Научная статья на тему 'Влияние стрессоустойчивости педагога на психологический климат классного коллектива в системе инклюзивного образования'

Влияние стрессоустойчивости педагога на психологический климат классного коллектива в системе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STRESS RESISTANCE OF THE TEACHER / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE TEAM / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Алена Алексеевна

В данном исследовании рассматривается влияние устойчивости к стрессу педагога на психологический климат в современной системе инклюзивного образования. В статье выделены основные трудности в организации инклюзивного образования; определены понятия стрессоустойчивости педагога и психологического климата; эмпирически доказана эффективность влияния высокого уровня устойчивости к стрессу у педагога на формирование положительного климата в коллективе, где совместно обучаются дети с разными образовательными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF STRESS RESISTANCE OF THE TEACHER ON THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE CLASSROOM IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

This study examines the impact of teacher stress resistance on the psychological climate in the modern system of inclusive education. The article highlights the main difficulties in the organization of inclusive education; defines the concept of stress resistance of the teacher and the psychological climate; empirically proved the effectiveness of the impact of a high level of resistance to stress in the teacher on the formation of a positive climate in the team, where children with different educational opportunities are trained together.

Текст научной работы на тему «Влияние стрессоустойчивости педагога на психологический климат классного коллектива в системе инклюзивного образования»

- умение осуществлять педагогическое сопровождение обучающихся в учебно-воспитательном процессе;

- умение находить оптимальные пути в аспектах решения учебно-воспитательных задач [5].

На основании теоретического анализа в научной литературы заключим, что процесс формирования готовности будущих филологов к применению современных педагогических технологий в рамках реализации процессов технологизации образования требует создания в контексте образовательной среды вуза необходимых организационно-педагогических условий как внешних по отношению к личности студента обстоятельств обучения, которые являются причиной его качественных изменений [3].

Так, формирование технологической компетентности будущих филологов как важной предпосылки обеспечения качественной профессиональной подготовки студентов может быть реализовано, по нашему мнению, путем создания следующих организационно-педагогических условий:

1. Реализация трансформации методических акцентов профессиональной подготовки будущих филологов высшей школе в направлении технологизации и гуманизации.

2. Принятие идей компетентностного подхода как ведущей концептуальной основы реализации профессионально-педагогической подготовки будущих филологов.

3. Применение в системе реализации профессионального образования будущих филологов современных педагогических технологий:

- интерактивных

- компьютерных;

- информационно-коммуникативных;

- технологии педагогического проектирования;

- кейс-технологии;

- технологии контекстного обучения;

- технологии проектного обучения;

- технологий проблемного обучения;

- технологии индивидуализации обучения и др. [6].

4. Включение в содержание профессиональной подготовки будущих филологов компонента по освоению теоретических основ современных педагогических технологий.

5. Обеспечение студентам возможности практического использования современных педагогических технологий в реальном образовательном процессе.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, подведем итоги исследования. В системе подготовки будущего филолога в высшей школе с целью обеспечения качества его образования в соответствии с актуальными требования государства и общества необходимо применение современных педагогических технологий.

Важной задачей профессиональной подготовки будущих филологов является формирование готовности выпускников к использованию в собственной педагогической практике современных образовательных технологий. Решение данной задачи требует создания определенных организационно-педагогических условий в контексте образовательной среды вуза.

Систематическая деятельность, направленная на формирование технологической компетентности будущего филолога, выражающейся в наличии у него готовности к применению современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволит подготовить профессионала высокого уровня, способного реализовывать приоритетные цели и задачи современного образования.

Литература:

1. Безпалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Высш. школа, 1995. - 208 с.

2. Ищак Е.Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - № 14. - С. 1-5.

3. Клак И.Е. Модернизация содержания и технологии профессиональной подготовки будущих учителей-филологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 2. - С. 130-133.

4. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - Москва: Просвещение, 1989. - 234 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М., 2005. - 272 с.

6. Педагогические технологии: учеб. пос. для студ. пед. специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. - М., 2004. - 320 с.

7. Царенко А. М. Педагогические основы формирования у будущих учителей умений применять ТСО в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 09 «Теория обучения». - К., 2000. - 19 с.

Педагогика

УДК: 376.1

кандидат психологических наук Андреева Алена Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного учреждения

высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» (г. Тамбов)

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данном исследовании рассматривается влияние устойчивости к стрессу педагога на психологический климат в современной системе инклюзивного образования. В статье выделены основные трудности в организации инклюзивного образования; определены понятия стрессоустойчивости педагога и психологического климата; эмпирически доказана эффективность влияния высокого уровня устойчивости к стрессу у педагога на формирование положительного климата в коллективе, где совместно обучаются дети с разными образовательными возможностями.

Ключевые слова: стрессоустойчивость педагога, педагогическая деятельность, психологический климат коллектива, инклюзивное образование.

Annotation. This study examines the impact of teacher stress resistance on the psychological climate in the modern system of inclusive education. The article highlights the main difficulties in the organization of inclusive education; defines the concept of stress resistance of the teacher and the psychological climate; empirically proved the effectiveness of the impact of a high level of resistance to stress in the teacher on the formation of a positive climate in the team, where children with different educational opportunities are trained together.

Keywords: stress resistance of the teacher, pedagogical activity, psychological climate of the team, inclusive education.

Введение. Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья является важным направлением социальной политики большинства стран - членов ООН и способствует успешной самореализации личности ребенка с особыми потребностями в обучении и воспитании, расширяет рамки его независимости. Инклюзия как процесс принимает во внимание и удовлетворяет разнообразные потребности обучающихся и направлена на социальную и культурную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество.

Однако в теории и практике инклюзивного образования лиц с ОВЗ в настоящее время существуют расхождения. Анализ литературы отечественных и зарубежных исследователей позволяет выделить определенные трудности в организации инклюзивного образования, такие как:

1. недостаточный уровень компетенции педагогов и их готовности к удовлетворению особых образовательных потребностей;

2. сложности в соблюдении всех требований при организации образовательной среды;

3. трудности включения детей с тяжелыми нарушениями в развитии, приведшими к инвалидности, в стандартную программу обучения образовательных организаций, а также проблемы организации образовательного процесса и школьной аттестации.

Данная статья делает акцент на аспекте компетенции педагогов и их готовности к удовлетворению особых образовательных потребностей, в частности, как влияет уровень устойчивости к стрессу на формирование положительного психологического климата классного коллектива, в котором объединены дети с разными образовательными возможностями.

Изложение основного материала статьи. Особенности педагогической деятельности учителя - это одна из достаточно ярко представленных тем в отечественной педагогической психологии (А.А.Баранов, Б.Х. Варданян, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Т.С. Полякова, А.А. Реан, В.А. Сластенин, С.В. Субботин и др.). В исследованиях отмечается, что педагогическая деятельность - это весьма напряженный (в психологическом плане) вид социальной деятельности, она относится к разряду профессий с большим количеством стресс-факторов, и, соответственно, в данной профессии предъявляются повышенные требования к такой профессиональной характеристике как стрессоустойчивость.

Современная школа ощущает острый дефицит квалифицированных кадров, имеющих представление об особенностях различных нозологических групп детей с ОВЗ. Научные исследователи и педагоги-практики отмечают неготовность педагогических работников - профессиональную, методическую, в том числе психологическую к взаимодействию с детьми, требующими особых условий обучения и воспитания. Это проявляется в наличии психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов, таких как: определенный страх перед неизвестным; неуверенность в эффективности своей педагогической работы с ребенком с ОВЗ; сложившиеся представления о вреде инклюзивного образования для остальных участников педагогического процесса; определенные негативные установки и различные предубеждения; нежелание изменяться, искать эффективные инновационные способы взаимодействия с новым типом коллектива.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим стрессоустойчивость как фактор, способствующий успешной адаптации и социализации человека в обществе. В общепсихологическом плане проблема стрессоустойчивости представлена в рамках структурного подхода с выделением индивидуально-типологического направления развития личности (Б.А. Вяткин, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов и др.); теории психических состояний, в рамках которой рассматриваются стрессовые состояния (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, Ф.Е. Василюк, Е.П. Ильин, Л.А. Китаев-Смык, Д.Н. Левитов, А.Б. Леонова, Н.И. Наенко и др.) и в ряде других подходов.

В данной работе мы рассматриваем стрессоустойчивость (СУ) как эмоциональную устойчивость, предполагающую выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокую работоспособность, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями и настроением, что является профессионально-значимым качеством личности учителя.

Именно от того, насколько развита степень стрессоустойчивости педагога, как он умеет регулировать свое эмоциональное состояние, преодолевать трудности, и насколько подвержен стрессу, зависит не только качество его профессиональной деятельности, но и самочувствие и работоспособность учащихся, на которых направленно педагогическое воздействие, что определяет эмоционально-психологический настрой коллектива учеников, то есть его психологический климат.

Стоит отметить, что именно с выполнением профессиональных обязанностей связана значительная часть стресс-факторов. Выделяются следующие организационные факторы, вызывающие стресс - это перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, неинтересная работа, плохие физические условия работы. К организационно-личностным факторам относят ряд явлений, которые отражают субъективно тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. В работе педагога проявления стресса разнообразны и обширны, среди них можно выделить такие как тревожность, фрустрированность, изможденность и профессиональное выгорание.

Так, напряженность, свойственная педагогической деятельности, позволяет Л.М. Митиной рассматривать стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности учителя. Ряд авторов отмечают, что устойчивость к психическому стрессу является одним из важнейших профессионально значимых качеств учителя (А.А. Баранов, Н.И. Глушкова, С.В. Субботин и др.) Поэтому профессиональная устойчивость - это совокупность мотивационных, эмоциональных, когнитивных и волевых свойств, объединяющихся в более или менее интегрированную систему.

В данном исследовании мы предположили, что повышение стрессоустойчивости (эмоциональной устойчивости) учителя положительно влияет на формирование благоприятного психологического климата в коллективе, где обучаются дети с разными психофизическими возможностями при определенных условиях: когда учитель обладает психолого-педагогическими знаниями и умениями; знает не только свои индивидуально-психологические особенности, но и особенности учащихся; в совершенстве владеет психодиагностической методикой на определение психологического климата в коллективе; целенаправленно использует знания и умения для создания благоприятного психологического климата коллектива; регулирует свое эмоциональное состояние и повышает свой уровень стрессоустойчивости.

Исследование проводилось в школах г. Тамбова. Экспериментальную выборку составили 20 учителей и 84 ученика классов, где практикуется инклюзивное образование.

В рамках реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Конвенции о правах ребенка и других нормативно-правовых актов, в Тамбовской области около 70 школ принимают на учебу не только нормативно развивающихся детей, но и тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Также в общеобразовательных школах региона были открыты более 1000 специальных (коррекционных) классов и классов инклюзивного образования. В них наравне со своими здоровыми сверстниками обучаются 3500 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов [6].

В настоящее время в Тамбовском регионе реализуются несколько программ, направленных на обучение и адаптацию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья: «Развитие образования в Тамбовской области», «Доступная среда» и комплексная программа «Право быть равным». Благодаря реализации комплексной программы «Право быть равным» в области сложилась трехуровневая система оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: создан региональный ресурсный центр ранней помощи на базе Центра «Возрождение», работают две областные службы ранней помощи, а в 28 муниципалитетах - консультативные пункты ранней помощи.

В эмпирической части исследования были использованы следующие эмпирические и психодиагностические методы: для исследования стрессоустойчивости учителей - методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№187, факторы В, С, Н, О), опросник стрессоустойчивости С.В.Субботина, методика «Стрессоры», методика «Куда ты идешь: к стрессу или от него». Для исследования психологического климата - методика на изучение психологического климата коллектива и методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера.

В итоге были мы пришли к следующим выводам: 1) основными стресс-факторами педагогической деятельности являются те трудности, с которыми сталкиваются учителя в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса, при решении педагогических задач. А стрессоустойчивость проявляется в успешности преодоления трудностей, которая в свою очередь зависит от развития психолого-педагогических качеств и умений, характеризующих учителя как субъекта деятельности, и от его индивидуально-психологических особенностей; 2) повышение стрессоустойчивости учителя обеспечивается высокой эмоциональной устойчивостью, адекватной самооценкой, умением преодолевать стрессы и адаптироваться к стрессогенным факторам в профессиональной деятельности, а так же мобилизацией личных ресурсов; 3) создание психологического климата в группе (ученическом коллективе) является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Психологический климат, который складывается из более мелких составляющих психологических атмосфер, является неотъемлемой характеристикой коллектива учащихся, представляющий собой динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие каждого ученика в нем.

Анализ эмпирической части показал: относительно уровня стрессоустойчивости педагога: в основном преобладает средняя степень СУ (75 %), а также - высокая степень СУ(25 %); большинство учителей эмоционально устойчивы и умеют регулировать свое эмоциональное состояние, но степень выраженности эмоциональной устойчивости зависит не только от сложившейся ситуации, но и от умения противостоять стрессогенным факторам в работе и избегать стрессы; среди четырех изученных классов только в трех преобладают неустойчиво благоприятный климат и положительная атмосфера, и лишь в одном -неблагоприятный психологический климат.

На основании корреляционного анализа мы выявили различные взаимосвязи между имеющимися показателями, показали влияние различной степени стрессоустойчивости учителей на психологический климат и атмосферу изучаемых классных коллективов, то есть: эмоционально неустойчивые учителя отрицательно влияют на ученический коллектив, создавая в нем неблагоприятный психологический климат, следовательно - повышение стрессоустойчивости учителя положительно влияет на формирование благоприятного психологического климата в коллективе в рамках системы инклюзивного образования.

Выводы. Исходя из вышеизложенного материала, мы доказали влияние оптимального психологического состояния педагога на формирование позитивного психологического климата в коллективе, где совместно обучаются дети с разными образовательными возможностями - нормативно развивающиеся и имеющие ограниченные возможности здоровья или статус инвалида. Данное исследование подтверждает важность профориентации на педагогическую профессию с учетом психолого-педагогических качеств, необходимых для педагогического труда. А также необходимость поиска дополнительных ресурсов и психолого-педагогических средств, повышающих стрессоустойчивость и предлагающих конструктивные механизмы преодоления стресса.

Литература:

1. Андреева А.А. Трудности и достижения в реализации инклюзивного образования // Воспитание и проблемы безопасности детства в современной России. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. в рамках Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». Орел. 2017. С. 26-30

2. Байкова Л.А. Диагностика особых образовательных потребностей детей и разработка модели специальных компетенций педагога инклюзивного образования // мат-лы межд. науч.-практ. конф. «Гуманизация образовательного пространства» Саратов. 2016. С. 703-719.

3. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы в интегративном классе.М.: Прометей, 2005. 88 с.

4. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Ижевск: УдГУ, 1997. - 114 с.

5. Ганчукова Д.Р. Некоторые особенности включения детей с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность общеобразовательной школы // Вестник педагогических инноваций. 2014. №3 (35). С. 109-114.

6. Масликова Т.В Тамбовской области обсудили проблемы инклюзивного образования детей // Учительская газета. 8 мая 2015 [электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/news/15011 (дата обращения: 29.09.2018).

7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. (Психологические проблемы). М., 1994. - 216 с.

8. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя. Дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1992. - 152 с.

Педагогика

УДК: 37.01

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванов Михаил Айолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ НАРОДОВ

СЕВЕРА

Аннотация. Вопрос воспитания подрастающего поколения всегда актуален. В статье рассматривается многовековой опыт воспитания мальчиков через традиционные виды занятий народов Севера, а именно охоту и рыбалку. В древности необходимо было подготовить ребенка с раннего возраста к самостоятельной жизни в тяжелых климатических условиях Севера. Он должен был знать промысловые традиции и обряды, которые передавались из поколения в поколение. Полученные, в ходе исследования, данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день промысловые традиции народов Севера трансформировались в увлечения (хобби).

Ключевые слова: традиции, промысел, промысловые традиции, охота, рыбалка, воспитание.

Annotation. Young generation educational issue is always important. Centuries-old educational experience examined in the article through the traditional types of pastimes of Northern peoples, such as hunting and fishing. In ancient times, they needed to prepare a child to the adult life in severe climate conditions of the North. Any child should have known hunting traditions and rites that passed from generation to generation. Nowadays, as authors agree, hunting traditions of Northern peoples turned from necessity to hobby.

Keywords: traditions, fishing, trade traditions, hunting, fishing, education.

Введение. Многовековой опыт жизнедеятельности якутов, эвенов в суровых климатических условиях Северного края регламентировался особыми законами, определявшими уклад жизни в тайге. Это навыки изготовления, применения охотничьих и рыболовных снастей, которые трансформировались в промысловые традиции и обряды.

Изложение основного материала статьи. Опыт жизнедеятельности и промысловые традиции северных народов нашли свое отражение в жанрах фольклора и обрядовых практиках. Все это имело большой педагогический потенциал. Эти традиции также входили в систему традиционного воспитания детей того времени. Основной целью воспитания являлось последовательное включение детей в реальную жизнь. Ставились две задачи воспитания детей: во-первых, подготовка ребенка с раннего возраста к самостоятельной жизни; во-вторых, продолжение традиций народа. Необходимыми элементами воспитания были забота о всестороннем физическом развитии детей, привитие им накопленного опыта жизни, а именно суммы нравственных и этических норм.

Забота о всестороннем физическом развитии детей объясняется необходимостью воспитать в ребенке качества настоящего хозяина тайги и тундры, который мог бы успешно бороться с жестоким морозом, невыносимой жарой, ветрами, с бесконечными капризами природы. Так как жизнь без этой борьбы лишается естественного содержания, социального смысла и эстетической привлекательности. Многовековой опыт семейного воспитания накапливается в жесточайшей борьбе за существование и выживание. Так, из литературных источников известно, что дети играли только до 6-7 лет, затем особое внимание уделялось его физическому здоровью и труду. Ребенок в течение дня постоянно был занят полезным для семьи делом. Так, традиционно-присваивающая экономика северных народов опиралась в основном на личную сноровку, на овладение секретами беспрерывного жизнеобеспечения. Усвоение подрастающим поколением всей суммы нравственных и этических норм народа обуславливалось нормами общения с другими людьми, принципами мудрости своего народа, его нравственными устоями, значимостью взаимной поддержки, способствовало необходимости формирования таких жизненно важных человеческих качеств, как усердие, смелость, терпеливость, сдержанность. Воспитание шло в русле подготовки к тяжелой жизни северянина. Этот процесс длительный и сложный, требующий постоянного общения со старшим поколением. Стремление подходить к данному идеалу человека накладывает определенный отпечаток на все методы воспитания детей того времени.

Трудовые навыки непосредственным образом связаны с занятием северян: охотой и рыболовством, а также животноводством. Данные виды деятельности развивались в экстремальных природных условиях и требовали огромного вклада физических и морально - волевых усилий. Дети, так же как и взрослые, были наравне вовлечены в систему трудового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.