ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1 2 Юсупова Г.В. , Зиннатуллина Г.М.
Email: Yusupova6125@scientifictext.ru
1Юсупова Гузель Валимухаметовна - кандидат психологических наук, доцент, 2Зиннатуллина Гульнара Маратовна - магистрант, психологический факультет, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань
Аннотация: в статье приведены примеры того, как влияет стресс на пожилых людей, а также представлены методики и техники для его выявления. Ключевые слова: стресс, факторы, эмоциональное воздействие.
THE EFFECT OF STRESS ON THE ELDERLY Yusupova G.V.1, Zinnatullina G.M.2
1Yusupova Guzel Valimukhametovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor; 2Zinnatullina Gulnara Maratovna - Master's student, FACULTY OF PSYCHOLOGY, KAZAN INNOVATIVE UNIVERSITY NAMED AFTER V.G. TMIRYASOV,
KAZAN
Abstract: the article provides examples of how stress redens on the elderly, as well as methods and techniques for their detection. Keywords: stress, factors, emotional impact.
УДК 740
Актуальность проблемы. Стресс (англ.: "состояние нагрузки, напряжения, высокого напряжения") - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающих гомеостаз организма, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [1].
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввёл Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».
Анализ предшествующих исследований и публикаций. Известный исследователь стресса, канадский физиолог Ханс Селен, опубликовал свою первую работу об общем адаптационном синдроме в 1936 году, но долгое время избегал использования термина "стресс", поскольку он в основном использовался для обозначения "нейропсихологического" напряжения (синдром "сражайся или беги"). Только в 1946 году Селен начал регулярно использовать термин "стресс" для обозначения общего адаптивного стресса [2].
Человек в течение своей жизни постоянно подвержен воздействию на него стресса, при помощи стресса он старается адаптироваться к окружающей среде. При старении часто появляются функциональные нарушения адаптивного ответа организма на стрессовые воздействия, которые в данном случае могут рассматриваться в качестве предикторов развития возрастных заболеваний.
У каждого человека есть своя зона комфорта, которая сформировалась под влиянием разных факторов, таких как характер человека, привычки, условия и образ жизни. Но для того, чтобы успешно реализовываться, быть востребованным в
обществе, и даже для того, чтобы просто общаться с людьми, налаживать и поддерживать контакты, человеку необходимо, время от времени, выходить из своей зоны комфорта. И если в молодом возрасте, как правило, это не составляет большого труда, то с возрастом это может даваться все сложнее и сложнее.
Цель исследования. Пожилым людям сложнее адаптироваться к факторам внешней среды, к внешнему влиянию социума и изменениям, происходящим вокруг, и это в свою очередь приводит к формированию состояния стресса. Кроме внешних факторов воздействия, существуют и внутренние причины, из-за которых может сформироваться негативный образ и окружающего мира.
Основное содержание. При недостаточной возможности взаимодействовать с социумом, человек теряет возможность того, что так необходимо в его возрасте - это общение и внимание. Вследствие недостатка общения с окружающими, и дефицита внимания со стороны других людей, пожилой человек может начать испытывать глубокие внутренние переживания, могут быть утрачены навыки взаимодействия с людьми, человек становиться замкнутым и может проявлять признаки агрессии.
Резкие, неожиданные перемены в жизни, которых пожилой человек не ждал и не был к ним готов, приводят к тому, что человек становиться недовольным, тревожным, Он начинает негативно воспринимать все происходящее вокруг себя, становится замкнутым и перестает взаимодействовать с социумом.
Грубое отношение, безразличие и холодность, недостаточный уход и другие причины могут стать причиной развивающегося стресса. В этом состоянии ослабляется критическое и логическое мышление, пожилые люди принимают неправильные решения, поддаются негативному восприятию мира.
Степень воздействия стресса на организм человека может быть абсолютно разной: от легких до тяжелых соматических расстройств.
Чем длительнее по времени состояние стресса, в котором находится человек, тем выше риск появления негативных последствий. При этом ухудшается не только психоэмоциональная сфера, но и физическое здоровье, человек может жаловаться на плохое самочувствие, нуждается в психологической помощи.
Наиболее частыми последствиями стресса являются такие заболевания, как гипертония и аритмия, мышечные боли, связанные с ухудшением работы сердечнососудистой системы.
Выводы. В ряде исследований, было установлено, что пожилые люди, с возрастом, начинают испытывать утрату уверенности в себе, могут чувствовать себя одинокими, никому не нужными, страдать от ощущения своей ненужности. Далее исследователи провели эмпирическое исследование с участием добровольцев в возрасте от 60 до 80 лет. Они установили, что люди, которые переживали сильный стресс в пожилом возрасте, как правило, хуже справляются с когнитивными задачами. Вместе с тем, те участники исследования, которые не испытывали большого количества нервных потрясений, справлялись с ними практически как молодые люди.
Вследствие возрастных изменений и пониженного эмоционального фона, пожилые люди менее стрессоустойчивы, чем люди среднего возраста и молодые люди.
Немаловажную роль здесь играет и то, что люди пожилого возраста менее оптимистичны, чем молодые люди, и даже наоборот, как правило, они подвержены пессимистическим взглядам на жизнь,
Поэтому крайне важно, зная, что ваш близкий человек пожилого возраста находится в подавленном психоэмоциональном состоянии, сделать все возможное, для того, чтобы помочь ему справиться с этой ситуацией.
Для снижения стрессового воздействия, следствием которого является формирование психоэмоциональных расстройств, важно соблюдать следующие рекомендации:
соблюдение режима отдыха и бодрствования, нормализация сна;
общение с единомышленниками, кружки по интересам;
психологическая помощь и поддержка в трудных ситуациях; занятия спортом, физические упражнения; обеспечение безопасных и комфортных условий проживания; соблюдение рекомендаций лечащего врача и контроль состояния здоровья; посещение развлекательных мероприятий, кинотеатры, театры, выставки; прогулки на свежем воздухе [2].
Список литературы /References
1. СельеГ. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 111 с.
2. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. 109 с.