Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПРОВИЗОРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОГНОЗИЯ»'

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПРОВИЗОРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОГНОЗИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАКОГНОЗИЯ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / ТАКСОНОМИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лигостаева Юлия Валерьевна, Качкин Константин Вячеславович

Статья посвящена изучению проблемы составления учебных задач, как одного из важных элементов системно-деятельностного подхода. Категория «учебной деятельности» занимает одно из ключевых мест в процессе подготовки специалиста. Вся учебная деятельность должна быть представлена в виде системы учебных задач, расположенных в порядке нарастания познавательной самостоятельности обучающихся в их решении, что является необходимым условием для формирования компетенций будущей профессиональной деятельности. Одним из актуальных подходов в конструировании учебных задач в образовательном процессе является таксономия учебных целей Б. Блума. Метод включает использование учебных задач, построенных с учетом иерархии учебных целей от наиболее простого умения (воспроизведение фактов) к сложному (процесс анализа и оценки). Конструирование учебных задач в высшем образовании и исследование их влияния на формирование профессиональных компетенций у студентов является актуальной проблемой для многих дисциплин, в том числе и для дисциплины «фармакогнозия». Показано, что применение таксономии Б. Блума в учебном процессе способствует развитию интеллектуальной и предметно-практической сферы обучающегося. Это является основой для формирования профессиональной компетенции у будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лигостаева Юлия Валерьевна, Качкин Константин Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE STRUCTURING OF LEARNING TASKS ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN FUTURE PROVISORS ON THE DISCIPLINE "PHARMACOGNOSIA"

The article is devoted to the study of the problem of development of teaching objectives, as one of the important elements of the system-activity approach. The category ‘learning activity’ occupies one of the key places in the process of training a specialist. All educational activities should be presented in the form of a system of teaching objectives arranged in order of increasing cognitive independence that the students should have to do the tasks, which is a necessary condition for the formation of future professional activity competencies. One of the widely relevant approaches in the development of teaching objectives in the educational process is B. Bloom's taxonomy of educational goals. The method includes using some learning tasks built taking into account the hierarchy of learning goals from the simplest skill (reproduction of facts) to the complex one (process of analysis and evaluation). The development of teaching objectives in higher education and the study of their influence on the formation of professional competencies among the students is an urgent problem for many disciplines, including the discipline of ‘pharmacognosy’. It is shown that the application of B. Bloom's taxonomy in the educational process contributes to the development of the intellectual and subject-practical sphere of the student. This is the basis for the formation of professional competence of the future specialist.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПРОВИЗОРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОГНОЗИЯ»»

Непрерывный аспект формирования профессиональных психолого-педагогических качеств личности будущих педагогов в вузе в полной мере определяет их активность и мобильность по прогнозированию и проектированию собственной актуальной трудовой деятельности.

Наличие ощущения потребностного интереса к профессионально-педагогической специальности ориентирует на качество обучения и воспитания в системе образования; раскрывает индивидуально-психологические особенности личности будущего педагога; а также дает возможность моделировать и двигаться по индивидуальной образовательной траектории.

Выводы. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что, формируя мотивационно-профессиональную составляющую у студентов - педагогов в системе высшего образования ведет к индивидуализации и профессионализации личности будущего педагога - профессионала.

Высококвалифицированные и компетентные кадры образовательных учреждений имеют представление о специфике собственной профессионально-педагогической деятельности; обладают набором ценностных установок на труд педагога, стремление постоянно совершенствоваться в нем; повышать уровень профессионализма.

Истинная глубокая привязанность к педагогическим трудовым отношениям предполагает закрепление заниматься избранным профессиональным направлением, а также способствует эффективной работоспособности и личному удовлетворению потребностей в профессиональном труде.

Учитывая особенности учебно-воспитательного процесса вуза, важно отметить ориентированность на формирование профессионально-ценностных трудовых качеств студентов. Получение профессиональной специальности педагога накладывает требования на повышение уровня и качества материального оснащения и методическо-практического обеспечения обучения в вузе.

Становление личности как будущего профессионала - педагога реализуется за счет заинтересованности обучающихся в получении компетенций, навыков и способностей. Мотивирующая часть обучения будущих педагогов - залог успешности и конкурентоспособности специалистов.

Литература:

1. Маралова, Т.П. Психологические условия формирования профессиональной направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Т.П. Маралова. - М., 1984. - 16 с.

2. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №4. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-4

3. Томилова, Г.А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета / Г.А. Томилова. - Томск: изд-во Томского ун-та, 1978. - 128 с.

4. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №2. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4

Педагогика

УДК 378.016

кандидат фармацевтических наук, доцент Лигостаева Юлия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск); кандидат биологических наук, доцент Качкин Константин Вячеславович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПРОВИЗОРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОГНОЗИЯ»

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы составления учебных задач, как одного из важных элементов системно-деятельностного подхода. Категория «учебной деятельности» занимает одно из ключевых мест в процессе подготовки специалиста. Вся учебная деятельность должна быть представлена в виде системы учебных задач, расположенных в порядке нарастания познавательной самостоятельности обучающихся в их решении, что является необходимым условием для формирования компетенций будущей профессиональной деятельности. Одним из актуальных подходов в конструировании учебных задач в образовательном процессе является таксономия учебных целей Б. Блума. Метод включает использование учебных задач, построенных с учетом иерархии учебных целей от наиболее простого умения (воспроизведение фактов) к сложному (процесс анализа и оценки). Конструирование учебных задач в высшем образовании и исследование их влияния на формирование профессиональных компетенций у студентов является актуальной проблемой для многих дисциплин, в том числе и для дисциплины «фармакогнозия». Показано, что применение таксономии Б. Блума в учебном процессе способствует развитию интеллектуальной и предметно-практической сферы обучающегося. Это является основой для формирования профессиональной компетенции у будущего специалиста.

Ключевые слова: фармакогнозия, учебная задача, таксономия, Б. Блум, профессиональная компетенция.

Annоtation. The article is devoted to the study of the problem of development of teaching objectives, as one of the important elements of the system-activity approach. The category 'learning activity' occupies one of the key places in the process of training a specialist. All educational activities should be presented in the form of a system of teaching objectives arranged in order of increasing cognitive independence that the students should have to do the tasks, which is a necessary condition for the formation of future professional activity competencies. One of the widely relevant approaches in the development of teaching objectives in the educational process is B. Bloom's taxonomy of educational goals. The method includes using some learning tasks built taking into account the hierarchy of learning goals from the simplest skill (reproduction of facts) to the complex one (process of analysis and evaluation). The development of teaching objectives in higher education and the study of their influence on the formation of professional competencies among the students is an urgent problem for many disciplines, including the discipline of 'pharmacognosy'. It is shown that the application of B. Bloom's taxonomy in the educational process contributes to the development of the intellectual and subject-practical sphere of the student. This is the basis for the formation of professional competence of the future specialist.

Key words: pharmacognosy, learning task, taxonomy, B. Bloom, professional competence.

Введение. В современных условиях реализация стандартов высшего образования осуществляется не только на базе компетентностного [5], но и системно-деятельностного подхода. Это означает, что главной целью образования становится

не только передача знаний и социального опыта, а развитие личности обучающегося, его способности самостоятельно ставить цели в обучении, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения [21. В системно-деятельностном подходе категория «учебной деятельности» занимает одно из ключевых мест. По мнению Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Балла, вся учебная деятельность должна быть представлена в виде системы учебных задач, расположенных в порядке нарастания познавательной самостоятельности обучающихся в их решении [41, что является необходимым условием для формирования компетенций будущей профессиональной деятельности. Конструирование учебных задач в высшем образовании и исследование их влияния на формирование профессиональных компетенций у студентов является актуальной проблемой для многих дисциплин, в том числе и для дисциплины «фармакогнозия».

Цель представленной работы: исследование влияния учебных задач на формирование профессиональных компетенций у студентов фармацевтического факультета по дисциплине «фармакогнозия».

Объект исследования: образовательный процесс кафедры фармакогнозии и ботаники ФГБОУ ВО Новосибирского государственного медицинского университета Минздрава России.

Предмет исследования: влияние учебных задач на формирование профессиональных компетенций у студентов фармацевтического факультета по дисциплине «фармакогнозия».

Базой эмпирического исследования послужили кафедра фармакогнозии и ботаники, кафедра педагогики и психологии ФГБОУ ВО Новосибирского государственного медицинского университета Минздрава России. Общий объем выборки составил 24 человека (2 группы по 12 человек).

В качестве методов исследования выступил анализ теоретического материала по проблеме исследования, таксономия образовательных целей по Б. Блуму [1, 6], наблюдение, беседа.

Изложение основного материала статьи. Структурирование учебных задач является одним из важных компонентов педагогической деятельности. Для этого преподаватель должен использовать четкую, упорядоченную, иерархическую классификацию учебных целей. Одной из самых популярных систематизаций учебных целей до сих пор остается таксономия Б. Блума [31.

Технология конструирования учебных задач по таксономии образовательных целей заключается в следующем: учебные задачи на компетентностной основе реализуются через учебные задания, которые конструируются в соответствии с учебными целями (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). Учебные цели (категории мыслительных умений) расположены от самого простого умения (воспроизведения фактов) к самому сложному (до процесса анализа и оценки). Для каждого уровня указаны глаголы-действия (активные глаголы), с которых следует начинать конструирование учебного задания.

На основании компетенций, указанных в ФГОС ВО - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация, были сконструированы учебные задачи двумя способами: традиционным и по таксономии учебных целей Б. Блума.

Для сравнения результативности применения учебных задач студенты были разделены на две равные группы: контрольную и основную. Для оценки базового уровня сформированности компетенций был проведен констатирующий эксперимент. Студентам был предложен входной вид контроля в виде теста из 30 вопросов. По итогам входного вида контроля (тест) результаты оказались практически идентичными (в контрольной группе средний балл составил 3,83; в основной - 3,75).

Следующим этапом было проведения формирующего эксперимента. Контрольной группе были предложены учебные задачи, сконструированные традиционным способом, основной - учебные задачи, сконструированные по таксономии Б. Блума (табл. 1). Оценка выполненных студентами учебных задач проводилась по пятибалльной системе.

Таблица 1

Учебные задачи, сконструированные традиционным способом и по таксономии учебных целей Б. Блума

Учебные цели Конструирование учебных задач по Б. Блуму Традиционный способ конструирования учебных задач

Знание Назвать фармакопейный метод количественного определения флавоноидов в цветках календулы лекарственной. Определите количественное содержание флавоноидов в цветках календулы лекарственной фармакопейным методом (название метода, объясните на чем основан метод, приведите методику в кратком виде, особенности метода, рассчитать содержание с приведением расчетной формулы, сделайте вывод).

Понимание Объяснить сущность метода.

Применение Продемонстрировать на практике методику количественного определения флавоноидов в цветках календулы лекарственной (метод дифференциальной спектрофотометрии).

Анализ Проанализировать этапы метода дифференциальной спектрофотометрии.

Синтез Составить расчетную формулу и рассчитать содержание флавоноидов в цветках календулы лекарственной.

Оценка Сравнить полученный результат с нормативной документацией.

Было установлено, что средний балл (по пятибалльной системе) был выше у обучающихся основной группы (3,68 балла) по сравнению с контрольной (3,23 балла).

Полученные результаты объясняются особенностями конструирования учебных задач по таксономии образовательных целей, разработанной Б. Блумом. Структурированная форма заданий (в соответствии с уровнями мышления) в значительной степени облегчает работу обучающегося, категория «глагол-действие» формирует у него понимание конечной цели предлагаемого задания. Таксономия Б. Блума помогает преподавателю эффективно создавать упражнения (от низкого до высокого уровня), ориентированные на развитие умения достигать те или иные учебные цели, а также выбирать более объективный способ оценивания.

Следующим этапом был анализ оценки заданий (табл. 2), соответствующих уровням учебных целей, выполненных контрольной и основной группой. Установлено, что результаты были выше на уровне знание (основная - 91,60% и контрольная - 88,20%) и понимание (основная - 81,60% и контрольная - 80,53%), ниже - на уровне применения (основная -78,86% и контрольная - 70,00%), анализа (основная - 72,50% и контрольная - 60,80%), синтеза (основная - 71,18% и контрольная - 65,90%) и оценки (основная - 74,39% и контрольная - 75,57%).

Таблица 2

Средний балл заданий, соответствующих уровням образовательных целей

Уровень образовательной цели Среднее значение выполненного уровня образовательной цели, %

По Б. Блуму Традиционный подход

Знание 91,60 88,20

Понимание 81,60 80,53

Применение 78,86 70,00

Анализ 72,50 60,80

Синтез 71,18 65,90

Оценка 74,39 75,57

Таким образом, обучающиеся основной и контрольной группы на высоком уровне владеют изученным материалом, воспроизводят и преобразуют его из одной формы выражения в другую. На более низком уровне выражена у студентов способность использовать изученный материал в заданных условиях и новых ситуациях; делить его на составляющие части и выявлять взаимосвязи между ними; осознавать принципы организации целого; комбинировать элементы; оценивать значение того или иного материала.

Анализ оценки сформированности компетенций выявил (табл. 3), что применение учебных задач, сконструированных по таксономии Б. Блума, приводит к более высокому результату по сравнению с учебными задачами, сконструированными традиционным способом.

Таблица 3

Оценка сформированности компетенции

Компетенция Конструирование учебных задач по Б. Блуму Традиционный способ конструирования учебных задач

ПК-1, ПК-10 - способность к обеспечению контроля лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций 78,79% 74,99%

Следующим этапом было проведение контрольного эксперимента. Для этого всем обучающимся была предложена на коллоквиуме одна учебная задача в традиционном виде. При анализе контрольного эксперимента выявлено, что в основной группе средний балл выше (3,75) по сравнению с контрольной группой (3,50), что подтверждает эффективность применения учебных задач в процессе обучения, сконструированных по таксономии Б. Блума.

При анализе влияния сконструированных учебных задач на формирование профессиональных компетенций у студентов было выявлено, что в контрольной и основной группах результаты выше на уровнях «знание» и «понимание», ниже - на уровнях «применение», «анализ», «синтез», «оценка». Это говорит о том, что традиционный способ является в большей степени объяснительно-иллюстративным методом обучения, который не развивает в полной мере профессиональное мышление будущих провизоров, которые, как показывают экспериментальные данные, способны в настоящее время решать задачи только 1 и 2 уровня. Поэтому необходимо внедрение в учебный процесс по дисциплине «фармакогнозия» учебных задач, сконструированных по таксономии Б. Блума, которые последовательно формируют у студентов все этапы мышления от узнавания до применения, синтеза и оценки. Применение учебных задач по таксономии Б. Блума в большей степени способствует формированию профессиональных компетенций по сравнению с традиционным способом, что объясняется особенностями технологии данного способа: структурированная форма - задания составляются по порядку уровней человеческого мышления, что значительно облегчает работу обучающегося (способствует систематизации, усвоению, воспроизведению изученного учебного материала), формирует устойчивые навыки поведения в реальных жизненных ситуациях и обеспечивает усвоение системы средств, необходимой для успешного осуществления учебной деятельности. Применяемая при конструировании категория «глагол-действие» вносит большую ясность для обучающихся, а именно формирует понимание конечной цели предлагаемого задания.

Выводы. Применение учебных задач, сконструированных по таксономии Б. Блума, в учебном процессе, обеспечивает развитие интеллектуальной и предметно-практической сферы обучающегося, что является основой в формировании профессиональных компетенций и подготовки будущего специалиста.

Литература:

1. Бактыбаев, Ж.Ш. Использование технологии таксономии Блума в учебном процессе вуза / Ж.Ш. Бактыбаев // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №1 - С. 150-153

2. Безродная, Г.В. Концепция управления образовательным процессом в медицинском вузе на основе системы менеджмента качества / Г.В. Безродная, С.Н. Колпаков. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 170 с.

3. Верба, В.А. Использование таксономии Блума для оценки уровня знаний по математическому анализу у студентов экономических вузов / В.А. Верба, В.А. Колокнев // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. - 2015. - №1(5). -С. 124-127

4. Зимняя, И.А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности / И.А. Зимняя // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №1. - С. 3-14

5. Приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 №219 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2018 №50789) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021): [принят Минобрнауки России 27.03.2018]. - 20 с.

6. Султанова, Г.С. Таксономия Блума как инструмент интеллектуально развивающего обучения студентов / Г.С. Султанова // Высшее образование сегодня. - 2019. - №1. - С. 14-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.