ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 7• Номер 1 • Январь 2020
ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
Первое
экономическое издательство
Влияние таксономии видов экономической деятельности на управление охраной труда
Аналитические и прогнозные исследования по различным проблемам экономической деятельности находятся под влиянием внесения изменений в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В связи с этим актуальным является определение данной связи и прослеживание трансформации в системе управления охраной труда в части разработки нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, а также в изменении статистических данных о производственном травматизме по видам экономической деятельности для последующего анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений. Эффективность системы управления охраной труда может быть снижена из-за неучтенных и недоработанных требований к безопасности труда или изменений в статистике производственного травматизма. Авторами проанализирована данная взаимосвязь на примере сферы транспорта. На основании официальных данных Роструда о производственном травматизме со смертельным исходом на транспорте выполнен прогноз с использованием принципов моделирования и прогнозирования на основе современного программного обеспечения. По результатам проведенных исследований авторами предложены рекомендации для повышения управляющих воздействий и эффективности мероприятий по предупреждению, профилактике и снижению производственного травматизма.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая деятельность, управление охраной труда, производственный травматизм, нормативные правовые акты, статистические данные.
Influence taxonomy of types of economic activity on the occupational safety management
Grafkina M.V. 1, Sviridova E.Yu. 1, Glavatskaya I. 1
1 Moscow Polytechnic University, Russia
тельности в Российской Федерации базируются на принципах гармонизации со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе. В настоящее время уже приняты и введены в действие изменения в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), назначение которого - классификация и кодирование видов деятельности
Графкина М.В. 1, Свиридова Е.Ю. 1, Главацкая И. 1
1 Московский политехнический университет, Москва, Россия аннотация:
Введение
овременные тенденции таксономии видов экономической дея-
и информации о них. ОКВЭД используется для решения ряда задач, среди которых задачи, связанные с:
• разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
• обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач;
• осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за субъектами национальной экономики и социальной сферы и др. [1].
В связи с этим изменения, внесенные в ОКВЭД, должны найти свое отражение и оказать влияние на соответствующие нормативные правовые акты и статистические данные, а следовательно, и на аналитические и прогнозные исследования по различным проблемам экономической деятельности.
На наш взгляд, очень актуально проследить эту связь и трансформацию в системе управления охраной труда в части разработки нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, в изменении статистических данных о производственном травматизме по видам экономической деятельности для
abstract:_
Analytical and forecast studies on various problems of economic activity are influenced by changes in the all-Russian classification of economic activities (OKVED). In this regard, it is relevant to determine this relationship and trace the transformation in the system of labour protection management in the development of normative legal acts containing state requirements for labour protection, as well as in the change of statistical data on industrial injuries by type of economic activity for subsequent analysis, forecasting and management decision-making. The effectiveness of the occupational safety management system may be reduced due to unrecorded and incomplete safety requirements or changes in occupational injury statistics. The authors analyzed this relationship on the example of the transport sector. On the basis of official data of Rostrud about industrial injuries with a fatal outcome on transport the forecast with use of principles of modeling and forecasting on the basis of the modern software is made. Based on the results of the research, the authors proposed recommendations for improving the control effects and effectiveness of measures to prevent, prevent and reduce occupational injuries.
keywords: economic activity, occupational safety management, industrial injuries, legal acts, statistical data
JEL Classification: J81, J88, J89 Received: 24.12.2019 / Published: 31.01.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Grafkina M.V. (marina.grafkina0rambler.ru)
citation:_
Grafkina M.V., Sviridova E.Yu., Glavatskaya I. (2020) Vliyanie taksonomii vidov ekonomicheskoy deyatelnosti na upravlenie okhranoy truda [Influence taxonomy of types of economic activity on the occupational safety management]. Ekonomika truda. 7. (1). - 69-78. doi: 10.18334/et. 7.1.41533
последующего анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений [2, 3] (Ота/кта, 2018; Ота/кта, Ба/тта, 2017).
Любые неучтенные и недоработанные требования к безопасности труда или изменения в статистике производственного травматизма снижают эффективность управления охраной труда, основная цель которой - создание безопасных и благоприятных условий для сохранения жизни и здоровья работающих. Проанализируем эту взаимосвязь на примере сферы транспорта.
В предыдущей версии ОКВЭД, утвержденной Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, (ОКВЭД ОК 029-2001-КДЕС Ред. 1) «Транспорт» находился в Разделе I (подраздел «Транспорт и связь»), при этом деятельность в сфере связи характеризовалась порядком 25 кодов, среди которых:
• деятельность в области электросвязи;
• деятельность в области телефонной связи и др.
А в подразделе «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», который содержал около 40 кодов, входили следующие виды деятельности:
• предоставление туристических информационных услуг;
• предоставление туристических экскурсионных услуг;
• предоставление услуг поисково-спасательных служб и др.
Таким образом, если в организациях, занимающихся этими видами деятельности по кодам старого ОКВЭД, происходили несчастные случаи, связанные с производством, то в статистических данных они учитывались и относились к одной категории вида деятельности «Транспорт и связь», хотя очевидно, что причины травматизма, например в сфере электросвязи, телефонной связи или при оказании туристических информационных услуг, очень далеки от причин, связанных с эксплуатацией транспорта, в то время как все решения в государственной системе управления охраной труда строились на основании общих статистических показателей травматизма по виду экономической деятельности «Транспорт и связь». В настоящее время действует новая версия классификатора ОКВЭД-2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
По ОКВЭД-2, утв. Приказом Росстандарта от 26.05.2015 № 423-ст, сфера деятельности, связанная с эксплуатацией транспорта, входит в Раздел Н «Транспортировка
об авторах:_
Графкина Марина Владимировна, зав. кафедрой «Экологическая безопасность технических систем», доктор технических наук, профессор (manna.grafkina0rambLer.ru)
Свиридова Евгения Юрьевна, доцент кафедры «Экологическая безопасность технических систем», кандидат технических наук (evg_sviridova0mai1.ru)
Главацкая Ирина, студент магистратуры по направлению подготовки «Техносферная безопасность»
цитировать статью:_
Графкина М.В., Свиридова Е.Ю., Главацкая И. Влияние таксономии видов экономической деятельности на управление охраной труда // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 1. - С. 69-78. doi: 10.18334М.7.1.41533
и хранение», т.е. раздел объединяет виды деятельности, связанные непосредственно с транспортировкой пассажиров и грузов. Этот раздел включает перевозку грузов и пассажиров, подчиняющуюся либо не подчиняющуюся расписанию, по железной дороге, трубопроводам, автомобильной дороге, водным или воздушным транспортом, а также сопряженную с ней деятельность, такую как деятельность вокзалов и терминалов, стоянок для транспортных средств, обработка и хранение груза и т.д. [1].
В этот раздел также включена деятельность, связанная с арендой транспортных средств с водителем или оператором. Но нужно иметь в виду, что такие виды деятельности, как капитальный ремонт или обслуживание транспортных средств, кроме автомобильных, а также техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств не включены в раздел «Транспортировка и хранение». Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств (45.20.1) входит в Раздел О «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» (ОКВЭД 2).
Анализ содержания видов деятельности по кодам ОКВЭД-2 показывает, что виды деятельности, входящие в Раздел Н «Транспортировка и хранение», действительно имеют много общего, и можно предположить, что производственный травматизм в организациях этих видов деятельности также будет иметь схожие виды и причины травматизма, что позволит выработать эффективные управляющие воздействия по его предупреждению, профилактике и снижению.
Анализируя официальные данные Роструда [4, 5] за 2016-2018 гг. (рис. 1, 2), можно отметить, что в 2016 г. вид деятельности «Транспорт и связь» находился на третьем месте, а его вклад в общее количество несчастных случаев со смертельным исходом составлял 10% (от общего количества погибших в результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями, 1832 чел.), а в 2017 г. и в 2018 г. вид деятельности «Транспортировка и хранение» составлял уже 12% (от общего количества погибших в результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями, 1711 чел. и 1471 чел. соответственно), т.е. можно наблюдать определенное повышение относительного показателя травматизма, связанного с деятельностью в сфере транспорта при общем снижении количества погибших на производстве за отчетные периоды. Это подтверждает наше предположение о том, что изменения в ОКВЭД вызовут изменения в статистических данных.
Разработка и содержание нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования охраны труда в отдельных видах экономической деятельности, также связана с классификатором ОКВЭД. Например, для обеспечения безопасных и комфортных условий труда на автомобильном транспорте Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59н утверждены «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» (ПОТ). Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда и обязательны для исполнения работодателями при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплу-
■ Строители: пю
■ (Х)ра6«шшош]К приниилсш
■ Транспорт и снять
■ Соютвос юмйгвао, охит н .внювхоиВгт)
■ ДоЛичл юлспшх жишсиыт
Рисунок 1. Количество погибших на производствев организациях разтичных видов экономической деятельности от общего количестве погибших,% Источнвк: доклады>1 об осуществлении и эффективности феюеральиого государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативные правовых актов, содержащих
нормы трудового права.
■ Сельское, лесное хозяйство, охота, ■ Транспортировка и хранение
рыболовство н рыбоводство
Рисунок 2. Количество погибших на прои зводстве в организацияхразличных видов экономической деятельности от общего количества погибших,% Источник: доклады об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и инык нормативвыгв правовым нктои, содержащих
нормы! трудового права.
атаци ей, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств. Анализ документа показал, что из 342 пунктов документа
60 (17,5% от общего числа) имеют общий характер и содержат общие требования по охране труда, 67 (19,6%) пунктов относятся непосредственно к охране труда при эксплуатации транспортных средств, а основная часть, 214 пунктов, что составляет 62,6%, относятся к требованиям безопасности при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств. Таким образом, документ, призванный обеспечить безопасность труда в сфере транспорта, - Раздел Н ОКВЭД-2 (например, деятельность по коду 49.39.11 «Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию» или по коду 49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам») - на самом деле направлен на решение проблем охраны труда в сфере деятельности по Разделу О ОКВЭД 2 (код 45.2 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»). Эти виды деятельности имеют различные классы профессионального риска:
• техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств относится к 3 классу профессионального риска и имеют ставку страховых взносов на травматизм по ОКВЭД, равную 0,4%;
• деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам относятся к 6 классу профессионального риска со ставкой страховых взносов на травматизм по ОКВЭД, равной 0,7%.
В общем, любой документ, содержащий государственные требования охраны труда, на какой бы вид деятельности он бы не был сориентирован, решает важнейшую задачу по профилактике производственного травматизма. Однако проведенный нами анализ показывает, что транспортная деятельность относится к более высокому классу профессионального риска, чем деятельность по техническому обслуживанию и ремонту, и, соответственно, необходимо более детально идентифицировать все опасности этой деятельности и прописать в ПОТ необходимые требования по предупреждению реализации опасностей, которые могут привести к производственному травматизму.
Основными причинами производственного травматизма на транспорте (по проведенному нами анализу данных актов Н-1 о смертельных случаях на производстве за 2018 г.) являются:
• нарушение правил дорожного движения, предусмотренных ч. 1 ст. 264 УК РФ;
• недостатки в осуществлении организации и проведении подготовки работников по охране труда;
• исполнение трудовых обязанностей водителем без прохождения психиатрического осмотра освидетельствования;
• неотстранение работника от работы в состоянии алкогольного опьянения;
• неудовлетворительная организация охраны труда и работ, выражающаяся в отсутствии необходимого контроля со стороны должностных лиц за ходом выполнения работающими трудовой дисциплины;
• нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств;
lS^OH
I1.1SH
*Si м
10.1» 1
07Н
Л.О» Ц
■ Нарушение правил дорожного движении предусмотренного т! ct264 УК РФ
■ Келосшш в оргыапацин и проведении подготоил работнице по охране труда Исполнение сбпаниостей (Sei прохожлеюи псиюагричеснчо озмегельсгвовяп
■ Не отстранение работника от работы в состоим адтго.льного ошжюа
■ Неудоиетвсршелыш оргаиюаши проняодства работ выромвшееа в отсутствии должного юшратв со сторону должностных шг л хохы вишиеюа рвбог и собнсаенш работниками трудовой дютяшны
Нарушение требований бехшсностн при жсплуагашш 1рансгюрткых средств
■ Нахождение рабопши в состовннн алотолыто. нарюттесшго н иного тскнческто опыиеян!
■ Не собжоенне режима труза и отдыха воотем
■ Не совпадение скоростного режима водителей
■ Нарушение раСотннюы грузового распсрив н дисциплины труда
Рисунок 3. Причины производственных несчастных случаев на транспорте со смертельным исходом за 2018 г. Источник: Отчет о деятельности «Федеральной службы по труду и занятости за 2018 год.
• нахождение работника в состоянии алкогольного, наркотического и иного ток-сическоге опьянения;
• несоблюдение режима труда и отдыха водителя;
• несоблюдение скоростного режима водителем;
• нарушение работником трудового распорядка и нарушение дисциплины труда. Процентное соотношение причин несчастных случаев на производстве со смер-
тееьным исходом,произошедших в2018 году,представлено на рисунке 3.
Наш анализ причин производственного травматизма на автомобильном транспорте и требований охраны труда, содержащихся в ПОТ, показывает, что в ПОТ недостаточно прописаны требования по соблюдению правил дорожного движения,
о
ах» гаю хп; мм 10» 2ои гол низ ив*
Рисунок 4. Прогнозирование производственного травматизма с тяжёлыми последствиями на транспорте (то данным Роструда) Источник: составлено авторами.
прохождению психиатрического освидетельствования, соблюдению водителем скоростного режима, проведения ремонтных работ на линии и др. Считаем, что в соответствии с новым классификатором видов экономической деятельности необходимо переработать Правила по охране труда на автомобильном транспорте, сконцентрировав в этом документе требования к безопасной эксплуатации автотранспортных средств. В то же время правила по охране труда для деятельности, связанной с техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств, выделить в отдельный документ, для чего требуются управляющие решения на государственном уровне управления охраной тртда.
На основании официальных данных Роструда о производственном травматизме со смертельным исходом на транспорте был выполнен прогноз (рис. 4) с использованием принципов моделирования и прогнозирования на основе современного программного обеспечения [6, 7, 8] (Grafkina, Klindukh, Sviridova, 2018; Maystruk, Borkin, 2014; Grafkina, Sviridova, ^т^, 2019).
Заключение
Несмотря на некоторый рост показателей в 2016-2018 гг., что, на наш взгляд, связано с изменением классификатора видов экономической деятельности и изменением в связи с этим данных по статистической отчетности о производственном травматизме, прослеживается общая тенденция к снижению производственного травматизма с тяжелыми последствиями на транспорте, что подтверждает общую эффективность
мероприятий по управлению охраной труда и сохранению жизни и здоровья работающих.
Таким образом, изменения в классификаторе видов экономической деятельности действительно оказывают влияние на систему управления охраной труда.
Для повышения управляющих воздействий и эффективности мероприятий по предупреждению, профилактике и снижению производственного травматизма на основании анализа результатов проведенных исследований считаем, что необходимо:
• привести в соответствие с кодами видов экономической деятельности нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда;
• обратить внимание на изменение статистических данных по производственному травматизму при проведении аналитических и прогнозных исследований.
ИСТОЧНИКИ:
1. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономиче-
ской деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 17.07.2019). Консультатнт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163320.
2. Графкина М.В. Организация и результаты научных исследований по надзорной и
инспекционной деятельности в сфере охраны труда // Техносферная безопасность как комплексная научная и образовательная проблема. СПб., 2018. - c. 81-85.
3. Графкина М.В., Сафрина Н.А. Анализ и профилактика производственных несчаст-
ных случаев, происшедших в результате дорожно-транспортных происшествий // Организация и безопасность дорожного движения: Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения д. т. н., профессора Л. Г. Резника: в 2 томах. Тюмень, 2017. - c. 278-284.
4. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2018 год. Rostrud.
ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rostrud.ru/upload/Doc/report%202018.pdf.
5. Доклады об осуществлении и эффективности федерального государственного над-
зора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Rostrud.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rostrud.ru/press_center/doklady/doklady-ob-osushchestvlenii-i-effektivnosti-federalnogo-gosudarstvennogo-nadzora-za-soblyudeniem-tru.
6. Графкина М.В., Клиндух М.А., Свиридова Е.Ю. Моделирование существующей тен-
денции и прогнозирование изменений показателей производственного травматизма // Экономика труда. - 2018. - № 1. - c. 101-114. - doi: 10.18334/et.5.1.38756 .
7. Майструк А.В., Боркин В.С. Системный анализ и моделирование потенциально
опасных технологических процессов // Безопасность в техносфере. - 2014. - № 3. -c. 3-8. - doi: 10.12737/4934 .
8. Графкина М.В., Свиридова Е.Ю., Королев В.И. Информационные технологии в ана-
лизе и прогнозировании производственного травматизма // Экономика труда. -2019. - № 2. - c. 913-922. - doi: 10.18334/et.6.2.40793 .
REFERENCES:
Grafkina M.V. (2018). Organizatsiya i rezultaty nauchnyh issledovaniy po nadzornoy i inspektsionnoy deyatelnosti v sfere okhrany truda [Organization and results of research on the supervisory and inspection activities in the field of labor protection] Technosphere safety as a complex scientific and educational problem. 81-85. (in Russian).
Grafkina M.V., Klindukh M.A., Sviridova E.Yu. (2018). Modelirovanie sushchestvuyush-chey tendentsii iprognozirovanie izmeneniypokazateley proizvodstvennogo travma-tizma [Modeling the current trend and predicting changes in indicators of occupational accidents]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). 101-114. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38756 .
Grafkina M.V., Safrina N.A. (2017). Analiz iprofilaktikaproizvodstvennyh neschastnyh sluchaev, proisshedshikh v rezultate dorozhno-transportnyh proisshestviy [Analysis and prevention of occupational accidents that occurred as a result of road accidents] Organization and traffic safety. 278-284. (in Russian).
Grafkina M.V., Sviridova E.Yu., Korolev V.I. (2019). Informatsionnye tekhnologii v analize i prognozirovanii proizvodstvennogo travmatizma [Information technologies in the analysis and forecasting of industrial injuries]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 913-922. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.40793 .
Maystruk A.V., Borkin V.S. (2014). Sistemnyy analiz i modelirovanie potentsialno opasnyh tekhnologicheskikhprotsessov [System Analysis and Modeling of Potentially Hazardous Operating Procedures]. Bezopasnost v tekhnosfere. 3 (3). 3-8. (in Russian). doi: 10.12737/4934 .