Эксплуатация и ремонт ракетно-космической техники
процесса составило значение ^ = 10,8 с, при включении одностороннего электромеханического демпфера ^ = 6,5 с, при включении двухстороннего электромеханического демпфера ^ = 2,8 с.
Предлагаемое направление по использованию АД в ударовиброзащите может быть рекомендовано для более детального исследования и внедрения в системах амортизации крупногабаритных объектов, в том числе в составе стартовых ракетных комплексов.
Библиографические ссылки
1. Коловский М. З. Автоматическое управление виброзащитными системами. М. : Наука, 1976.
2. Копылов И. П. Математическое моделирование электрических машин. М. : Высш. шк., 1987.
3. Герман-Галкин С. Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем. СПб. : Корона-Принт, 2001.
R. N. Khamitov, A. A. Tatevosjan, G. S. Averjanov Omsk State Technical University, Russia, Omsk
ACTIVE ELECTROPNEUMATIC ELEMENTS IN VIBRATION- SHOCK PROTECTION
The authors offer vibration protection devices for large-sized objects with an electromechanical damper. Their application will allow to raise considerably damping properties of regular systems of amortization with hydroshock-absorbers.
© Хамитов Р. Н., Татевосян А. А., Аверьянов Г. С., 2011
УДК 629.78.018.4
А. В. Цайтлер, А. И. Антипьев, Е. Н. Головенкин, С. Н. Лозовенко
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИМИТАЦИИ УСЛОВИЙ НЕВЕСОМОСТИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ТРАНСФОРМИРУЕМЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ *
Рассмотрены варианты конструктивного исполнения, особенности и влияние систем имитации условий невесомости на трансформируемые механические системы.
В целях подтверждения работоспособности и повышения надежности элементы и космические аппараты (КА) в целом подвергаются комплексу отработочных испытаний - наземной экспериментальной отработке (НЭО). Наибольшее внимание уделяют отработке механических узлов раскрытия и зачековки штанг и панелей солнечных батарей. Летный узел должен пройти комплекс испытаний в целях исключения сбоя в работе космического аппарата на орбите.
Основной проблемой при испытаниях является создание максимально точной имитации условий невесомости космического пространства. Наиболее широко применяемым методом разгрузки являются системы обезвешивания (СО).
Назначение системы обезвешивания - имитация невесомости космического пространства в условиях земной гравитации. Принцип действия любой системы обезвешивания основан на создании силы, компенсирующей вес объекта. Существуют несколько вариантов конструктивного исполнения СО, использующих различные физические законы имитации невесомости [1]:
- имитация невесомости с помощью объектов, наполненных легкими газами;
- имитация невесомости с помощью бассейна нейтральной плавучести;
- имитация невесомости методом свободного падения;
- имитация невесомости методом воздушной подушки;
- имитация невесомости механическим способом обезвешивания.
Наибольше распространение получили системы, основанные на механическом способе обезвешивания, особенно для имитации невесомости при испытаниях крупногабаритных трансформируемых механических систем (ТМС). Данный способ заключается в подвешивании каждого звена ТМС к подвижному элементу СО посредством подвеса, содержащего пружину обезвешивания или соединенного с грузом-противовесом. В качестве подвижного элемента выступают поворотные балки, обеспечивающие положение точки подвеса звена и его центра масс на одной вертикали, или каретки, передвигающиеся по специализированным направляющим.
* Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной Россиии» на 2009-2013 гг.
Решетневскце чтения
Основными недостатками механических СО являются:
- наличие момента сопротивления в шарнирном узле поворотной балки;
- потери при преодолении момента сопротивления в шарнирном узле поворотной балки;
- трение покоя при трогании каретки;
- погрешности обезвешивания ТМС при настройке СО.
Под воздействием сил трения на механических узлах ТМС возникают усилия, превышающие расчетные на величину до 10 %, что в лучшем случае снижает достоверность оценки параметров ТМС, а в худшем - приводит к их повреждению.
Минимизировать силы трения, возникающие во вращающихся узлах поворотной балки и каретки, возможно следующим образом:
- за счет грамотной и точной разработки конструкции СО;
- повышения качества изготовления элементов и конструкции СО в целом.
Составляющими погрешности обезвешивания являются:
- инструментальная погрешность настройки;
- методическая погрешность.
Снижение погрешности обезвешивания возможно за счет:
- грамотной и точной разработки конструкции СО;
- повышения качества изготовления элементов и конструкции СО в целом;
- повышения точности взаимной настройки СО и ТМС.
Соблюдение вышеуказанных условий позволит оптимизировать материальные и временные затраты на изготовление КА, повысить качество НЭО и показатели надежности узлов и КА в целом.
Библиографическая ссылка
1. Тестоедов Н. А., Лысенко Е. А. Экспериментальная отработка космических аппаратов на механические воздействия : учеб. пособие / Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2008.
A. V. Tsaitler, A. I. Antipiev, E. N. Golovenkin, S. N. Lozovenko JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk
INFLUENCE OF TECHNOLOGICAL EQUIPMENT FOR ZERO GRAVITY SIMULATION ON TRANSFORMING MECHANICAL SYSTEMS OF SPACECRAFTS
The variants of alternate design, features and influence of systems for zero gravity simulation for transforming mechanical systems of spacecrafts are reviewed in the article.
© Цайтлер А. В., Антипьев А. И., Головенкин Е. Н., Лозовенко С. Н., 2011