Научная статья на тему 'Влияние технических наук на современное общество'

Влияние технических наук на современное общество Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние технических наук на современное общество»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК НА СОВРЕМЕННОЕ

ОБЩЕСТВО

1 2 Маликова М.О. , Сидоркин И.И.

'Маликова Мария Олеговна - магистрант, кафедра информационных систем, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева;

2Сидоркин Иван Игоревич - магистрант, кафедра информационных систем, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, младший научный сотрудник, Орловский филиал Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российская Академия наук, г. Орёл

Наука является одной из специфических форм культуры, выполняющей, в первую очередь, функцию осмысления мира. Переосмысление существующего технологического уклада в обществе во второй половине XVIII - до 70-х гг. XIX вв. породило множество различных теорий об объектах и явлениях в сферах деятельности человека и способах их изучения, что быстро повлияло на дальнейший путь развития науки. В этот период выдвигались фундаментальные технические теории, формирующиеся на базе механики, которые способствовали становлению класса технических наук.

Технические науки - это область исследования, проектирования и конструирования искусственных объектов с помощью естественнонаучных и математических методов, цели которой определяются практическим использованием полученных результатов для удовлетворения человеческих потребностей [1, с. 980].

Результаты научно-технической деятельности необходимы для функционирования и развития общества. Становление и развитие технических наук обусловлено переходом от феодального способа производства к буржуазно-капиталистическому. Этот переход характеризуется интенсивным развитием товарного производства и рыночных отношений, а также заменой ремесленных орудий труда машинной техникой и технологией.

Большая часть современного общества находится на индустриальной и постиндустриальной ступенях развития. За время научно-технического прогресса доля науки, техники и технологии в жизнедеятельности человека изменилась с 2 до 99%, что выражается нарастанием темпов социально-экономического развития, созданием и совершенствованием техносферы [2, с. 7]. Научно-технические нововведения сказываются на изменении роли технических наук в обществе. Прежде всего, такое изменение проявляется в формировании и развитии таких социальных функций науки, как культурно-мировоззренческой силы, непосредственной производительной силы и социальной силы.

В ХХ в. активно стала проявляться еще одна, не менее важная функция науки -образовательная. Данная функция очень близка к культурно -мировоззренческой, так как поиск ответов на важнейшие вопросы в системе научных знаний и ценностей, сформированной на тот момент, стал для людей неотъемлемой частью образования и саморазвития.

Профессия ученого сегодня престижна, но все же не столь популярна, особенно среди молодежи. Несмотря на то что в российской науке с 2014 г. наблюдается рост доли молодых ученых, приток молодежи в науку не так быстр и в объемах меньше по

сравнению с естественным процессом старения. Большинство молодых ученых занято в областях технических наук, физики, информационных технологий, а меньшинство -в областях природообустройства, архитектуры, нанотехнологий и авиакосмического приборостроения и конструирования. В 2005 г. количество исследователей, занятых в технических науках, составило приблизительно 250 тыс. человек, а в 2014 г. этот показатель упал лишь на 20 тыс. В условиях быстро меняющегося мира молодежь стала более мобильной в профессиональном смысле и пробует себя в направлениях, которые ей интересны, поэтому молодые люди достаточно поздно определяются с постоянной профессией и местом работы. Также нехватку молодых ученых можно связать и с последствиями демографического кризиса в 90-х гг. ХХ в. [3].

В настоящее время технические науки перегнали остальные науки в мире по масштабу исследований и числу специалистов. Такая ситуация связана, прежде всего, с проектированием большого числа технических устройств и разработкой технологий, а также с сопровождением уже созданных технических систем. Уже довольно давно наблюдается тенденция довольно стремительного перехода от фундаментальных исследований к прикладным и коммерциализация научных открытий. Большой объем исследований проводится в области фотоники, квантовых систем, оптогенетики, телемедицины, математической физики и компьютерных наук.

Список литературы

1. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.

2. Дергачева Е.А. От техногенного общества - к социотехноприродной глобализации // Среднерусский вестник общественных наук, 2010. № 4. С. 7-13.

3. Цифры о науке, или как статистика помогает понять научный потенциал страны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.ifmo.ru/ru/news/6434/ (дата обращения: 12.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.