ISSN GS6S-3SS6
НАУЧНОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, 2GG4, том 14, № 4, c. 39-43
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 681.5.01: 658.5; 681.5.01: 658.512 © В. Н. Шамберов
ВЛИЯНИЕ СУХОГО ТРЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМАХ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ПРИВОДНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ НА ИХ УСТОЙЧИВОСТЬ
Рассматривается задача учета сухого трения в исполнительных механизмах приборных следящих систем с приводным электродвигателем и исследуется влияние сухого трения в исполнительном механизме на возникновение автоколебательных режимов.
ВВЕДЕНИЕ
Впервые электрическая машина для автоматического регулирования была применена в 1871 г. русским ученым-инженером В.Н. Чеколаевым. Новшество быстро нашло распространение в военной технике благодаря стараниям выдающегося русского артиллериста В.Ф. Петрушевского и талантливого изобретателя в области минного дела и артиллерии А.П. Давыдова. В настоящее время электрические машины широко используются в современных системах автоматического управления, автоматических устройствах и приборах.
В автоматических системах электрические машины часто используются в качестве исполнительных электродвигателей, преобразующих подводимый к ним электрический сигнал в угловую скорость вращения вала. С валом связан управляющий рабочий механизм, образующий с электродвигателем исполнительный механизм автоматической системы.
Присутствие сухого трения в исполнительном механизме может вызвать автоколебательный режим и привести к аварийной ситуации. Исследование явления требует создать в рамках сформулированной задачи идеализацию этого явления в виде определенной математической модели, допускающей возможность применения известных методов исследования.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПРИ УЧЕТЕ СУХОГО ТРЕНИЯ
Уравнение динамики исполнительного механизма с приводным электродвигателем получим из уравнения равновесия моментов (1) и уравнения электрического равновесия (2):
г
\
J + —
дв + . 2 .р
V F J
dQ , _
IT+М в-"*
(Q),
(i)
где приведенный к валу двигателя динамический момент обусловлен инерционностью ротора (Jдв) и инерционностью связанного через редуктор (] — передаточное число редуктора) с валом
двигателя рабочего механизма (Jм); см/ = М — вращающий момент двигателя; см — коэффициент пропорциональности; Мвнтр (П) — приведенный к валу двигателя момент от сил внешнего трения; П — угловая скорость вращения вала;
L — + Ri + с Q = U, dt е
(2)
где / — ток якоря; Ь — суммарная индуктивность; Я — суммарное активное сопротивление; се П — противо-ЭДС двигателя; се — скоростной коэффициент двигателя.
Момент от сил внешнего трения Мвнтр (П) представляет собой сумму двух моментов: от сил вязкого трения Мвтр (П) = кт П (кт — положительный коэффициент, характеризующий вязкое трение) и от сил сухого трения Мс тр (П)
М
вн.тр.
= М в.тр.^) + М cm(Q).
с.тр.
Для М (Q) выполняется:
М с
с.тр
<М
тр.0
М = М (Q)
с.тр. с.тр.дв.
если Q = 0; Sign(Q), если Q Ф 0,
где М,
тр.0
М (П) стрдв — момент сил сухого трения движе-
момент сил трения покоя, а
ния.
Так что для момента сил внешнего трения справедливо
М
М
если П = 0;
вн.тр. = кт П + М(П) с.тр.дв. §Щп(ПХ
еслиП Ф 0.
(3)
Момент сил сухого трения движения — монотонно убывающая положительная функция, характеризуемая:
своим максимальным значением
/с.тр.дв. — Мтр.ост. при |П| — 0 '
М (П) — М .
V / с.тр.дв. тр.ШІП
М(П)с минимальным значением
при |п| —— ^ , максимально отрицательным наклоном
к; =-(£1 (и (а) „р.Дв.)/ап)п—0'
При этом Мтр.0 > Мтр.ост. > Мтр.ШІП > 0[1, 2].
Долгое время практика моделирования сухого трения в исполнительных механизмах ориентировалась на его простейшую идеализацию
Мтр.0 = Мтр.ост. = Мтр.ШІП > °5 полУчившУю название кулоновской. Качественной особенностью не-кулоновских идеализаций является учет превышения сил трения покоя над силами трения движения: Мтр.0 > Мтр.ост. = Мтр.ШІП > 0 — учет сухого
трения по Булгакову; МТр.0 = МТр.0СТ > > 0 —
>
учет сухого трения по Хайкину; Мтр 0 > Мт
> М т
■ тр.0 — тр.ост.
ь тр т1П > 0 — уточненный учет сухого трения.
По уравнениям (1-3) получим следующую модель исполнительного механизма:
тр.0 ’
Ь — = -Яі - се П + и;
& е
ап , ,
J-----= 0, если П = 0 и смі < М
йґ 1 м 1
J ^ = ~ктП - М(П)с тр дв. Й§П(П) + смІ, ■ (4)
если П Ф 0;
•/ ^ = -кт П - М(П) с тр дв. §.§п(смі) + см^
если П = 0 и |смі | > Мтр 0,
Здесь J — приведенный к валу двигателя момент всех вращающихся масс. Коэффициенты см, се могут быть определены по механическим характеристикам двигателя. При Мтр0 > Мтрост
модель (4) относится к моделям логико-динамического класса. Переменными состояния являются угловая скорость вращения вала й = ^ / & , угол поворота в и ток в обмотке якоря /, внешним воздействием — подводимое к якорю двигателя напряжение и.
Использование модели (4) сопряжено с существенными трудностями при аналитическом исследовании. Однако практика моделирования динамики автоматических систем с исполнительными двигателями малой мощности часто допускает пренебрежение моментом инерции (J = 0), что позволяет применить вырожденную модель [3] исполнительного механизма в классе кусочнолинейных моделей (представлена на рис. 1 в операторном виде: р = &/ & — символ дифференцирования по времени). Коэффициент к в модели характеризует трение движения. Сухое трение учтено с помощью существенной нелинейности N(М). Нелинейность соответствует учету сухого
трения при Мтр 0 > Мт
тр.ост. > Мтр.ШІП > 0 и кт > кт .
Рис. 1. Математическая модель исполнительного механизма с электроприводом
Рис. 2. Существенная нелинейность, определяющая учет сухого трения в исполнительном механизме при
J = 0 и к т > к т
Здесь обозначены: М стр — страгивающий момент двигателя; М ост — остановочный момент; Мдв — момент сил сухого трения при движении; N0— предыстория состояния нелинейности N (М).
Геометрическая интерпретация нелинейности представлена на рис. 2.
Значения Мстр. = смістр.
Мост. = сміост. могут оп-
ределяться экспериментально путем замера токов якоря, при одном из которых подвижная часть механизма приходит в движение (/стр ) и при другом —
останавливается (/ост ) соответственно. Фрикционные колебания в модели (представлены на рис. 3) будут наблюдаться при выполнении условия
с с Мстр.
е м + і > стр-
кЯ
Мо
(5)
Аналитическое описание нелинейности: если |М| - Мост, то N = 0;
если
МІ < Мстр. и |М| > Мост. и N0 = 0,
то N = 0;
если М > Мост и N0 Ф 0 или если М > Мстр. и N0 = 0,
то N = М - М ;
если М < -Мост и N Ф 0 или если М - -Мстр. и N = 0,
то N = М + М дв.
дв-
для внешнего воздействия и из диапазона
^стр. < и < Мост. Я
сс
е м +1
0.615
[рад]
0.308
Як
Фрикционные колебания — быстрые скачкообразные перемещения, чередующиеся с остановками подвижной части исполнительного механизма, наблюдаются в модели механизма только при
к' > к т.
2.461
и =6.6 в ф ^тгуутуї
І <9(0_ГГ
[А]
1.230
0.000
0.188
0.375
И
0.563
Рис. 3. Фрикционные колебания исполнительного механизма. Параметры системы: се = 0.2 Вх/рад, см = 1.0 Нм/А,
к = 0.1 Нмх/рад, Я = 3.0 Ом, Ь = 0.032 Гн, Мстр. = 4.00 Нм,
Мост. = 3.65 Нм, Мдв. = 0.00 Нм
с
с
м
м
Ку
и
Модель ісп. механизма по рис. 1
Рис. 4. Математическая модель следящей системы с электроприводом
ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ С СУХИМ ТРЕНИЕМ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ МЕХАНИЗМЕ
Рассмотрим некоторые примеры влияния сухого трения в исполнительных механизмах электрических следящих автоматических систем на возникновение в них автоколебаний. Простейшая следящая система с приводным электродвигателем и безынерционным усилителем с коэффициентом передачи Ку [4] представлена на рис. 4.
Аналитическое описание нелинейности, учитывающей сухое трение:
Если |М| - М М < М с
если
то N = 0; и N0 = 0,
то N = 0;
если М > М дв и N0 Ф 0 или
дв. и
если М > Мстр. и N0 = 0,
то N = М - М д
Рис. 5. Существенная нелинейность, определяющая учет сухого трения в исполнительном механизме при
J = 0 и к т < к т
Динамическая модель (6) была исследована методом точечных отображений [5, 6]. Результаты исследования: модель устойчива "в целом", если выполняются условия:
а) при (g1 + d1)2 > 4^2 (А + 1 - £)б > (В - 1) ехр
б) при (gl + ^)2 < 4d2
-1п
В -1
(2 - В)б >
> ^(1 - В)2 + А^ ехр
А -1 В - А
1 - В п агСй-----------+ —
А1 2
(7)
У-1
если М < -М дв и N0 ^ 0 или
ДБ. и
если М < -Мстр. и N0 = 0,
то N = М + М дв.
ДБ.
Геометрическая интерпретация нелинейности представлена на рис. 5.
Нелинейность учитывает сухое трение при
Мтр.0 > Мтр.ост. > М~ тр.т1п > 0 , К < кт и имеет качественные отличия от нелинейности (см. рис. 3), учитывающей сухое трение при кт > кт. При такой нелинейности (см. рис. 5) исполнительный механизм не генерирует фрикционные колебания, однако в самой автоматической системе сухое трение может вызвать автоколебания.
В режиме свободных движений динамика автоматической системы будет соответствовать модели
в) при (g1 + d1)2 = 4d 2
(2 - В)б > (В - 1) ехр
В-1
(8)
(9)
и + glи = -^ N (и) - d 2 N (и).
(6)
В выражениях (7-9) обобщенные параметры А > 1; А1 > 0; В, Q > 1 определяются как А1 = -в/ а, А = а1/а, В = -d1 /а. При этом в и а (при определении параметра А1) — соответственно мнимая и вещественная части комплексносопряженных корней Я12 = а ± ]'в уравнения
Я2 + (g1 + d1)Я + d2 = 0, а а = Я и а1 = Я2 (при определении А) — вещественные корни (причем а > а1 ) этого же уравнения. Качественный учет сухого трения характеризует обобщенный параметр Q = (Мстр. + Мдв. ) /(Мстр. - Мдв. ) : с увеличением Q область устойчивости расширяется. Структура разбиения пространства в соответствии с условиями (7-9) на области устойчивости и области автоколебаний представлена на рис. 6 (значение параметра Q зафиксировано).
и
1
Рис. 6. Структура разбиения пространства обобщенных параметров А, Л^, О, Q на области устойчивости и автоколебаний
8627
[В/рад]
6470
У
2157
8300^—у \ пгт
Область г івтоколеб аний
Облас ть \
устойчивости
0.010 0.035 0.060 0.085 0.110
і --------->
0.135 0.160
[ Гн ]
Рис. 7. Структура разбиения пространства исходных параметров (коэффициентов) на области устойчиво- системе в іі£іраме трамти.
сти и автоколебаний при константных значениях: с . рад’ См .
Я = 3.0 Ом, к = 0.01 Н-м-с/рад, се = 0.2 В'с/рад, см =
Рис. 8. Автоколебания в следящей автоматической
= 1.0 Н'м/А, Мстп = 1.00 Н'м, Мост = 0.25 Н'м
с/рад, см = 1.0 Н'м/А, к = 0.01 Н'м'с/рад, Я = 3.2 Ом, Ь = 0.032 Гн, Мсто = 1.00 Н'м, Мост = = 0.25 Н'м, ^у = 8500 В/рад
Невыполнение любого из условий (7-9) вызовет в модели автоколебания. Параметры обобщенной модели (6) определяются через исходные коэффициенты системы согласно выражениям:
4 = сесм/ Ьк; 42 = Ку см/ Д/р; & = к /Ь. Структуру разбиения можно представить и в исходных параметрах (коэффициентах), например на плоскости Куи Ь при фиксированных остальных параметрах (представлено на рис. 7).
Зададим параметрам Ку , Ь значения из облас-
ти существования автоколебаний Ку = 8500,
Ь = 0.032 (см. рис. 7), или А1 = 0.51, Б = 1.969 (см. рис. 6). При начальных условиях, соответствующих области притяжения предельного цикла, в системе возникают автоколебания (представлены на рис. 8).
Рассмотрим пример [4] следящей системы, в которой используется пассивное дифференцирующее звено (рис. 9) с параметрами Т1 и Т2 при
Т > Т2.
6Х. —
Ку (Гц + 1)
ъ р + [
м
Ьр + к
ЩМ)
N
—=ч
к
О > » >
в
-Н
1
Рис. 9. Математическая модель следящей системы с пассивным дифференцирующим звеном
0.010 0.035 0.060 0.085 0.110 0.135 0.160 [ Гн ]
I ------^
Рис. 10. Структура разбиения пространства исходных параметров следящей системы с дифференцирующим звеном на области устойчивости и автоколебаний
Следящая система с дифференцирующим звеном в отличие от системы рис. 4 является моделью 3-го порядка, однако и к ней (приЬ Ф ЯТ2) можно применить условия (7-9), определяющие ее устойчивость для определенного соотношения (сечения) ее параметров.
В соответствии с методом сечений пространства параметров [7, 8], для системы рис. 9 можно получить одно сечение, которое определяется уравнением
К = Ь - я?2)
у Ь(Ь - ЯТ1)
(10)
На плоскости параметров Ку , Ь сечение вы-
глядит в виде двух линий (рис. 10). При выполнении равенства (10) условия устойчивости автоматической следящей системы 3-го порядка совпадают с условиями устойчивости системы 2-го порядка, для которой &1 = 1/ Т2, 41 = сесм / Ьк,
42 = Кусм /Як]рТ2. Применение метода показало, что для точек сечения при Ь < ЯТ2 система (6) всегда устойчива, для точек сечения при Ь > ЯТ1 условия устойчивости (отсутствия автоколебаний) — Ь > 0.1267.., Ку < 1552 (квадратная точка 1, см.
рис. 10).
Остальные точки граничной линии (овальные заштрихованные на рис. 10) получены методом машинного моделирования. Граничная линия раз-
деляет плоскость параметров Ky, L на область устойчивости и область автоколебаний (графики автоколебаний для точек 2 и 3 сходны с графиком рис. 8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование влияния сухого трения в исполнительном механизме приборной следящей системы осуществлено в результате сочетания методов: теории релаксационных (разрывных) колебаний, сечений пространства параметров, точечных отображений и численного интегрирования уравнений динамической модели, что вполне соответствует новой технологии научного познания — совместному использованию строгого анализа и численной машинной математики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шамберов В.Н. Моделирование динамики элемента с трением // Фундаментальные и прикладные проблемы теории точности процессов, машин, приборов и систем: Труды 6-й сессии Международной научной школы (Фридлендеровские чтения). СПб.: Институт проблем машиноведения РАН, 2003. С. 98105.
2. Шамберов В.Н. Метод аналитического исследования влияния сухого трения на поведение авторегулируемых динамических систем //
Научное приборостроение. 2003. Т. 13, № 3. С.77-83.
3.Мищенко Е.Ф, Розов Н.Х. Дифференциальные уравнения с малым параметром и релаксационные колебания. М.: Наука, 1975. 248 с.
4. Васильев Д.В., Чуич В.Г. Системы автоматического управления (примеры расчета). М.: Высшая школа, 1967. 419 с.
5. Шамберов В.Н. Исследование типовой промышленной системы автоматического регулирования с некулоновой моделью сухого трения. Автореф. дис. ... канд. техн. наук. Л.: ЛГУ, 1988. 16 с.
6. Камачкин А.М., Шамберов В.Н. Существенно нелинейные автоматические системы. СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 1995. 74 с.
7. Нелепин Р.А. Об исследовании методом сечений пространства параметров одного класса систем управления // Изв. АН СССР, Техническая кибернетика. 1965. № 4. С. 126-133.
8. Нелепин Р.А., Камачкин А.М., Туркин И.И., Шамберов В.Н. Алгоритмический синтез нелинейных систем управления / Под ред. Р.А. Нелепина. Л.: ЛГУ, 1990. 240 с.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Материал поступил в редакцию 28.04.2004.
EXECUTIVE MECHANISMS’ DRY FRICTION IMPACT ON THE STABILITY OF AUTOMATIC CONTROL SYSTEMS WITH ELECTRIC ACTUATING MOTORS
V. N. Shamberov
Saint-Petersburg State Marine Technical University
The problem of dry friction causing self-oscillation in automatic control systems with electric actuating motors is considered.