бака, и тех многочисленных последствиях, к которым приводит курение. На действие никотина указало 36,6% заполнивших анкеты, о других веществах, образующихся при сгорании табака (а их более 200), знало небольшое число лиц. О неблагоприятном влиянии курильщиков на окружающих известно 80% опрошенных, однако немногие из них принимают меры к предупреждению воздействия на членов семьи, сослуживцев и других лиц продуктов сгорания табака.
Выясняя причины курения, мы установили, что 36% курят по привычке, возникшей в детские годы, от которой впоследствии трудно избавиться. Это еще больше повышает [ответственность учителей и медицинских работников школ. Большинство (2/3) курильщиков хотят бросить эту вредную привычку, 43,7% из них делают попытки, но окончательно избавиться от нее не могут из-за соблазна в повседневном окружении. Сказанное еще раз свидетельствует о необходимости строжайшего ограничения мест курения. Часть (40%) опрошенных указали на необходимость организации медицинской помощи для желающих бросить курить. За запрет рекламы и продажи табачных изделии высказалось 36%. В Швеции принят закон, обязывающий на коробках с табачными изделиями указывать содержание окиси углерода, никотина и смолистых веществ и, кроме того, печатать предупреждение о вреде курения.
В борьбе с курением, особенно «пассивным», важная роль, несомненно, принадлежит администрации, профсоюзным организациям, первичным организациям Общества Красного Креста, которые должны вести решительную борьбу с этим злом. Мы стараемся шире распространять опыт Сочи — города, выступившего за прекращение курения в лечебных, профилактических и санитарно-оздоровнтельных учреждениях, поскольку отдых, а тем более лечение с курением несовместимы.
Поступила 11/1 1978 г.
Краткие сообщения
УДК 613.644:656.251-07:612.821.2
А. А. Волков, Л. С. Годин
ВЛИЯНИЕ СУДОВОГО ШУМА МАЛЫХ УРОВНЕЙ НА СКОРОСТЬ СВОБОДНЫХ
АССОЦИАЦИЙ У ПРОВОДНИЦ
Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР, Москва
Существует мнение, что воздействие шума с уровнями 40—50 дБА проявляется в первую очередь в изменениях психических реакций (И. Л. Карагодина и соавт.). В частности установлено, что длительное непрерывное действие шума приводит к изменению скорости свободного ассоциирования. По данным обследования населения, проживающего в непосредственной близости от железных дорог или красной линии магистралей, латентный период (ЛП) ассоциаций на слова, взятые из железнодорожной практики или связанные с шумом у людей, живущих в обстановке более высокого шума, увеличивался (А. М. Волков и соавт.; В. А. Токарев). Изучение в лабораторных условиях влияния шума и вибрации на трактористов показало, что под воздействием в течение 1 ч шума 95 дБА в диапазоне 300—8000 Гц скорость словесных реакций снижалась на 18,5% (В. Н. Козлов и Н. И. Киселева).
В настоящей работе изучены изменения скорости свободных ассоциаций у проводниц в рейсе на речном пассажирском теплоходе под действием шума с уровнем 50 дБА. ЛП ассоциаций определяли для слов 3 групп. Первая содержала слова, связанные с сухопутной обстановкой и бытовой деятельностью (стол, кукла, магазин и др.). Словесные раздражители второй группы были связаны с судовым шумом и шумящими механизмами (дизель, грохот, вентилятор и др.). Третья группа слов была представлена понятиями, обозначающими состояние отдыха, комфорта, тишины (сон, одеяло, тишина и др.).
Исследование проводили с помощью установки, состоящей из кассетного магнитофона «Десна» и электрохрономиорефлексометра ЭМР-01 с микрофоном и ларингофоном. При воспроизведении записанных на магнитофон слов-раздражителей автоматически концом слова запускался электронный секундомер. Сигналом, останавливающим счетчик, являлось начало слова, произносимого испытуемой.
Обследовано 5 проводниц в возрасте от 18 до 25 лет в последнем рейсе 7-месячной навигации. Стаж работы на речном флоте составлял от 1 до 3 лет. Обследование проводили ежедневно утром и вечером в течение всего 19-дневного рейса. При анализе
Рис. 1. ЛП свободных ассоциаций на различные группы слов-раздражителей . у проводниц [теплохода в утренние часы.
Здесь и на рнс. 2 по оси абсцисс — дни; по оси ординат — время, с; / — слова первой группы; 2— слова второй группы, 3 — слова третьей группы.
Рис. 2. ЛП свободных ассоциаций на различные группы слов-раздражителей у проводниц в вечерние часы.
данные каждого утреннего и вечернего обследования усредняли. Материалы обрабатывали методами вариационной статистики. Для устранения влияния случайных колебаний применяли метод скользящей средней (А. М. Мерков и Л. Е. Поляков). Изменения, произошедшие за различные периоды суток, сопоставляли по непараметрическому показателю (Е. А. Деревянно и соавт.).
В утренние часы ЛП ответов на слова, связанные с шумом, в течение всего рейса превышал ЛП ответов на слова двух других групп (рис. 1). До 9-го дня рейса скорость ответов на слова всех 3 групп возрастала. Наибольшее увеличение отмечено для слов третьей (на 39%) и первой (на 34%) групп. Скорость реакций на слова второй группы повышалась лишь на 13%. К 18-му дню рейса скорость ответов на раздражители всех групп снижалась для слов первой группы на 27%, для слов второй группы на 53%, для слов третьей группы на 59% по сравнению с показателями за первые 5 дней рейса. ЛП свободных ассоциаций у проводниц в вечернее время представлены на рис. 2. Все кривые, приведенные на рис. 2, двухфазны. На 1-й неделе ассоциации на слова первой группы ускорялись на 43%, на слова второй группы — на 30%, на слова третьей группы — на 24%. К концу 2-й недели ускорение реакций уменьшалось. К концу рейса скорость словесных реакций на слова третьей группы возрастала на 15%, на слова первой группы сравнивалась со скоростью ответов в начале рейса, а на слова второй грппы сокращалась на 14%.
Таким образом, при анализе утренних и вечерних показателей ЛП свободных ассоциаций у обслуживающего персонала в рейсе выявлен ряд специфических изменений. Отмечено увеличение скорости ассоциативных реакций на слова-раздражители всех групп к концу 1-й недели плавания. Это явление, очевидно, связано с состоянием врабатываемости и снижением тормозной активности центральной нервной системы испытуемых, наступающим в условиях относительной сенсорной депривации на борту судна. Скорость ассоциаций на слова, имеющие сигнальное значение по отношению к ШУМУ> уменьшалась более значительно к концу рейса как утром, так и вечером. Ассоциирование на слова, определяющие комфорт и отдых, в конце рейса характери-
Таблица 1
Среднерейсовый ЛП свободных ассоциаций на различные группы слов-раздражителей
у проводниц (М±т)*
Группа слов Утро Вечер Изменения, С ЛП, %
Первая Вторая Третья 0,54±0,04 0,87±0,03 0,64±0,05 0,74±0,04 1,03±0,05 0.87±0.04 ООО 37 18 27
• Утренний показатель принят за 100%.
зовалось снижением скорости ответов утром и увеличением ее вечером, что касается индифферентных раздражителей, т. е. слов первой группы, то к концу рейса сдвигов в скорости словесных ответов на них в вечернее время не отмечено.
Для выявления изменений ЛП ответов на слова, связанные с шумом, проведено сопоставление среднерейсовой скорости ассоциации (табл. 1).
Как видно из табл. 1, наиболее высокие показатели и наименьшая разница между ними в утреннее и вечернее время были в ответах на слова второй группы, что свидетельствовало об инертности ассоциативных процессов при ответе на слова, связанные с шумом.
Изменения скорости ассоциаций в состоянии бодрствования и во время ночного отдыха проанализированы при помощи непараметрического показателя:
_ Р — У К ~ о+Р + Т'
где а — число случаев с неизменившимися по сравнению с исходными ЛП ответов; Р — число случаев с увеличившейся скоростью ассоциаций; 7 — число случаев с уменьшившейся скоростью ассоциаций (Е. А. Деревянко и соавт.). Изменения ЛП ответов на слова всех 3 групп имели одинаковую направленность за день и ночь. В течение дня скорость словесных реакций снижалась, во время сна она восстанавливалась. В отношении слов-раздражителей первой и третьей групп дневные сдвиги полностью устранялись во время ночного отдыха. Сниженная за день скорость ассоциаций на слова второй группы за ночь полностью не восстанавливается ( табл. 2).
Выводы
1. Круглосуточное длительное пребывание в условиях шума с уровнем 50 дБ А вызывает у проводниц теплохода снижение скорости свободных ассоциаций на слова, связанные с шумом, производственной деятельностью и судовой обстановкой. Характер изменений скорости свободных ассоциаций свидетельствует об их инертности при предъявлении слов-раздражителей, связанных с шумом.
2. Ночной сон в условиях действия судового шума с уровнем 50 дБА не приводит к полному восстановлению сниженной за день скорости свободных ассоциаций на слова, связанные с шумом.
3. Полученные данные свидетельствуют об информативности данной методики и целесообразности ее применения при изучении влияния судового шума на плавсостав.
Поступила 31/1 1978 г.
Непараметрический показатель изменений ЛП свободных ассоциаций на различные группы слов-раздражителей у проводниц в различное время суток
Группа слов Непараметрнческнй показатель
для дневных изменений для ночных изменений
Первая —0,53 +0,65
Вторая —0,40 +0,30
Третья —0,15 +0,41
Съезды, совещания, конференции, научные общества
УДК 613/614:061.22.053.7(470.62) «1977»
П. В. Нефедов
О КОНФЕРЕНЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕСОЮЗНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ГИГИЕНИСТОВ
Кубанский медицинский институт им. Красной Армии, Краснодар
В Краснодаре состоялась юбилейная конференция Краснодарского краевого отделения Всесоюзного научного общества гигиенистов и краевого здравотдела, посвященная 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В работе конференции приняли участие санитарные врачи — представители 62 санэпидстанций Кубани.