Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ФАКТОРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юсупова Г.В., Зиннатуллина Г.М.

в статье приведены примеры того, как влияет стресс на пожилых людей, а также представлены методики и техники для его выявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юсупова Г.В., Зиннатуллина Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF STRESS ON THE ELDERLY

the article provides examples of how stress redens on the elderly, as well as methods and techniques for their detection.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1 2 Юсупова Г.В. , Зиннатуллина Г.М.

Email: Yusupova6125@scientifictext.ru

1Юсупова Гузель Валимухаметовна - кандидат психологических наук, доцент, 2Зиннатуллина Гульнара Маратовна - магистрант, психологический факультет, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань

Аннотация: в статье приведены примеры того, как влияет стресс на пожилых людей, а также представлены методики и техники для его выявления. Ключевые слова: стресс, факторы, эмоциональное воздействие.

THE EFFECT OF STRESS ON THE ELDERLY Yusupova G.V.1, Zinnatullina G.M.2

1Yusupova Guzel Valimukhametovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor; 2Zinnatullina Gulnara Maratovna - Master's student, FACULTY OF PSYCHOLOGY, KAZAN INNOVATIVE UNIVERSITY NAMED AFTER V.G. TMIRYASOV,

KAZAN

Abstract: the article provides examples of how stress redens on the elderly, as well as methods and techniques for their detection. Keywords: stress, factors, emotional impact.

УДК 740

Актуальность проблемы. Стресс (англ.: "состояние нагрузки, напряжения, высокого напряжения") - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающих гомеостаз организма, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [1].

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввёл Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Анализ предшествующих исследований и публикаций. Известный исследователь стресса, канадский физиолог Ханс Селен, опубликовал свою первую работу об общем адаптационном синдроме в 1936 году, но долгое время избегал использования термина "стресс", поскольку он в основном использовался для обозначения "нейропсихологического" напряжения (синдром "сражайся или беги"). Только в 1946 году Селен начал регулярно использовать термин "стресс" для обозначения общего адаптивного стресса [2].

Человек в течение своей жизни постоянно подвержен воздействию на него стресса, при помощи стресса он старается адаптироваться к окружающей среде. При старении часто появляются функциональные нарушения адаптивного ответа организма на стрессовые воздействия, которые в данном случае могут рассматриваться в качестве предикторов развития возрастных заболеваний.

У каждого человека есть своя зона комфорта, которая сформировалась под влиянием разных факторов, таких как характер человека, привычки, условия и образ жизни. Но для того, чтобы успешно реализовываться, быть востребованным в

обществе, и даже для того, чтобы просто общаться с людьми, налаживать и поддерживать контакты, человеку необходимо, время от времени, выходить из своей зоны комфорта. И если в молодом возрасте, как правило, это не составляет большого труда, то с возрастом это может даваться все сложнее и сложнее.

Цель исследования. Пожилым людям сложнее адаптироваться к факторам внешней среды, к внешнему влиянию социума и изменениям, происходящим вокруг, и это в свою очередь приводит к формированию состояния стресса. Кроме внешних факторов воздействия, существуют и внутренние причины, из-за которых может сформироваться негативный образ и окружающего мира.

Основное содержание. При недостаточной возможности взаимодействовать с социумом, человек теряет возможность того, что так необходимо в его возрасте - это общение и внимание. Вследствие недостатка общения с окружающими, и дефицита внимания со стороны других людей, пожилой человек может начать испытывать глубокие внутренние переживания, могут быть утрачены навыки взаимодействия с людьми, человек становиться замкнутым и может проявлять признаки агрессии.

Резкие, неожиданные перемены в жизни, которых пожилой человек не ждал и не был к ним готов, приводят к тому, что человек становиться недовольным, тревожным, Он начинает негативно воспринимать все происходящее вокруг себя, становится замкнутым и перестает взаимодействовать с социумом.

Грубое отношение, безразличие и холодность, недостаточный уход и другие причины могут стать причиной развивающегося стресса. В этом состоянии ослабляется критическое и логическое мышление, пожилые люди принимают неправильные решения, поддаются негативному восприятию мира.

Степень воздействия стресса на организм человека может быть абсолютно разной: от легких до тяжелых соматических расстройств.

Чем длительнее по времени состояние стресса, в котором находится человек, тем выше риск появления негативных последствий. При этом ухудшается не только психоэмоциональная сфера, но и физическое здоровье, человек может жаловаться на плохое самочувствие, нуждается в психологической помощи.

Наиболее частыми последствиями стресса являются такие заболевания, как гипертония и аритмия, мышечные боли, связанные с ухудшением работы сердечнососудистой системы.

Выводы. В ряде исследований, было установлено, что пожилые люди, с возрастом, начинают испытывать утрату уверенности в себе, могут чувствовать себя одинокими, никому не нужными, страдать от ощущения своей ненужности. Далее исследователи провели эмпирическое исследование с участием добровольцев в возрасте от 60 до 80 лет. Они установили, что люди, которые переживали сильный стресс в пожилом возрасте, как правило, хуже справляются с когнитивными задачами. Вместе с тем, те участники исследования, которые не испытывали большого количества нервных потрясений, справлялись с ними практически как молодые люди.

Вследствие возрастных изменений и пониженного эмоционального фона, пожилые люди менее стрессоустойчивы, чем люди среднего возраста и молодые люди.

Немаловажную роль здесь играет и то, что люди пожилого возраста менее оптимистичны, чем молодые люди, и даже наоборот, как правило, они подвержены пессимистическим взглядам на жизнь,

Поэтому крайне важно, зная, что ваш близкий человек пожилого возраста находится в подавленном психоэмоциональном состоянии, сделать все возможное, для того, чтобы помочь ему справиться с этой ситуацией.

Для снижения стрессового воздействия, следствием которого является формирование психоэмоциональных расстройств, важно соблюдать следующие рекомендации:

соблюдение режима отдыха и бодрствования, нормализация сна;

общение с единомышленниками, кружки по интересам;

психологическая помощь и поддержка в трудных ситуациях; занятия спортом, физические упражнения; обеспечение безопасных и комфортных условий проживания; соблюдение рекомендаций лечащего врача и контроль состояния здоровья; посещение развлекательных мероприятий, кинотеатры, театры, выставки; прогулки на свежем воздухе [2].

Список литературы /References

1. СельеГ. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 111 с.

2. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. 109 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.