярный сегодня в Интернете сервис микроблогов, позволяющий вести на сайте публичный дневник, каждая запись которого не должна превышать 140 символов. Зарегистрируйтесь в Twitter — http://twitter.com — и представьте свой сегодняшний день участия в олимпиаде в виде twitter-дневника на английском языке, из которого ваши иностранные друзья смогли бы понять, чем именно вы занимались, какие задания выполняли, каких достижений в английском языке достигли. Не забывайте об объёме сообщений. Представьте жюри свой адрес в Twitter.

Олимпиада по истории. ИСТОРИЯ ПО БЛОГАМ. Как сегодня мы определяем портрет той или иной эпохи по записям современников (наскальные ли это рисунки или подшивки газет), так и наши потомки будут составлять мнение о нас по ископаемым винчестерам интернет-серверов. Система «Яндекс.Блоги» http://blogs.yandex.ru/ ведёт мониторинг самых обсуждаемых тем в интернете. На основании этих данных составьте историческую справку о сегодняшнем дне с позиций:

нимающих участие в педагогическом эксперименте15. Сотрудники кафедры являются членами всех закрытых групп, учителя же каждой площадки — только своей. Каждая группа работает обособленно, вместе с тем у сотрудников кафедры, учёных Научной школы создаётся целостная картина для анализа и понимания особенностей эксперимента. На отдельных этапах возможно слияние этих групп, совместное обсуждение результатов, выявленных проблем и противоречий.

Ещё одной перспективной формой организации учебного сетевого процесса является проведение в закрытых группах уроков. Оргдеятельностная технология проведения дистанционных мероприятий осуществляется при помощи:

а)заданий;

б) учебных модулей;

в) выполненных работ участников;

г) телекоммуникаций;

д) рефлексии16.

Все субъекты дистанционного урока объединены строгой технологической «<цепочкой», снабжены стандартом-инструкцией на функционирование информации в пределах дистанционого мероприятия.

При этом возможен и аналог открытого урока — временное приглашение в группу других субъектов процесса: администрации, учителей-предметников, научных консультантов, сотрудников.

а) истории России;

б) мировой истории.

Подтвердите своё мнение цитатами.

Преимущество социальных сетей в сравнении с другими средствами телекоммуникаций проявляется, например, в возможности оказания консультаций в закрытых группах. Приведём практический пример. Так, на базе аккаунта кафедры педагогики ЦДО «Эйдос» создаются отдельные группы для образовательных площадок — школ, при-

Аналогичным образом осуществляется организация защиты творческих, исследовательских работ учащихся с привлечением родителей, учителей, друзей школьников.

Изменения в содержании, формах и методах дистантного обучения определяют новые требования к компетент-

14 Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2011, http://wwW.eidos.ru/ о1утр/

15 Научная школа А.В. Хуторского, ЬШр:// eidos.ru/science/index.htm

16 Интернет-уроки. Поурочные разработки участников Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года» / |Под ред. А.В. Хуторского, А.Д. Короля. М.: ЦДО «Эйдос», 2010. 152 с. (Серия «Интернет в обучении»).

ности педагога. Должен ли современный учитель заниматься проектированием коммуникаций на уроке? Входит ли умение составить предметные компетенции, например, коммуникативные, в его профессиональную компетентность?

Традиционно разработкой содержания учебных программ занимается учёный-разработчик. Вместе с тем, умение учителя составить эвристическое задание не «вслепую», а с прицелом на результат (организации коммуникаций) составляет сферу его профессиональной компетентности. В этой же компетентности — организация траектории своего индивидуального повышения квалификации, например, выбор дистанционного курса для последующего прохождения, участие в конкурсе, организация участие в конкурсе своих учеников не стихийно, а «зряче», ориентируясь на конечный результат.

Виртуализация вытесняет реальность, находящую прибежище в человеке. Коммуникации сегодня — такая же реальность и предмет самореализации человека, как камень, дерево, гроза — предметы наблюдения для представителя древних обществ. Коммуникативный продукт — «ядро» ученической личности, цель, а не средство. Поэтому цели использования телекоммуникаций — индивидуализация образования и творческая самореализация всех субъектов дистанционного образования — должны найти своё отражение в смыслах и целях образования. При определённом количестве коммуникативный продукт учащегося в формах и методах дистанционного обучения оказывает влияние на смыслы, цели и

в особенности на содержание образования. □

«ИГРА И ДЕТИ»

Периодичность — 8 номеров в год, 40 стр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель, май.

Журнал предлагает апробированные материалы, помогающие объединить работу сотрудников дошкольных образовательных учреждений, начальных школ и усилия родителей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 10 лет.

Содержит научно-популярные и методические материалы, консультации специалистов, опыт семейного воспитания, описания творческих и дидактических игр, игровых занятий, сценарии праздников, конкурсов и других мероприятий. Все материалы готовы к практическому использованию для коллективной и индивидуальной работы с детьми.

Подписные индексы:

в каталоге Агентства «Роспечать»: 80660 (полугодовой), 81606 (годовой) E-mail: igra@i-deti.ru, www.i-deti.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.