Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
исключено, что через пару лет, фрилансеры полного дня появятся и у нас.
В качестве юридической основы для фрилансига, авторы приводят две основные возможности: регистрация ПБОЮЛ и уплата налогов по упрощенной системе или заключение авторского договора или договора подряда.
Библиографический ссылки
1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аут-стаффинг. Высокие технологии менеджмента. Инфра-М, 2009. Сер. «Высшее образование».
2. Мурадова Фриланс А. Когда сам себе начальник. Альпина Бизнес Букс, 2007.
3. Кузнецова С. Фриланс. Как заработать $1000 долларов в месяц, не приходя в офис. Феникс, 2009.
© Шехирева О. Ю., Мозговая А. А., Самохвалова С. М., 2010
УДК 669.713.7
А. П. Эглис, М. А. Супрунова Научный руководитель - А. Н. Казакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Рассмотрено комплексное влияние стресса на деятельность пилотов гражданской авиации. Целью работы является анализ причин стрессового состояния пилотов и поиск оптимального пути борьбы с ним, детальное рассмотрение специализированной программы обучения пилотов и вывод о ее эффективности. Основными понятиями являются: стресс, стресс-менеджмент, программа «Контроль за факторами угрозы и ошибок в полете». Проанализированы статистические данные.
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов может предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями для персонала.
По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения) россияне избавляются от стресса при помощи: телевизора - 46 %, музыки - 43 %, алкоголь - 19 %, еды - 16 %, медикаментов - 15 % [5].
Стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. Слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях.
К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации.
Стресс менеджмент - это необходимые меры, техники и программы, принимаемые на уровне организации для снижения уровня стресса среди работников предприятия [3]. Примером успешной
программы стресс менеджмента в сфере авиации и космонавтики, разработанная для пилотов гражданской авиации служит программа ТЕМ (аббревиатура от англ. threat - угроза, еггог - ошибка и management - менеджмент), «Контроль за факторами угрозы и ошибок в полете».
Неумение распознавать опасные полетные ситуации и управлять стрессом и эмоциями в критические моменты зачастую приводит к трагическим последствиям. Деятельность пилота проходит в условиях постоянной напряжённости и готовности к немедленной реакции на возникшие нештатные ситуации [1]. Профессиональная подготовка пилотов относится к числу тех компонентов авиационной системы, где скрывается большое количество опасных факторов, своевременное выявление которых составляет суть управления безопасностью полетов через совершенствование процесса обучения.
У пилотов гражданской авиации к чувству опасности для себя добавляется и страх ответственности за десятки пассажиров, что отрицательно влияет на эмоциональную устойчивость летчиков [1]. Эмоциональная составляющая является не только чувством или аффектом, а выступает в качестве их комбинации, поскольку и чувство, и аффект играют определенную роль в человеческом поведении. Для этого они должны быть определенным образом уравновешены, потому что при любом перекосе в функциональной системе, произошедшем либо вследствие утомления, либо под действием внепо-летных событий, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, аффект может взять верх
Секция «Современные проблемы управления человеческими ресурсами»
и при соответствующей ситуации привести к несчастному случаю. По статистике 75 % авиакатастроф происходит по вине экипажа, 18 - по вине технического состава, 5 - из-за КПН (конструктивно производственные неполадки), 2 - из-за природной аномалии [2].
Специалисты из Московского авиационного технологического института - РГТУ имени К. Э. Циолковского совместно с Центром подготовки авиаперсонала ОАО «Аэрофлот» предлагают создать российскую программу для обучения авиационного персонала, направленную на снижение роли «человеческого фактора» в авиационной аварийности. Предлагается разработать компьютерные динамические модели опасных или аварийных ситуаций с целью формирования у пилотов навыков быстрого и правильного их распознавания в полете [4].
ТЕМ за счет трехмерной динамической графики создает виртуальное пространство кабины самолета и динамическое изображение меняющихся показаний приборов, информационных табло, звуковых сигнализаций [4]. Можно моделировать разные отказы техники, аварийные условия полета. В перечень обязательных для моделирования опасных ситуаций войдут, прежде всего, те, что имели место в последних крупных катастрофах.
Важно отметить, что быстрому осознанию случившегося могут мешать сильные эмоциональные переживания, которые возникают в ситуации опасности. Будущие пилоты обучаются алгоритмам нужных действий, когда находятся в спокойном состоянии: в аудитории, на тренажере или в кабине самолета с инструктором в штатном полете. В таких спокойных условиях человек вполне способен показать, что он все правильно усвоил. Однако при внештатной ситуации некоторые пилоты переходят в состояние
страха, сильной тревоги, растерянности - вплоть до ступора и бездействия; у других же, наоборот, усиливается состояние возбуждения, психической напряженности: они могут впадать в панику, что влечет за собой хаотичные, непродуманные действия.
Создание данной программы российскими учеными и специалистами могло бы повысить эффективность в борьбе со стрессом во внештатных ситуациях и снизить человеческий фактор, из-за которого зачастую происходят катастрофы в авиации. Но, не смотря на важность данной проблемы в Российской реальности, государство в связи с кризисом приостановило финансирование проекта. Таким образом, предложение перейти от бесконечных разговоров о «человеческом факторе» к созданию конкретной компьютерной программы, направленной на снижение его опасного влияния, остается лишь в процессе обсуждения.
Библиографические ссылки
1. Береговой Г. Т., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М., 1978.
2. Каримов Д. Р. Летчик XXI века // Военно-исторический форум 2. 2009. URL: http://www. vif2.ru/news/show/letchik_xxi_veka.
3. Кулешов С. В. Стресс-менеджмент. URL: http://stress.depressii.net/
4. Комагорова С. B. Стресс-тест для пилотов // Aviation Explorer. № 4. 2009. URL: http://www. aex.ru/docs/4/2009/9/7/805/
5. Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2010 г. URL: http://wciom.ru/
© Эглис А. П., Супрунова М. А., Казакова А. Н., 2010