Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАБОТЫ КОМПАНИИ'

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАБОТЫ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
423
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / INTERNET OF THINGS / QUALITY OF SERVICE / DIGITAL TWINS / EFFICIENCY / PRODUCTIVITY / SUPPLY CHAINS / BUSINESS MODELS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Синица С.А., Макаров В.В., Слуцкий М.Г.

Рассматривается влияние внедрения технологии Интернета вещей на различные аспекты развития компании: совершенствование возможностей бизнес-аналитики, повышение качества обслуживания клиентов и эффективности производства, улучшение логистических процессов за счёт оптимизации цепи поставок, сокращение затрат и простоев, внедрение инновационных бизнес-моделей. Приводятся примеры использования технологии цифровых двойников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INTERNET OF THINGS TECHNOLOGY ON THE EFFICIENCY AND QUALITY OF THE COMPANY'S WORK

The impact of the introduction of IoT technology on various aspects of the company's development is considered: improving the capabilities of business intelligence, improving the quality of customer service and production efficiency, improving logistics processes by optimizing the supply chain, reducing costs and downtime, introducing innovative business models. Examples of the use of digital twin technology are given.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАБОТЫ КОМПАНИИ»

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И

КАЧЕСТВО РАБОТЫ КОМПАНИИ

С.А. Синица, канд. экон. наук, доцент В.В. Макаров, д-р экон. наук, профессор М.Г. Слуцкий, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-2-2-102-106

Аннотация. Рассматривается влияние внедрения технологии Интернета вещей на различные аспекты развития компании: совершенствование возможностей бизнес-аналитики, повышение качества обслуживания клиентов и эффективности производства, улучшение логистических процессов за счёт оптимизации цепи поставок, сокращение затрат и простоев, внедрение инновационных бизнес-моделей. Приводятся примеры использования технологии цифровых двойников.

Ключевые слова: Интернет вещей, качество обслуживания, цифровые двойники, эффективность, производительность, цепочки поставок, бизнес-модели.

Внедрение информационно-

коммуникационных технологий на предприятии, как правило, трансформирует организационную структуру и оказывает существенное влияние на повышение качества и эффективности работы, на стратегию развития компании [1]. Рассмотрим, как, и в каком направлении происходят эти изменения при внедрении технологии Интернета вещей [2].

Улучшение бизнес-аналитики компании

Комплексное взаимодействие оборудования в результате внедрения Интернета вещей в обрабатывающей промышленности, авиации, логистике, сельском хозяйстве, здравоохранении и многих других отраслях открывает доступ к большому количеству информации и способствует развитию возможностей для анализа, в результате компании получают гораздо больше практической информации о своих бизнес-операциях, и о том, как клиенты используют предоставляемые им продукты или услуги.

В основном, это стало возможным благодаря облачным платформам, предоставляемым такими компаниями, как Microsoft Azure, AWS, IBM, Google [3]. В некоторых отраслях наблюдается также переход к пограничным вычислениям - это делается для уменьшения задержки и устранения

прочих недостатков, образующихся за счет использования удаленных центров обработки данных сторонних производителей.

Когда компания понимает, каким образом клиенты используют приобретаемые продукты, она может ставить более чёткие цели, более точно анализировать получаемую информацию и улучшать качество обслуживания потребителей.

Повышение качества обслуживания клиентов

Интернет вещей в сфере продажи продуктов и услуг значительно уменьшает количество случаев отрицательного покупательского опыта. Благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности, покупатели перед фактическим приобретением имеют возможность оценить потенциальную покупку с различных сторон.

Интересен опыт устранения негативного покупательского опыта британской компании «^а^Ьигу», которая использует технологию онлайн сканирования, оплаты и завершения покупки через собственные смартфоны покупателей, чтобы они могли избежать очереди при оформлении заказа. Это изменение привело к тому, что другие традиционные розничные продавцы, такие как M&S, стремятся перепрофилировать свою рабочую силу, чтобы предоставить

возможность лучшего использования аналитики данных.

В США Amazon использует более продвинутое решение для собственного физического магазина Amazon Go: его система регистрирует продукты, которые выбирает покупатель и списывает соответствующую стоимость с личного счёта после того, как человек покидает магазин. Американский стартап Zippin изучает использование целого ряда технологий для обеспечения максимально бесперебойной работы - не только помогая клиенту, но и продавцу, с точки зрения снижения затрат и улучшения управления запасами, отслеживая, какие товары наиболее популярны и в каких конфигурациях.

Подобное применение пользовательского опыта в сочетании с новыми потоками данных и интуитивно понятным интерфейсом является общим преимуществом для любых приложений Интернета вещей. Для всех типов организаций это имеет огромный стратегический и оперативный потенциал. И, как и в других вариантах внедрения Интернета вещей, ориентированных на клиента, остаются такие преимущества, как: усовершенствованный контроль запасов и более чёткое управление логистикой, например, по мере накопления массивов данных о популярных товарах и возможностях реализации кросс-продаж.

Сокращение затрат и простоев

Одним из преимуществ Интернета вещей является сокращение эксплуатационных расходов и простоев.

Например, быстрое появление технологии цифровых двойников - цифровых моделей физических активов, построенных из данных в режиме реального времени, либо в виде чистых данных, либо в виде раскрытых 3D представлений - является ключевым конкурентным преимуществом в промышленных приложениях Интернета вещей.

В сочетании с другими технологиями, такими как аналитика больших массивов данных, управление корпоративными активами, интеллектуальные цепочки поставок, дополненная реальность и искусственный интеллект, цифровые близнецы

обещают в будущем оптимизированную работу физических прототипов целых систем и производственных процессов.

В качестве примера можно привести использование цифрового двойника для предупреждения отказа критического компонента в промышленной установке, приводящего к часам или даже дням простоя во время отслеживания и устранения неисправности. Благодаря технологии Интернета вещей, каждая часть этой установки будет храниться в виде цифрового двойника, который сможет предупредить специалистов о том, что данный компонент скоро может выйти из строя, а также предоставит точную информацию о месте расположения этого элемента и способе его замены. В результате будет проведено краткое плановое техническое обслуживание сменной детали, изготовленной по заказу и идеально вставшей на место детали, которая вскоре должна была бы прийти в негодность.

Такой тип технологий может помочь сократить эксплуатационные расходы и время простоя системы на заводах и в других промышленных установках, а также помочь рабочим узнать о том, как машины работают и/или могут быть разделены на части для обслуживания и модернизации -возможно, с помощью планшетов, специальных гарнитур или умных очков.

Строительный гигант Laing O 'Rourke, например, использует технологию цифровых двойников, чтобы решать проблему, с которой многие люди сталкиваются в своей повседневной жизни - ненадежности железных дорог. Компания использует свою оптимизированную цифровую двойную платформу, чтобы воспроизвести работу компании West Coast Mainline - одного из самых главных и загруженных железнодорожных транспортных коридоров Великобритании.

Цифровой двойник сети Laing O 'Rourke способен моделировать движение своих поездов, и координировать время возврата в депо для обслуживания. Это достаточно объемная и сложная логистическая задача: каждый поезд должен обслуживаться, по крайней мере, каждые 20 000 миль, ежедневно заканчивать путь в конкретной

точке, осуществлять движение строго по расписанию и т.д. Эта работа, выполняемая человеком, обычно занимает около трёх часов в день и позволяет выполнять планирование только на один день вперед. Используя же цифровых двойников и эвристический алгоритм планирования технического обслуживания в Microsoft Azure, процесс может быть сокращен до 19 секунд.

При этом возможно предварительное планирование на срок до 23 дней, при значительном сокращении избыточного обслуживания. Использование подвижного состава также сбалансировано по всему транспортному парку с целью обеспечения оптимальной нагрузки на поезда (чтобы одни подвижные составы не совершали большее количество поездок, чем другие).

Результатом должна стать более надежная система, с меньшим количеством экстренных отмен в последнюю минуту или заменой платформ, с меньшими затратами на техническое обслуживание и более сбалансированным использованием поездов.

Цифровые двойники могут дать аналогичные преимущества во многих отраслях - от нефти, газа и других источников энергии, до производства, логистики и образования [4].

Повышение эффективности и производительности

Соединяя ключевые процессы бизнеса с помощью технологии Интернета вещей, руководители компаний могут быстрее находить способы повышения эффективности производства и производительности оборудования. Исследования международной компании спутниковой связи Инмар-сат показывают, что благодаря только росту производительности оборудования, обусловленному внедрением технологий Интернета вещей, прирост доходов компании составил более 154 млн. долл. [5].

В частности, сотрудники завода по сборке двигателей Ford Valencia в Испании используют специальный костюм, оснащенный технологией слежения за кузовом. В экспериментальной системе, созданной компанией "Форд" и Институтом биомеханики Валенсии, участвуют 70 сотрудников в 21 рабочей области. Технология по-

хожа на системы отслеживания движения, которые фиксируют, как спортсмены делают рывок или разворачиваются, или как актеры движутся и говорят. Компания Ford использует тот же самый тип технологии для создания и улучшения, менее изматывающих физически, рабочих процессов.

Точно отслеживая движения рабочих, технология позволяет вносить изменения в процессы производства транспортных средств с использованием данных, что делает их более безопасными и эффективными. Те же принципы могут применяться к машинам для выявления уязвимых мест или проблем на производственных линиях, какими бы незначительными они ни были.

Отслеживание активов и сокращение отходов

Неотъемлемой частью технологии Интернета вещей является совершенствование логистических процессов и сокращение отходов производства. Компания Orange Business Services объединила усилия с компанией Siemens, чтобы стимулировать внедрение Интернета вещей в промышленном секторе. Первоначально, основное внимание будет уделяться разработке решений по отслеживанию и мониторингу активов, оптимизации цепочки поставок и повышению эффективности, а также разработке усовершенствованных цифровых продуктов для повышения удовлетворенности клиентов и создания новых бизнес-моделей.

Как правило, чем больше звеньев имеется в бизнес-операции, тем больше преимуществ дает внедрение Интернета вещей. Это привело к тому, что отрасль логистики стала на сегодняшний день крупнейшей в эксплуатации Интернета вещей. Интернет вещей трансформирует производство, позволяя сократить отходы и повысить эффективность в цепочках поставок. Компания Orange Business Services разработала решение, позволяющее находить потерянные коробки с материалами в сложной цепи поставок производителей автомобилей. Специальное устройство, обновляющее свое местоположение в течение дня, отслеживает каждую коробку, помогая отыскать одинокие «заблудив-

шиеся», потерявшиеся по пути или неправильно распределенные коробки. В результате, компания смогла сократить количество пропавших коробок, а также ликвидировать связанные с этим процессом большие непроизводительные расходы.

Внедрение новых бизнес-моделей

В то время, как наиболее очевидные примеры использования Интернета вещей связаны с эффективностью, производительностью и мониторингом процессов, компании все чаще обращаются к этой технологии за помощью в предоставлении им информации о клиентах и о том, как последние используют приобретённые продукты.

Благодаря технологии Интернета вещей, подключенные к Интернету дома, автомобили, поезда, многие другие умные вещи, и даже умные города [6], могут возвращать данные об их использовании обратно производителям и операторам, информируя о пользовательском опыте потребителя.

Некоторые из этих устройств изначально были разработаны для того, чтобы быть подключенными через беспроводное соединение, но Интернет вещей может повысить их ценность путём улучшения их конструкции и функционала с помощью массива собранных данных об их реальной эксплуатации. Компании, успешно интегрирующие Интернет вещей в свои продукты таким образом, чтобы они приносили пользу, как заказчику, так и самой компа-

нии, могут получать огромные преимущества.

Кроме того, Интернет вещей, как инновационное решение в сфере ИКТ позволяет организациям перейти от традиционных бизнес-моделей к новым, создающим дополнительные стоимости и потоки доходов. Полученные данные часто имеют ценность сами по себе, но, что более важно, клиентам могут предлагаться услуги на основе подписки, основанные на связанном характере продуктов компании, часто компенсируя начальную стоимость подписки.

Опыт компании Amazon показал, что в потребительском мире товары, предоставляющие ценные данные бизнесу, могут дать возможность предлагать одни и те же продукты по сниженным ценам, открывая новые рынки за счет замены доходов от капиталовложений клиентов, их операционными расходами через подписки.

Это лишь некоторые преимущества внедрения технологии Интернета вещей в рамках более широкой стратегии цифровой трансформации [7]. В сочетании с другими формирующимися технологиями, такими как AI, VR, AR, робототехника и блокчейн (с точки зрения смарт-контрактов и цепочек поставок), бизнес способен получить доступ к ранее недоступным доходам, получить новые конкурентные преимущества, создать инновационные методы обучения, а также производить более качественные продукты и услу-

ги.

Библиографический список

1. Шувал-Сергеева Н.С., Блатова Т.А., Макаров В.В. Внедрение информационноком-муникационных технологий в организации: от оптимизации структуры до повышения конкурентоспособности / Радиопромышленность. - 2017. - № 2. - С. 101-106.

2. The key IoT market drivers and IoT market barriers. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.i-scoop.eu/key-iot-market-drivers-iotmarket-barriers/ (дата обращения: 18.02.2021).

3. Интернет вещей и межмашинные коммуникации. Обзор ситуации в России и мире. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://j son.tv/ict_telecom_analytics/iiot_m2m_digitalization_industrie40 (дата обращения: 18.02.2021).

4. Блатова Т.А., Макаров В.В. Персонализированная модель образования на базе технологии цифровых двойников // Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей. Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.А. Горбашко. - 2019. - С. 9-13.

5.BCG, Winning in IoT. It's all about business processes. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2017/hardwaresoftware-energy-environment-winning-in-iot-all-aboutwinning-processes.aspx (дата обращения: 18.02.2021).

6. Макаров В.В., Мохов А.С. Создание системы "умный город" как пример качественно нового уровня технологических возможностей и повышения конкурентоспособности // Проблемы современной экономики. - 2017. - №2 (62). - С. 170-172.

7. The Six Forces Driving the Internet of Things. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. pwc.com/gx/en/technology/pdf/six-forces-driving-iot.pdf (дата обращения: 18.02.2021).

INFLUENCE OF INTERNET OF THINGS TECHNOLOGY ON THE EFFICIENCY AND QUALITY OF THE COMPANY'S WORK

S.A. Sinitsa, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

V.V. Makarov, Doctor of Economic Sciences, Professor

M.G. Slutsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

The Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The impact of the introduction of IoT technology on various aspects of the company's development is considered: improving the capabilities of business intelligence, improving the quality of customer service and production efficiency, improving logistics processes by optimizing the supply chain, reducing costs and downtime, introducing innovative business models. Examples of the use of digital twin technology are given.

Keywords: Internet of Things, quality of service, digital twins, efficiency, productivity, supply chains, business models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.