Научная статья на тему 'Влияние структуры, объема и интенсивности тренировочных средств на специальную и функциональную подготовленность высококвалифицированных лыжниц-гонщиц'

Влияние структуры, объема и интенсивности тренировочных средств на специальную и функциональную подготовленность высококвалифицированных лыжниц-гонщиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / SPORTS TRAINING / PEDAGOGIC AND PHYSIOLOGIC PARAMETERS / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грушин А. А., Ростовцев Владимир Леонидович

В статье приведены основные положения методики тренировки сборной команды СССР и России (женщины) с 1984 по 1998 г. Выявлены закономерности влияния педагогических и медикобиологических показателей на спортивный результат на чемпионатах мира и Олимпийских играх.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грушин А. А., Ростовцев Владимир Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article substantive provisions of procedure of training of a combined team of the USSR and Russia (woman) from 1984 to 1998 yr are resulted. Laws of influence of pedagogical and medico-biological parameters on sports result in the world championships and Olympic games are taped.

Текст научной работы на тему «Влияние структуры, объема и интенсивности тренировочных средств на специальную и функциональную подготовленность высококвалифицированных лыжниц-гонщиц»

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ, ОБЪЕМА И ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ НА СПЕЦИАЛЬНУЮ И ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ

А.А. ГРУШИН, ЦСП сборных команд России;

В.Л. РОСТОВЦЕВ, ВНИИФК

Аннотация

В статье приведены основные положения методики тренировки сборной команды СССР и России (женщины) с 1984 по 1998 г. Выявлены закономерности влияния педагогических и медикобиологических показателей на спортивный результат на чемпионатах мира и Олимпийских играх.

Ключевые слова: спортивная тренировка, педагогические, физиологические показатели, корреляционный анализ.

Abstract

In article substantive provisions of procedure of training of a combined team of the USSR and Russia (woman) from 1984 to 1998 yr are resulted. Laws of influence of pedagogical and medico-biological parameters on sports result in the world championships and Olympic games are taped.

Key words: sports training, pedagogic and physiologic parameters, correlation analysis.

Постановка проблемы

Роль функциональной подготовленности в лыжных гонках весьма велика [3, 7]. Показатели функциональной подготовленности имеют высокую степень корреляции с местами, занимаемыми спортсменами как на коротких, так и на длинных дистанциях [4]. Лабораторное тестирование функциональной подготовленности позволяет оценить структуру и уровень специальной работоспособности спортсмена 2-3 раза в год, но не менее важно иметь и правильно применять систему доступного контроля ежедневной переносимости нагрузки, которая даст возможность любому тренеру в полевых условиях тренировочных сборов контролировать и оптимизировать процесс подготовки спортсменов.

Методы, контингент и организация исследования

Исследования проведены в течение сезонов 19851998 гг. (женщины). В них приняли участие члены сборной команды СССР и России по лыжным гонкам. Всего в исследованиях приняли участие 19 элитарных лыжниц-гонщиц (впоследствии 10 чел. стали заслуженными мастерами спорта, 9 чел. - мастерами спорта международного класса) в возрасте от 20 до 32 лет.

В результате применения коротко представленной в настоящей статье системы подготовки были завоеваны 15 золотых, 8 серебряных, 7 бронзовых медалей на зимних Олимпийских играх и 21 золотая, 10 серебряных, 8 бронзовых медалей на чемпионатах мира по лыжным гонкам.

Функциональная подготовленность определялась в лабораторных условиях на базе ВНИИФК (рук. КНГ -Мартынов В.С., с 1993 г. - Головачев А.И.) в беге на тредбане с углом наклона 1° со ступенчато повышающейся нагрузкой до отказа (начальная скорость - 2,5 м/с для женщин и 3,0 м/с для мужчин с повышением скорости

на 0,5 м/с через каждые 3 мин). Регистрировались пороги аэробного (ПАО) и анаэробного (ПАНО) обменов [9]. Тестирования проводились не менее 2 - 3 раз в год в рамках этапных комплексных обследований (ЭКО).

Для оценки переносимости тренировочной нагрузки применялась система индивидуальных зон интенсивности, которая для каждого спортсмена рассчитывалась следующим образом:

1-я зона интенсивности - 65-75% от ЧССмакс, 50-60% от МПК, La = 1,2-2,0 ммоль/л;

2-я зона интенсивности - 76-85% от ЧССмакс, 61-74% от МПК, La = 2,1—3,7 ммоль/л:

а) подзона совершенствования ПАО - 76-80% от ЧССмакс, 61-69% от МПК, La = 2,1-3,0 ммоль/л;

б) подзона становления ПАНО - 81-85% от ЧССмакс, 70-74% от МПК, La =3,1-3,7 ммоль/л;

3-я зона интенсивности - 86-94% от ЧССмакс, 75-85% от МПК, La = 3,8-4,2 ммоль/л;

4-я зона интенсивности - 95-100% от ЧССмакс, 86-100% от МПК, La = более 4,2 ммоль/л.

Учет интенсивности нагрузки производился только для основных дневных и вечерних тренировок и не применялся для восстановительных (плавание, гребля, игры и т.п.). ЧСС регистрировалась мониторами сердечного ритма «Polar» производства Финляндии. По данным ЧСС рассчитывались объемы выполненной работы по предлагаемой системе регистрации интенсивности, отношение суммы объемов выполненной работы в 3-й и 4-й зонах интенсивности к сумме объемов в 1-й и 2-й зонах интенсивности.

Спортивный результат рассчитывался в очках. За первое место присуждалось 7 очков, 2 место - 5 очков, 3 место - 4 очка, 4 - 3 очка, 5 - 2 очка, 6 - 1 очко.

Теснота корреляционной связи определялась для средних величин отдельных показателей и количеством очков за все годы подготовки.

ІШ)

Основными задачами многолетнего эксперимента являлись:

1. Определение оптимальных объемов (общего и по зонам), характер, количество и соотношение тренировочных средств, информативных показателей функциональной подготовленности и их влияние на спортивный результат.

2. Разработка индивидуальной системы ежедневного и поэтапного контроля переносимости тренировочной нагрузки и текущего состояния подготовленности.

3. Определение влияния разработанной методики на специальную и функциональную подготовленность,

определение наиболее значимых показателей (промежуточных критериев) спортивного состояния элитарных лыжниц и лыжников-гонщиков.

Результаты исследований

В табл. 1 представлены результаты выступлений группы спортсменов, тренировавшихся под руководством одного из авторов настоящей статьи - засл. тренера СССР и России А.А. Грушина по разработанной методике.

Таблица 1

Итоги выступлений сборной команды страны (женщины) на ЧМ и ЗОИ в период с 1985 по 1998 г.

в порядке успешности (сверху вниз)

№ п/п Год прове- дения Тип спортмероприятия, место проведения % от общего количества очков Обще- командное место Количество завоеванных медалей

зол. сер. бронз. 4 5 6

места

1. 1995 ЧМ, Канада 60,00 1 5 3 1 2 2 2

2. 1997 ЧМ, Норвегия 59,09 1 5 - 2 2 3 3

3. 1988 ЗОИ, Канада 55,68 1 3 3 2 1 1 -

4. 1998 ЗОИ, Япония 51,81 1 5 2 1 1 2 1

5. 1992 ЗОИ, Франция 48,18 1 3 2 4 1 1 1

6. 1993 ЧМ, Швеция 44,54 1 3 2 2 3 - 1

7. 1989 ЧМ, Финляндия 44,31 2 2 1 2 2 6

8. 1994 ЗОИ, Норвегия 38,18 1 3 1 1 1 3 3

9. 1991 ЧМ, Финляндия 38,18 1 4 1 1 1 1 -

10. 1987 ЧМ, ФРГ 30,68 3 1 2 1 2 - -

11. 1985 ЧМ, Австрия 13,63 3 1 - - 1 1 -

Обнаружено, что наиболее удачные выступления (сверху вниз) обусловлены большим общим объемом выполненной работы и не самой большой интенсивностью тренировочной работы. В табл. 2 представлены общий объем, объемы по зонам и средства тренировки, применявшиеся в подготовке данной группы (сборной команды СССР и России - женщины). Сначала рассмотрим данные только за подготовительный период, т.к. известно, что основа успеха закладывается именно в это время.

Оказалось, что из 10 представленных в табл. 2 сезонов лучшие выступления (5 лучших сезонов) приходятся на годы, в которых общий объем составил в среднем

6233 км, а сумма объемов выполненной работы в 3-й и 4-й зонах интенсивности была в среднем 14,7% по отношению к общему объему тренировочной работы. В относительно худших 5 сезонах общий объем выполненной работы равнялся 6100 км, а сумма объемов выполненной работы в 3-й и 4-й зонах интенсивности была или существенно выше (19,2% в 1989-1990 гг., 19,8% - 1994 г.), или ниже (около 13%) и в среднем составила 17,3%. Таким образом, низкий общий объем или (и) высокая интенсивность проделанной работы в подготовительном периоде не способствуют достижению высокого спортивного результата.

Таблица 2

Годовые объемы, интенсивность и средства выполненной тренировочной работы в сезонах 1985-1998 гг.

в порядке успешности (сверху вниз)

(подготовительный период)

№ п/п Год Тип, место соревнований 1-я зона 2-я зона 3-я зона 4-я зона Общий объем Бег Роллеры Лыжи

1. 1995 ЧМ, Канада 2777 42,7% 2790 42,7% 736 11,2% 223 3,4% 6526 1652 23,9% 2830 43,3% 2044 32,8%

2. 1997 ЧМ, Норвегия 8% Г"' сч 24 2691 41,7% 780 12% 204 3,1% 6453 1372 21,4% 2374 36,7% 2707 41,9

3. 1988 ЗОИ, Канада 2541 43,8% 2475 42,4% 623 10,6% 190 3,2% 5829 1601 27,5% 1704 29,2% 2524 43,3%

Окончание табл. 2

№ п/п Год Тип, место соревнований 1-я зона 2-я зона 3-я зона 4-я зона Общий объем Бег Роллеры Лыжи

4. 1998 ЗОИ, Япония 2590 42,3% 2543 41,3% 801 13,0% 212 3,4% 6146 1621 26,5% 2233 36,3% 2292 37,2%

5. 1992 ЗОИ, Франция 2511 40,6% 2721 43,7% 817 13,1% 164 2,6% 6213 1597 25,8% 2014 32,4% 2602 41,8%

6. 1993 ЧМ, Швеция 2905 45,8% 2346 36,7% 903 14,1% 223 3,4% 6377 1580 24,8% 2195 34,4% 2602 40,8%

7. 1989 ЧМ, Финляндия 2551 42,5% 2469 40,8% 796 13,1% 222 3,6% 6038 1847 30,7% 2003 33,1% 2188 36,2%

8. 1994 ЗОИ, Норвегия 2865 45,8% 2161 34,4% 1076 17,1% 172 2,7% 6274 1515 24,2% 2122 33,8% 2637 42,0%

9. 1991 ЧМ, Финляндия 2886 46,1% 2190 34,9% 985 15,7% 212 3,3% 6273 1719 27,5 2313 36,8% 2241 35,7%

10. 1987 ЧМ, ФРГ 2534 45,9% 2259 40,7% 568 10,2% 179 3,2% 5540 1650 29,9% 1615 29,1% 2275 41,0%

Что касается средств тренировки, оказалось, что спортивный результат тем выше, чем выше объем специальных средств в общем объеме проделанной работы в подготовительном периоде. Так, из 10 сезонов 5 лучших характеризовались наибольшим объемом специальных средств подготовки - лыж и лыжероллеров, и в среднем сумма объемов этих средств составила 74,9% по отношению к общему объему подготовки. Однако следует иметь в виду, что это не означает, что объем специальных

средств можно наращивать беспредельно, т.к. известно, что такой подход может приводить к явлениям дезадаптации и требует интенсификации восстановительных средств, которые и так на этом квалификационном уровне предельно вовлечены в тренировочный процесс.

Такая же тенденция оптимальных объемов, интенсивности и средств была обнаружена при анализе годовых показателей (табл. 3). Это еще раз подтвердило особую значимость подготовительного периода.

Таблица 3

Годовые объемы, интенсивность и средства выполненной тренировочной работы в сезонах 1985-1998 гг.

в порядке успешности (сверху вниз)

(годовой период)

№ п/п Год Тип, место соревнований 1-я зона 2-я зона 3-я зона 4-я зона Общий объем Бег Роллеры Лыжи

1. 1995 ЧМ, Канада 4092 41,2% 4177 41,9% 1142 11,4% 554 5,5% 9965 2236 22,6% 2830 28,3% 4899 49,1%

2. 1997 ЧМ, Норвегия 4233 42,5% 4012 40,1% 1182 11,8 562 5,6% 9989 1943 19,6% 2374 23,7% 5672 56,7%

3. 1988 ЗОИ, Канада 3920 42,5% 3565 40,2% 1080 11,9% 491 5,4% 9056 2242 24,8% 1704 18,8% 5110 56,4%

4. 1998 ЗОИ, Япония 3865 40,2% 4038 41,8% 1181 12,2% 566 5,8% 9650 2155 22,4% 2233 23,1% 5262 54,5%

5. 1992 ЗОИ, Франция 3808 39,9% 4009 41,9% 1236 12,9% 514 5,3% 9567 2149 22,6% 2014 21,0% 5404 56,4%

6. 1993 ЧМ, Швеция 4234 43,2% 3698 37,8% 1314 13,3% 582 5,9% 9828 2173 22,2% 2195 22,3% 5460 55,5%

7. 1989 ЧМ, Финляндия 4128 43,7% 3498 36,9% 1313 13,8% 538 5,6% 9477 2468 26,1% 2003 21,1% 5006 52,8%

8. 1994 ЗОИ, Норвегия 4228 44,4% 3303 34,5% 1522 15,9% 498 5,2% 9551 2192 23,0% 2122 22,25 5237 54,8%

9. 1991 ЧМ, Финляндия 4312 44,7% 3335 34,4% 1500 15,4% 544 5,6% 9691 2369 24,6% 2313 23,8% 5009 51,6%

10. 1987 ЧМ, ФРГ 3923 44,4% 3430 38,7% 1010 11,3% 498 5,6% 8861 2261 25,6% 1615 18,2% 4985 56,2%

Оказалось, что из тех же 10 представленных в табл. 3 сезонов 5 лучших приходятся на годы, в которых общий объем составил в среднем 9645 км, а сумма объемов выполненной работы в 3-й и 4-й зонах интенсивности - в среднем 17,6% по отношению к общему объему

тренировочной работы. В худших 5 сезонах общий объем выполненной работы равнялся 9481 км, а сумма объемов выполненной работы в 3-й и 4-й зонах интенсивности была выше и в среднем составила 19,5%. Следует заметить, что более высокая годовая интенсивность по сравне-

ІШ)

нию с интенсивностью тренировочной работы в подготовительном периоде связана с количеством соревнований, которых в зимний период значительно больше. Поэтому ориентироваться на относительную долю суммы объемов в 3-й и 4-й зонах в 18 и более процентов не следует, т.к. соревновательная нагрузка часто приводит не к развитию специальной работоспособности, а к угнетению процессов развития и переутомлению.

Тенденция подготовительного периода относительно средств тренировки также подтвердилась в годовом цикле. Оказалось, что спортивный результат тем выше, чем выше объем специальных средств в общем объеме проделанной работы. Так, из 10 сезонов 5 лучших характеризовались объемом специальных средств подготовки - лыж и лыжероллеров - в среднем 77,6% по отношению к общему объему подготовки, а 5 сезонов с более слабым выступлением - 75,7%.

Для подтверждения обнаруженных закономерностей и определения тесноты связи между отдельными показателями объема, интенсивности, средств тренировки и влияния этих показателей на спортивный результат был проведен корреляционный анализ, представленный в табл. 4. Как видно, наиболее тесную связь со спортивным результатом имеют общий объем проделанной работы, объемы тренировочной нагрузки, выполненные на лыжах и лыжероллерах, а также объемы тренировки во 2-й и 4-й зонах интенсивности. Коэффициенты корреляции для лыж и роллеров практически не отличаются. Для спортивного результата они приближаются к 0,7, а в общем объеме достигают 0,7-0,9. Бег характеризуется отрицательными коэффициентами, что, возможно, означает большую восстановительную значимость применения этого средства, чем развивающую специальную работоспособность и влияющую на спортивный результат.

Таблица 4

Теснота корреляционной связи между результатами (очки) соревнований 1985-1998 гг. и показателями объема в зонах интенсивности и тренировочных средств

Показатели 1 Очки 2 Объем 1-я зона 3 Объем 2-я зона 4 Объем 3-я зона 5 Объем 4-я зона 6 Общий объем 7 Бег 8 Роллеры

1 - очки 1

2 - объем 1-я зона 0,28 1

3 - объем 2-я зона 0,82 -0,04 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 - объем 3-я зона 0,22 0,75 -0,067 1

5 - объем 4-я зона 0,68 0,57 0,658 0,45 1

6 - общий объем 0,79 0,66 0,68 0,64 0,89 1

7 - бег -0,43 -0,02 -0,56 0,11 -0,28 -0,37 1

8 - роллеры 0,67 0,58 0,67 0,47 0,77 0,89 -0,27 1

9 - лыжи 0,66 0,40 0,56 0,43 0,66 0,73 -0,69 0,39

В табл. 5 представлены показатели функциональной подготовленности элитарных лыжниц-гонщиц, которые, по-видимому, могут быть приняты за модельные характеристики [8, 5] при подготовке к наиболее крупным соревнованиям по лыжным гонкам среди женщин. Однако следует иметь в виду, что на таком уровне спортивной подготовки только при индивидуальном подходе

можно добиться высокого результата. Обнаружено, что с подготовкой спортсменов в течение подготовительного периода максимальные функциональные показатели не претерпевают существенных изменений. Однако прослеживается тенденция к повышению мощности дыхательной системы. Об этом свидетельствует повышение МПК, МВЛ, КП.

Таблица 5

Средние показатели функциональной подготовленности лыжниц - гонщиц сборной команды страны, зарегистрированные в лабораторных условиях с 1984 по 1993 г. (х ± с)

Показатели МПК, мл/мин/кг МВЛ, л/мин КиО2, % КП ДК ЧССмакс Лактат, моль/л макс

Начало подготовительного периода 62,1 ± 3,8 108,5 ± 11,8 3,76 ± 0,37 19,5 ± 2,0 1,03 ±0,03 183,7 ± 6,3 9,6 ± 1,1

Конец подготовительного периода 63,3 ± 3,4 113,8 ± 12,3 3,75 ± 0,32 19,7 ± 1,9 1,02 ± 0,03 186,5 ± 5,8 8,9 ± 1,0

Кроме того, обнаружено существенное влияние таких показателей функциональной подготовленности, как ПАНО и ПАО. В табл. 6 представлены результаты корреляционного анализа по определению зависимости

спортивного результата от этих параметров. В практике спорта принято уделять большее внимание уровню ПАНО [1, 6, 7]. Однако проведенный анализ показал, что влияние уровня ПАО еще более значимо.

ШШ)

Таблица 6

Зависимость успешности (сверху вниз) выступлений на ЧМ и ЗОИ от уровней ПАНО и ПАО

№ п/п Годы Ранг соревнований, место % завоеванных очков ПАНО Корреляция: очки - ПАНО ПАО Корреляция: очки - ПАО

1. 1988 ЗОИ, Канада 55,7 93,8±0,4 0,77 74,6±0,4 0,9

2. 1992 ЗОИ, Франция 48,2 92,6±0,1 73,1±0,1

3. 1993 ЧМ, Швеция 44,5 92,9±0,3 73,7±0,4

4. 1989 ЧМ, Финляндия 44,3 91,1±0,3 70,0±0,3

5. 1991 ЧМ, Финляндия 38,2 91,1±1,2 71,0±1,5

6. 1987 ЧМ, ФРГ 30,7 90,9±2.5 70,4±3,5

7. 1984 ЗОИ, Югославия 14,8 91,6±1,5 68,7±2,0

8. 1985 ЧМ, Австрия 13,6 88,9±1,4 67,3±1,2

Заключение

Из результатов анализа следует, что при подготовке элитарных лыжниц-гонщиц необходимо руководствоваться целостной системой тренировочных воздействий, контрольных измерений и восстановительных мероприятий. Последнее в большей степени связано с построением микроциклов (объем настоящей статьи не позволяет детально коснуться этого вопроса). Годовой объем циклической работы должен приближаться к 10 000 км

в год, интенсивность (сумма объемов в 3-й и 4-й зонах) в подготовительном периоде не должна при этом превышать 15,5 - 16%, а за год - 18%. Оптимальной долей использования специальных средств является уровень в 75% в подготовительном периоде, за год - 77,5%. Важными прогностическими показателями функциональной подготовленности являются уровни ПАО и ПАНО. Высокий уровень ПАО имеет тесную зависимость со спортивным результатом.

Литература

1. Борилкевич В.В., Зорин А.И. Особенности использования анаэробного порога как критерия контроля и управления для развития выносливости в циклических видах спорта: тезисы докладов Всес. науч.-практ. конф. -М., 1987. - С. 79-80.

2. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. - 1991. -№ 2. - С. 24-31.

3. Волков Н.И. Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности. Физиология человека: учебник для вузов физ. культ. и фак. физ. воспитан. пед. вузов. - М., 2001. - С. 259-308.

4. Зайцева В.В., Мартынов В.С., Уткин В.Л. Методы определения ПАНО в лыжном спорте // Лыжный спорт. - М.: ФиС, 1982. - Вып. 1, с. 34-36.

5. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 2. - С. 28-37.

6. Озолин Э.С., Шустин Б.Н. Некоторые итоги XXIX Олимпиады в Пекине // Вестник спортивной науки. -2009. - № 2. - С. 3-8.

7. Ширковец Е.А. Общие положения оперативного управления тренировкой в спорте высших достижений // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 44-46.

8. Шустин Б.Н. Концептуальные основы подготовки сборной команды России к Олимпийским играм // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 10. -С. 28-31.

9. Wasserman K., Hansen J.E., Darryl Y.S., Casaburi R., Whipp BJ. Principles of exercise testing interpretation. Third е^йоп. - Lippincott Williams & Wilkins, 1999. - 354 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.